Классификация дорог по категориям

Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 N 767

Классификация дорог по категориям

Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 767
«О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации»

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (СП РФ, 1992, N 7, ст. 33);

пункт 15 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. N 1428 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 190);

пункт 1 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожной службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1513 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5601);

пункт 1 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. N 100 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 6, ст. 776);

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. N 209 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 16, ст. 1747) в части утверждения изменений, которые вносятся в постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 61.

Правилаклассификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог

(утв. постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 767)

1. Настоящие Правила определяют порядок классификации автомобильных дорог (их участков) в Российской Федерации (далее — автомобильная дорога) и их отнесения к категориям автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств.

2. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

б) скоростная автомобильная дорога;

в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

3. Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается IА категория.

Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается IБ категория.

Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.

4. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

а) общего числа полос движения;

б) ширины полосы движения;

г) наличия и ширины разделительной полосы;

д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.

5. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению.

Отнесение автомобильной дороги необщего пользования соответственно федерального, регионального или межмуниципального и местного значения к категории автомобильной дороги может осуществляться в соответствии с иными показателями, установленными соответственно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автомобильная дорога, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

6. Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации:

а) в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения — Федеральным дорожным агентством;

б) в отношении автомобильной дороги необщего пользования федерального значения — федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится указанная автомобильная дорога;

в) в отношении автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

г) в отношении автомобильной дороги местного значения — органом местного самоуправления;

д) в отношении частной автомобильной дороги — собственником частной автомобильной дороги.

7. Классификация и отнесение автомобильной дороги федерального значения к категории автомобильной дороги осуществляется в течение 30 дней со дня приемки результатов работ по оценке технического состояния автомобильной дороги.

Приложение
к Правилам классификации автомобильных дорогв Российской Федерации и их отнесения к категориям

автомобильных дорог

Основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог

Параметры элементов автомобильной дорогиКласс автомобильной дороги
автомагистральскоростная автомобильная дорогаобычная автомобильная дорога(нескоростная автомобильная дорога)
Категории автомобильной дороги
IIIIIIVV
1.Общее число полос движения, штук4 и более4 и более4 и более42221
2.Ширина полосы движения, м3,753,753,5 — 3,753,5 — 3,753,5 — 3,753,25 — 3,53 — 3,253,5 — 4,5
3.Ширина обочины(не менее), м3,753,753,25 — 3,752,5 — 32,5 — 32 — 2,51,5 — 21 — 1,75
4.Ширина разделительной полосы, м655
5.Пересечение с автомобильными дорогамив разных уровняхв разных уровняхдопускается пересечениев одном уровне с автомобильными дорогами со светофорным регулированием не чаще чем через 5 кмв одном уровнев одном уровнев одном уровнев одном уровнев одном уровне
6.Пересечение с железными дорогамив разных уровняхв разных уровняхв разных уровняхв разных уровняхв разных уровняхв разных уровняхв одном уровнев одном уровне
7.Доступ к дороге с примыкающей дороги в одном уровнене допускаетсядопускается не чаще чем через 5 кмдопускается не чаще чем через 5 кмдопускаетсядопускаетсядопускаетсядопускаетсядопускается
8.Максимальный уровень загрузки дороги движением0,60,650,70,70,70,70,70,7

Примечания: 1. Ширина обочин автомобильной дороги на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и дополнительными полосами на подъем может составлять до 1,5 метра — для дорог IБ, IВ и II категорий и до 1 метра — для дорог III, IV и V категорий.

2. На автомобильных дорогах категории IВ ширина разделительной полосы может быть равной 2 метрам (без учета ширины ограждения при наличии дорожных ограждений по оси дороги).

3. Максимальный уровень загрузки дороги движением определяется как отношение величины максимальной интенсивности движения к величине ее пропускной способности.

4. Допускается классифицировать автомобильные дороги как скоростные автомобильные дороги только по общему числу полос движения и видам пересечения с автомобильными и железными дорогами, при этом для указанного класса автомобильной дороги ширина полосы движения не должна быть менее 3,5 метра.

Источник: https://base.garant.ru/196350/

Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

Классификация дорог по категориям

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГОСТ Р 52398-2005

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ТРЕБОВАНИЯ

МОСКВА

СТАНДАРТИНФОРМ

2006

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 296-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСТ Р 52398-2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГОсновные параметры и требованияClassification of automobile roads. General parameters and requirements

Дата введения — 2006-05-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее — автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.

2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

3 Классы автомобильных дорог

3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

— автомагистраль,

— скоростная дорога,

— дорога обычного типа (нескоростная дорога).

3.1.1 К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

— доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

3.1.2 К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

— доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.1.3 К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

— имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

— доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.

