Главное украшение Сусанинской площади – пожарная каланча (Кострома)

Пожарная каланча. Кострома

Главное украшение Сусанинской площади – пожарная каланча (Кострома)
?

Добро пожаловать! Приятного просмотра)
kseniya_1488
2018-09-22 21:12:00 Categories: Каланча, где находится музей… о котором расскажу

Пожарная каланчаСимвол и главная достопримечательность Костромы.

Именно про неё когда-то сказал император Николай I, приехавший с деловым визитом в наш город в 1834 году: «Такой даже у меня в Петербурге нет»!Памятник архитектуры первой трети XIX века. Каланча расположена на главной (Сусанинской, ранее Екатеринославской) площади Костромы.

Сегодня Пожарная каланча — одно из пяти зданий, входящих в состав головного комплекса Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, и 16-ти филиалов по области.

В настоящее время в здании Пожарной каланчи находится экскурсионный отдел Костромского музея-заповедника, где вы можете заказать экскурсию на любую выставку и экспозицию музея. А так же — выбрать экскурсионную программу по городу и области.Каланча была построена по инициативе губернатора К. И.

Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:

«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев.

Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова.»
— Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

«Москва» 1812 годАнохина Дарья, 14 летМОУ Комынинская СОШ Нерехтский район, Костромская Область, 2015 годДиарама»Тушение Современного пожара» (80-е года ХХ века)Художники Юдин Ф.Ф., Горбунов Ю.В. (Члены Союза художников России)

Архитектура

Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком, состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел.

Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой.Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком.

Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон.

А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом.После разрушения в 1930 году колокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города.Альбом, оформленный брандмайором г. Костромы Г.И.

Дуровым (начало ХХ века — середина 50-х годов ХХ века)Божедомов Аркадий, Лузин Николай, Джафаров Ибрагим, Копейкин Андрей «пожарная повозка времен Романовых»ОГКОУ специальная (Коррекционная) ОШ VII-VIII вида №1, г.

КостромаРучной пожарный насос (средняя заливная пожарная труба)диаметр цилиндра (дюйм) — 3,5Производительность (л/мин) — 180года, кода в Костроме были самые крупные пожарымодели машинВодосборник ВС-125 «А»Предназначен для подключения пожарного насоса с помощью напорных рукавов к пожарной колонкеПожарная каска — выпуск начала 2000-х годовПожарный насосный конный ход с ручным пожарным насосом московского завода «Густав Лист» (выпуск 1917 год)Диаметр цилиндра (дюйм) — 5Производительность (л/мин)- 273Пожарная кошка, использовалась пожарными на пожарах при разборе крупных частей зданий (из города Галича Костромская область)Колокол Использовался для подачи сигнала тревоги-набата при пожарев России колокол использоваться с 1667 года для оповещения пожараПарад пожарных Костромы. 20-е годы ХХ века.фото из альбома брандмайора Костромы Г.И. ДуроваФото середины 20-х годов ХХ века. КостромаОгнетушителиеще немного историиЗал посвященный детскому творчеству Мариккина Злата, 15 лет»Пожарные» XIX векМБОУДОД «Антроповская ДШИ», поселок Антропово Костромская областьКоковашин Рома, 11 лет»Горит школа», 2018 годАкварель, ЖивописьМБОУДОД «Антроповская ДШИ», поселок Антропово Костромская областьЩучкина Ксения, 17 лет»Пожарная Каланча»ДЮЦ «Заволжье», г. КостромаЛебедев Владимир, 13 лет»Всегда на страже от пожара»МОУДОД «Дом детства и Юношества»г. ГаличГКОУ Никольская школа-интернат:»ПОЖАРНАЯ КАЛАНЧА» в технике квиллингколлективная работа возрастной категории 12-15 лет детских творческих объединений «Рукоделие», «Умелые ручки»Руководители: Королева Елена Юрьевна, Разживина Елена Михайловна

Зал посвященный причино-следствия пожаров:

5 декабря 2009 годаг. Кострома, ул. Титова, 11Телевизор SONY, 2009 года выпускаПредполагаемая причина: короткое замыкание электропроводки вследствие перепада электричестваЭтот кусок ДВП использовался в качестве разделочной доски артистами цирка, проживающие в гостинице «Старый двор»

