Итоги деятельности правительства Дмитрия Медведева в 2012-2020 годах. Досье

Время Дмитрия Медведева: нерешительность, зависимость, стабилизация

Итоги деятельности правительства Дмитрия Медведева в 2012-2020 годах. Досье

Дмитрию Медведеву осталось работать в правительстве буквально день. Его карьера в кабинете министров началась в ноябре 2005 г., когда он стал первым заместителем председателя правительства – с задачей курировать приоритетные национальные проекты. А затем он попал сразу в президенты, миновав должность премьер-министра. В 2007 г.

его кандидатуру на президентский пост и поддержали «Единая Россия», которую он возглавил спустя пять лет и возглавляет до сих пор, и другие партии, и действующий глава государства Владимир Путин. Медведев был избран президентом в марте 2008 г., а после выборов 2012 г.

и возвращения Путина на высший пост произошла ротация, и тогда Медведев впервые возглавил правительство.

К моменту назначения Медведева председателем правительства экономика России вышла из финансового кризиса, начавшегося в 2008–2009 гг., но попала в смысловой тупик.

Стало понятно, что докризисная модель роста, основанная на потребительском спросе, себя исчерпала.

Требовался переход на инвестиционную модель, необходимо было также проводить реформы – сокращать долю государства в экономике, улучшать инвестиционный климат.

Частично такие задачи были в программе Медведева-президента. Но уже будучи премьер-министром, большие реформы он провести так и не смог. Перед правительством 2012 г. стояла амбициозная задача.

Вернувшись в Кремль в 2012 г., Путин выпустил майский указ, по которому чиновники должны были увеличить долю инвестиций в ВВП, производительность труда, упростить ведение бизнеса, повысить зарплаты и т.

 д.

Но серьезных реформ так и не было проведено, говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. А в 2014 г. экономика России пережила идеальный шторм: падение цен на нефть (со $115,2 за баррель в июне 2014 г. до $45,1 за баррель в январе 2015 г., а в начале 2016 г.

– даже до минимума с начала 2000-х гг., $27,5), введение санкций из-за присоединения в России Крыма и ответных российских санкций против западных, девальвация рубля (к концу 2014 г. курс доллара и евро снизился примерно вдвое). Уже в 2014 г.

рост экономики замедлился до 0,7%, в то время как в 2013 г. были приемлемые 1,8%, а в 2012 г. – 3,7%, одновременно произошел рекордный отток капитала, а прямые иностранные инвестиции рухнули до минимума за весь постсоветский период. В 2015 г.

спад ВВП увеличился до 2,3%, и продолжалась эта ситуация до начала 2016 г.

Кризис сильно ударил по людям: девальвация вкупе с ограничением предложения продовольствия из-за антисанкций спровоцировали инфляционный шок – ускорение роста цен до 11,4% к концу 2014 г. Реальные располагаемые доходы россиян начали падать уже в 2014 г., на следующий год падение ускорилось до 3,2% и 5,9% в 2016 г.

, к росту они перешли только в 2018 г. – и то выросли лишь на 1,1%. Но в отличие от 2008–2009 гг. начавшийся рост цен на нефть не привел к росту экономики. И властям пришлось перейти к бюджетной консолидации – федеральные расходы сокращались от 5 до 10% вплоть до 2018 г.

, когда было одобрено новое бюджетное правило (а применяться оно стало еще в 2017 г.).

Введение нового правила, поддержание макроэкономической стабильности, а также создание резервов фактически стало единственным достижением правительства Медведева 2012–2018 гг., говорит Тихомиров. Но это было скорее достижение не команды председателя правительства, а того блока [финансово-экономического], который работал непосредственно на президента, считает он.

Единственным успехом властей во времена премьерства Медведева стали макроэкономические реформы: переход к таргетированию инфляции, стабилизация бюджетных расходов и новое бюджетное правило, перечислял и бывший главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев.

