Кто они, русские богатыри – реальные или сказочные герои

Содержание
  1. Про русских богатырей имена богатырей земли русской богатыри Руси
  2. Первые богатыри земли русской
  3. Образ богатыря Руси – образ земли русской
  4. Имена русских богатырей – это реки, моря и океаны
  5. Лучшие богатыри на Руси кто они
  6. Другие русские герои богатыри
  7. Толковый словарь старорусского, великорусского языка 
  8. Русские богатыри из былин и приданий
  9. Илья Муромец. Святой богатырь
  10. Добрыня Никитич. Богатырь со связями
  11. Алеша Попович. Младшенький
  12. Бова Королевич. Лубочный богатырь
  13. Святогор. Мегабогатырь
  14. Дюк Степанович. Богатырь-мажор
  15. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь
  16. Вольга Святославович. Богатырь маг
  17. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь
  18. Дунай Иванович. Трагический богатырь
  19. Михайло Потык. Верный муж
  20. Хотен Блудович. Богатырь-жених
  21. Василий Буслаев. Рьяный богатырь
  22. Никита Кожемяка. Змееборец
  23. Аника воин. Богатырь на словах
  24. Русские богатыри: кто они? Среднее время прочтения:
  25. 15 Русских богатырей из былин и преданий
  26. Кем были прототипы русских богатырей
  27. Откуда есть пошли богатыри?
  28. Святогор. Богатырь-Гора
  29. Микула Селянинович. Богатырь-Плуг
  30. Илья Муромец. Богатырь и человек
  31. Добрыня Никитич. Богатырь-Львиное Сердце
  32. Алёша Попович. Богатырь — Робин
  33. Михаил Потык — Богатырь Кочевой
  34. Чурила Пленкович — Богатырь заезжий
  35. Кто они, русские богатыри — реальные или сказочные герои
  36. Откуда о них стало известно
  37. Святогор
  38. Богатырь Микула Селянинович. Могучий пахарь
  39. Илья Муромец
  40. Добрыня Никитич
  41. Алеша Попович
  42. Михаил Потык
  43. Чурила Пленкович

Про русских богатырей имена богатырей земли русской богатыри Руси

Кто они, русские богатыри – реальные или сказочные герои

Богатыри земли русской с древних времён были гордостью и славою славянской Руси. К сожалению, мы мало знаем о подлинных былинных событиях из тех далёких времён. Очевидно, что была Русь сильна богатырями с древности. Но и здесь наворотили кучи небылиц историки.

Сегодня расскажу про русских богатырей то немногое, что близко к истине. Не обойду вниманием, конечно, самых известных трёх русских богатырей, расскажу, как зовут. Вы узнаете другие имена народных богатырей земли русской. О их подвигах во славу родины и отечества.

Откуда пошли могучие сильные богатыри в славянской древней славной Руси.

Самым сильным, а то и самым первым богатырём древней Руси часто называют Илью Муромца. Считается, что на картине Виктора Васнецова «Три богатыря» он изображен в центре.

На самом деле, Илья Муромец вряд ли самый сильный и, однозначно, не первый. И как можно сравнивать силу людей, которые жили в разные времена и никогда не встречались.

Илья Муромец самый прославленный и известный русский богатырь — это да.

На картине Васнецова по правую руку от Ильи Муромца, якобы, изображён Добрыня Никитич. По левую – Алёша Попович.

Этот хитрец в былине «Добрыня Никитич и с ним Тугарин змей» даже пытается обманом обручиться с женой, якобы, погибшего  Добрыни Никитича. Такова одна «историческая правда».

По другой, тоже официальной, эти богатыри не могли быть запечатлены вместе. Потому как жили в разные исторические эпохи. Добрыня Никитич – в XI веке, Илья Муромец — в X веке, Алёша Попович и того раньше.

