Философия буддизма и ее основные положения

Основные принципы и законы буддизма

Философия буддизма и ее основные положения

Две с половиной тысячи лет назад в нашем мире воплотился Учитель богов и людей — Будда Шакьямуни. Бессчётные кальпы Татхагата накапливал опыт в нашем и других мирах, а также взращивал в себе сострадание ко всем живым существам.

В сутрах сказано, что на нашей земле можно в любом месте уронить горчичное зерно, и это будет место, где Татхагата пожертвовал собой ради какого-то живого существа. О прошлых воплощениях Будды Шакьямуни можно почитать в таких писаниях, как Джатаки. Очень поучительные истории, которые дают понимание о причинно-следственной связи.

Там описаны такие удивительные хитросплетения жизней, судеб и перевоплощений, что просто удивительно — насколько в нашей Вселенной всё взаимосвязано, а самое главное — справедливо и закономерно.

Разумеется, в Джатаках не описана и тысячная доля того опыта, который накопил Татхагата во время своего долгого пути саморазвития, но определённое понимание обрести можно. И, исходя из этого колоссального опыта, Будда Шакьямуни преподал человечеству своё учение — совершенную и нетленную Дхарму.

Будда Шакьямуни воплотился в семье царя — так проявилась его благая карма. На тот момент он, конечно же, ещё не был Буддой — он был принцем по имени Сиддхартха.

Вопреки распространённому заблуждению тех, кто с буддизмом знаком поверхностно, «будда» — это не имя, а скорее звание. «Будда» означает ‘пробудившийся от сна неведения’. И именно этого состояния достиг царевич Сиддхартха.

И очень поучительна история движения принца по пути саморазвития.

На протяжении 29 лет принц Сиддхартха жил во дворце своего отца — царя Шуддходаны, который всячески оберегал его от разных негативных проявлений жизни, страданий и т. д. Дело в том, что отцу принца сделали предсказание, что его сын может стать аскетом.

И чтобы в уме принца не зародилось сострадание к другим живым существам и жажда поиска истины, он создал для него идеальный мирок, в котором не было страданий. Слуги даже по ночам срезали во дворце увядшие цветы, а все нищие, пожилые и больные люди были высланы из города.

Однако спустя 29 лет беззаботной жизни принц во время прогулки за пределами дворца встретился с такими явлениями, как старость, болезнь, смерть и страдания. И тогда он осознал, что живые существа переживают невероятные страдания — это зародило в нём чувство сострадания к живым существам и толкнуло на путь поиска истины.

Проведя в аскезах несколько лет и испытав множество разных путей саморазвития, посетив многих учителей, принц во время своей последней медитации под деревом Бодхи достиг состояния просветления и обрёл своё новое имя, под которым его и знает сегодня весь мир, — Будда, то есть «пробудившийся от сна».

Основные принципы буддизма

Принципы буддизма кратко изложены в «Сутре запуска колеса Дхармы», в которой лаконично описана суть первой проповеди Будды Шакьямуни. В этой сутре изложены базовые принципы буддизма, которые объединяют в себе три базовые концепции.

Первая: так называемые «Четыре благородные истины». Истина первая: существует страдание, и все живые существа, так или иначе, страдают. Истина вторая: причина страданий — желания, привязанности, ненасытное стремление, неудовлетворённость. Истина третья: страдание можно прекратить и достичь состояния нирваны. Истина четвёртая: к нирване ведёт Благородный восьмеричный путь.

Вторая концепция вытекает из первой — Благородный восьмеричный путь. Это восемь предписаний, согласно которым следует двигаться по пути всякому, кто желает освободиться от страданий и причин страданий.

Предписаний восемь: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение. Отдельно стоит остановиться, пожалуй, на рекомендациях для гармоничной жизни.

Стоит отметить, что буддизм не догматичная религия (да и скорее не религия, а философское учение) и поэтому, в отличие от авраамических, к примеру, религий не содержит как таковых «заповедей», которые следует неотступно исполнять.