Чиновники ориентировались на чрезмерно жесткое бюджетное правило и сохраняли оптимизм– в надежде, что программный подход и точечные реформы все же дадут и в этих условиях экономический эффект, считает Наталья Акиндинова, директор Центра развития Высшей школы экономики.

И хотя правительство добилось бюджетной стабильности, практически неуязвимой для краткосрочных рисков, рост экономики остался на минимальных уровнях, а рост доходов населения так и не возобновился, сетует она.

Чиновники правительства и администрации президента говорили, что кризис дает шанс на реформы. Но шансом не воспользовались. И в итоге оба раза правительства Медведева с выполнением указов Путина 2012 и 2018 гг. не справились, полагает Тихомиров.

У правительства все это время планы были амбициознее и ожидания были выше, чем то, что позволяла экономика, продолжает Акиндинова.

Кроме того, рычаг воздействия был недостаточным – постоянно разрабатывались программы развития, многие из них даже были стратегически верными, но большая доля госсектора, политический дисбаланс – все это мешало реализовывать планы, считает она.

Правительство было создано из хороших специалистов, которым просто не хватало активного управления, полагает Тихомиров. Почти все совещания у Медведева заканчивались ничем, вспоминают два федеральных чиновника, – премьер не любил принимать на себя ответственность за сложные решения, поэтому все ключевые реформы согласовывались напрямую с президентом.

Ключевые просьбы шли сразу на президента, согласен бывший федеральный чиновник. Например, президент «Ростеха» Сергей Чемезов просил Путина назначить «РТ-инвест» без конкурса оператором системы взимания платы с грузовиков «Платон». И затем правительство отменило конкурс и назначило «РТ-инвест».

Так было и с налоговой реформой, которую правительство обсуждало несколько лет: все обсуждение в правительстве свелось к противостоянию финансового и социального блоков, которые не могли договориться, проводить ли налоговый маневр – снизить ставку страховых взносов, одновременно повысив НДС.

А в итоге власти решили повысить НДС с 18 до 20% и не компенсировать это повышение снижением нагрузки на социальные взносы. Медведев не играл стратегической роли в системе правительства, зато был правой рукой Путина, чтобы правительство было подконтрольно президенту, считает Акиндинова.

Решимости на принятие решений ему во многом не хватало, уверена она.

Особенно явно слабость правительства Медведева проявилась в 2019 г., когда власти начали выполнять новые национальные проекты президента. На основании нового майского указа Путина были разработаны нацпроекты общей стоимостью 25,7 трлн руб., из которых 13,2 трлн потратит федеральный бюджет, еще 4,9 трлн – регионы. Власти рассчитывают, что в ответ 7,5 трлн руб. вложит бизнес.

Часть денег на национальные проекты власти изъяли у населения и бизнеса, повысив с 2019 г. НДС с 18 до 20%. Решение дорого обошлось экономике – риски ускорения инфляции вынудили ЦБ ужесточить денежно-кредитную политику.

Но несмотря на высокие ожидания, еще за год (2019) разогнать экономику такими деньгами не удалось: правительство опасалось невнимательно раздать государственные деньги, а потому тормозило кассовое исполнение.

В итоге Центральному банку из-за низкой инфляции и медленного расходования бюджета пришлось пять раз за год опускать ключевую ставку, а исполнители национальных проектов попытались выполнить годовой план за несколько последних дней года.

Например, пятую часть годового бюджета на национальный проект «Цифровая экономика» исполнителям пришлось потратить с 28 по 31 декабря 2019 г.

Вероятно, логика отставки правительства заключалась именно в том, чтобы заменить Медведева на более амбициозного и активного управленца, который сможет организовать рывок экономики на созданной базе макроэкономической стабильности, накопленных резервов и запланированных нацпроектов, заключает Тихомиров.

