Бюджетные фонды: система, использование и государственные фонды бюджетных учреждений

Содержание
  1. Бюджетные фонды: система, использование и государственные фонды бюджетных учреждений
  2. Система бюджетных фондов
  3. Использование бюджетного фонда
  4. Федеральные бюджетные фонды
  5. Государственные бюджетные фонды
  6. Фонды бюджетных учреждений
  7. Бюджетные фонды — это… Понятие, виды и использование
  8. Понятие и значение бюджетного фонда
  9. Разновидности фондов
  10. Бюджетные фонды, созданные для решения определенной задачи
  11. Особенности резервного фонда
  12. Общая характеристика внебюджетных фондов
  13. Разновидности внебюджетных фондов
  14. Специфика работы ПФ РФ
  15. Специфика работы ФСС РФ
  16. Специфика деятельности фондов ОМС
  17. Бюджетные фонды государства и властных структур
  18. Применение средств бюджетного фонда
  19. Бюджетные и внебюджетные фонды: понятие, виды и использование
  20. Понятие и значение
  21. Виды целевых бюджетных фондов:
  22. Характерные черты целевого бюджетного фонда:
  23. Внебюджетные фонды
  24. Экономическая сущность, необходимость, источники, структура
  25. Классификация
  26. Внебюджетные социальные фонды государства
  27. Государственные бюджетные фонды

Бюджетные фонды: система, использование и государственные фонды бюджетных учреждений

Бюджетные фонды: система, использование и государственные фонды бюджетных учреждений

Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми.

Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов.

Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.

  1. Система бюджетных фондов
  2. Бюджетные фонды РФ
  3. Использование бюджетного фонда
  4. Федеральные бюджетные фонды
  5. Бюджетные и внебюджетные фонды
  6. Государственные бюджетные фонды
  7. Фонды бюджетных учреждений

Система бюджетных фондов

Впервые термин «целевой бюджетный фонд» прозвучал в нашей стране в середине 90-х гг.

ХХ столетия и применялся для обозначения определённого переходного этапа между бюджетной, а также внебюджетной формами перераспределения денежных средств.

Изначально подобная система возникла из целого ряда внебюджетных фондов и предназначалась для формирования стабильного источника финансирования определённых госрасходов.

На сегодняшний момент речь идёт преимущественно о денежных фондах целевого назначения, которые создаются на различных уровнях внутри бюджета за счёт всё тех же целевых доходов.

Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством.

Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования.

Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

Использование бюджетного фонда

Использование финансовых резервов бюджетных фондов регулируется соответствующими нормативными документами.

ЦБФ формируются за счёт доходов целевого назначения и могут использоваться только для финансирования соответствующих целевых направлений.

Все операции с такими средствами при этом проводятся исключительно через отделения Центробанка, а также главного управления казначейства Минфина. Учёт средств ведётся на бюджетных счетах, открытых в казначействе/Центробанке.

“Денежные средства бюджетных фондов не могут быть изъяты и ни в коем случае не могут использоваться для получения прибыли”

Федеральные бюджетные фонды

К числу федеральных бюджетных фондов можно отнести следующие госструктуры:

  • федеральный фонд компенсаций,
  • федеральный бюджетный фонд реформирования соцфинансов,
  • фонд софинансирования социальных расходов,
  • федеральный фонд развития регионов,
  • резервные бюджетные и другие фонды.

Помимо целевых бюджетных, существуют также различные внебюджетные фонды, не включённые в структуру регионального или госбюджета.

При этом такие внебюджетные фонды формируются из самостоятельных источников, то есть, находятся вне федерального бюджета или бюджетов отдельных субъектов.

К числу наиболее значимых социальных внебюджетных фондов в России относятся ПФ РФ (Пенсионный фонд), Соцстрах (Фонд социального страхования), ФФОМС (государственный фонд обязательного медицинского страхования).

Кроме этого, существует ряд внебюджетных фондов не социальной, а экономической направленности – в частности, всевозможные фонды финансирования отдельных отраслей производства или народного хозяйства.

Государственные бюджетные фонды

Одно из главных условий существования любого из перечисленных выше государственных бюджетных фондов – строгий контроль над его формированием, а также целевым использованием имеющихся на счетах фонда денежных средств.

Государство контролирует не только законность использования бюджетных денег, но и эффективность/рациональность их применения в соответствующей сфере. Состав таких фондов в федеральном бюджете непостоянен, они могут создаваться и упраздняться решением правительства.