26 февраля 1996 года эта доска была оставлена на включенных конфорках электроплиты на общей кухне. К прибытию пожарных помещение кухни было полностью полностью заполнено дымом — пришлось включаться в противогазы

10 января 1991 года произошел пожар в столовой пионерлагеря «Связист» (деревня Асташево, Костромская область)Причина пожара: короткое замыкание вводных питающих проводов марки АПВ-50 внутри металлической трубы при проходе через наружную стену.Продолжительное и неоднократное короткое замыкание вводных проводов происходило в результате неправильно выполненной токовой защиты на подстанцииМикрорайон Паново, школа №21, КостромаБыл оставлен включенный в сеть диапроектор «Лектор». Обгорели два стола и два стула.2 апреля 1993 года в 1 час 29 минутВремя работы музея и цена билетов
Кострома, Пожарная каланча, детские поделки, исторические фотография, история, история города, музей

Источник: https://kseniya-1488.livejournal.com/88689.html

Кострома. Пожарная каланча и Сусанинская площадь

Главное украшение Сусанинской площади – пожарная каланча (Кострома)
?

alena_15 (alena_15) wrote,
2015-06-22 23:09:00 alena_15
alena_15
2015-06-22 23:09:00 Categories: А вы знаете, что является символом Костромы?
А вы знаете, что когда туристам предлагают в Костроме посетить пожарную каланчу, почти все сначала воспринимают это как шутку.

«А что там смотреть? Пожарный столб?», — самый часто задаваемый вопрос. Оказывается, смотреть есть что! Недаром каланчу в Костроме называют «знаменитая Костромская пожарная каланча».

[Об истории каланчи, какой и в Петербурге нет!]Пожарная каланча в Костроме была построена в 1823-1827 годах по проекту костромского губернского архитектора П.И.

Фурсова, создавшего в городе немало выдающихся зданий, в том числе часть комплекса Торговых рядов. Пожарная часть была расположена, как это традиционно делалось в российских городах, в самом центре, на главной площади. И не зря — действительно, часть выглядит внушительно и в то же время красиво, она очень органично вписалась в комплекс центральной площади.

Сооружение пожарной каланчи было предложено костромским губернатором К.И.Баумгартеном, издавшим такое предписание: «Не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением, и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев».

Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком, состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона сейчас снова помещен двуглавый орел, которого в советское время, конечно, оттуда убрали.

Декор здания был выполнен по эскизам Фурсова ярославскими мастерами Повирзневым и Бобаниным. Само здание — двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые хорошей пожарной части губернского города: жилые помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой.

И, конечно, венчала все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны ее детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной.

Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый «фонарь» с обходным балконом.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.

Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь продолжала размещаться городская пожарная служба. В 1990-х годах в здании устроили ведомственную выставку, посвященную истории пожарной службы в России. А с 2005 года все здание передали Костромскому музею.

После разрушения в 1930 году колокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города.
(по данным Википедии и http://kupdvorik.ru/Pozharnaya_kalanha )
А вот какой увидели знаменитую Пожарную каланчу мы с подругой.

(да, к сожалению, перед зданием каланчи ко дню России установили  сцену и не было никакой возможности как следует сфотографировать этот то ли храм, то ли дворец.)
Ну вот как к ней подобраться? Транспорт, провода…

[еще одно фото)][Фотографии главной городской площади]Площадь возникла по названием Екатеринославская по регулярному плану Костромы 1781—1784 гг. До пожара 1773 года на её месте с 1619 г. располагалась территория Нового города Костромского кремля, а до его возведения — городской посад. Застройка площади осуществлена в кон.

XVIII — 1-й четв. XIX в. Первоначально конфигурация этой площади задумывалась полукруглой, но при осуществлении она получила «гранёную» форму. В 1823 г. площадь была вымощена, а в 1835 году указом Николая I переименована из Екатеринославской в Сусанинскую.
» Кострома… расположена на гладкой равнине, при Волге.

Строения благовидные, и на всех улицах хорошие мостовые, великая опрятность. Площадь, о которой упомянули, окружена каменными домами, лавками, каланча с фронтоном, колоннами, легкой архитектуры, занимает один ее бок, и посредине стоит деревянный, на время, памятник с надписью: «Площадь Сусанина».

