Изменение концессионного соглашения

Изменение, расторжение и прекращение концессионного соглашения

Изменение концессионного соглашения
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Договоры в недвижимости и строительстве » Изменение, расторжение и прекращение концессионного соглашения

Статья раскрывает особенности внесения изменений в концессионное соглашение. Рассматриваются основания расторжения и прекращения концессионного соглашения.

Изменение концессионного соглашения

Концессионное соглашение может быть изменено по воле сторон. Изменение соглашения концессии касательно условий, которые установлены решением о заключении такого соглашения и конкурсным предложением концессионера по критериям конкурса, возможно только по согласию сторон в силу соответствующего решения уполномоченного органа. 

Если концессионное соглашение является частью инвестиционного проекта, который имеет значение для всего государства, а концедентом по концессионному соглашению выступает Российская Федерация или ее субъект, и таким соглашением устанавливаются обязанности концессионера подготовить проектную документацию объекта соглашения, условия такого соглашения, которые определены положениями конкурсного предложения, объем инвестиций и технические свойства объекта концессионного соглашения, то по согласованию сторон такое соглашение может быть изменено для осуществления более эффективных технологических решений, при положительном заключении экспертизы проектной документации объекта такой сделки, а также при обязательном  соблюдении определенных требований, предусмотренных законом.

Если объектом соглашения выступают объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения, отдельные объекты таких систем, то для того, чтобы изменить условия такой сделки, включая и условия, изменяемые по согласованию сторон в силу решения уполномоченных органов, условий, установленных решением о заключении концессионного соглашения, документацией конкурса и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, требуется согласие антимонопольного органа. Для изменения существенных условий в договорах концессии, заключенных в отношении указанных выше объектов, необходимо получить предварительное согласие уполномоченного органа, который полномочен в сфере регулирования тарифов в области теплоснабжения, в области водоснабжения и водоотведения.

Концедент в обязательном порядке рассматривает требование концессионера изменить существенные условия концессионного соглашения в следующих случаях:

— если исполнение такой сделки стало невозможным в определенные им сроки вследствие появления обстоятельств непреодолимой силы,

— когда обстоятельства, на которых стороны опирались при заключении соглашения существенно изменились, а также

— когда суд или федеральный антимонопольный орган вынесли решения, которые вступили силу, и при невозможности исполнить концессионером или концедентом определенные соглашением обязанности из-за решений, действий или бездействий госорганов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.

Решение об изменение договора концессии, которое может стать результатом изменения доходов или расходов бюджетов бюджетной системы РФ, принимается с соблюдением требований, предусмотренных бюджетным законодательством РФ.

 Изменение концедентом существенных условий концессионного соглашения осуществляется по согласованию с антимонопольным органом, при условии, что на стороне такого концедента стоит субъект РФ или муниципальное образование.

Правительство РФ устанавливает перечень оснований, в силу которых может происходить изменение существенных условий соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом таких изменений.

Концессионное соглашение может быть изменено по требованию одной из сторон такого  договора в судебном порядке по общим основаниям, предусмотренным для изменения гражданско-правовых договоров.

Прекращение концессионного соглашения

Законом предусмотрено несколько оснований прекращения концессионного соглашения:

  1. истечение срока, на который было заключено соглашение;
  2. основания, предусмотренные соглашением сторон;
  3. досрочное расторжение концессионного соглашения в силу решения суда;
  4. предусмотренный соглашением случай его досрочного расторжения в силу решения уполномоченного органа исполнительной власти, если в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером обязательств по такому соглашению был причинен вред жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.

Последствия прекращения концессионного соглашения

В случае прекращения договора концессии концессионер в обязательном порядке должен передать концеденту объект такой сделки и другое определенное соглашением имущество в срок, предусмотренный договором концессии.

Такой объект и другое определенное концессионным соглашением имущество при передаче должны быть в пригодном для осуществления деятельности, установленной соглашением состоянии, и не обременены правами других лиц.

Передача объекта концессионного соглашения и другого определенного таким соглашением имущества концессионером и принятие их концедентом происходит посредством подписания контрагентами соглашения акта приема-передачи.

Обязанность концессионера передать объект соглашения и другое имущество концеденту считается исполненной после того, как концедент принял объект сделки и другое имущество, и контрагенты концессионного соглашения подписали соответствующий документ о передаче. Уклонение одной из сторон соглашения от подписания документа о передаче рассматривается как отказ этой стороны концессионного соглашения от исполнения обязательств по такому соглашению.