4 Категории автомобильных дорог

4.1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

— количества и ширины полос движения;

— наличия центральной разделительной полосы;

— типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

— условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

Класс автомобильной дорогиКатегория автомобильной дорогиОбщее количество полос движенияШирина полосы движения, мЦентральная разделительная полосаПересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожкамиПересечения с железными дорогами и трамвайными путямиДоступ на дорогу с примыкания в одном уровне
АвтомагистральIA4 и более3,75ОбязательнаВ разных уровняхНе допускается
Скоростная дорога4 и более3,75Допускается без пересечения прямого направления
Дорога обычного типа (нескоростная дорога)IB4 и более1)3,75ОбязательнаДопускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированиемВ разных уровнях
II43,5Допускается отсутствие2)Допускается
2 или 33)3,75Не требуетсяДопускаются пересечения в одном уровне4)
III23,5
IV23,0Допускаются пересечения в одном уровне
V14,5 и более
1) Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.2) На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.3) Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.4) Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесенных» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

Ключевые слова: техническая классификация автомобильных дорог, класс автомобильной дороги, категория автомобильной дороги

Источник: https://ohranatruda.ru/ot_biblio/norma/241781/

Классификация и категория автомобильных дорог

Классификация дорог по категориям

Классификация и категория автомобильных дорог.

1. Классификация автомобильных дорог в соответствии с федеральным законом № 257 от 8.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации»:

1. 1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

а) автомобильные дороги федерального значения;

б) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

в) автомобильные дороги местного значения;

г) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

1.2. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

— соединяющие столицу Российской Федерации – город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

— включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

1.3. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

— соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации – городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

1.4. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

1.5.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

1.6.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

1.7.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района  являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

1.8.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

1.9. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

1.10. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

1.11. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

а) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

б) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

в) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

г) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

д) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

1.12. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

1.13. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в пунктах 1.11 – 1.12 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

2. Категории автомобильных дорог.

2.1.  Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.

2.2.  Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

а) автомагистраль; б) скоростная автомобильная дорога;

в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).

2.3. Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается 1А категория.

2.4. Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается 1Б категория.

2.5.  Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться 1В, II, III, IV и V категории.

2.6. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

а) общего числа полос движения; б) ширины полосы движения; в) ширины обочины; г) наличия и ширины разделительной полосы;

д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.

2.7. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог, приведенными в приложении к данному постановлению Правительства РФ (таблица 1).

Таблица 1.

Параметры элементов автодорогиКласс автомобильной дороги
авто- маги- стральскоро- стная автодорогаобычная автодорога (нескоростная автодорога)
 Категории
 IIIIIIVV
Общее число полос движения, штук4 и более4 и более4 и более4 или 2221
Ширина полосы движения, м3,753,753,5 – 3,753,5 – 3,753,25 – 3,53,0 – 3,253,5 – 4,5
Ширина обочины (не менее), м3,753,753,25 – 3,752,5 – 3,02,0 – 2,51,5 – 2,01,0 – 1,75
Ширина разделитель ной полосы, м655
Пересечение с автодорогамив разных уровняхв разных уровняхДопускается в одном уровне с авто дорогами со светофорами не чаще чем через 5 кмв одном уровнев одном уровнев одном уровнев одном уровне
Пересечение с железными дорогамив разных уровняхв разных уровняхв разных уровняхв разных уровняхв разных уровняхв одном уровнев одном уровне
Доступ к дороге с примыкаю щей дороги в одном уровнене допус- каетсядопуска ется не чаще чем через 5 кмдопускается не чаще чем через 5 кмдопус каетсядопус каетсядопус каетсядопус кается
Максимальный уровень загрузки дороги движением0,60,650,70,70,70,70,7

3. Автомобильные дороги в зависимости от расчетной интенсивности движения по СНиП 2.05.02 – 85 по состоянию на 1 июля 2013 года подразделяются на следующие категории:

Категория автомобильной дорогиРасчетная интенсивность движения, приведенных ед./сут.
IА (автомагистраль)Св. 14000  
IБ (скоростная дорога)Св. 14000
Обычные дороги (нескоростные дороги)Св. 14000
IIСв. 6000
IIIСв. 2000 до 6000
IVСв. 200 до 2000
VДо 200

Примечание: коэффициенты приведения различных транспортных средств к легковому автомобилю, значение для которого принято за 1, указаны в гост 2.05.02-85 в редакции на 1 июля 2013 года.

— Разместил/а Пономарева Татьяна , 25 декабря 2014, 12:27 , отредактировано 07 апреля 2018, 18:19

Источник: https://rosavtodor.gov.ru/about/upravlenie-fda/upravlenie-zemelno-imushchestvennykh-otnosheniy/edinyy-gosudarstvennyy-reestr-avtomobilnykh-dorog/14694

Гост р 52398-2005

Классификация дорог по категориям

Гост р 52398-2005Группа Т52

ОКС 93.080

ОКП 48 0000

Дата введения 2006-05-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее — автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.