Будда лишь дал рекомендации для гармоничной жизни, и для мирян существует пять рекомендаций: воздерживаться от насилия, лжи, воровства, прелюбодеяния и употребления опьяняющих веществ. Собственно, все восемь ступеней, так или иначе, содержат в себе отсылку к этим предписаниям, а последние две ступени — правильное памятование и правильное сосредоточение — уже содержат в себе непосредственно рекомендации по работе со своим умом, то есть описание медитации.

Третья концепция — Срединный путь. Принц Сиддхартха, покинув дворец своего отца, стал аскетом и прошёл разные методики самосовершенствования. Всё проверил на своём опыте, в том числе и крайние аскезы, такие как длительное воздержание от воды и пищи.

В результате суровых аскез он даже чуть было не умер, но добрая девушка Суджата, обнаружив измождённого принца на берегу реки, накормила его, и тогда он осознал, что крайний аскетизм ведёт лишь к гибели тела и ни к чему больше. Этому осознанию также послужил один интересный случай.

Сиддхартха услышал, как по реке проплывает лодка, в которой учитель музыки рассказывает своим ученикам тонкости настройки инструментов и говорит им о том, что нельзя перетягивать струну, иначе она порвётся, но нельзя и оставить её слишком разболтанной, иначе инструмент не будет звучать.

Так Сиддхартха и пришёл к осознанию того, что нужно двигаться Срединным путём — одинаково удаляясь как от роскоши, так и от крайнего аскетизма.

Законы буддизма

Одним из главных законов буддизма, пожалуй, можно отметить закон причинно-следственной связи или, как его чаще называют, — закон кармы.

О законе кармы Будда поведал своим ученикам в одной короткой сутре, которая так и называется «Сутра о законе кармы».

Рекомендуется её прочитать, там вполне чётко и доходчиво Будда разъяснил Ананде и другим своим ученикам, какие действия к какому результату приводят.

Фактически, всё, что происходит в нашем мире, так или иначе, обусловлено законом кармы, и Будда часто делал акцент на этом. Собственно, именно из закона кармы и проистекают те рекомендации для гармоничной жизни, которые Будда дал своим ученикам.

Пять предписаний для мирян и мирянок не являются какими-то религиозными догмами, которые нужно слепо исполнять просто потому, что так где-то написано. Если просто поразмышлять над этими пятью предписаниями, то можно понять, что они даны не просто так. Все эти пять поступков, которых рекомендуется избегать, попросту ведут к накоплению негативной кармы.

Почему же так опасно накопление негативной кармы? Дело тут не только в том, что человек будет получать последствия своих негативных действий, то есть, проще говоря, — страдания, а в том, что накопление негативной кармы чаще всего является тем ограничением, которое не даёт человеку развиваться.

К примеру, если человек зарабатывает на жизнь каким-то нечестным безнравственным образом, то, скорее всего, у него на пути самосовершенствования будет много препятствий: невозможность практиковать, невозможность встретить достойного учителя и так далее.

На самом деле, кратко изложить суть бесценного и непостижимого учения Будды просто невозможно. Для постижения этой истины рекомендуется читать буддийские сутры — бесценные россыпи мудрости и знания.

Наиболее информативными будут «Сутра запуска колеса Дхармы», «Сутра о законе кармы», «Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы», «Сутра сердца», «Алмазная сутра», «Вималакирти нирдеша сутра» и многие другие.

Также рекомендуется прочитать Джатаки — воспоминания Будды о его прошлых жизнях.

Также весьма информативным в плане постижения философии буддизма и учения Будды будет текст монаха Шантидевы «Путь Бодхисаттвы». Это уникальный текст.

В авторе текста сочетаются весьма редкие качества — талант писателя, опыт духовного практика и глубокие философские мысли, которые изложены максимально понятным и доступным языком с удачными сравнениями и примерами. Для знакомства с Учением Будды лучшего текста, пожалуй, и не найти.

В главах «Парамита медитации» и «Парамита мудрости» можно найти весьма эффективные медитативные практики, которые при должном уровне усердия способны изменить сознание.

Важно отметить, что Учение Будды проверено временем. Вот уже 2500 лет люди по всему миру изучают его и идут тем путём, который указал нам Татахагата ещё две с половиной тысячи лет назад. И то, что это учение остаётся актуальным до сих пор, говорит о многом.