Первые богатыри земли русской

Если Васнецов и изобразил на своей картине силача-монаха Илию Печерского (он же Муромский), воеводу Добрыню и ростовского боярина Поповича, сын попа, то он лишь заместил гораздо более древних мифологических героев славянской Руси. Его художественные образы собирательные и оторваны от реальных событий.

Первые богатыри в древней славянской России, по мнению старовера начётчика Комиссара Катара, это Святогор, Вольга Святославич и Микула Селянинович. Обратите внимание – и здесь троица силачей. Святое для православного христианина число.

Да, и само слово богатырь, в своём исконном значении, — это значить собирающий Бога. Бога-тырить. Если сейчас слово «тырить» носит негативный окрас. Полагаю, не случайно – «историки» постарались.

То в старину на Руси это значило хранить, прятать, собирать.

Так что, русские народные богатыри испокон века стояли на страже славянской земли и веры.

Святогор остался в былинах, как великан, размером с настоящую гору. Его даже земля не могла удержать. Былины свидетельствуют о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. Полагаю, что библейский Самсон, боровшийся с филистимлянами, прототип славянского Святогора. Только в Библии былина перевёрнута с ног на голову и  превращена в традиционную историю.

Микула Селянинович – богатырь-пахарь по былинным сказаниям. У него нет большей заботы, чем, его земля и родной дом. Поэтому наш силач по образу жизни домосед. Вольга Святославович – богатырь-маг. Он понимает язык зверей и птиц, может оборотиться во что пожелает.

Образ богатыря Руси – образ земли русской

Несут образы богатырей Руси еще и глубинный сакральный смысл.

«Богатыри Земли Русской, то есть Живой Земли, это наши реки, озера, моря и океаны. Их имена брали себе русские воины, встававшие на защиту Отчизны. Где родился, там и пригодился, — пишет Комиссар Катар.

Посмотрим, кто же, на самом деле, первые 3 русских богатыря — Святогор, Вольга Святославич и Микула Селянинович. Святогор, действительно гора. Точнее Валдайская возвышенность, со склон которой стекают великие русские реки: Волга, Тихий Дон и Днепр. Три былинных русских богатыря зарождаются на Валдае и несут свои живительные воды в земли славной Руси.

Вольга Святославич – это река Волга, Микула Селянинович – Тихий Дон и Михаил Потык – река Днепр.

Михайло Потык – это наш Михаил Поток, больше известный в болгарском героическом эпосе и в западноевропейских сказках. В былине он женат на Авдотье Лебеди. А лебедь это знак Исуса Христа, не сам Сын Божий, а крест Исуса.

Муж и жена даю зарок о том, что, кто бы из них не умер первым, второго закопают в могилу живым рядом. Когда Лебедь – Исус умирает, Поток уходит под землю вместе с ним. Он там сражается с драконом и его кровью оживляет Лебедя.

Какие реальные исторические события скрыты за этой былиной? Не знаю. Но они, полагаю, происходили.

Имена русских богатырей – это реки, моря и океаны

Комиссар Катар предлагает вспомнить строки из Конька-горбунка Петра Ершова:

«Было у царя три сына.

Старший умный был дитина,

Средний был и так и сяк,

Младший вовсе был дурак».

Вы не поверите, но эти строки о первых богатырях на Руси. Смотрите сами.

Река Волга полноводна и судоходна по всей своей длине. Потому у Ершова она «умная дитина» Тихий Дон пригоден к судоходству не везде, русло, особенно в верховьях, мелкое для прохода речных судов.

 В Липецкой области на реке даже встречаются пороги. То есть Дон – река  «и так и сяк». По Днепру суда не ходят. Только небольшой участок его русла после Запорожья пригоден для судоходства.

То есть, Днепр у нас «дурак».

Лучшие богатыри на Руси кто они

Михаил Потык или Днепр уже из младшей когорты сильных богатырей на Руси. Сюда же относятся уже знакомые вам Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Вместе со старшими собратьями, эта четвёрка младших героев, составляют славную семёрку лучших и могучих богатырей древней Руси.

