Государственная система лицензирования

Государственное лицензирование деятельности

Государственная система лицензирования

Согласно действующему законодательству выдача лицензий на определенные виды деятельности хозяйствующим субъектам осуществляется под строгим контролем государства. Выдача соответствующих сертификатов и удостоверяющих документов может происходить как в подведомственных ведомствах, так и в специальных организациях, наделенных таким правом.

Департамент лицензирования ; Реестр лицензиатов ; Контроль за лицензированием

Современное государственное лицензирование деятельности представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:

  • Виды деятельности, которые попадают под лицензирование;
  • Собственно, лицензия – документ, удостоверяющий прохождение владельцем установленных процедур и право на ведение определенного вида деятельности;
  • Требования к соискателям на получение разрешительных документов. Устанавливаются на законодательном уровне;
  • Органы, выдающие лицензии. Таковыми могут выступать как физические, так и юридические лица;
  • Держатель лицензии (лицензий) – субъект, владеющий документом, дающим право ведения определенного вида деятельности;
  • Кандидат – соискатель на прохождение процедуры для получения разрешительной документации.

Департамент лицензирования

Государственное лицензирование деятельности осуществляется через специальные органы, которые занимаются выдачей соответствующей документации в рамках своих полномочий или на праве ведения такой деятельности.

Если речь идет о государственных ведомствах, то такие лицензиары называются департаментами, например, департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

Остальные предприятия выдают разрешительную документацию лицензиатам в рамках дополнительной функциональности.

Основные задачи, которые выполняет департамент лицензирования:

  • Выдача соответствующих свидетельств на осуществление деятельности по направлению;
  • Переоформление лицензий, по которым вышел срок действия;
  • Выдача документов, дающих право временно осуществлять деятельность юридическим и физическим лицам;
  • Оформление дубликатов ранее выданных лицензий в рамках государственных услуг;
  • Контроль за лицензированием (соблюдением исполнения требований законодателя к ведению определенных родов занятий). Включает систему мер, применяемых к владельцам разрешительной документации как на стадии оформления, так и в процессе ведения предпринимательской деятельности.

Реестр лицензиатов

Согласно действующей практике, за департаментами и наделенными правами выдачи разрешительных документов организациями закрепляется обязанность ведения реестра выданных лицензий.

Сведения, содержащиеся в регистре, являются общедоступными как для самих держателей, так и для третьих лиц. Реестр лицензиатов упрощает работу по обработке запросов на проверку исследуемых контрагентов.

Также это дает возможность предприятиям самостоятельно отслеживать срок окончания своих лицензий или отслеживать факты необоснованного их прекращения.

К примеру, на сайте Ространснадзора можно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к претендентам на оформление соответствующих документов по таким направлениям как автотранспорт и дорожное хозяйство, водный, железнодорожный и воздушные виды транспорта. При наличии необходимости прямо на сайте можно сформировать запрос на уточнение права ведения определенного вида детальности. Проверка лицензиатов потребует знания хотя бы одного из параметров:

  • Номер лицензии;
  • ИНН предприятия;
  • Наименование организации, исследуемой на предмет наличия разрешительной документации;
  • Принадлежность к субъекту Российской Федерации (Федеральному округу);
  • Контролирующий орган;
  • Вид деятельности.

Контроль за лицензированием

Основные задачи, которые стоят перед предприятиями, осуществляющими выдачу сертификатов, состоят в проверке полноты и достоверности сведений, а также в проведении исследований на предмет возможности осуществления запрашиваемого вида деятельности. Контроль со стороны государства заключается в предъявлении требований к лицензиатам, проведении сравнительного анализа представленной информации.

На стадии предварительного контроля проверяются представленные соискателем сведения на предмет возможности допуска к ведению определенного вида деятельности.

Комплекс таких мероприятий проводится на стадии приема заявления на получение специального сертификата.

После того как представленные претендентом документы проходят экспертизу, издается приказ о проведении возможности исполнения лицензионных требований.

Для повышения качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг и выполняемых предприятием работ субъект лицензирования имеет право осуществлять следующие виды проверочных мероприятий:

  • Плановые (внеплановые);
  • Полные или сплошные;
  • Камеральные;
  • Выездные;
  • Фактические;
  • Документальные.