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/osnovnye-printsipy-buddizma/

Буддизм – основные идеи кратко, философия буддизма

Философия буддизма и ее основные положения

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений.

Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми.

Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э.

в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью.

И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников.

Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения.

Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды.

Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей.

Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три драгоценности

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые буддой

  1. жизнь человека – есть страдание. все вещи непостоянны и переходящие. возникая, все должно быть уничтожено. само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. страдания возникают из-за желаний.

    человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.

  3. избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды.

    благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.

  4. для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения.

    именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

комплекс буддийских храмов

восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки — нажмите CTRL+D

Источник: https://indiada.ru/religia/buddizm-osnovnye-idei.html

Философия буддизма и ее основные положения

Философия буддизма и ее основные положения

Миллиард человек – именно столько последователей буддизма в мире насчитывается на данный момент, и число это постоянно растет. Центральное понятие философии буддизма основывается на том, что вся человеческая жизнь – это страдание, и следует стремиться к его прекращению. В этой статье мы затронем тему о том, как формировалась философия буддизма, каковы его главные принципы.

Как возникла древняя философия буддизма

В середине I тысячелетия до нашей эры в Индии главенствовал брахманизм. На севере страны возникло течение, противостоявшее ему, – буддизм. Культура, общество и экономика находились в глубочайшем упадке.

Традиционные институты и родовые объединения теряли свое влияние, происходило формирование классовых взаимоотношений. По стране путешествовали мудрецы и предлагали по-иному посмотреть на духовную и физическую жизнь человека.

В числе учений, которые предлагали под другим углом посмотреть на окружающий мир, был буддизм, получивший наибольшую симпатию народа.

Будда и его учение

Большая часть ученых сходится во мнении, что основоположник исходных понятий философии буддизма был исторической персоной. Им был принц племени шакьев, рожденный в 560 г. до н.э. на северо-востоке Индии.

По легенде его имя было Сиддхартха Гаутама, он провел во дворце беззаботное и радостное детство, но после осознал весь ужас идеи о цикле бесконечных перевоплощений и увидел, сколько страданий и горя в окружающем мире.

Принц отправился в странствие на семь лет, общался с мудрыми индийцами, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что может избавить людей от страданий?».

Однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, к нему пришло понимание того, как ответить на свой вопрос. Будда в переводе с санскрита означает «просветленный», «пробужденный». Ошеломленный своим открытием, принц провел под деревом еще несколько дней, затем отправился к людям, чтобы рассказать о новом учении.

Первая проповедь была услышана народом в городе Бенарес. Там к нему присоединились пять его бывших учеников, которые ранее отвернулись от него из-за отказа от аскетизма. Последующие 40 лет он рассказывал о своем учении по всему северу и центру Индии. К нему присоединилось множество сторонников, которым были близки основные положения философии буддизма.

Наталья Моргунова

Сертифицированный цветотерапевт
(Международная Академия Цветотерапии ASIACT, Великобритания).

Основные понятия философии буддизма: кратко и понятно

Философия буддизма сформировалась в рамках различных течений и школ этого учения. Она совокупностью осмысленных убеждений в отношении человека, мира и познания реальности.

В отличие от Авраамических и других монотеистических религий, в философии буддизма нет понятия о греховном теле и бессмертной душе, которую ждут вечные мучения за неправедную жизнь.

Есть просто человек: добрые и злые поступки, совершенные им на протяжении жизни и отражающиеся на его карме.

В философии буддизма много специальных терминов, и центральные из них мы сейчас проясним:

  • Карма. Ключевое понятие в буддийской философии, объясняющее, как и почему с нами происходят те или иные вещи. Оно говорит нам о том, что все поступки, которые мы совершаем, имеют свои последствия.
  • Воплощения. Это явление духовной жизни в философии буддизма, при котором после смерти живого существа его карма переходит к другому живому созданию. Это представление отличается от «переселения душ» и индуистского понятия «атман», означающего вечную душу.
  • Просветление. В таком духовном и ментальном состоянии, свободном от негативных эмоций, мыслей, желаний, человек воспринимает мир таким, какой он есть.
  • Нирвана. Путем глубоких раздумий и медитаций Будда сформулировал одну из главных целей в философии буддизма: стремление к осознанию своей души, основанное на отказе от мирских благ, отречении от комфортного проживания. Достижение состояния нирваны дает человеку контроль над своим разумом, он перестает излишне беспокоиться о том, что думают другие люди, лишается зависимости от вещей, его душа начинает развиваться.
  • Сансара, или «колесо жизни». В философии буддизма все живые существа, кроме тех, которые достигли просветления, находятся в этом состоянии.