Точно так же и отдельные субъекты РФ могут от года к году закрывать одни и создавать другие бюджетные целевые фонды, в зависимости от текущей экономической ситуации, целесообразности и других факторов.

Фонды бюджетных учреждений

Также стоит упомянуть спецфонды различных бюджетных учреждений. Их состав формируется из поступлений на конкретные цели, после чего средства соответствующим образом распределяются и расходуются согласно нормам законодательства.

Бюджетные средства фонда идут преимущественно на реализацию мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование такого учреждения.

Доходная часть спецфонда формируется на основании расчётов, исчисляемых по каждому отдельно взятому источнику дохода (как и в описанных выше случаях, требуется открытие бюджетного счёта в Федеральном казначействе).

Источник: https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/bjudzhetnye-fondy/

Бюджетные фонды — это… Понятие, виды и использование

Бюджетные фонды: система, использование и государственные фонды бюджетных учреждений

Бюджетные фонды играют немалую роль в функционировании страны и исполнении государством своих обязательств, включая социальные. В данной статье рассказывается о понятии, разновидностях, значении и особенностях фондов России.

Понятие и значение бюджетного фонда

Бюджетные фонды – это разновидность финансовых фондов, создаваемых в строгом соответствии с отечественными юридическими нормами.

Они выглядят как специально выделенные в системе бюджета деньги, которые расходуются и контролируются властными государственными структурами.

Как правило, данные финансы скапливаются для последующего финансирования ключевых видов хозяйственной деятельности страны.

Все бюджетные фонды в России подчиняются положениям действующего бюджетного законодательства. Кроме того, данные структуры, независимо от их вида, не должны нарушать и иные правовые нормы.

Как правило, фонды закладываются исполнительной властью на федеральном уровне, в границах закона об общегосударственном бюджете на предстоящий финансовый год. Причем допускается формирование бюджетных фондов не только в центре, но и в субъектах РФ, и даже в муниципалитете.

Бюджетные фонды пополняются посредством поступления денег из казны, особых фискальных взносов с физических и юридических лиц, целевых государственных кредитов, казначейских ценных бумаг (векселей) и др.

Фонды играют немаловажную роль. В частности, бюджетные фонды – это денежная основа реализации задач и социальных обязательств государства.

Разновидности фондов

Фонды могут классифицироваться по различным критериям:

1) По наличию непосредственной связи с государственной казной бывают бюджетные и внебюджетные фонды.

2) По направлению использования средств: целевые и нецелевые.

3) По уровню образования: государственные, фонды субъектов РФ, муниципальные.

Кроме того, по форме бюджетных фондов их можно классифицировать на целевые бюджетные фонды; запасные фонды и фонды, созданные в рамках затрат казны определенного уровня власти.

Бюджетные фонды, созданные для решения определенной задачи

Отличительными особенностями целевого бюджетного фонда можно назвать: профильную направленность расходования хранящихся в нем средств; формируется благодаря прибыли целевого назначения; прибыль, приходящая в него, связана с определенными целями растрат; приход финансов и их растраты осуществляются ежегодно на весь срок функционирования фонда; существует связь продолжительности работы фонда и времени реализации той задачи, для претворения в жизнь которой он был сформирован. Таким образом, целевые бюджетные фонды – это организация, консолидирующая денежные средства, предназначенные для решения конкретных задач.

Все бюджетные фонды прекратили свое существование после вступления 26.04.2007 г. закона о внесении поправок в БК РФ. Вместе с тем в теории бюджетного права они по-прежнему существуют. К бюджетным фондам РФ можно отнести фонд национального благосостояния, инвестиционный и дорожный фонды.

Первый являлся долей денег государственной казны, которые должны были учитываться и контролироваться отдельно для обеспечения дополнительной денежной поддержки добровольных пенсионных сбережений российского населения и создания баланса (устранения нехватки средств) бюджета в отечественном Пенсионном Фонде.

Второй из перечисленных фондов был создан для дополнительного финансирования разработок, которые должны были привлекать вкладчиков. Согласно бюджетному законодательству России средства из фонда должны были расходоваться для претворения в жизнь инвестиционных разработок.