Выбора Путина долго ждать не пришлось. Сразу после отставки правительства Медведева президент предложил должность премьера руководителю ФНС Михаилу Мишустину, а еще раньше объявил, что Медведева видит своим заместителем в Совете безопасности, такая должность будет создана.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин настаивает, что Медведев остается в политической элите, но не думает, что он вновь станет президентом.

Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников придерживается другого мнения: «После этого фундаментального перетряхивания правительства и политической системы никто не отменяет вероятности того, что Медведев станет президентом России снова – взяв на себя канализацию недовольства экономической ситуацией в стране».

«Медведев – фигура сильно зависимая, чувствующая иерархию власти и не сильно инициативная в целом. Таким же он был и президентом – своего рода аппаратным президентом. Хотя он и старался вести себя как самостоятельная фигура – и иногда у него это получалось.

Он хотел быть президентом и имел еще тогда, в президентское время, некоторые шансы продолжить работу в этом статусе, поскольку его рейтинг в период президентского срока последовательно рос», – говорит Колесников. Новая возможность занять этот пост появится у Медведева, если Путин возглавит Госсовет в том его новом виде, который пока не описан.

«Ведь кто у нас в ответе за все плохое? Президент и председатель правительства. А национальный лидер, будучи главой Госсовета, будет в ответе за все хорошее», – объясняет Колесников.

Но если конструкция с Медведевым в качестве президента повторится, он будет еще гораздо более несамостоятельным, зависимым, пугливым и церемониальным. По сравнению с 2008 г.

сейчас другая ситуация в стране. Режим стал более авторитарным, он стал более жестко брендирован и маркирован фамилией Путина.

Президент в «республике Путина» – это фигура исполнительская и это главное, заключает эксперт.

1999, ноябрь – заместитель Дмитрия Козака, руководителя аппарата правительства при председателе правительства Владимире Путине
1999, декабрь – заместитель руководителя администрации и. о.

президента Путина
2000, февраль – руководитель предвыборного штаба кандидата в президенты Путина
2003, октябрь – руководитель администрации президента Путина
2005, ноябрь – первый заместитель председателя правительства
2007, декабрь – кандидат в президенты России
2008, март – избран президентом России, в мае прошла инаугурация
2008, август – объявил о военной операции по принуждению Грузии к миру («пятидневная война»)
2008, сентябрь – утвердил концепцию реформы Вооруженных сил России
2008, ноябрь – предложил поправки в Конституцию об увеличении срока полномочий президента с 4 до 6 лет, в декабре подписал соответствующий закон
2009, ноябрь – подписал договор о Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России
2010, апрель – подписал договор о сокращении стратегических наступательных вооружений с США сроком на 10 лет
2010, сентябрь – подписал федеральный закон о создании «Сколково»
2011, февраль – подписал закон о переименовании милиции в полицию
2011, сентябрь – предложил председателя правительства Владимира Путина кандидатом в президенты
2012, май – утвержден председателем правительства России, тогда же избран председателем партии «Единая Россия»
2018, май – утвержден председателем правительства России
2018, июнь – внес законопроект о пенсионной реформе в Думу
2020, январь – сложил с себя полномочия председателя правительства, президент Путин предложил создать специально под Дмитрия Медведева должность заместителя председателя Совета безопасности России

«Проблема Медведева заключается в том, что он попытался стать самостоятельным только во второй половине своего президентства.

К числу принятых им решений можно отнести увольнение мэра Москвы Юрия Лужкова из-за утраты доверия, назначение нескольких генералов МВД, во внешней политике – то, что в ситуации вокруг Ливии пошел сильно навстречу Западу, и т. д., – вспоминает Макаркин.

– Тогда у него, видимо, были планы пойти на второй срок. Переломным можно назвать большую пресс-конференцию весной 2011 г., на которой, как ожидали многие, он объявит, что будет баллотироваться на второй срок».