Будда считал, что целесообразно идти по «срединному пути». Не нужно отказываться от всех благ цивилизации и быть аскетом, но и не стоит купаться в роскоши. Человеку надо найти среднее между этих двух крайностей.

В чем заключается философия буддизма: 4 благородные истины

Есть 4 великих открытия Будды, 4 истины философии буддизма:

  1. Страдание – это суть человеческой жизни. В философии буддизма символ существования – это огонь, который пожирает сам себя, принося только страдания. Окружающий мир непостоянен и все время изменяется. Все, что создано, в конце будет разрушено.

  2. Желания человека являются источником его страданий. Наша глубокая привязанность к материальным сферам существования заставляет нас испытывать жажду жизни. Терзания усиливаются по мере роста этого желания.

  3. Свобода от желаний приводит к свободе от страданий. В нирване человек перестает ощущать жажду к жизни и освобождается от страстей. Это сопровождается чувством блаженства и спокойствием, освобождает от переселения душ.

  4. Восьмеричный или «срединный» путь спасения – это воздержание от крайностей в философии буддизма, которое помогает освободиться от страстей.

Восьмеричный путь спасения предполагает верные:

  • понимание – очень важно осмыслить и принять, что наш мир состоит из страданий и горя;
  • намерения – нужно прекратить быть эгоистом, избавиться от амбиций и желаний;
  • речь – человек должен следить за своими словами всегда, они должны транслировать добро и не приносить вреда другим людям;
  • деяния – не совершать злых поступков, стремиться совершать только добрые;
  • жизненный уклад – в философии буддизма запрещено вредить живым существам, только это может освободить человека от мучений;
  • усилия – отслеживать все свои мысли и не пропускать в них зло, быть настроенным на добро;
  • помыслы – наше тело является основным источником зла, если вы освободитесь от его желаний, то освободитесь от страданий;
  • концентрация – нужно постоянно практиковать восьмеричный путь и быть сконцентрированным на нем.

Первый и второй этап называют праждня, они нужны для постижения мудрости. Третий, четвертый и пятый воспитывают верное поведение и настраивают нравственный компас (шила). Шестой, седьмой и восьмой называются самадха, они помогают обуздать разум.

Особенности философии буддизма

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как любой человек, который достиг просветления, так и сам основатель учения.

  2. Дхарма – это квинтэссенция основных идей философии буддизма, то, что они могут дать людям, последовавшим за Буддой и принявшим все догматы его учения.

  3. Сангха – сообщество буддистов, которые беспрекословно следуют догмам данного религиозного течения.

Борьба с тремя ядами – это способ буддистов обрести три драгоценности:

  1. Отдаление от истины существования и неведения.

  2. Телесные страсти и жажда к жизни, которые приводят к страданиям. Центральным понятием философии буддизма является страдание.

  3. Невозможность принять мир и события такими, какие они есть, гнев и отсутствие сдержанности.

Согласно философии буддизма, человек постоянно страдает духовно и телесно. Рождение, смерть, болезни и недуги на протяжении жизни – это страдания. Такое положение вещей считается ненормальным, поэтому философия буддизма способствует освобождению от этого.

3 основные школы буддизма как философии

Существуют три основные философские школы буддизма, которые образовались в разное время существования этого учения:

  • Тхеравада (Хинаяна). Последователи этой школы не поклоняются культовым религиозным объектам, у них нет святых мучеников, которые могут их поддержать, никакого рая и ада, отсутствуют ритуалы. Ответственность за избавление от реинкарнаций полностью лежит на человеке, она зависит от тогокак он действует, живет и мыслит. Идеалом этой философии служит монах, который достигает просветления.
  • Философия буддизма Махаяна. Появляются святые (институт бодхисатв), которые оказывают содействие людям на пути избавления от страданий. Есть рай, изображения с буддой и с бодхисатвами. Теперь даже человек, живущий мирской жизньюможет спастись от страданий.
  • Ваджраяна. Контроль самосознания и медитации – центральные понятия этой тантрической школы философии буддизма.