Площадь эта походит на распущенный веер, к ней прилегают 9 улиц, и при одной точке видишь всех их протяжения. Мало таких приятных, веселых по наружности городов в России. Кострома — как щеголевато отделанная игрушка.» —  писал в 1838 году П. И. Сумароков.

Вот  панорама главной городской площади авторства A.Savin,

Другие дома, украшающие площадь.Дом генерала С. С. БорщоваЗдание бывшей гауптвахты (фото A.Savin)Торговые рядыК площади веером сходятся несколько центральных улиц и каждый дом на ней заслуживает пристального внимания.Но мой несерьезный взгляд зацепился за эту современную скульптуру)) — путешествия, Кострома

Источник: https://alena-15.livejournal.com/541334.html

Главное украшение Сусанинской площади — пожарная каланча (Кострома)

Главное украшение Сусанинской площади – пожарная каланча (Кострома)

В самом центре города Костромы над Сусанинской площадью возвышается в своем величии пожарная каланча.

Кострома стала приобретать современный архитектурный вид с начала второй половины 1780 годов. Здания, расположенные на центральной площади города, дополняют друг друга и архитектурные стили своих соседей, но одновременно с этим они прекрасны, уникальны и отдельно друг от друга. К ним относится замечательное детище П. И. Фурсова – пожарная каланча.

Кострома. Переход от деревянных каланчей к приличным

По состоянию на 1904 год Кострома на 84% состояла из деревянных домов. Поэтому пожарные службы никогда не сидели без дела. Самым памятным костромским пожаром считается тот, что разгорелся в мае 1773 года. Он уничтожил практически весь город. Для борьбы с разрушающей стихией в городе были отстроены деревянные каланчи. Однако они часто сами сгорали.

Оценив сложившуюся ситуацию, губернатор К. И. Баумгартен издал предписание:

В соответствии с предписанием, губернский архитектор Петр Иванович Фурсов выполнил чертежи будущей каланчи.

Проект одобрен! Каланче быть!

Чертежи и сметы, составленные Петром Ивановичем, были одобрены в апреле месяце 1824 года в Санкт-Петербурге.

Каланча строилась в течение двух лет — с 1824-го по 1825-й. Подрядчиком, отвечающим за возведение в будущем главной достопримечательности Костромы, стал А. Степанов.

Отделочные работы были произведены в течение 1825-1827 годов в соответствии с эскизами, составленными П. И. Фурсовым. Этим занималась бригада штукатуров, которыми руководили А. П. Темнов, и лепщики из Ярославля под началом С. С. Повырзнева и С. Ф. Бабакина.

За долгую историю своего существования пожарная каланча (Кострома) претерпела ряд изменений. Трансформации первоначального облика начались во второй половине 19-го века. Первое, что было изменено — функциональность.

В 1860-х годах пожарная каланча стала не просто башней для наблюдения — в ней расположилось пожарное депо. Эффективному размещению пожарной части способствовали просторные боковые крылья.

Они расположены по фронту площади и огибающих каланчу улиц.

Упрощенный в 1880-х годах «фонарь» на караульной вышке не прижился – в 1956 году после очередной реставрации верхняя часть каланчи обрела свой первоначальный облик. Это произошло благодаря архитектору Г. И. Зосимову.

Объект восхищения – пожарная каланча в Костроме

История гласит, что в 1834 году в Кострому с визитом заезжал император всероссийский Николай I. Он восхитился внешним и внутренним убранством каланчи.

Пожарная каланча в Костроме (фото выше) носит гордый титул, данный ей самим императором: «Лучшая пожарная каланча российской провинции». Это предмет гордости города.

Неподготовленный и незнающий турист скажет: «Что интересного и красивого может храниться в таком банальном объекте, как пожарная каланча?»

Кострома является одним из немногих туристических объектов, где каланча стала достоянием города. Она прекрасна в любое время суток: днем и ночью.

Внешне она похожа на сказочный дворец. А если заранее не узнать, чем является это здание, можно подумать, что сторожевая вышка – это звонница храма.