Расторжение концессионного соглашения в судебном порядке

Концессионное соглашение может быть расторгнуто в судебном порядке по требованию одной из его сторон по следующим основаниям:

  1. в случае существенного нарушения условий соглашения другой стороной такого соглашения;
  2. существенного изменения обстоятельств, на которые стороны соглашения опирались при его заключении,
  3. по другим предусмотренным законом или соглашением основаниям.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении одной из сторон соглашения концессионного соглашения своих обязательств такому соглашению, другая сторона соглашения направляет ей письменное предупреждение о требовании исполнения таких обязательств в разумный срок. Требование об изменении или о досрочном расторжении концессионного соглашения может быть заявлено в суд другой стороной такого соглашения только в том случае, если в установленный срок такие обязательства не были исполнены надлежащим образом.

Законодательство устанавливает следующие существенные нарушения условий концессионного соглашения концессионером:

  1. нарушение по вине концессионера сроков, которые установлены для создания или реконструкции объекта соглашения;
  2. нецелевое использование объекта сделки, несоблюдение порядка эксплуатации объекта сделки;
  3. неисполнение концессионером обязанностей, предусмотренных соглашением, которое привело к причинению ущерба концеденту;
  4. приостановление или прекращение концессионером деятельности, предусмотренной соглашением, без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных законом, а также иными нормативно-правовыми актами;

Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом признаются:

  1. неисполнение обязательств по передаче концессионеру объекта соглашения в срок;
  2. передача концессионеру объекта сделки, который не соответствует условиям соглашения. При этом такое несоответствие должно быть выявлено в течение года после подписания контрагентами акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, и при условии, что оно не могло быть выявлено в момент его передачи концессионеру и появилось исключительно по вине концедента;
  3. неисполнение концедентом обязательств, которые он принял на себя по расходам на создание и (или) реконструкцию объекта соглашения о концессии, эксплуатацию объекта соглашения или осуществлении платы концедента по концессионному соглашению.

Концессионным соглашением также можно предусмотреть действия или бездействия концедента или концессионера, которые будут признаваться в качестве существенных нарушений условий такой сделки.

В случае, когда соглашение расторгается досрочно, концессионер правомочен требовать от концедента возмещения расходов, понесенных им на создание и (или) реконструкцию объекта сделки, кроме аналогичных расходов, понесенных концедентом. Порядок и срок предоставления такого возмещения устанавливаются в соответствии с условиями концессионного соглашения.

Источник: https://advokat-malov.ru/dogovory-v-nedvizhimosti-i-stroitelstve/izmenenie-rastorzhenie-i-prekrashhenie-koncessionnogo-soglasheniya.html

К вопросу об изменении и прекращении концессионного соглашения

Изменение концессионного соглашения

Савинова О.Н., аспирантка кафедры гражданского права и процесса

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях» (1) (далее — Закон о концессиях) ввел в правовое поле России договор, доселе неизвестный российскому законодательству.

Речь идет о концессионном соглашении, которое является альтернативным способом, применяемым государством для развития тех или иных отраслей хозяйственной деятельности (2).

Соответственно в настоящий момент исследование любых вопросов, связанных с концессионным соглашением, в том числе его изменением и прекращением, становится особенно актуальным.

Анализ соответствующих норм Закона о концессиях позволяет сделать вывод о том, что основания изменения и прекращения концессионного соглашения носят гражданско-правовой характер. Это следует из положений ст.

20 данного законодательного акта, в которой, в том числе предусмотрены дополнительные гарантии концессионеру при неблагоприятном для него изменении законодательства, что, в первую очередь, направлено на обеспечение баланса имущественных интересов участников концессионного соглашения, что также не чуждо гражданскому праву.

Однако, с позиции автора, необходимо учитывать, что российский законодатель предусмотрел возможность использования лишь инфраструктурных концессий, особенностью которых является удовлетворение общественного интереса. В подобных правоотношениях указанный общественный интерес традиционно имеет приоритет над частным интересом, в данном случае над интересом концессионера.

В силу вышеизложенного неизбежно возникает вопрос о возможности изменения концедентом условий концессионного соглашения, а также прекращения такого соглашения в одностороннем порядке в случае общественной необходимости (3).

Так, один из вариантов проекта Закона о концессиях предусматривал, что концедент вправе в одностороннем порядке изменить условия концессионного соглашения или отказаться от его исполнения, если этого требуют интересы общества и государства, в частности, в случае нарушения концессионером условий концессионного соглашения, предусматривающих обязательства концессионера по обеспечению граждан электрической и тепловой энергией, газом, водой, теплом, оказанию услуг общественного транспорта, осуществлению иной обеспечивающей нормальную жизнедеятельность граждан деятельности.