Дорожный фонд формировался для денежного обеспечения ремонтных работ и благоустройства отечественных автострад общего применения; капитальных ремонтных работ и реконструкции придомовых зон многоэтажных жилых зданий, подъездов ко дворам многоэтажных жилых зданий в различных городах.

Особенности резервного фонда

Резервные бюджетные фонды – это доля финансов государственной казны, которая учитывается и контролируется отдельно для проведения нефтегазового трансферта при нехватке прибыли от торговли «голубым топливом» и «черным золотом» для денежного обеспечения данного трансферта.

Нормативный размер данного фонда устанавливается в определенной величине, основываясь на 10% предсказываемого на предстоящий финансовый год размера ВВП, отраженного в ФЗ о государственных доходах и расходах на будущий финансовый год и запланированный срок.

Цель руководства финансами Резервного фонда заключается в поддержании целостности финансов Фонда и постоянной величины прибыли от его размещения в отдаленном будущем. Руководство соответствующими финансами предусматривает вероятность падения доходов или убытков в ближайшее время.

Руководит деньгами фонда отечественный Минфин в порядке, который определяет главный орган исполнительной власти страны. Некоторые функции по руководству деньгами данного образования может исполнять ЦБ РФ.

Руководство финансами Резервного фонда способно производиться одним либо комплексом методов:

  1. С помощью покупки за деньги фонда зарубежной денежной единицы и ее размещения на депозитах по учету финансов фонда в зарубежных денежных единицах (USD, €, английская валюта) в ЦБ РФ.
  2. С помощью помещения денег Резервного фонда в зарубежные финансовые средства и денежные активы, исчисляющиеся в денежных единицах других государств, список которых устанавливается отечественными правовыми нормами.

Минфин РФ руководит деньгами Фонда первым из перечисленных методов.

Общая характеристика внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды представляют собой независимые кредитно-денежные структуры и образования, которые в основной своей массе обладают юридическим статусом организации.

Внебюджетные фонды, создаваемые органами власти, являются целевыми фондами со своими средствами с общим центром, образуемые за рамками государственной казны благодаря финансовым взносам организаций и созданные для исполнения социальных обязательств перед населением России (выплаты пенсий, пособий, страхования, защиты здоровья и лечебную поддержку).

Данные фонды являются автономными в хозяйственном и юридическом плане от федеральной, региональной и муниципальной казны. Финансовые активы данных организаций не входят в суммарную величину прибыли и растрат государственной казны. Однако деньги внебюджетных фондов являются собственностью органов власти, которые и назначают порядок их функционирования.

Любой внебюджетный фонд, в отличие от целевых бюджетных фондов, работает независимо от казны (точнее, связь не прямая, а опосредованная).

Надобность в создании таких структур была обусловлена несколькими основаниями.

Главное основание в хозяйственной сфере – потребность в увеличении источников спонсирования органами власти общественно-экономических потребностей страны.

Иначе говоря, задачей внебюджетных фондов является взятие под контроль наиболее значимых направлений общехозяйственного развития государства и общественной отрасли.

Властные структуры указывают цель формирования фонда, а также порядок расходования его финансовых активов.

Разновидности внебюджетных фондов

Система бюджетных фондов включает множество разновидностей данных учреждений.

По рабочему предназначению внебюджетные фонды подразделяются на те, что имеют общегосударственный характер (сформированы для урегулирования значимых трудностей в хозяйственной сфере в целом: дорог, окружающей среды, таможенная отрасль, снижение криминальных показателей и др.) и те, что созданы для решения конкретной задачи (формируются для финансирования общественных потребностей; обучения; науки; лечебной сферы; повышения занятости населения). Деньги любого внебюджетного фонда размещаются на особых депозитах.

Другим критерием деления является уровень образования фонда: государственный, субъекта РФ или муниципалитета. Поступление средств из фонда осуществляется исключительно для решения определенных задач. При этом деньги на удовлетворение общественных нужд из таких фондов поступают в куда большем размере, чем из целевых фондов.

Внебюджетные фонды также подразделяются на социальные (например, ПФ РФ, ФСС, фонд обязательного лечебного страхования) и общеэкономические. В последнем случае речь, как правило, идет о фондах бюджетных учреждений. К числу последних относились, например, Фонд российского Министерства по атомной энергии; государственный фонд Министерства по налогам и сборам и др.