Архитектурные решения

Пожарная каланча относится к стилю позднего классицизма. Высота ее – 35 метров. В двухэтажном здании прекрасно размещалось все, что нужно для прекрасного функционирования пожарной команды. В здании соседствовали жилые помещения с конюшнями и сараями для бочек с водой.

Каланча внешне похожа на античный храм: имеет кубический объем и шестиколонные портики. За колоннами находится фасад, декорированный круглыми окнами. Переведя взгляд выше, можно увидеть прекрасного двуглавого орла: он расположен в центре треугольного фронтона.

Восьмигранный дозорный столб плавно переходит на смотровую площадку (обходной балкон с фонарем). Этому способствует наличие аттикового этажа, расположенного над карнизом.

Прекрасный архитектурный стиль и идеальное расположение в центре города на главной площади обусловили то, что каланча стала одним из главных символов Костромы. Сейчас она считается самой высокой точкой в центре города.

Предназначение пожарной каланчи

Главной современной целью здания является украшение Сусанинской площади города. Но ее строили, не только чтобы радовать людей, а главным образом для обеспечения безопасности населения при возникающих пожарах. Безопасность – вот главная цель, в соответствии с которой использовалась каланча.

Она необычайно многофункциональна: здесь располагались конюшни, хранилища для воды, гаражи для служебного транспорта, сараи, служебные и жилые помещения.

В начале 90-х годов 19-го века здесь была проведена ведомственная выставка. Она была посвящена истории российского пожарного ремесла. С 2005 года внутреннее убранство здания стало доступно для просмотра каждому жителю и гостю российского города под названием Кострома: пожарная каланча – музей уже в течение десяти лет. Он находится в ведомости Костромского музея-заповедника.

Источник: https://FB.ru/article/196285/glavnoe-ukrashenie-susaninskoy-ploschadi---pojarnaya-kalancha-kostroma

Кострома. Часть 5. Гауптвахта, Каланча и Красные ряды

Главное украшение Сусанинской площади – пожарная каланча (Кострома)
gal_anМы вышли из Романовского музея и пошли в сторону площади, где как раз и расположены все остальные здания и сооружения «Костромского государственного историко-архитектурного музея-заповедника».

В структуру головного музея Костромского музея-заповедника входят четыре памятника архитектуры:Романовский музейДворянское собраниеГауптвахтаПожарная каланчаС Романовским музеем вы знакомы, пришло время познакомиться с остальными сооружениями.1. По пути к Гауптвахте и Пожарной каланче мы увидели вот этот дом:2. Табличка гласила:Вот она, история. Прямо здесь, рядом…3.

Несколько правее и наискосок от дома, где жил А.Н.Островский, находится Гауптвахта.

Гауптвахта выстроена в 1823-1826 гг. году по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова на месте прежней деревянной. Небольшая по размерам, она значительно уступает в высоте и объеме расположенной по соседству Пожарной каланче.

Гауптвахта богато украшена; в ее лепном декоре присутствуют главным образом символические военные мотивы, связанные с победой в войне 1812 года: доспехи, щиты, а также маскароны в виде львиных морд, собаки и раки.

4.5. Рядом со зданием Гауптвахты расположена Костромская Пожарная Каланча. Именно это здание частенько изображают как символ города Кострома.

Пожарная каланча — памятник архитектуры первой трети XIX века, расположена на главной (Сусанинской) площади Костромы, является ее высотной доминантой. Инициатива постройки каланчи на центральной площади (именовавшейся тогда Екатеринославской) принадлежала губернатору К.И.

Баумгартену, в предписании которого от 10 января 1824 года указывалось: «Не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением, и оградила каждого обывателя безопасностью во время пожарных случаев». Автором проекта здания стал губернский архитектор П.И. Фурсов.

Удачное расположение памятника, цельность и компактность архитектурного объема, выразительность его силуэта, мера в использовании декора на фасаде делают костромскую каланчу одним из лучших памятников позднего классицизма в России.

В 1834 году она вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I, после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.

6. Действительно,очень красивое здание.7. Наверное, раньше за этими воротами стояли лошади, которые возили все необходимое для тушения пожаров.8. Наверное, с высоты было видно весь город.9. Общий вид.10. Через дорогу от Каланчи находятся Красные ряды.На самом деле они белые, а Красные потому, что красивые.))