Доктрина также излагает точку зрения преимущественно в поддержку допустимости одностороннего изменения условий концессионного соглашения в случае общественной необходимости. В частности, В.Г.

Варнавский, придерживается позиции, согласно которой есть высшие интересы общества, стоящие над интересами частного лица (и, соответственно, над гражданско-правовыми нормами концессионного договора), и если реальное функционирование концессионного предприятия в рамках заключенного концессионного договора вступает в противоречие с общественными интересами, концедент вправе изменить в одностороннем порядке и без согласования с концессионером положения концессионного договора и потребовать от концессионера их обязательного выполнения. Соответствующее право концедента, по мнению указанного автора, должно быть закреплено в российском Законе о концессиях (4).

Обращаясь к зарубежной практике, заметим, что рассматриваемое право концедента закреплено в соответствующих законах о концессиях во многих странах. Так, в частности, в Законе о концессиях 1998 г.

Коста-Рика предусмотрено, что изменение или прекращение концессии наступает «при наличии причин, преследующих общественный интерес» (5).

В Молдове концедент также может в одностороннем порядке изменить условия концессионного договора при появлении обстоятельств, отличных от тех, которые были предусмотрены при предоставлении концессии (6).

С позиции автора интересы общества действительно требуют охраны и защиты, в том числе со стороны концедента.

Однако, полагаем, что реализация права требования концедента на изменение условий концессионного соглашения или его прекращение по мотиву защиты общественного интереса должна происходить не в императивном порядке, а в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.

На наш взгляд, возможность реализации указанного права вытекает из общих норм гражданского законодательства, а именно подпадает под признаки существенного изменения обстоятельств, которое согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ является основанием для изменения и прекращения договора.

Полагаем, что на практике процедура изменения условий концессионного соглашения по инициативе концедента должна быть прозрачна, и не подрывать интерес концессионера в эффективной реализации концессионного соглашения. Так, по мнению автора, содержанием указанной процедуры должны быть следующие действия сторон:

  • экономическая оценка определенных условий концессионного соглашения концедентом, как не удовлетворяющих общественному интересу. Например, в силу снижения экономического роста определенного региона снижение среднего показателя уровня заработной платы, соответственно снижение фактической платежеспособности населения, что может привести к невозможности реализации концессионного соглашения, в частности, в жилищно-коммунальном хозяйстве, по установленным ранее тарифам;
  • экономико-правовое обоснование необходимости изменения соответствующих условий концессионного соглашения, которое должно быть направлено концессионеру не позднее строго установленного срока. В сущности, сроки также должны быть экономически обоснованы. Оптимальным, на наш взгляд, будет такой срок, который позволит концессионеру оценить изменившуюся экономическую обстановку в соответствии с показателями, предоставленными концедентом; подготовить соответствующий план (график) внесения изменений в работу концессионного предприятия; разработать новые, учитывающие общественный интерес, тарифы и иные условия концессии, которые необходимо изменить, если они уже не предоставлены концедентом; надлежащим образом известить заинтересованных лиц об изменениях в работе концессионного предприятия;
  • непосредственное внесение изменений в концессионное соглашение или составление дополнительного соглашения, которое является неотъемлемой частью концессионного соглашения в соответствии с п. 1 ст. 452 ГК РФ;
  • сроки и порядок возмещения концедентом концессионеру убытков, вызванных односторонним изменением концессионного соглашения. Убытки, включая упущенную выгоду, должны быть экономически оценены концессионером, а результаты оценки должны быть представлены концеденту. Концедент не позднее определенного законом срока обязан выплатить соответствующую сумму концессионеру. Указанный срок не будет одинаков для всех сфер концессионной деятельности. Следовательно, он должен быть предусмотрен отраслевыми концессионными законами. Возможно также установление указанного срока и по соглашению сторон с учетом их экономических интересов.

Указанную процедуру с теми или иными корректировками в зависимости от вида концессионного соглашения, на наш взгляд, необходимо включать в соответствующий раздел концессионного соглашения.

При реализации концедентом права требования изменения условий концессионного соглашения или его прекращения с целью обеспечения или защиты общественного интереса необходимо обеспечить баланс имущественных интересов сторон.

За непосредственное закрепление на законодательном уровне принципа неизменности баланса имущественных интересов сторон или экономического равновесия высказываются практически все современные исследователи концессионных отношений (В.Г. Варнавский, Ю.В. Зворыкина, С.А. Сосна и др.).