Но планы Медведева обломал Путин, сформировавший тогда Общероссийский народный фронт, утверждает Макаркин. В его состав вошла значительная часть людей, на которых рассчитывал Медведев как президент. Тогда и стало ясно, что второго президентского срока у него не будет, и Медведев согласился быстро уйти, за что получил должность председателя правительства, считает Макаркин.

И пенсионная реформа не была решением Медведева, уверен политолог, скорее подготовка и внесение крайне непопулярного законопроекта было условием того, что он останется премьер-министром. Если бы он не согласился, он бы еще тогда потерял пост премьера, полагает Макаркин.

А после пенсионной реформы от Медведева еще больше дистанцировалась его партия «Единая Россия», председателем которой он был выбран.

«Единая Россия» и раньше любила называть себя партией Путина, а уж сейчас – тем более, несмотря на то что формально Медведев все еще ее председатель, замечает политолог.

Медведев остается в политической элите. Но маловероятно, что он вновь станет премьером или президентом, возражает Макаркин Колесникову. Общественность этого не поймет: его все-таки ассоциируют с пенсионной реформой, заключает он.

В инфографике использованы фото «РИА Новости», TASS, «Ведомости»

Источник: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/01/16/820713-vremya-medvedeva

Итоги деятельности правительства Дмитрия Медведева в 2012-2018 годах. Досье

Итоги деятельности правительства Дмитрия Медведева в 2012-2020 годах. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года состоялось вступление в должность избранного президента РФ Владимира Путина. В связи с его инаугурацией правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым складывает свои полномочия, в соответствии с требованием российского законодательства.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об итогах деятельности кабинета министров.

Распоряжения и законопроекты

В период с 8 мая 2012 года правительство Медведева приняло 25 тыс. 717 постановлений и распоряжений. В Госдуму были также внесены 1 тыс. 755 законопроектов, 1 тыс.

542 из которых приняты парламентом и подписаны президентом.

По состоянию на апрель 2018 года, на разных стадиях рассмотрения Думой находятся еще 270 правительственных законопроектов (в том числе внесенных предыдущими составами правительств).

Экономические показатели

За период работы правительства Медведева номинальный ВВП России в рублях вырос на 35% — с 68 трлн 164 млрд руб. в 2012 году до 92 трлн 37 млрд руб. в 2017 году.

При этом в долларах, по данным Международного валютного фонда, ВВП сократился на 24% — с $2 трлн 17 млрд в 2012 году до $1 трлн 527 млрд в 2017 году.

По общему объему ВВП в долларах Россия опустилась c 9-го на 12-е место среди стран мира, а на душу населения (также в долларах) поднялась с 53-го на 48-е место.

В 2012-2017 годах все федеральные бюджеты в России были исполнены с дефицитом. В 2012 году доходы составляли 12 трлн 856 млрд руб., расходы — 12 трлн 895 млрд руб., дефицит — 0,06% ВВП. По предварительным данным за 2017 год доходы выросли до 15 трлн 89 млрд руб., а расходы — до 16 трлн 426 млрд руб. Дефицит — 1,5%.

Инфляция в России по итогам 2017 года опустилась до рекордно низкого показателя — 2,5%.

На 2018 год доходная часть бюджета запланирована на уровне 15 трлн 257 млрд руб.; расходная — 16 трлн 529 млрд руб.

Инвестиции в основной капитал в РФ увеличились на 27% — с 12 трлн 586 млрд руб. в 2012 году до 15 трлн 967 млрд руб. в 2017 году.

По индексу человеческого развития Россия поднялась с 55-го места (0,788 пункта) в 2012 году до 49-го места (0,804 пункта) в 2016 году, перейдя из разряда «высокий уровень развития» в «очень высокий уровень развития».