Строительство Красных и Больших мучных рядов было начато в 1789 году, за основу был принят «образцовый» проект торговых рядов, подписанный архитектором К. фон Клером. Подряд на постройку этих рядов взял С. А. Воротилов, к тому времени почти закончивший строительство соборного ансамбля в Кремле.

Оба корпуса Красных и Мучных рядов представляют собой замкнутые каре с размерами по внешним контурам 110х160 и 122х163 м. Чтобы избежать монотонности построек, стоящих симметрично и выходящих своими однотипными фасадами на центральную площадь города, Воротилов решил внести в архитектуру торговых рядов некоторое ритмическое разнообразие.

Поскольку Большие мучные ряды предназначались для розничной и оптовой торговли мукой, фуражом, льном, типовая ячейка была сделана в два раза шире, чем в Красных, однако размеры пролетов аркады галерей были сохранены такими же, как в Красных, поэтому лавки Больших мучных рядов соответствуют двум пролетам аркады.

В центре аркады галереи, окружающей здание, оказывается то входная дверь, то витринное окно. Красные ряды имеют более мелкие размеры лавок. Складские помещения второго этажа освещались круглым окном, таким образом, в арочном пролете видны сразу вход, витринное окно и круглое окно над ними.

Благодаря такому не бросавшемуся сразу в глаза приему мучные ряды приобретают монументальность, а Красные — большую нарядность и парадность. Доминантная роль Красных рядов подчеркивается сооружением церкви Иисуса Христа Спасителя, построенной на средства купца Стефана Белова в 1766 году. Южный фасад Красных рядов считают вполне самостоятельной творческой работой Воротилова.

Начата эта работа была летом 1792 года. Колокольню со шпилем Спаса в Рядах достраивали уже после его смерти (1792) брат Петр Андреевич и сын Ефрем Степанович в 1794 году. Реставрация зданий церкви Спаса в Рядах проводилась под руководством И. Ш. Шевелева в конце 1970-х годов.

11. Все такое… монументальное…12.13.14. На ярмарку мы не пошли.)15. Это здание точно нуждается в косметике.16. Видна макушка Церкви Спаса в рядах. Потом увидим ее поближе.17. В рядах, как и много веков назад, торгуют.18. Напомнили мне эти ряды Суздаль.19. Табличка с краткой справкой.20. Внутри тоже торговые ряды.21. В магазины мы не заходили, а вот в ресторанчик, который тоже располагается в Красных рядах, заглянули. Но,об этом — потом…22. От рядов можно спуститься на набережную Волги.23. Церковь Спаса в рядах. Колокольню реставрируют.24. Вот такой забавный указатель повстречался нам по пути.25. Вот так выглядят ряды без людей (удивительно, как только так получилось)…26. Как и обещала, колокольня Церкви Спаса в рядах поближе.27. Мы обошли ряды по периметру и опять возвращаемся на площадь Сусанина. Прямоугольники зданий Красных и Больших Мучных торговых рядов имеют скругленные углы. Это было сделано для того, чтобы коляски и кареты, проезжая мимо, не задевали здания на поворотах.28. Слева — часовня.29. Еще несколько торговых пролетов.30 И мы спускаемся к Волге.Про набережную, Волгу, пароходы и прочие радости — завтра!

Кострома. Часть 1. Драмтеатр

Кострома. Часть 2. Романовский музей. Боярская комната.
Кострома. Часть 3. Романовский музей. Боярская комната-2.
Кострома. Часть 4. Романовский музей. Боярская комната-3.

Кострома-6. Сусанин и «Хрущевка»

Кострома-7. Прогулка по набережной. Беседка Островского
Кострома-8. Кострома провинциальная

Источник: https://gal-an.livejournal.com/142778.html

Пожарная каланча г. Костромы

Главное украшение Сусанинской площади – пожарная каланча (Кострома)

Кострома. Пожарная каланча – выдающийся памятник архитектуры эпохи классицизма, одна из достопримечательностей города, главное украшение центральной Сусанинской площади. Выстроенная в стиле ампир, костромская каланча – одно из лучших зданий подобного типа в русской провинциальной архитектуре XIX века.