Несмотря на то, что автор в основу изменения и прекращения концессионного соглашения в случае общественной необходимости ставит гражданско-правовые принципы, обозначенное выше право концессионера на возмещение убытков, возникших в результате такого изменения (прекращения), должно быть гарантировано и соответственно нормативно урегулировано. В связи с этим в ст. 13 Закона о концессиях необходимо прописать: «В случае изменения или прекращения концессионного соглашения по инициативе концедента в виду общественной необходимости концедент обязан возместить концессионеру убытки, вызванные таким изменением или прекращением. Под общественной необходимостью понимается необходимость эффективного обеспечения таких социально значимых интересов общества, надлежащее удовлетворение которых явилось основой заключения концессионного соглашения«.

Здесь необходимо указать, что концессионер в случае несогласия с изменением условий концессионного соглашения или его прекращением по указанному основанию и, соответственно, рассмотрения этого вопроса в судебном порядке, должен оспаривать именно причину инициативы концедента на изменение условий концессионного соглашения — наличие общественного интереса, что повлекло за собой принятие концедентом соответствующего решения. Если же суд найдет, что такие обстоятельства не имеют места или что они недостаточно существенны, он вправе отказать концеденту в изменении условий концессионного соглашения или его прекращении. Если при этом концессионер уже осуществил затраты на исполнение своих новых обязанностей, возникших в результате изменения соглашения, концедент обязан возместить такие затраты в объеме и в порядке, согласованных сторонами или определенных судом.

Рассмотрим один из случаев прекращения концессионного соглашения, в частности, когда одним из оснований прекращения договорных отношений является именно соглашение сторон.

Дело в том, что инфраструктурный характер российской концессии требует обеспечения и охраны интересов не только концессионера и концедента, но и пользователей услуг, оказываемых концессионером по концессионному соглашению. Соответственно, прекращение концессионного соглашения должно пройти для них «безболезненно».

Учитывая российскую действительность, всегда можно предположить, что прекращение концессионного соглашения по соглашению сторон будет противоречить общественным интересам.

В таком случае, по мнению автора, у заинтересованных лиц, которые являются носителями такого интереса, всегда есть право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. Заинтересованными лицами могут быть, в частности, пользователи работ, услуг концессионного предприятия, прокурор.

Суд в подобном случае должен выяснить, каким образом нарушается общественный интерес. Обязанность такого доказывания лежит на заявителе.

Если в ходе исследования материалов дела будет выяснено, что продолжение действия концессионного соглашения на тех же условиях никак не нарушает имущественные интересы кон-цедента и концессионера, но его прекращение нарушает общественный интерес, противоречит ему, то суд должен признать действия концедента и концессионера противоречащими общественному интересу и, соответственно, обязать стороны продолжать правоотношения, основанные на концессионном соглашении.

В связи с этим в Законе о концессиях целесообразно закрепить правило о том, что: «в случае, если прекращение концессионного соглашения по соглашению сторон противоречит общественным интересам, то по заявлению заинтересованного лица (пользователя услуг, прокурора) суд признает действия сторон противоречащими общественному интересу и обязывает их исполнить принятые на себя обязательства до установленного в концессионном соглашении срока». По мнению автора, предлагаемую норму можно включить в п. 6 ст. 13 Закона о концессиях.

В данном случае, с одной стороны, происходит ограничение свободы предпринимательской деятельности, что частично нарушает и основные начала гражданского законодательства.

Однако в основе этого лежит требование общественной необходимости, что в подобных отношениях всегда имеет приоритет над частным интересом.

Кроме того, указанное является особенностью концессионного правоотношения, сущностью его смешанного характера.

Таким образом, изменение и прекращение концессионного соглашения подчиняется общим нормам гражданского законодательства.

Данный факт свидетельствует о стремлении законодателя увеличить гражданско-правовую составляющую концессионного правоотношения по российскому законодательству, что необходимо для привлечения концессионера с целью эффективной реализации концессионных соглашений.

Однако, по мнению автора, приоритет общественного интереса над частным в концессионном соглашении необходимо поддерживать и охранять. Поэтому, на наш взгляд, в Законе о концессиях неоправданно отсутствует понятие, раскрывающее содержание общественного интереса, и соответствующие нормы, направленные на его обеспечение.

Вернуться к разделу статей

Источник: https://g-k-h.ru/directory/articles/159/5540/

Pravo-consut
Добавить комментарий