Специфика работы ПФ РФ

ПФ России является фондом финансовых активов, созданным независимо от государственной казны для денежного обеспечения защиты россиян от специфической разновидности общественной угрозы – потери оклада (либо иной стабильной прибыли) по причине наступления преклонного возраста, утраты трудоспособности; для нетрудоспособных граждан – при смерти кормильца; для некоторых групп занятых – продолжительного исполнения конкретной трудовой задачи. Финансовые активы из ПФ запрещено расходовать на иные цели, кроме вышеперечисленных. Пенсионные накопления включают 3 части: основную, накопительную и страховую.

Пенсионный Фонд пополняется благодаря таким источникам, как: деньги из государственной казны; суммы пеней и других денежных наказаний; прибыль от вложения временно не занятых финансов обязательного пенсионного страхования; страховых платежей на обязательное страхование пенсионных выплат; добровольных платежей граждан и юридических лиц; других легальных источников.

Специфика работы ФСС РФ

Фонд общественного страхования стоит на втором месте по значимости. Он является профильной кредитно-денежной структурой при высшем органе исполнительной власти страны. Его функция заключается в управлении денежными средствами государственного общественного страхования.

Ключевыми целями создания ФСС можно считать: выплату россиянам федеральной социальной помощи, отправку на курортно-санаторные медицинские процедуры; участие в создании и претворении в жизнь федеральных программ защиты здоровья занятого населения; проведение мероприятий, способствующих денежной стабильности фонда, установление размера страховых платежей; организация деятельности по обучению работников структуры федерального общественного страхования; партнерство с идентичными зарубежными организациями и межгосударственным структурами в плане общественного страхования.

Источниками финансовых поступлений Фонда являются: страховые платежи различных работодателей; страховые платежи людей, имеющих статус ИП; страховые платежи россиян, занятых на других условиях; прибыль от вложения временно не занятых финансовых активов фонда в банковские депозиты и ценные федеральные бумаги с высокой стоимостью; добровольные выплаты организаций и россиян; иная прибыль.

В основном финансовые активы фонда расходуются на: похороны; предоставление пособий по временной потере возможности осуществлять трудовую деятельность, родам и беременности, при появлении на свет малыша и уходу за ним до исполнения ему 1,5 лет; направление на оздоровительные процедуры на курорты; иные цели, перечисленные в правовых нормах.

Специфика деятельности фондов ОМС

Данные структуры формируются на уровне местных органов власти для консолидации средств на охрану здоровья населения. ОМС – неизменная составляющая федерального общественного страхования и обеспечивает каждому россиянину одинаковое право на лечение с помощью финансов из ОМС.

Для претворения в жизнь мер в сфере лечебного страхования формируются государственный и региональный фонды ОМС как независимые некоммерческие кредитно-денежные структуры.

Фонды ОМС призваны выполнить ряд задач: сделать одинаковыми условия функционирования региональных фондов ОМС; выделить деньги на целевой комплекс мероприятий в пределах ОМС; произвести проверку правильности растрат денежных активов ОМС.

На общегосударственном уровне источниками поступлений в фонд ОМС являются: доли страховых выплат субъектов экономической деятельности; платежи региональных фондов ОМС на претворение в жизнь совместных мероприятий, осуществляемых на договорной основе; финансирование из государственной казны на реализацию республиканских мероприятий ОМС; добровольные платежи организаций и граждан; прибыль от применения временно не занятых денег государственного фонда ОМС и др.

Бюджетные фонды государства и властных структур

В число федеральных бюджетных фондов входили: фонды денежной помощи, созданные в составе государственной российской казны для решения задач страны на определенной стадии развития хозяйственной сферы. В качестве примера можно привести Государственный фонд софинансирования растрат; фонд денежной помощи субъектам ФФПС; государственный фонд возмещения.

Одно из основных требований функционирования государственного бюджетного фонда – обязательный надзор над его созданием и целевым употреблением размещенных на его депозитах финансовых активов.

Органы власти осуществляют надзор как над легальностью расходования денежных средств, так и результативностью их использования. Структура подобных фондов в государственной казне меняется. Их могут формировать либо ликвидировать. Это справедливо и для региональных фондов.

Бюджет и бюджетные фонды имеют непосредственную связь, в отличие от аналогичных внебюджетных структур, где она является опосредованной.