Вот уже 30 лет в этом уникальном здании располагается Костромская областная пожарно-техническая выставка. Далеко не всякий провинциальный город может похвастаться такой выставкой, но сама история города не даёт другого выбора. Костромские жители помнят не один опустошительный пожар.

Один из первых крупных пожаров 1413 года стёр с лица земли 30 православных храмов в городе. В 1654 году сгорел Успенский собор и дом бояр Романовых в Костромском Кремле.

Вскоре после пышной встречи костромичами императрицы Екатерины Великой «1773 года, мая 18 дня во граде Костроме приключился тогда пожарный грех при великой и страшной погоде…. домов купеческих и прочих погорело 665».

Кроме того, погибли не только девичий монастырь, но и снова Успенский собор, 9 приходских церквей, все торговые ряды без остатка, множество лавок. Пожар был такой сильный, что перекинулся в село Городище на правом берегу Волги. Этому испепеляющему пожару Кострома и обязана своей планировкой.

Думая о том, как отстроить Кострому заново, Екатерина увидела на столе развёрнутый веер. После этого и раскинулась Кострома веером на берегу Волги от центральной площади, которая получила название Екатеринославской. Оформление площади было завершено возведением каменной пожарной каланчи. Автором проекта стал Пётр Иванович Фурсов.

Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах по инициативе губернатора К.И. Баумгартена. В предписании от 10 января 1824 года он указывал:

Старые фото пожарной каланчи в г. Костроме

В архиве пожарно-технической выставки сохранилась копия записки П.И. Фурсова в Городскую Думу от 11 ноября 1824 года, где он ходатайствует о дополнительном украшении каланчи лепными элементами по собственным эскизам.

Отделочные работы выполнены в 1825-1827 годах. Губернский архитектор П.И. Фурсов стал автором проекта здания, и он же осуществлял контроль за строительными и отделочными работами.

Башня своим фасадом больше похожа на дворец, а сторожевая вышка очень напоминает звонницу храма.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I: «Такой у меня в Петербурге нет!», после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.

В 1860-х и 1870-х годах к зданию были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. При пожарной каланче были жилые помещения для служащих и пожарных, конюшни, сараи для машин и бочек с водой, а также трубная на 12 лошадей.

https://www.youtube.com/watch?v=lcC97rKIHkk

Каланча в Костроме, как и в других городах, выполняла кроме дозорной ещё и функции сигнализации.

Вывешенные на штангах кожаные сигнальные шары в дневное время, а горящие фонари в ночное, служили оповещением для населения о месте возникновения пожара.

Именно здесь, в Каланче, располагалось Главное пожарное депо города и вплоть до 1981 года здесь располагался отряд профессиональной пожарной охраны и функционировала пожарная часть по охране центральной территории города.

В 1880-х годах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид. Его значительно упростили. Однако в 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.

19 февраля 1981 года вышло распоряжение Исполкома Костромского Областного Совета народных депутатов №61-р «Об организации в г. Костроме областной постоянно действующей пожарно-технической выставки».

В течение нескольких лет, до конца 1984 года, костромскими реставраторами были проведены работы по реконструкции и приспособлению центральной части каланчи под пожарно-техническую выставку.

Проект реконструкции был разработан архитектором Карелией Густавовной Тороп под руководством главного архитектора Костромской специальной научно-реставрационной мастерской Никитина Рудольфа Алексеевича. Костромским художественным фондом выполнены проекты интерьеров выставочных залов.

Были задействованы художники Фонда: А.П. Баранов, С.И. Кадыбердыев, В.П. Карпов, Ф.Ф. Юдин., А.Н. Молчанов, Ю.В. Горбунов, А.Б. Забагрин, скульптор А.С. Усова и многие другие.

16 декабря 1986 года состоялось торжественное открытие первой очереди пожарно-технической выставки. Во вступительном слове заместитель начальника УВД Н.И.

Ярмотин отметил, что «здание пожарной каланчи, верно служившее костромичам в борьбе с пожарами, получает второе рождение… Экспозиция по замыслу должна быть центром пропаганды пожарно-технических знаний среди населения нашего города, пропаганды трудовых и боевых традиций костромских пожарных».