При этом объект лицензирования должен предупреждаться о проведении в отношении него проверочных мероприятий не позже 10 дней до начала проверки.

Конкретные сроки присутствия ревизоров на объектах предприятия определяются согласно конкретного вида деятельности, на ведение которой претендует соискатель. Обычно это период не превышает 10 рабочих дней.

Если лицензиатами являются предприятия, требующие проведения дополнительных испытаний в рамках плановых или внеплановых мероприятий, то период работы инспекторов может быть увеличен до одного месяца.

Суть государственного контроля сводится к выявлению нарушений обязательных требований. При обнаружении недостатков предприятию выносится предупреждение с одновременным оформлением предписания к устранению замечаний.

По результатам работы с недостатками лицензиат должен в письменной форме уведомить департамент о выполненных мероприятиях.

В случае уклонения о выполнения пунктов предписания, организации или индивидуальному предпринимателю может грозить крупный штраф, лишение лицензии или приостановка деятельности.

Источник: https://licenz24.ru/2017/12/14/gosudarstvennoe-licenzirovanie-deyatelnosti/

Лицензирование деятельности в области ТЗИ

Государственная система лицензирования

Аннотация: Рассмотрено понятие лицензирования, его основные цели и общий порядок получения лицензии в России. Представлены основные требования к соискателю и порядок получения лицензии в области технической защиты конфиденциальной информации. Описаны способы контроля за соблюдением лицензионных требований: плановые и внеплановые проверки ФСТЭК.

Лицензирование деятельности в области защиты информации представляет собой определенную форму государственного контроля и должно обеспечить не только допуск организаций, соответствующих определенным требованиям и условиям, к осуществлению определенных видов деятельности, но и повышение качества непосредственно мероприятий и услуг по технической защите информации.

Государственная система лицензирования деятельности в области технической защиты информации включает в себя две составляющие:

  • допуск предприятий и организаций к оказанию услуг по защите информации;
  • контроль качества и эффективности оказываемых услуг в процессе их деятельности.

Рассмотрим основные понятия в области лицензирования.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г.

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Срок действия лицензии не может быть более 5 лет. По истечении этого срока лицензия может быть продлена по заявлению лицензиата.

Порядок получения лицензии следующий:

Соискатель лицензии отправляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

  • для юридического лица: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, адреса, где планируется ведение лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юр.лица и данные документа, подтверждающего внесение в реестр юридических лиц РФ.
  • для индивидуального предпринимателя: полное ФИО, место жительства, адреса мест, где планируется ведение лицензируемой деятельности, данные документа, удостоверяющего личность (например, паспорта), государственный регистрационный номер записи о регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
  • ИНН и данные документа, подтверждающего постановку соискателя на учет в налоговом органе.
  • лицензируемый вид деятельности.

К заявлению соискатель должен приложить следующие документы:

  • копии учредительных документов (для юридического лица);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Решение о предоставлении лицензии (или отказе) принимается в срок, не превышающий 5 дней со дня поступления документов. Уведомление о принятии решения вручается или отправляется соискателю в письменной форме.

Если решение отрицательное, должны указываться причины отказа и реквизиты акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Соискатель лицензии должен заплатить государственную пошлину за получение лицензии и в течение трех дней после оплаты может получить лицензию.

Причинами отказа в получении лицензии могут быть:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Перечислим пункты, которые должны содержать решение о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии:

  • наименование лицензирующего органа;
  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  • ФИО индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • срок действия лицензии;
  • ИНН;
  • номер лицензии;
  • дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Приостановление действия лицензии осуществляется по решению суда в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий в течение суток со дня принятия судом решение.

Действие лицензии возобновляется, если лицензиат уведомляет в письменном виде об устранении нарушений.

Если лицензиат не устраняет нарушения в установленный судом срок, лицензирующий орган может обратиться в суд, по решению которого лицензия может быть аннулирована.

Действие лицензии прекращается в следующих случаях:

  • ликвидация юридического или физического лица.
  • окончание срока действия лицензии или принятие решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата.
  • решение суда об аннулировании лицензии.