Социальная сфера

Численность населения в России за время работы правительства Медведева увеличилась на 2,7%, с 143 млн человек в 2012 году до 146,9 млн человек в начале 2018 года (с учетом воссоединения c Россией Крыма и Севастополя, население которых — 2,4 млн человек). Рождаемость на 1 тыс. человек уменьшилась с 13,3 человека в 2012 году до 12,4 в 2017 году. Смертность трудоспособного населения при этом также сократилась на 15,8% — с 5,75 человека до 4,84, а младенческая смертность — на 34,9% — с 8,6 до 5,6.

Уровень безработицы изменился незначительно. Если в мае 2012 года он составлял 5,8%, то в апреле 2018 года — 5%.

Среднемесячные назначенные пенсии выросли на 47% — с 9 тыс. 41 руб. в 2012 году до 13 тыс. 304 руб. в 2017 году.

С 2012 по 2017 год число зарегистрированных преступлений снизилось на 10,5% — с 2 млн 302 тыс. до 2 млн 59 тыс.

Майские указы

Одной из главных задач правительства было исполнение «майских указов» — пакета из 11 документов, который президент РФ Владимир Путин подписал 7 мая 2012 года, в день инаугурации.

Они затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы госуправления, а также развития Вооруженных сил.

В рамках реализации указов правительству было необходимо исполнить 218 поручений, в том числе в 2012-2013 годах — 131. 11 июля 2012 года для надзора за их выполнением была создана Комиссия при президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ, которую возглавил Путин.

Также за реализацией майских указов следят Контрольное управление Администрации президента и органы исполнительной власти в регионах. Общественным контролем занимается Общероссийский народный фронт.

В нем был создан Центр по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза», который возглавляет Николай Николаев.

Сводный отчет об исполнении майских указов правительство публиковало семь раз: трижды в 2013 году, а также в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах.

4 мая 2017 года в очередном отчете сообщалось, что на исполнении находятся 53 поручения, из которых 37 должны быть выполнены до 2020 года, по остальным срок не определен. Наибольшее количество поручений находилось в Минэкономразвития и Минобрнауки (по 11), Минстрое (8) и Минобороны (7).

В «майских указах» был определен ряд целевых социально-экономических показателей, в том числе со сроком выполнения в 2018-2020 годах.

  • По итогам 2017 года ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,68 года (в 2012 году — 70,5 лет, целевой показатель в 2018 году — 74 года).
  • Средняя номинальная начисленная заработная плата в России, согласно данным за февраль 2018 года, — 40 тыс. 443 руб. (в 2012 году — 26 тыс. 629 руб., рост на 51,8%). Однако реальная заработная плата выросла в последнем отчетном 2016 году по сравнению с 2011 годом только на 5,4% вместо целевых 50%.
  • Рост производительности труда в 2016 году по сравнению с 2011 годом составил 3,7% (целевой показатель в 2018 году — 50%).
  • Продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП в 2017 году достигла 21,7% (цель в 2018 году — 30%).
  • Численность высокопроизводительных рабочих мест в 2017 году составляла 17,6 млн при целевом показателе 25 млн к 2020 году.
  • Уровень современных образцов вооружений и техники в российской армии в 2017 году, по словам министра обороны Сергея Шойгу, достиг 59%, что в 3,6 раза выше, чем в 2012 году (тогда показатель составлял 16%). Всего в 2012-2017 годах в войска поступили более 58 тыс. единиц и различных комплексов.
  • Доля российских научных публикаций в международных научных журналах выросла с 2,08% в 2010 году до 2,45% в 2016 году, превысив плановый показатель в 2,44%.
  • В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, опубликованном в октябре 2017 года, Россия заняла 35-е место (в 2012 году — 120, целевой показатель в 2018 году — 20-е место).

В ходе большой пресс-конференции 14 декабря 2017 года Путин оценил, что майские указы выполняются «удовлетворительно». «Как и планировалось, все будет доведено до логического завершения, и эти целевые показатели будут достигнуты» — предположил глава государства.

10 апреля 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев накануне отчета Госдуме заявил: «Несмотря на сложности, несмотря на диспропорции, несмотря на ситуацию в отдельных регионах, все-таки удалось выйти на плановые показатели, установленные указами. Я считаю, что это в общем очень неплохой результат».