Рисунок ниже покажет, как три основные школы философии буддизма распространены в разных странах:

Письменные источники философии буддизма

Палийский канон «Ти-питака» или «Трипитака» – книга, которая является главным источником буддийской философии. Название с санскрита переводится как «три корзины», потому что изначально тексты о буддизме писали на листьях пальмы и помещали в корзины. Этот канон состоит из трех частей и записан на языке пали:

  1. Винайя-питака – свод из 227 правил, регулирующий жизнь буддийских монахов. В нем указана информация о дисциплине, церемониях и этических предписаниях.

  2. Сутта-питака, содержит книги «Дхаммапада», что значит «путь к истине» (сборник буддийских притч), и «Джатака» – сборник рассказов о предыдущих инкарнациях Будды. Помимо двух перечисленных книгв эту часть входит и сама философия Будды.

  3. Абидхамма-питака – это тексты, пронизанные буддийской философией, ее восприятием жизни, а также метафизикой, которая есть в буддизме.

Приведенные выше книги из всех течений буддизма особенно почитаются хинаяной. Священным каноном философии буддизма у учеников махаяны является «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости). Для них это откровения самого Будды.

Буддизм – это религия или философия

В философии буддизма нет понятия Бога как творца всего нематериального и материального, всесильного существа, создавшего мир. В этом состоит отличие от привычных для россиян представлений о религии. В космологии буддизма есть существа «дэва», их ошибочно называют «богами». Они не создали Вселенную и не управляют судьбами, это обычные люди из другой реальности.

Вопрос: «Верите ли вы в Будду?» – бессмысленный в философии буддизма, так как Будда это реальный исторический персонаж, который жил около 2500 лет назад. Он был обычным человеком, как и все мы.

Многим людям при упоминании Будды приходит на ум Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), это верно, но только отчасти. Любой сторонник буддизма, который достиг просветления, может считаться буддой, и таких было очень много.

Ведь слово «будда» с санскрита переводиться как «пробужденный», «просветленный». Но только Великих Будд принято писать с большой буквы, таких как Будда Настоящий (Шакьямуни) и Великие Будды прошлого, которых по канонам разных буддийских школ от 6 до 21.

Имена всех остальных пишут с маленькой буквы.

5 мифов о философии буддизма

Одним из основных положений философии буддизма является ненасилие над живыми существами. Это мало похоже на пацифизм, который отрицает любое насилие.

Буддист в случае опасности может защитить себя, что отражено в массовой культуре. В документальном и художественном кино часто показывают монаха, постигающего боевые искусства.

Великие мастера используют любую возможность, чтобы избежать боя, но в критической ситуации принимают его с достоинством.

При упоминании буддистов у многих возникает такая картина: медитирующий человек в позе лотоса, который поет мантры. Исследователи изучили этот вопрос и выяснили, что очень малая часть буддистов медитируют на постоянной основе, в том числе и монахи.

Ученые опросили приверженцев разнообразных религиозных направлений, оказалось, что сторонники философии буддизма медитируют в среднем даже меньше, чем сторонники других философских школ. Более половины медитирующих делают это нерегулярно.

Неподготовленный читатель может подумать, что это образ Будды Шакьямуни – первого просветленного человека. Это заблуждение.

Смеющийся толстый человек, принявший позу лотоса, – это Будай или Хотэй, считающийся в философии буддизма очередной инкарнацией одного из Будд – бодхисаттвы Майтрея.

По преданиям, он приносит счастье, материальное благополучие и веселье людям. Хотя вряд ли он выглядел как толстяк, потому что Майтрей большое количество времени провел в путешествиях.

Существует ошибочный стереотип о том, что причинение себе боли и мучений – основное назначение буддийской практики. Нет, через болезненные ощущения буддисты учатся принимать их, стараются познать изменчивость жизни, чтобы стать высшим существом в следующем цикле перерождений.