Лицензирующие органы обязаны вести специальные реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре указывается следующая информация:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 настоящего Федерального закона);
  • срок действия лицензии;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • номер лицензии;
  • дата принятия решения о предоставлении лицензии;
  • сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
  • основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии;
  • основание и дата аннулирования лицензии;
  • основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования;
  • сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;
  • основание и дата прекращения действия лицензии;
  • иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация из реестра лицензий является открытой для физических и юридических лиц. Выписку можно получить за установленную плату в 10 рублей в течение трех дней после подачи заявления.

Перечислим виды деятельности, относящиеся к защите информации, на осуществление которых требуется получение лицензии:

  • деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
  • деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
  • предоставление услуг в области шифрования информации;
  • разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Важным пунктом в контексте данного курса является необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

Источник: https://www.intuit.ru/studies/courses/2291/591/lecture/12682

Государственная система лицензирования

Государственная система лицензирования

Государственная система лицензирования – это комплексные действия уполномоченных государственных органов, которые включает в себя мероприятия по предоставлению, продлению, приостановление и прекращению выдачи лицензий на тот или иной вид деятельности.

А также, это непосредственное регулирование и контроль за взаимодействием между участниками лицензионного процесса.

Система государственного лицензирования строго регулируется на законодательном уровне различными федеральными законами, постановлениями и прочими нормативно-правовыми актами.

Данная система состоит из таких понятий как:

— лицензируемый вид деятельности – деятельность, которая может осуществляться, только после того, как на неё будет получена лицензия;

— лицензия – разрешительный документ, который выдаётся после прохождения необходимых мероприятий, имеет установленный вид и является подтверждением права на занятие лицензируемым видом деятельности;

— требования лицензионные – комплекс условий, которые установлены настоящим законодательством, характеризующие тот или иной вид лицензируемой деятельности;

— лицензируемые органы – государственные исполнительные органы, которые занимаются всеми вопросами процесса лицензирования в Российской Федерации;

— держатель лицензий – физическое или юридическое лицо, которое получило право на использование лицензии для своего конкретного вида деятельности;

— кандидат на лицензию – юридическое или физическое лицо, которое обратилось в государственные органы, предоставляющие лицензию, и желает пройти необходимые процедуры для получения специфического документа.

Органы, выдающие лицензию, используют ряд важных принципов:

— обеспечение прав, интересов и защиты граждан, а также способствование безопасности государства;

— способствование целостности экономического фона на территории государства;

— формирование и усовершенствование списка видов деятельности, которые подлежат лицензированию;

— открытость и доступность процесса лицензирования;

— правовое регулирование лицензирования.

Требования для получения лицензии и условия отказа

Как и любой процесс, получение лицензии у государственных органов лицензирования характеризуется требованиями. Существуют обязательные и специфические требования.

Обязательные требования включают: соблюдение законодательных норм, санитарные, противопожарные правила, гигиенические аспекты и все пункты для отдельных видов деятельности.

Наряду с обязательными требованиями, отдельную важность имеют специфические требования. Они предъявляются к отдельному кандидату, который проходит процесс получения лицензии. Дополнительные требования прописаны в отдельных постановлениях для каждой конкретной деятельности.

Каждая лицензия имеет свой срок и территорию, на которой она действует. Когда заканчивается срок или меняется место расположения лицензиара или его деятельность, то эти изменения должны быть внесены в необходимые уставы.

Для получения лицензии, субъект должен написать заявление установленного образца, в котором содержаться все главные данные: причина, вид деятельности, срок, месторасположение. Собрать необходимый пакет документов.

Далее, государственные органы лицензирования рассматривают заявление, принимают решение на основании определённых критериев. Если условия соблюдены, то лицензия будет выдана в течении трёх недель после принятия решения.

Но, всё же, бывают случаи, когда государственные органы выдачи лицензий отвечают на заявление отказом. На это есть определённые основания:

— недостоверность информации, которую подаёт соискатель;

— когда субъект не соответствует требованиям, выдвигаемым органами власти;

— если экспертиза показала отрицательный результат после проведения необходимых проверок.

Экспертиза, которая выполняет проверку всех данных соискателя, носит секретный характер, защищена от внешних вмешательств, защищена от утечки.