Крупные инфраструктурные проекты

Построены или реконструированы 136 крупных объектов здравоохранения, более 5,7 тыс. детских садов, более 400 школ, отремонтировано 26 тыс. км дорог федерального значения (52,5% от общей протяженности).

В 2012-2018 годах были введены или достраиваются крупные инфраструктурные объекты: космодром Восточный, Керченский мост, стадионы к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Проведена Олимпиада в Сочи (2014), такие крупные международные спортивные турниры как Кубок конфедераций (2017), чемпионат мира по хоккею с шайбой (2016), начато регулярное проведение Гран-при по автогонкам в классе «Формула-1» (2014).

Источник: https://tass.ru/info/5180425

Исторические итоги правления Дмитрия Медведева

Итоги деятельности правительства Дмитрия Медведева в 2012-2020 годах. Досье

На расширенном заседании Госсовета в конце своего правления на президентском посту Дмитрий Медведев справедливо перечислил свои достижения и недочеты, а также рассказал о целях, которых собирается придерживаться на посту премьер-министра.

В целом, стиль его правления оказался гораздо более либеральным, чем у Владимира Путина. Медведев получил престижное юридическое образование, защитил кандидатскую диссертацию в 1990 году и написал несколько научных трудов. В результате в 2008 году политик получил большую популярность среди студенчества, создав образ интеллектуала и либерала.

В свою очередь, Запад смотрел на Медведева двузначно: все понимали перевес влияния в сторону действующего премьера, но более приемлемой для менталитета иностранцев была риторика Медведева. Но, несмотря на иллюзию мягкости, президент, как гарант государственной стабильности, заявил о продолжении курса Путина «на стабильность».

Внешняя политика Медведева

Свою внешнюю политику юрист изначально решил строить на основе международного права. Главной задачей для президента Медведева было создание новых институтов безопасности на международной площадке, а также строительство многополярного мира. В результате Россия не стала полюсом, но влилась в ШОС, БРИКС и ОДКБ, став частью силы, которая альтернативно расширяет Североатлантический Альянс.

Безусловно, главным событием периода правления Медведева стал военный конфликт в 2008 году — «пятидневная война» с Грузией. Это стало первой интеграцией российских военных сил в другую страну с 1979 года.

В то же время, с Абхазией и Южной Осетией были установлены дипломатические отношения после их одностороннего признания независимости.Запад отнесся к таким действиям негативно, но серьезных санкций не предпринял.

Однако внешняя политика Медведева была полна и недочетов. Выиграв горячую войну с Грузией, Россия уступила ей в информационном противостоянии.

В отношениях с изначально «пророссийским» президентом Виктором Януковичем Кремль допустил конфликта из-за газа, повернув интерес Украины в сторону Европы.

В отношении Востока Россия позволила себе мягкость и получила, как финансовые, так и политические потери (в Иране, Ливии и Сирии).

В свою очередь, за время правительства Медведева было достигнуто политического сближения с США. С Кубой и Венесуэлой также были налажены союзнические отношения. Вопрос о ПРО, став предметом диалога, приобрел более мягкий тон. В итоге скорость развертывания ПРО в Восточной Европе снизилась, что можно расценивать как несомненное достижение.

Внутренняя политика России

Неоднократно президент Медведев говорил о важности культуры для России с ее особенной «загадочной русской душой», славящейся на западе.

Во время его правления был реставрирован Большой театр, а также проводилась программа «Культура России», широко рекламируемая Путиным. В рамках проекта планировалось построить более 2 млн.

объектов культуры и просвещения, а также реставрировать исторические объекты по всей стране.

Образование России за 4 года пополнилось 9 федеральными вузами и 29 НИУ, но за последние 1,5 года лишилось 40 вузов, которые попали под слияние и реорганизацию.