Философия буддизма исходит из того, что одной из важнейших целей жизни человека является победа над страданиями. Настоящие буддисты не занимаются ни моральным, ни физическим самоистязанием просто так, хотя знают, что мир несовершенен. Они просто продолжают следовать по пути к просветлению.

Человек, мало знакомый с буддийской философией, может полагать, что все буддисты поддерживают идею о переселении душ и круге сансары. Однако все немного сложнее из-за неточного перевода священных книг. Большинство буддистов под реинкарнацией понимают «возрождение», а не «перерождение». Очень малая часть буддийских традиций поддерживает принцип переселения душ в различных животных.

Учение о чакрах, медитация, фен шуй, Книга Перемен — каких только чудес и драгоценных знаний не подарил нам Восток! Если вы тоже, как и мы в «Ведьмином Счастье», очарованы восточными традициями, загляните к нам в каталог.

Мы собрали для вас оригинальные восточные благовония, книги о прорицании и духовных учениях Востока, инструменты для медитации, восточные символы, приносящие удачу. Словом, в «Ведьмином Счастье» есть всё, что может понадобиться упорному искателю, планирующему погружение в тайны восточной мистики и духовности.

Не нашли, что искали? Пишите на info@happywitch.ru или звоните по тел. 8-800-333-04-69. А еще мы всегда на связи в , Telegram, и WhatsApp.

«Ведьмино Счастье» — магия начинается здесь.

Источник: https://happywitch.ru/blog/filosofiya-buddizma/

12 принципов буддизма

Философия буддизма и ее основные положения

Эти буддийские принципы были сформулированы в 1945 году Кристмасом Хамфрисом, президентом Буддийского общества в Лондоне.Они относятся к фундаментальным принципам, общим для всех буддийских традиций.

= 1 =Каждый человек несет ответственность за свои мысли, слова и поступки. Нет спасителя — человека или Бога, который мог бы дать Просветление или запретить его.

Цель жизни — достичь полного Просветления — состояния сознания, в котором отвергаются все чувства отдельного «я».

Эта цель достигается благодаря Благородному Восьмеричному Пути, который выводит каждое существо из дома «Я», окутанное пламенем ненависти, желания и иллюзии.

= 2 =Будда показал три характерные черты существования. Что бы ни существовало, человек или гора, мысль или идея следуют одному и тому же циклу существования: рождение, рост и распад — смерть.

Это закон изменения и непостоянства. Жизнь непрерывна и всегда ищет выражения во все новых формах.

Жизненная сила течет, и тот, кто цепляется за любую форму, какой бы красивой она ни была, сопротивляясь потоку, приносит страдание.

= 3 =Закон изменения также относится к «Я». Человек не имеет бессмертного и неизменного существа.

Только абсолютная реальность, которую Будда назвал «Нерожденный, не начавшийся, не сформированный», не может измениться. Все формы жизни, включая человека, являются проявлением этой реальности.

Глупо верить в отдельное «я» и его эгоистические желания, которые вызывают человеческие страдания.

= 4 =Вселенная является выражением закона (Дхармы). Все эффекты имеют свои причины, а характер человека — это общая сумма его предыдущих мыслей, слов и действий. Карма — закон действия, а реакция управляет всем существованием.

Человек — единственный создатель своего окружения, своих собственных реакций, своего будущего и конечного предназначения.

Благодаря правильным, позитивным мыслям и поступкам он может постепенно очистить свою природу и своевременно освободиться от воплощения.

= 5 =Жизненная энергия, подверженная карме, является единой и неделимой, хотя ее постоянно меняющиеся формы неисчислимы и непостоянны.

Смерти не существует, только формы проходят — каждый должен пройти один и тот же цикл рождения, развития и распада.

Понимание единства жизни рождает сострадание, чувство идентичности с жизнью, проявляющейся в различных формах. Сострадание — это мудрость в действии, глубокое осознание всеобщей гармонии.

= 6 =Некоторые должны быть заинтересованы в целом. В своем невежестве человек думает, что может добиться успеха, преследуя свои собственные цели. Эта неверно направленная энергия эгоистического желания является причиной страданий.