Если соискатель неудовлетворён принятым решением, он может оспорить его согласно законодательству.

Уполномоченные органы могут остановить или полностью аннулировать лицензию в таких случаях:

— если лицензиат сам написал заявление на приостановление или аннулирование лицензии по своим субъективным причинам;

— когда данные, предоставленные для получения лицензии, со временем будут признаны неправдивыми;

— если лицензиат нарушил правила, установленные государственной системой лицензирования;

— закрытие предприятия, самостоятельно или по решению суда.

Процесс аннулирования заключается в следующих аспектах:

— непосредственное принятие решения, которое побуждает к приостановлению или аннулированию;

— сообщение об этом лицензиату в форме письма;

— как только получено письмо лицензиатом, мгновенное исполнение его в силу;

— после выполнения требований, необходимых для восстановления лицензии, обязательное вступление в силу данного процесса.

Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

Каждая система создана для чего-то конкретного, система лицензирования не является исключением, поэтому она выполняет определённые функции.

Система представлена органами лицензирования, именно их деятельность носит такие функции:

— организация процесса лицензирования;

— проведение необходимых оценочных мероприятий, позволяющих принять правильное решение относительно выдачи лицензии;

— анализ документов и заявлений для получения лицензии;

— непосредственная выдача лицензий;

— выводы по приостановке лицензий или их аннулирование;

— создание различных методических пособий, призванных улучшить и развить процесс лицензирования;

— создание перечня лицензий, которые выданы, приостановлены или аннулированы.

Система лицензирования должна осуществлять контроль, разрабатывать новые мероприятия, проводить техническую оснащенность, для того, чтобы данная система работала как можно лучше и приносила пользу данной сфере и государству в целом.

Также следует учесть, что государственная система лицензирования должна обеспечить защиту информации. Это позволит привлечь иностранных инвесторов для видения своей деятельности в Российской Федерации.

Принципы государственной системы лицензирования:

1. Обоснование отнесения конкретного вида деятельности к определённой категории.

2. Формирование закрытого списка видов деятельности, подлежащих лицензированию.

3. Следование конкретным, предусмотренным критериям процесса лицензирования на всей территории государства.

4. Следование полномочиям субъектов лицензирования.

5. Введение минимизированного перечня документов, необходимых для получения лицензий.

6. Контроль выполнения функций, возложенных на систему государственного лицензирования.

Непосредственным вектором направленности системы лицензирования является предприниматель, потребитель и государство.

Для предпринимателя система призвана обеспечить:

— упрощение деятельности и формирование новых структур бизнеса;

— уменьшение затрат, необходимых для получения лицензии.

Потребителю обеспечить:

— защиту от опасных и вредных товаров и оказания некачественных услуг;

— возможность обеспечить поддержку потребителю, если то обратится в суд для решения конфликтных ситуаций.

Государству система необходима для:

— правильного и эффективного функционирования предпринимательской деятельности и рынка товаров и услуг;

— создания ситуации, в которой будет соблюдено соотношение интересов субъекта хозяйствования, потребителя и государства;

— пополнения бюджета государства, путём установления тарифов на получение и продление лицензии.

Нормативно-правовой аспект лицензирования в РФ

Развитие процесса лицензирования в ведущих странах мира, является эталоном для нашей государственной системы лицензирования. У них чётко отработан момент взаимосвязи между лицензионной и государственной деятельностью.

Российское законодательство в этой сфере начало развиваться только в начале 90-х годов.

В начальных законах был только факт возможности процесса лицензирования предпринимательской деятельности, но не было упомянуто ни о перечне видов деятельности, ни о способах контроля и регулирования мероприятии. Это значительно усложняло и замедляло эффективность экономических процессов в государстве.

Развитие данной отрасли хозяйства было медленным и имело определённые сложности. Недостаток заключался в том, что необходимо было ввести единые правовые нормы, а сделать это без особой подготовки не представляло возможности. Те постановления, которые принимались в то время, не имели надлежащей гибкости и универсальности, не затрагивали интересы всех сторон процесса лицензирования.

К 1995 году, лицензирование около 35 видов деятельности происходило по отдельно взятым законам.