Кроме того, следует сказать про особые фонды разнообразных органов власти (например, Фонд российского Министерства по атомной энергии). Их состав образуется из финансовых ассигнований на определенные задачи. Затем деньги распределяются и тратятся в соответствии с законом. Деньги казны растрачиваются, главным образом, на проведение мер, способствующих непрерывной работе подобной структуры.

Прибыль создается на базе расчетов, вычисляемых по каждому источнику прибыли обособленно.

Применение средств бюджетного фонда

Расходование денежных запасов бюджетного фонда прописано в законодательстве. Целевые бюджетные фонды создаются благодаря соответствующим поступлениям и способны употребляться исключительно для перевода средств на заранее установленные цели.

Все транзакции с подобными финансами должны проводиться только через филиалы Центрального Банка и основного управления казначейства российского Министерства финансов. Учет денег осуществляется на государственных депозитах, созданных в ЦБ РФ/Казначействе. Финансы из бюджетных фондов неприкосновенны.

Их запрещено применять для коммерческой деятельности.

Источник: https://FB.ru/article/458234/byudjetnyie-fondyi---eto-ponyatie-vidyi-i-ispolzovanie

Бюджетные и внебюджетные фонды: понятие, виды и использование

Бюджетные фонды: система, использование и государственные фонды бюджетных учреждений

Фондам, как и любым другим явлениям природы и общества, присущи определенные признаки, по которым их можно классифицировать.

К таким признакам, характеризующим фонды, можно отнести следующие:

  • иерархию или уровень власти;
  • принадлежность фонда;
  • источник формирования средств фонда;
  • сферу использования средств фонда;
  • период функционирования (действия) фонда.

По признаку принадлежности к уровню власти фонды бывают федеральные и территориальные внебюджетные и бюджетные фонды.

По источникам формирования средств подразделяют на фонды, формируемые непосредственно за счет налоговых и неналоговых поступлений, и фонды, формируемые из средств бюджета.

По сферам или целям использования средств фонды подразделяют на фонды, обеспечивающие социальную сферу, сферу экономики, науки, культуры, обороны, экологии и т. д.

В свою очередь, группу экономических фондов можно подразделить на инвестиционные, валютные, дорожные и другие, а специальные фонды — на фонды социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки населения и т. д.

По отрасли сферы использования средств подразделяют на межотраслевые и отраслевые.

В зависимости от предполагаемого периода функционирования (действия), с учетом реализации конкретных мероприятий, существуют бессрочные, долгосрочные и краткосрочные.

К бессрочным фондам относят пенсионный, экологический и другие фонды, долгосрочным — фонд регионального развития, краткосрочным — фонд помощи беженцам и т. д.

По охвату проблемможно подразделить на фонды общего и конкретного характера. К фондам общего характера, например, можно отнести фонд регионального развития, а к фондам конкретного назначения — фонд развития автомагистралей в масштабе государства или субъекта РФ.

Учитывая вышеизложенное все фонды федерального уровня можно свести в четыре основные группы:

  1. государственные внебюджетные;
  2. целевые бюджетные;
  3. специальные бюджетные;
  4. отраслевые внебюджетные.

Понятие и значение

Бюджетные фонды – это разновидность финансовых фондов, создаваемых в строгом соответствии с отечественными юридическими нормами.

Они выглядят как специально выделенные в системе бюджета деньги, которые расходуются и контролируются властными государственными структурами.

Как правило, данные финансы скапливаются для последующего финансирования ключевых видов хозяйственной деятельности страны.

Все бюджетные фонды в России подчиняются положениям действующего бюджетного законодательства. Кроме того, данные структуры, независимо от их вида, не должны нарушать и иные правовые нормы.

Как правило, закладываются исполнительной властью на федеральном уровне, в границах закона об общегосударственном бюджете на предстоящий финансовый год.

Причем допускается формирование бюджетных фондов не только в центре, но и в субъектах РФ, и даже в муниципалитете. 

Пополняются посредством поступления денег из казны, особых фискальных взносов с физических и юридических лиц, целевых государственных кредитов, казначейских ценных бумаг (векселей) и др.

Играют немаловажную роль. В частности, бюджетные фонды – это денежная основа реализации задач и социальных обязательств государства.

Виды целевых бюджетных фондов:

    1. государственные, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ;
    2. муниципальные, созданные представительным органом местного самоуправления.