Страдание учит, как ограничить и окончательно устранить его причину.

Будда передал Четыре Благородных Истины: о повсеместности страданий, их причинах, вызванных неправильно направленным желанием и способах лечения, то есть устранении страданий, а также о Восьмеричном Благородном Пути Развития, который ведет за их пределы.

= 7 =Восьмеричный путь состоит из правильного взгляда, правильного отношения ума, правильной речи, правильного действия, правильной жизни, правильного усилия, правильной концентрации и правильного самадхи. Поскольку буддизм — это образ жизни, а не его теория, следование по этому пути необходимо для его освобождения.

= 8 =Будда описал Предельную Реальность как «не рожденный, не начавшийся и не сформированный». Нирвана — осознание этой реальности, Пробуждение (к внутренней Истине) или Просветление — цель Восьмеричного Пути.

Это конечное состояние сознания — положить конец ограничениям «я» можно здесь, на земле. Все люди и другие формы жизни обладают потенциалом Просвещения; поэтому Просветление — это сознательное становление тем, кем мы уже являемся.

«Загляни в себя — ты Будда».

= 9 =От потенциала к нынешнему Просвещению ведет Срединный путь — Восьмеричный путь, «от вожделения к миру» — процесс развития, который проходит между противоположностями, избегая всех крайностей.

Будда прошел этот путь до конца. Таким образом, вера в буддизм — это разумное обоснование того, что туда, куда он пришел, мы также можем прийти однажды. Сострадание и мудрость должны быть одинаково развиты.

= 10 =Буддизм подчеркивает необходимость концентрации внимания и медитации, что со временем приводит к развитию духовных способностей. Внутренняя жизнь так же важна, как и внешняя деятельность, и внутренний мир необходим для гармоничной жизни. Буддист всегда должен знать о своих действиях.

= 11 =Будда сказал: «упорно работать над своим собственным освобождением.» Буддисты не признают никаких авторитетных истин, кроме своей собственной интуиции. Буддисты проявляют большую терпимость по отношению к другим религиям и философиям, полагая, что никто не имеет права прерывать своего соседа в его путешествии к месту назначения.

= 12 =
Буддизм не является ни пессимистическим, ни эскапистским. Это философская система, религия, духовная наука и образ жизни, который логичен, практичен и универсален. За 2500 лет он удовлетворял духовные потребности почти трети человечества.

Он говорит с теми, кто ищет истину, потому что он не признает догмы, удовлетворяет и разум, и сердце. Подчеркивает уверенность и терпимость к другим точкам зрения. Он содержит науку, религию, философию, психологию, мистику, этику и искусство.

Он указывает на человека как единственного создателя его настоящей жизни и его собственного будущего.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и читайте еще больше полезных статей.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d5c68f3fc69ab00adcc5d4b/12-principov-buddizma-5e517461df21a67d43588109

Основные положения буддизма

Философия буддизма и ее основные положения

Буддизм — это религиозная система практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение.

Основная идея буддизма, заключающаяся в утверждении, что «жизнь есть страдание» и «существует путь к спасению», не противопоставляет буддизм другим религиозным системам. Общеизвестно, что человек — существо социальное. Канонический буддизм рассматривает человека как обособленный мир в себе, себя порождающий и себя же уничтожающий или спасающий.

Чтобы убедиться в этом достаточно познакомиться с сущностью буддизма, которая излагается в четырех истинах, открытых и сформулированных Буддой в своей первой проповеди. 

Первая истина — «существует страдание». Его непременно и обязательно испытывает любое живое существо, поэтому всякая жизнь — страдание. Рождение есть страдание, расстройство здоровья — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соприкосновение с неприятным — страдание. Разлука с приятным страдание. Необладание желанным также ведет к страданию.

Основным законом мироздания является закон зависимого происхождения, по которому ни одно явление не возникает без соответствующей причины. Однако, исходя из этого закона, установить первопричину любого явления или действия невозможно. Поэтому буддизм рассматривает и принимает существующий мир таким, каков он есть.

И эта предопределенность социального порядка не может быть изменена усилиями людей. 