Но, так или иначе, эти законы не предусматривали причин, по которым субъекту необходимо было получать лицензию на тот или иной вид деятельности. Не была разработана специфика прохождения процесса получения лицензии.

Государство слишком поздно взяло на себя ответственность за данный процесс и подвергло его сложностям, которые отразились на всей системе в целом.

В конечном итоге, после долгих попыток, было принято Постановление, которое имело свои особенности:

— изучение способов и целей, разграничение видов деятельности, установление методики ведения процессов получения лицензии, предоставление особых полномочий федеральным ведомствам, для повышения эффективности работы государственной системы лицензирования;

— обобщение и обработка списка видов деятельности, на которые необходимо наличие лицензии, согласно проведению детальной экспертизы и повышению контроля;

— упрощение для лицензиаров, путём закрепления срока действия документа – 3 года, и отсутствие ограничения свыше;

— утверждение того, что установление тарифов за получения лицензии является следствием отсутствия прибыли от данной деятельности;

— разделение функций различных органов власти, которые способствуют развитию лицензионной деятельности.

С этим Постановлением был сделан очень важный шаг на встречу к усовершенствованию и правовому регулированию на всех уровнях государственной власти. Это, безусловно, гораздо лучше, чем было в самом зарождении процесса, но есть, куда расти. Законодательство должно без остановок развиваться и совершенствоваться в данном направлении.

В 1998 году в России был принят Закон, который затрагивал лицензирование отдельных видов деятельности. Проведя анализ данного документа, можно сказать, что он расширил и усовершенствовал отдельные понятия, сделав их более доступными. Более детально были описаны функции органов лицензирования, их полномочия и значения для государства.

Система лицензирования в США

Лидером по продаже лицензий во всём мире являются Соединённые Штаты Америки. Вся система государственного лицензирования взаимодействует с патентной деятельностью и обеспечивает эффективное развитие интеллектуальной сферы. Это стимулирует процесс изобретательства и развивает экономику страны в целом.

Система государственного лицензирования в США развивалась при активном участии компетентных людей в разных сферах общества, ученых, профсоюзов. Эти стороны процесса намного важнее, чем само государство.

Процесс лицензирования изобретений и патентов представлен также такими субъектами:

1. Учреждение, которое контролирует процесс поиска инвесторов.

2. Организация, которая возглавит процесс оформления документов.

Конечно же, любой изобретатель в такой стране как Соединённые Штаты, может сам заниматься получение лицензии, но так это процесс существенно затянется и приведёт к потере времени и денег. А это противоречит принципам данного государства.

В итоге, можно сказать, что в России делается всё возможное, чтобы усовершенствовать государственную систему лицензирования, разрабатываются законы, вкладываются средства, также, необходимо принимать во внимание зарубежный опыт успешных стран.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9227-gosudarstvennaya-sistema-licenzirovaniya

Система лицензирования – один из методов разрешительной политики государства

Государственная система лицензирования

Система лицензирования устанавливает государственный контроль деятельности, способной нанести ущерб обществу, государству, людям, памятникам культуры, природе.

Во главе системы лицензирования стоит Правительство РФ, которое оставило за собой следующие права:

  • назначать федеральные органы исполнительной власти, для проведения процедуры лицензирования конкретных видов деятельности, включая электронную форму предоставления документов для данной процедуры;
  • принимать правовые нормативные акты, связанные с лицензированием;
  • проводить утверждение положений о лицензировании во всех видах предпринимательства;
  • утверждать типовую форму разрешительного документа — лицензии;
  • определять показатели мониторинга эффективности системы лицензирования в России.

Система лицензирования предусматривает наличие лицензионного органа по конкретным видам деятельности.

К ним относятся центральные аппараты соответствующих федеральных структур и их территориальные органы или департаменты (отделы), уполномоченные региональной исполнительной властью.

Для каждого вида лицензируемой деятельности лицензионный орган определяется в Положении о лицензировании данной деятельности. Передача полномочий субъектам федерации должна быть законодательно предусмотрена.