Характерные черты целевого бюджетного фонда:

    • узкая целевая направленность;
    • образуется за счет доходов целевого назначения;
    • доходы, поступающие в фонд, связаны с конкретными направлениями расходования;
    • поступление средств и их расходование происходит каждый год в течение всего периода существования фонда;
    • привязка длительности функционирования к продолжительности достижения той цели, ради которой создан.

Все целевые бюджетные фонды были ликвидированы Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».

Однако в теории бюджетного права они имеют место быть. Характерными чертами целевого фонда обладают:

  1. инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды);
  2. дорожные фонды (Федеральный, субъектов РФ и муниципальные — ст. 179.4 БК РФ).

Согласно  ст. 179.2  БК РФ, инвестиционный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Дорожный фонд— часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Указанные фонды не является ни «подушкой безопасности» для экономики, каким был Стабилизационный фонд РФ, ни механизмом координации расходов на выполнение функций государства.

У инвестиционного фонда есть своя цель — стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов, и достигается она не путем получения льгот или преференций, а с помощью механизмов частно-государственного партнерства, когда власть и бизнес совместно вкладывают средства в наиболее значимые и дорогостоящие проекты, вместе несут риски и владеют создаваемыми объектами.

Внебюджетные фонды

Представляют собой систему аккумуляции и перераспределения денежных ресурсов, которая имеет свои источники формирования и целевое направление использования.

Могут быть региональными, муниципальными, территориальными подразделениями региональных фондов. Их разновидностями могут быть фонды финансовой поддержки одаренной молодежи, фонды развития территорий, валютные фонды, фонды поддержки малого и среднего бизнеса и т.п.

Источниками формирования могут быть целевые поступления от налогов и сборов, средства бюджета, добровольные пожертвования или взносы физических и юридических лиц, прибыли от предпринимательской деятельности самого фонда, займов, полученных фондом, других поступлений.

Помогают обеспечить дополнительными средствами приоритетные отрасли экономики и позволяют расширить социальные услуги для населения. Эти фонды всех уровней способствуют улучшению социальной защиты населения, развитию социальной инфраструктуры.

Экономическая сущность, необходимость, источники, структура

Внебюджетные фонды — это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица.

Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные целевые фонды независимы в правовом и экономическом отношении от госбюджета . Денежные средства внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем средства внебюджетных фондов принадлежат государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности (рис. 35).

Все внебюджетные фонды функционируют автономно от бюджета.

Рис. 35. Место внебюджетных целевых фондов в структуре госфинансов

Необходимость возникновения была вызвана рядом общеэкономических и финансово-организационных причин. Основная экономическая причина — необходимость расширить источники финансирования государством социально-экономических нужд. Другими словами, внебюджетные фонды призваны охватить существенно важные направления общеэкономического развития страны, ее социальной сферы.

Органы государства определяют целевое назначение фонда и направление использования средств.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на общегосударственные, т. е.

образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.

) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

Несмотря на автономность финансирования всех внебюджетных фондов, очевидна их взаимосвязь и взаимозависимость с бюджетом. Во-первых, взносы во все внебюджетные фонды носят обязательный характер и объективно соотносятся и взаимодействуют с налоговой системой.

Во-вторых, будучи обязательными к уплате, взносы во внебюджетные фонды включаются в себестоимость производимой продукции.

В-третьих, законодательные изменения по увеличению социальных выплат неизбежно ведут к дополнительной нагрузке на бюджет, способствуют появлению бюджетного дефицита.

Классификация

Внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов государственной власти или муниципальных образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач.

В финансовой системе России внебюджетные фонды получили большое значение в 90-е гг., в начале экономических реформ. Кризисные явления в экономике вызвали нехватку финансовых ресурсов для решения самых неотложных проблем. Предполагалось, что за счет создания внебюджетных фондов можно будет обеспечить необходимые расходы самостоятельными источниками финансирования.

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.

Внебюджетные социальные фонды государства

По значению и размерам к основным социальным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования.

Ранее в этот список входил и Государственный фонд занятости населения РФ, функции которого сейчас выполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Пенсионный фонд РФ можно считать не только одним из самых важных институтов в социальной сфере, но и высшей финансовой федеральной системой в области социального государственного обеспечения населения.

Он был официально основан Постановлением Верховного Совета в 1990-м году 22 декабря. Стоит подчеркнуть, что Пенсионный фонд РФ является внебюджетной системой накопления финансов, и средства фонда не подлежат перенаправлению в общий бюджет России.