Неоднократно выступал президент за десталинизацию и десоветизацию. Многие общественники и западные СМИ его поддержали.

Касаясь действительно важных реформ, Дмитрий Анатольевич достиг, к сожалению, не очень многих результатов. Несмотря на большинство лояльной к Медведеву «Единой России» в законодательной и исполнительной власти, масштабную форму приняла реформа МВД, но и она была далеко не удачной. Коррупция в итоге пробралась даже в Генеральную прокуратуру.

Экономика пережила два кризиса

Президентство Медведева прошло через целых два мировых экономических кризиса (2008 год и конец 2011 года). За это время внешний долг России увеличился на 14%. Но сравнительно с Европой, Японией и США, где долги достигли 90%, 226% и более 100% от ВВП соответственно, Россия может похвастаться размером кредита всего около 10% от ВВП, 2% из которого – внешний долг.

При Медведеве российский ВВП перешагнул через докризисный уровень. Несмотря на критическую ситуацию в США и Европе, РФ понесла наименьшие потери во время кризисов благодаря высоким ценам на нефть, Стабфонду и «курсу на стабильность».

Важным шагом было введение Единого Социального налога (ЕСН), который позволил поднять ставки до уровня 34% от фонда заработной платы.Но предприниматели приняли событие крайне негативно.

Министерства связи, обороны и сельского хозяйства, по мнению экспертов, действовали в этот период неэффективно.

Российская промышленность также ощутила серьезные проблемы: промпроизводство в 2009 году снизилось на 9,3%, не удалось снять зависимость РФ от экспорта углеводородов.

Многие эксперты говорят о периоде «государственного рейдерства» в банковской сфере, установлении «правил игры» олигархов и отсутствии необходимой модернизации энергетического комплекса.

Вконце 2008 года Медведев заявил о предоставлении государством субординированного кредита для банков на сумму до 950 млрд. рублей и срок более 5 лет. Это вызвало временный рост на фондовом рынке, предотвратило панику среди населения и серьезно укрепило финансовую систему.

Социальная сфера при президенте Медведеве

Что касается социальной сферы, то тут Дмитрий Анатольевич Медведев во многом достиг успеха.

В мае 2008 года президент подписал указ, призванный облегчающий предпринимателям жизнь: с бизнеса должны были снять некоторые ограничения, упростить порядок начала бизнеса и сократить количество разрешительных для его осуществления документов.

Главным достижением стал рост и стабилизация численности населения РФ. В 2008-2011 годах Россия достигла одного из наивысших показателей нескольких десятилетий. Семей, рождающих второго ребенка, увеличилось на 45%, третьего – на 62%. Население России в 2011 году превысило 143 млн. человек.

Реальные доходы граждан при Медведеве выросли в 2008г. на 2,4%, в 2009г. на 3,1%, в 2010г. – 5,1%, а в 2011-м поднялись только на 1%. Средняя заработная плата по экономике поднялась за 4 ода на 18% в реальном выражении и на 75% в номинальном. Государственные зарплаты в этот период тоже росли (только уровень жизни существенно не улучшился, также не изменилось особо и качество услуг).

Средний размер трудовой пенсии для россиян увеличился с 2008-го в 2,5 раза. С начала 2012 года военные пенсионеры получили повышение выплат в 1,6 раз.

Государственная программа прямой поддержки позволила около 1,5 млн. граждан получить жилье. Более 1 млн. семей улучшили свои жилищные условия,используя выделенные им средства материнского капитала.

Среди минусов можно выделить увеличение безработицы (4,6% в 2011 году), недостаточное инвестирование в реальный сектор отечественной экономики, проблему нехватки лекарств и увеличение коррупции в сфере образования (посредством ЕГЭ).

Источник: https://delonovosti.ru/analitika/1076-istoricheskie-itogi-pravleniya-dmitriya-medvedeva.html

Pravo-consut
Добавить комментарий