Инициатором процедуры в системе лицензирования является соискатель на получение разрешения для осуществления предпринимательской или иной деятельности, если законом РФ предусмотрено получение специального разрешения. Вместе с заявлением соискатель подает определенный законом и Положением о лицензировании пакет документов.

Лицензионный орган ответственен за то, чтобы провести анализ информации, содержащейся в данной документации на подлинность, достаточность и достоверность.

Этот пакет содержит данные об исполнение требований системы лицензирования, которые опубликованы в Положении о лицензировании.

В некоторых случаях Положение предусматривает, кроме анализа документации, проведение лицензионной экспертизы, которая должна подтвердить исполнение лицензионных требований соискателем.

В случае положительного решения происходит оформление лицензии, которая проходит регистрацию в системе лицензирования и помещается в государственный реестр.

На этом взаимоотношения между лицензиатом и лицензирующим органом не только не заканчиваются, а лишь начинаются. Т.к. с введением с 3 ноября 2011 года нового ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» вводится бессрочность разрешительных документов, то особое место закон уделяет лицензионному контролю.

Первый раз лицензионная комиссия обязана посетить организацию с плановым контролем через год после выдачи разрешения в системе лицензирования. Далее закон предусматривает плановые комиссии, через три года после окончания предыдущей . Кроме того при наличии объективной необходимости может быть назначена внеплановая лицензионная проверка.

Если комиссия выявляет грубые нарушения, то выносится предписание, обязательное для исполнения лицензиатом в срок, указанный в данном документе.

В случае неисполнения специалисты органа лицензирования имеют право приостановить деятельность. Неоднократные грубые нарушения лицензионных требований могут привести к аннулированию лицензии.

Данная процедура поручена законом только суду. Но инициатором судебного процесса является лицензионный орган.

Лицензирование является одним из методов государственной разрешительной политики.

В регулировании предпринимательской деятельности и рыночной экономики, наряду с системой лицензирования установленную роль играют и такие методы, как аккредитация, стандартизация, государственная регистрация, сертификация и другие.

Одним из условий, когда деятельность относят к лицензируемой, является тот факт, что к ней невозможно применить другие методы государственного регулирования.

Поэтому важно понимать, в чем состоят те или иные методы разрешительной политики государства, в чем их особенности. Что отличает их от системы лицензирования и почему в отдельных случаях происходит выбор законодателей в пользу механизма лицензирования.

Государственная регистрация

Госрегистрация имеет множество законодательных документов, содержится в ряде статей Гражданского кодекса РФ, в различных формах Положений о государственной регистрации, в специализированных нормативных актах, таких как ФЗ № 129 «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» и других.

Государственная регистрация состоит в занесении необходимых сведений в Единый государственный реестр.

С юридической точки зрения факт внесения в реестр является фактом возникновения, прекращения или изменения правовых отношений.

Например, только после занесения в Единый государственный реестр юридических лиц считается, что юридическое лицо создано. Т.е. государственная регистрация напрямую связана с обретением правоспособности юридическим лицом.

Государственная регистрация, также как и система лицензирования, является формой управляющего воздействия государственных органов. Эти две системы близки по предмету, методам, целям, механизмам друг к другу.

И система лицензирования, и государственная регистрация подтверждают законность вхождения субъекта права в хозяйственный оборот, обе системы предусматривают осуществление контроля процессов хозяйственной деятельности.

Но между ними существуют и различия.

В качестве субъекта государственной регистрации выступают объекты гражданских правоотношений и хозяйствующие объекты. Объектом системы лицензирования является вид деятельности хозяйственного субъекта, который не является объектом государственной регистрации.

Государственная регистрация носит формальный характер в отличие от системы лицензирования.

Орган, выполняющий регистрацию, не уполномочен рассматривать вопросы, связанные с необходимостью или целесообразностью регистрации, не контролирует исполнение правовых норм субъектом регистрации (кроме тех положений, которые имеют непосредственное отношение к регистрации) и прочее.

Задача регистрационного органа состоит в том, чтобы проверить достоверность, правильность и полноту оформления документов, требующихся для регистрации, а контролируют факт оплаты государственной пошлины заявителем.

Техническое регулирование

Техрегулирование является одним из самых распространенных методов разрешительной политики государства. Техническое регулирование имеет собственные средства в виде стандартизации, оценки соответствия. Основным инструментом технического регулирования является технический регламент.