При этом деньги, находящиеся в бюджете, могут использоваться для различных социальных выплат гражданам государства.

Данная государственная организация является независимой и имеет кредитно-финансовую направленность деятельности. Она выполняет функции по сбору и накоплению с работающего населения государства страховых взносов, с целью осуществления пенсионных государственных выплат, а также других социальных выплат для населения страны.

Бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется на основании страховых отчислений, поступающих от частных предпринимателей и от населения страны, трудоустроенного официально.

В структуру Пенсионного фонда РФ входит 84 отделения ПФР. В качестве высшего органа выступает Правление Пенсионного фонда РФ, за деятельность которого несет ответственность Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России.

В мае 2019 года государство объявило о своих планах по подготовке к тому, чтобы придать Пенсионному фонду РФ статус публично-правовой компании.

Данные действия позволят осуществить переход управления на государство, работодателей и представителей профсоюзов.

После такой реорганизации Пенсионный фонд России сможет претендовать на получение дополнительной прибыли за счет поступивших инвестиций.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Данный внебюджетный фонд также является государственным. Он создан с целью финансового обеспечения обслуживания граждан Российской Федерации в области медицины. Создание организации пришлось на 1993 год, а именно на 24 февраля, после того, как было вынесено Постановление Верховного Совета № 4543-I.

Источник: https://abcdwork.ru/finansy/byudzhetnye-i-vnebyudzhetnye-fondy-ponyatie-vidy-i-ispolzovanie.html

Государственные бюджетные фонды

Бюджетные фонды: система, использование и государственные фонды бюджетных учреждений

Бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г.

, когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов.

Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости.

Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

Бюджетные фонды определены в Бюджетного Кодекса

Российской Федерации.

Целевой бюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

В законе учтены следующие фонды:

Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Федеральный экологический фонд Российской Федерации, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Также образованы фонды: Фонд регионального развития и Фонд развития региональных финансов. Суммы, выделенные на создание этих фондов оговорены в статье бюджетного кодекса.

Той же статьей устанавливается, что средства Фонда регионального развития направляются на финансирование федеральных программ развития регионов и дополнительную финансовую помощь высокодотационным субъектам Российской Федерации. Порядок предоставления и расходования средств Фонда регионального развития определяется Правительством Российской Федерации.

Установлено, что в 2000 году источником образования Фонда развития региональных финансов является кредит Международного банка реконструкции и развития.

Средства Фонда развития региональных финансов направляются на активизацию процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирование экономических реформ. Порядок предоставления и расходования средств Фонда развития региональных финансов определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с соглашением о займе с Международным банком реконструкции и развития после утверждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бюджеты местных уровней также вправе предусматривать создание фондов.

Так в городском бюджете предусмотрены расходы следующих фондов:

фонда непредвиденных расходов ( резервный фонд) бюджета города, фонда Мэра, городского экологического фонда, фонда Администрации города по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Очевидно, что создание последнего фонда вызвано последствиями больших наводнений последних лет и необходимостью дополнительного аккумулирования средств на проведение как профилактических работ, так и устранение последствий наводнений.

Несмотря на существование федеральных фондов и работы их отделений на местах (например, дорожных фондов), создаются и предусматриваются в бюджетах местных уровней местные фонды, которые работают параллельно с отделениями федеральных фондов, но имеют несколько другие задачи. Они также являются юридическими лицами, имеют свой Устав и действуют на основе ГК Российской Федерации.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежит все функции, присущие финансам:

1. образование целевого бюджетного фонда;

2. использование целевого бюджетного фонда;

3. контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег.

При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства — физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих; доходов лиц, работающих по найму; предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); ренты; процентов.

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов.

Вторая функция бюджета связана с конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства.

Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем бюджетных доходов.

Третья функция предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия.

Первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе — присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе.

Финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Часть доходов более «доходных» отраслей направляется в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство).

Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы, решению других социально значимых задач. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ.

Специфика ЦБФ состоит в том, что в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества, такие, как национальная оборона, образование, здравоохранение и пр.

, целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счёт чьих средств эти фонды формируются, либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов (экологические фонды, фонды восстановления и охраны водных объектов, фонды управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и др.).