И действительно, вот уже 30 лет выставка принимает школьников, студентов, взрослое население не только нашего города и области, но и других городов нашей страны от Калининграда до Благовещенска, от Мурманска до Астрахани и дальнего зарубежья.

Выставка вызывает интерес и в настоящее время благодаря огромной подготовительной работе, проведённой на заре существования выставки по сбору материалов, формированию фондов, оформлению экспозиции и выстраиванию экскурсионной части коллективом под руководством первого начальника Николая Павловича Кекселя, которого на этом посту сменила в 2000 году Татьяна Дмитриевна Шунцова.

С 2002 года пожарно-техническая выставка была переименована в Центр противопожарной пропаганды и общественных связей, который располагается на двух этажах костромской каланчи в шести залах: на первом этаже – зал истории пожарной охраны, на третьем этаже – зал борьбы с пожарами в послереволюционный период, Государственный пожарный надзор; залы добровольных пожарных формирований и зал пожарной профилактики. Украшением выставки служат две диорамы, выполненные костромскими художниками «Тушение современного пожара» и «Пожар в Костроме 1847 года» и диорама «Комната до и после пожара», специально для нашей выставки изготовленная в Ленинграде.

С момента открытия выставки сотрудниками проведена огромная профилактическая работа по пожарной безопасности. Выставку посетили около 200 000 человек, проведено около 11000 экскурсий.

Уже четверть века Костромское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» совместно с Главным управлением МЧС России по Костромской области, Департаментом образования и науки Костромской области проводят ежегодный областной конкурс детско-юношеского творчества на противопожарную тематику среди детских творческих коллективов области. В залах Центра противопожарной пропаганды и общественных связей ежегодно к Дню пожарной охраны оформляется выставка лучших работ этого конкурса. В рамках выставки школьникам предлагается не только экскурсионное обслуживание, но и интерактивные игровые программы «Сквозь века и пожары или о первой пожарной команде в Костроме», «Лучше чем пожар тушить, нам его предотвратить», «Путешествие по городу огня» и другие. Эти программы в игровой форме не только знакомят ребят с историей пожарной охраны, но и с правилами пожарной безопасности, которые необходимо выполнять и взрослым, и детям. Все программы адаптированы для разных возрастных категорий детей и вызывают особый интерес во время школьных каникул и летних городских лагерей. За последние три года проведено около 200 таких программ. В первый день лета и первый день учебного года в Центре проводятся Дни открытых дверей для родителей с детьми. Внимание акцентируется на профилактике лесных и бытовых пожаров.

Конечно, за прошедшие 30 лет очень многое изменилось в стране. Мы стали жить в новом государстве. Жизнь стала более активной, мобильной, переменчивой. И потому особенно важно в этом быстром жизненном потоке сохранить для будущих поколений те традиции, которыми богата история костромской пожарной охраны.

На протяжении 3-х десятилетий велась кропотливая работа с ветеранами пожарной охраны, их родственниками, записывались и сохранялись в архиве выставки их воспоминания об особенностях службы пожарных в различные временные периоды.

Документы, фотографии, воспоминания о работе костромских пожарных во время Великой Отечественной войны легли в основу Книги памяти, которая хранится в Центре.

В настоящее время собираются материалы для оформления альбома о династиях костромских пожарных.

Уже несколько лет в Центре ведётся обновление экспозиции: оформлены стенды о первой пожарной команде в Костроме, об истории становления службы Государственного пожарного надзора, истории добровольческого пожарного движения.

Второй год ведётся работа по оформлению экспозиции, посвящённой 70-летию Великой победы «Костромичи-пожарные на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу», подготовлена тематическая экскурсия, посвящённая костромичам-ветеранам.

И когда во время экскурсии видишь в глазах современных ребятишек, студентов наворачивающиеся слёзы, то понимаешь, что современное поколение, не знавшее ужасов той войны, не потеряно.

30 лет позади. Много сделано, но ещё больше предстоит сделать. В настоящее время ведётся кропотливая работа по сохранению исторического наследия пожарной охраны Костромской области.

Посмотрите видеоролики о Костромской пожарной каланче

Дополнительно о пожарных каланчах:

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/istoriya-pozharnoy-kalanchi-g-kostromyi/

Pravo-consut
Добавить комментарий