2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

3 Классы автомобильных дорог

3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

— автомагистраль,

— скоростная дорога,

— дорога обычного типа (нескоростная дорога).

3.1.

1 К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

— доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

3.1.

2 К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

— имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

— не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

— доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.1.

3 К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

— имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

— доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.

4 Категории автомобильных дорог

4.

1 Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

— количества и ширины полос движения;

— наличия центральной разделительной полосы;

— типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

— условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

5 Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования

Класс автомобильной дорогиКатего- рия автомо- бильной дорогиОбщее количество полос движенияШирина полосы движе- ния,мЦентральная раздели- тельная полосаПересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожкамиПересечения с железными дорогами и трамвайными путямиДоступ на дорогу с примыкания в одном уровне
АвтомагистральIA4 и более3,75ОбязательнаВ разных уровняхНе допускается
Скоростная дорога4 и более3,75Допускается без пересечения прямого направления
Дорога обычного типа (нескоростная дорога)IB4 и более3,75ОбязательнаДопускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированиемВ разных уровнях
II43,5Допускается отсутствиеДопускается
2 или 33,75Не требуетсяДопускаются пересечения в одном уровне
III23,5
IV23,0Допускаются пересечения в одном уровне
V14,5 и более
Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах. На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения. Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог. Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесенных» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).
УДК 625.711.3.001.33:006.354ОКС 93.080Т52ОКП 48 0000
Ключевые слова: техническая классификация автомобильных дорог, класс автомобильной дороги, категория автомобильной дороги

Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное издание

М.: Стандартинформ, 2006

Источник: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52398-2005

Какие бывают категории дорог

Классификация дорог по категориям

Все транспортные пути на территории страны создаются с одной целью: связать передвижение личного, служебного и промышленного транспорта в единую систему. Государством создана классификация дорог по категориям: с ее помощью можно вычислить скорость передвижения и затраченные ресурсы на содержание. В зависимости от назначения категории автомобильных дорог классифицируют на:

  • местного;
  • федерального;
  • регионального;
  • межмуниципального;
  • частного значения.

Современная дорога для транспорта представляет собой сложное, техническое сооружение, расположенное в определенном участке местности с соблюдением ряда технических и безопасных правил эксплуатации. Все категории дорог подразделяются на 5 ключевых:

  1. Первая. Это автострады либо автомагистрали с шириной проезжей части не менее 15 метров, имеющей разделительную полосу. Предусматриваются для каждого направления минимум 2 полосы движения с шириной от 3,75 м. Предназначается дорога 1 категории для передвижения автотранспорта в массовом потоке и выполнена из высококачественного бетонного покрытия. Рассчитана на пропускную способность от 7000 автомобилей в день (при скорости от 120 до 150 км/ч).
  2. Вторая. Создаются из асфальтированного покрытия и служат для соединения между собой административного, промышленного и культурного центров. Минимальная ширина проезжей части от 7,5 метра. Условно вторая категория дороги имеет продольный уклон в 4%. Создается с учетом пропускной способности в 3000—7000 автомобилей в день (при скорости до 120 км/ч).
  3. Третья. Производятся из асфальтного, булыжного и другого типов покрытия. По правилам дорога 3 категории имеет ширину проезжей части минимум 7 метров. Крайний процент продольного уклона — не больше 5%. Пропускная способность составляет максимум 3000 машин в течение суток (при скорости в 100 км/ч).
  4. Четвертая. Предусматривает наличие простейшего, дорожного покрытия, рассчитанного на низкую интенсивность движения. Минимальная ширина проезжей части равняется 6 метрам. По требованиям четвёртая категория дороги должна иметь уклон не более 6% и пропускную способность от 200 до 1000 автомобильных средств в сутки (скоростной режим до 80 км/ч).
  5. Пятая. Может иметь низкое качество дорожного покрытия при минимальной ширине проезжей части в 4,5 метра. Условно дорога 5 категории допускает уклон в 7%. Рассчитывается на движение максимального количества транспорта в 200 единиц/сутки (при скорости не более 60 км/ч).

Интересно! Дорожное полотно последнего типа может и вовсе отсутствовать, представляя собой укатанный грунт либо гравий, а также пришедший в негодность асфальт. Передвигаться по таким дорогам весьма затруднительно, особенно в весенне-осенний период года.

В РФ определяет категории автомобильных дорог ГОСТ Р 52398-2005. В зависимости от потребительских свойств и эксплуатационных характеристик категории дорог 1 2 3 4 5, описанные по группам выше, различаются по таким признакам:

  • присутствие возможных пересечений основного пути с трамвайными либо ж/д путями, дорожками для велосипедов или пешеходов;
  • количество и размер полос, по которым двигается автотранспорт;
  • условия примыкания на автодорогу с доступом на одном уровне;
  • наличие центральных разделительных полос.