Одним из основных условий функционирования целевых бюджетных фондов на любом уровне бюджетной системы является осуществление жёсткого государственного финансового контроля за их формированием и использованием.

При этом одной из задач контроля становится анализ обоснованности существования того или иного ЦБФ, с тем чтобы не допускать отвлечения бюджетных средств на малозначительные цели вместо их использования на решение приоритетных проблем.

При этом контроль должен быть ориентирован не только на проверку законности расходования бюджетных средств, но и на определение эффективности их использования, поскольку ЦБФ создаются для решения конкретных социально-экономических задач, и от того, насколько эффективно и рационально потрачены средства ЦБФ, зачастую зависит реализация тех целей, ради которых эти фонды создавались.

Под внебюджетными фондами, как экономической категорией, понимаются экономические отношения, связанные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств, предназначенных для решения отдельных государственных задач, финансирование которых вынесено за рамки государственного бюджета.

Внебюджетные фонды создаются, как правило, в интересах определённых социальных групп общества. Путём государственных внебюджетных фондов формируются финансовые ресурсы, необходимые для финансирования определённых государственных социальных и иных программ.

Таким образом, внебюджетные средства — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет, но в некоторых обстоятельствах возможны исключения, так, некоторое время в РФ средства внебюджетных фондов включались в государственный бюджет РФ.

В Российской Федерации существуют следующие государственные внебюджетные фонды:

1. Пенсионный фонд РФ;

2. Фонд социального страхования;

3. Фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджет внебюджетного государственного фонда РФ утверждается на каждый финансовый год. В бюджете определяются источники доходов и направления расходов фонда.

Внебюджетный фонд является формой образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления. Внебюджетные фонды предназначены исключительно для определённых целей, в основном, для целей, вытекающих из социальных правоотношений, а также для финансирования определённых направлений экономики.

Если говорить об историческом развитии внебюджетных фондов в РФ, то первоначально, в начале 90-х годов их было множество.

Затем, в рамках реформирования финансовой системы РФ, большинство внебюджетных фондов было включено в состав государственного бюджета, а некоторые и вовсе были ликвидированы.

Интересным представляется, например, ликвидация фонда занятости населения. Расходы же по финансированию мероприятий в сфере занятости были включены в государственный бюджет.

Аналогичная участь постигла и некоторые остальные внебюджетные фонды, а именно:

— фонд финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции;

— некоторые отраслевые государственные внебюджетные фонды и т.д.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

— обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;

— добровольных взносов физических и юридических лиц;

— других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Таким образом, можно определить следующие основные отличия целевых бюджетных и внебюджетных фондов:

— средства целевых бюджетных фондов включаются в соответствующий бюджет, а средства внебюджетных фондов не включаются в бюджет, поэтому они и называются «внебюджетные»;

— бюджеты внебюджетных фондов устанавливаются отдельными законами по каждому фонду на каждый финансовый год, а величина финансовых ресурсов всех целевых бюджетных фондов определяется в законе о бюджете на финансовый год;

— внебюджетные фонды по своим целям в большей мере относятся к социальным фондам, то есть, они решают общие задачи социального, пенсионного, медицинского обеспечения населения.

Что касается целевых бюджетных фондов, то они создаются для решения более узких общественных проблем, имеющих прикладной характер (финансирование работ, компенсация затрат, восстановление ресурсов, развитие региона, развитие новой государственной службы и т.д.);

— внебюджетные фонды создаются на больший срок в силу своей большей общественной значимости.

Целевые бюджетные фонды в отличие от бюджета позволяют расходовать деньги на те направления, на которые они были привлечены. К примеру, доход от транспортного налога может быть направлен в дорожный фонд и так далее.

На сегодняшний день мы наблюдаем упразднение целевых бюджетных фондов как инструмента бюджетной политики. Отказ органов власти, в частности, федерального уровня, от использования ЦБФ в качестве инструмента бюджетной политики представляется не вполне обоснованным.

Целевые бюджетные фонды могут существовать и при казначейской системе, органично вписываясь в неё и выполняя свои специфические функции по стабильному обеспечению финансовыми ресурсами таких имеющих важное значение для всей страны и отдельных регионов направлений расходов, как дорожное хозяйство, экология и другое.

Источник: https://studbooks.net/1644151/finansy/gosudarstvennye_byudzhetnye_fondy

Pravo-consut
Добавить комментарий