Вторая истина — «имеются причины страдания». Человек, пользуясь материальными вещами и духовными ценностями, рассматривает их как реальные, постоянные, поэтому он желает обладать и наслаждаться ими, отказываясь от других.

Подобные желания ведут к продолжению жизненного процесса, создавая непрерывную цепь борьбы за существование. Однако эти желания, согласно буддизму, стимулированы невежеством и приводят к волевому действию, которое образует карму. Этот процесс может протекать в пассивной и активной форме.

Активная сторона существования возможна тогда, когда дхармы возбуждаются, приводят к кармическому эффекту. Последний порождается сознанием. Следовательно, там, где нет сознания, нет и кармы, поэтому непроизвольные действия не влияют на карму.

Согласно закону зависимого начала, процесс кармы также бесконечен: «каждое живое существо имеет свою карму, она его собственность, его наследство, его причина, его родственник, его убежище. Именно карма приводит живые существа в низкие или высокие состояния».

Так как волевые действия мотивируются желанием, то именно желания в первую очередь определяют качество кармы и тем самым постоянно возобновляют и поддерживают процесс перевоплощений. 

Третья истина — «можно прекратить страдание». Полное искоренение и добрых, и дурных желаний соответствует состоянию нирваны, когда человек выключается из процесса возрождения. Нирвана — конечная цель существования.

Разные школы и направления буддизма по-разному понимают это состояние, в зависимости от того, как они толкуют природу дхарм. Так называемая школа старой мудрости, или тхеравада. считает, что успокоенные дхармы находятся вне жизненного процесса, за «колесом жизни».

Эти дхармы непостижимы, их невозможно описать или рассказать о них. Поэтому при характеристике нирваны тхеравадины прибегают к негативным терминам: нерожденная, не имеющая происхождения, не имеющая структуры, нетленная, неумирающая, свободная от болезней, горя и нечистот.

Школа мадхьямиков считает дхармы порождением больного сознания непросветленного человека. А раз дхармы — только плод воображения, то единственая реальность — это пустота, и нет никакой разницы между существующим миром и нирваной.

Эту истину всякий просветленный осознает внутри себя, и она является для него единственной реальностью, или нирваной, а все остальное — лишь иллюзия.

Некоторые северные школы буддизма учат, что видимый мир только продукт сознания, которое отождествляется с абсолютом, и нирвана, по их представлениям, достигается путем аккумулирования чистого сознания с помощью религиозных практик и медитации — размышления, созерцания. Но как бы ни были различны толкования нирваны, все школы буддизма считают, что нирвана не самоуничтожение, а состояние освобождения от своего «я», полное угасание эмоциональной активности человека. 

Четвертая истина утверждает, что существует путь к прекращению страдания.

Это «благородный восьмеричный путь», состоящий из правильного понимания, правильного намерения, правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильного усилия, правильного отношения, правильного сосредоточения.

Вполне корректным было бы употребление в данной ситуации слова «праведный». Человек, следующий этим путем, становится тем самым на «путь Будды». 

Предлагаемый буддизмом путь постижения истины называется «срединным путем».

Такое определение имеет свое объяснение: этот путь действительно лежит посередине между крайностями ведийской религии с ее культами, обрядами и жертвоприношениями, с одной стороны, и аскетами — отшельниками древней Индии, истязавшими в поисках истины свою плоть, с другой стороны.

Будда уже в юности понял, что такие категории, как добро и зло, любовь и ненависть, совесть и непорядочность, теряют свою конкретность и становятся относительными. Путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом, отсюда его название — «срединный». 

Человек, пожелавший следовать по этому пути, должен уверовать, осмысленно или слепо, в то, что существует непрерывный процесс перевоплощений, управляемый законом кармы: что для него единственные убежища в этой жизни — это Будда, его учение (дхарма) и буддийская община (сангха); что неукоснительное соблюдение всех предписанных буддизмом правил этического поведения и созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий.

Материал взят на сайте http://supreme-yoga.ru

Источник: http://sacralis.com/buddhism/1053-osnovnye-polozheniya-buddizma.html

Pravo-consut
Добавить комментарий