Объекты технического регулирования – это продукция, услуги, работы, а также процессы, которые может осуществлять хозяйствующий субъект относительно продукции.

К таким процессам относятся: производство, проектирование, изыскания, строительство, эксплуатация, монтаж, реализация, утилизация, хранение, транспортировка .

С другой стороны, деятельность представляет собой в общем случае выполнение работ и услуг. Таким образом, система лицензирования и система технического регулирования имеют общие объекты разрешительного государственного воздействия – деятельность.

Главным законом в России, на базе которого происходит техническое регулирование, по-прежнему остается ФЗ № 184, принятый 27.12.2002, «О техническом регулировании».

На основе закона «О техническом регулировании» осуществляется оценка соответствия объектов сертификации до тех пор, пока российское законодательство не принимает в отношении определенной (однородной) группы объектов технический регламент.

При принятии очередного технического регламента законодатели могут принимать решение о том, чтобы система лицензирования была заменена оценкой соответствия техническому регламенту в отношении объектов, для которых призван осуществлять техническое регулирование данный нормативно-законодательный акт.

Источник: https://rotest.ru/sistema-licenzirovaniya/

Государственная система лицензирования: принципы функционирования и основные элементы

Государственная система лицензирования

Государственная система лицензирования – это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление (ст.15 Закона РФ «О недрах»).

Задачей государственной системы лицензирования является:

1. Обеспечение государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности РФ;

2. Обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения

3. Обеспечение равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

4. Обеспечение необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования – это осуществление всех действий, связанных с оформлением, государственной регистрацией, выдачей лицензий, а также с процедурами внесения в них изменений и их досрочного прекращения.

Возложено на федеральный орган управления государственным фондом недр ФОУГФН и его территориальные органы – Роснедра(ст.16 Закона РФ «О недрах»).

В отношении участков недр местного значения и содержащие ОПИ – возложено на органы государственной власти субъектов РФ.

Основные элементы системы лицензирования недропользования:

Разрешительный порядок предоставления права пользования недрами

Состязательная процедура предоставления права пользования недрами

Предоставление лицензий на определенный срок

Взимание платы за пользование недрами

Установление требований к пользователям недр

Налог на добычу полезных ископаемых.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанным в ней целевым назначением и видом работ в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия на пользование недрами и её содержание 27

Лицензия – это специальное государственное разрешение, включающее в себя установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст.11 Закона РФ «О недрах»).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанным в ней целевым назначением и видом работ в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право на проведение любых работ, соответствующих установленному целевому назначению и виду работ.

Основные приложения к лицензии:

1. Лицензионное соглашение;

2. Решение (приказ) уполномоченного органа государственной власти об оформлении и выдаче лицензии

3. Схема расположения лицензионного участка и его координаты;

4. Письма ФОИВ о согласовании условий/или о наличии ООПТ на территории лиц участка;

5. Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Риск неполучения права пользования земельным участком лежит на пользователе недр.

Допускает представление лицензии на несколько видов пользования недрами.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать (ст.12 Закона РФ «О недрах»):

1. данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основные предоставления лицензии;

2. данные о целевом назначении работ,  связанных с пользованием недрами;

3. указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4. указание границ земельного участка

5. сроки действия лицензии и сроки начала работ (

6. условия, связанные с платежами,

7. согласованный уровень добычи минерального сырья,

8. соглашение о праве собственности  на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9. условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;

10. порядок и сроки подготовки проектов ликвидаций или  консервации горных выработок и рекультивации земель.

Права и обязанности пользователей недр возникают с момента регистрации лицензии.

Лицензия считается зарегистрированной с момента внесения записи о государственной регистрации в государственный реестр лицензий на пользование недрами.

Государственный регистрационный номер состоит из серии, номера, аббревиатуры вида полезного ископаемого и аббревиатуры работ.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 390;

Источник: https://studopedia.net/7_25520_gosudarstvennaya-sistema-litsenzirovaniya-printsipi-funktsionirovaniya-i-osnovnie-elementi.html

Pravo-consut
Добавить комментарий