Также предусмотрены категории автомобильных дорог, таблица ниже:

Исходя из полученной информации, становится ясно как определить категорию дороги и к какому классу ее относят. Контроль за качеством дорожного полотна, осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ №767.

В нем четко прописаны категории дорог и основные требования к ним, а также указана необходимость в постоянной проверке. Любая категория дорог по ГОСТу требует четкого контроля и при необходимости замены участков.

Если речь идет о федеральных маршрутах, оценкой состояния данной категории автодорог будет заниматься ФДА (федеральное дорожное агентство).

Условные технические категории автомобильных дорог не общего федерального пользования, возьмет под опеку учреждение исполнительной власти. Регионы и межмуниципальные участки пути — закрепятся за органом исполнительной государственной структуры РФ.

Следующие категории автомобильных дорог общего пользования местного значения, контролирует самоуправление.

Обратите внимание! К органам местного самоуправления относят также категории городских улиц и дорог. Что касается частной автодороги, задачу по ее оценке возлагают на собственников. Процедура по определению категории дорог в России проводится в течение 30 календарных дней, после завершения работ и окончательной характеристики ее состояния.

Аббревиатура переводится как — строительные нормы и правила. Включают следующие пункты:

  1. Общие положения.
  2. Организация и безопасность движения.
  3. Охрана природной и окружающей среды.
  4. Технические нормы и эксплуатационные показатели.
  5. Примыкания и пересечения автомобильных дорог.
  6. Классификация земляного полотна.
  7. Дорожные полотна и покрытия.
  8. Тоннели, мосты и трубы.
  9. Обустройство и защитные сооружения дорог.
  10. Постройки и здания автотранспортной и дорожной службы.

В общем СНиП категории дорог классифицирует по определенным правилам. Это обеспечивает целесообразность строительства дорожного полотна в регионе, сокращает или увеличивает финансирование определенных участков.

Также способствует стабильности экономической составляющей в стране при строительстве определенных категорий дорог общего пользования, местного или федерального.

Еще одной задачей СНиП является подборка критерий, влияющих на интенсивность движения на автомобильных дорогах по категориям от 1 до 5.

Также СНиПы распространяются на категории норм проектирования железных дорог. В частности, предписывают правила по строительству, проектировке и эксплуатации железнодорожных путей как главных, так и дополнительных. Правило касается реконструкции уже существующих линий для пользования, скоростных и весовых (103—245 кН) ограничений поездов. А именно:

  • пассажирские до 200 км/ч;
  • рефрижераторные до 140 км/ч;
  • грузовые до 120 км/ч.

Учитывается влияние железнодорожных магистралей на окружающую среду, с учетом местности и локации действующего состава поездов. Сюда же относятся категории железных дорог, таблица ниже:

Обязательным пунктом в СНИПе является охрана труда и безопасность движения поездов. К ним относят: скоростные ограничения на время работы состава, безопасные маршруты и возможные пути отходов в чрезвычайных ситуациях. Учитывается геологическая обстановка в районе действия поезда, климатические особенности, износ железнодорожного полотна и т. д.

Классификация дорог по скоростному режиму

Итак, как узнать категорию дороги? Достаточно понимать условия доступа транспортных средств на их участки, а также способов перемещения по дорожному полотну. Основные три вида:

  • стандартные;
  • автомагистрали;
  • скоростные дороги.

Что представляют собой автомагистрали? Прежде всего, они не входят в состав автообслуживания прилегающих к ним территорий, в отличие от категории дорог местного значения. К тому же:

  1. Насчитывают определенное количество спец площадок для отдыха, стоянки, оборудованных всем необходимым.
  2. Въезд на автомагистрали возможен на некоторых автодорогах, не ранее, чем через 5 км, находящихся на различном уровне при пересечении.
  3. Отсутствие параллельно и на одном уровне пешеходных, велосипедных, трамвайных, авто и ж/д дорог.
  4. Запрет по всей линии автомагистрали на остановку.
  5. Имеет центральную разделительную полосу, разделяющую участок на несколько частей и служащей элементом безопасности.

Касательно скоростных автодорог — это пути для транспорта, проехать на которые можно лишь посредством развязки, рассчитанной на автомобили или перекрестки с регулировкой.

На них также запрещается производить остановку транспортного средства, а специально оборудованные площадки для отдыха, будут уместны в длительном пути. На стандартных дорогах, достаточно наличия одной либо нескольких проезжих частей, без присутствия специальных знаков.

Впрочем, характеристики категорий дорог становятся более узнаваемыми для автолюбителей, благодаря наличию общепринятой системы построек.

Источник: https://mashintop.ru/articles.php?id=3665

Pravo-consut
Добавить комментарий