Чтобы понять всю смысловую наполненность образов русских богатырей, обратимся еще раз к самому  известному – Илье Муромцу. Заодно вы поймете, насколько постарались «историки», извращая подлинный смысл и образную суть былинного эпоса России.

Про русских богатырей тоже нам лгут  

Самый известный подвиг Ильи Муромца – его победа над Соловьём-разбойником. На самом деле, Муромцу противостоял другой русский герой — Соловей Будимирович.

Вот что говорит об этой былине начетчик старовер Катар:

«Соловей Будимирович это Исус Христос, а Илья Муромец, это сподвижник Пророка Муххамеда – халиф Али (он же писец Корана Айюб Султан). Они никогда не противостояли друг другу, просто сказка говорит о расхождении Православия и Ислама (Исус Лама – Исус Учитель – пророк Иса) и выделении Ислама из христианства в самостоятельную веру».

А теперь подумайте, как так получилось? И, главное, зачем интерпретаторам русских былин понадобилось превращать образ Исуса в образ разбойника с большой дороги?

Кстати, знаменитый Садко – тоже одно из отражений князя Андрея Боголюбского или Исуса Христа. Это, считает Катар, не кто иной, как Крым. Имя Садко означает Крымский полуостров или остров Буян.

Тоже есть над чем задуматься.

Другие русские герои богатыри

Продолжая рассказ про русских богатырей, хочу привести имена других былинных героев:

Ставр Годинович, Чурила Пленкович, Сухман Одихмантьевич, Колыван, Дунай Иванович, Иван Гостиный сын (по некоторым былинам — Иван Годинович), Хотен Блудович, Евпатий Коловрат, Александр Пересвет, Суровец Суздалец, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Василий Буслаев, Гаврило Алексич, Садко, Перигор. Все они не что иное, как русские реки, притоки Волги, собирающие воду и несущие ее к морю-окияну. .

Море-окиян это Ока-Иван. Сначала им было Азовское море, в которое впадала Волка. А позже Волга сменила русло и стала впадать в море Каспийское.

Есть русский богатырь откровенно «речного разлива» — Дунай Иванович. Былина гласит, что река Дунай берёт начало из его крови. Он, в соперничестве по стрельбе из лука, уступает своей жене Настасье. Потом случайно убивает её. А, узнав о беременности супруги, убивает себя.

Другой могучий богатырь славной земли русской Никита Кожемяка. Он главный герой-змееборец. Перед схваткой со змеем рвёт на куски 12 шкур воловьих. Побеждает змея, запрягает его в соху пропахивает землю от Киева до Черного моря. Что скрыто за этими иносказаниями? Узнаем ли мы истину когда-нибудь?

Рассказ про русских богатырей будет неполным без Аники воина. Были в славном прошлом Руси и богатыри на словах. Правда и кончали жизнь бесславно…

Иван Иванович А.

Толковый словарь старорусского, великорусского языка 

Источник: https://proshuslovo.ru/polezno-znat/pro-russkih-bogatyrej.html

Русские богатыри из былин и приданий

Кто они, русские богатыри – реальные или сказочные герои

17 декабря 2015 16:59 Предания  богатыри  былины  русь  

Исконными русскими «супергероями» были богатыри, защищавшие нашу землю сотни лет назад. В былинах и преданиях сохранились образы многих русских богатырей, и ними нас познакомит данный пост.

Илья Муромец. Святой богатырь

Смотреть все фото в галерее

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь.

Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине.

Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века.

Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь — заезжий.

Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии.

Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение.

В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович — богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию — с походом Олега на Царьград. Вольга — непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре.

Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно.

Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай — богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».

По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым.

Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла.

Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное — пока его не останавливает мать.

В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим — он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках — один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности (& диванный боецц).

Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos.

Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

Источник:

Ссылки по теме:

Предания  богатыри  былины  русь  

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

4

33

Новости партнёров

Источник: https://fishki.net/1779741-russkie-bogatyri-iz-bylin-i-pridanij.html

Русские богатыри: кто они? Среднее время прочтения:

Кто они, русские богатыри – реальные или сказочные герои

Славянская история богата событиями, знания о которых передаются из поколения в поколение не только в устном, но и в письменном виде. Устные предания – это, как правило, эпос, в том числе песни, сказания, то есть все то, что сочинялось непосредственно народом. Позже былины, сказания и песни были записаны и уже в таком виде дошли до нашего времени.

В этих сказаниях сохранились повествования и очерки о жизни каких-то совершенно фантастических людей, однако в действительности в большинстве случаев за каждым из таких героев скрывались реальные люди, которые много веков назад населяли славянские земли и были в таком большом почете у народа, что о них стали слагать легенды.

Основа древнерусских сказаний – это, как правило, богатыри. Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии. Выдвигались версии о заимствовании его из тюркских языков, и даже из санскрита.

Общепризнанным в настоящее время является мнение о том, что слово «богатырь» было позаимствовано из татарского языка.

Российские ученые выделяют две основные категории богатырей – старшие и младшие. К старшим богатырям принято причислять Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана.

Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев – явлений грозных, враждебных простому человеку. К группе младших богатырей относят известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.

Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека.

— Salik.biz

Традиционные народные сочинительства становились причиной того, что герои эпоса были уже не просто героями, и отважными воинами, выступавшими против захватчиков, но настоящими борцами с нечистью.

И действительно, очень часто можно встретить произведения, в которых богатырям приходится сражаться против драконов, ведьм и прочих потусторонних существ.

Помимо этого, богатырям отводилась и большая роль в жизни народа, потому как они являлись неким психологическим подтекстом непобедимости Руси, свидетельством тому, что среди простого народа есть люди, которые всегда готовы выступить на защиту родной земли от любой напасти… Рассмотрим наиболее ярких среди них.

Одним из наиболее загадочных персонажей славянского эпоса является Святогор. Это настоящий великан, которого даже земля держать не может. Он наделен огромной силой, что даже самые знатные богатыри не осмеливаются вступить с ним в сражение.

Примечательно, что ни в каких битвах он не принимает участия, никаких подвигов не совершает. Основное его предназначение ограничивается тем, чтобы сражать врагов своей мудростью и фантастической силой.

В образе этого богатыря скрыт философский смысл древнеславянского населения о почитании святого богатыря просто за его существование.

Микула Селянинович, несмотря на то, что не упоминается среди Киевских богатырей, все же таковым являлся. Он был настоящей гордостью славянского народа, потому как пахарь-богатырь являлся настоящим воплощением русского духа, который своим существованием утверждает, что простой земледелец может сразиться с настоящими богатырями.

Еще одним не менее ярким образом является Волх Всеславьевич. Это фантастический персонаж эпоса. Согласно преданиям, он был рожден от змея, поэтому очень быстро рос. С момента рождения не прошло и полутора часов, как на него надели булатные латы. Он очень быстро овладевал волшебством и всевозможными науками. Его считали языческим жрецом, колдуном и воином.

В отличие от Волха другой известный былинный герой Дунай Иванович является исторически достоверным персонажем. Его история начинается с того самого момента, когда он вступает в поединок с Добрыней Никитичем. Разнимает их, согласно преданиям, Илья Муромец, после чего происходит братание. Позже Дунай искал невесту для князя Владимира и, убив Литовского князя, увозит его дочь Апраксию.

Очень интересной и занимательной является еще одна история, связанная с Дунаем. Он влюблен в Богатырку Настасью, которая согласна стать женой лишь того, кто сумеет ее победить. Конечно, Дунай одерживает над ней победу. Когда же происходит свадьба, он после безумного спора убивает свою суженую, выстрелив из лука в кольцо, которое стояло на голове Настасьи.

Не выдержав горя, Дунай убивает и себя.

Несмотря на то, что упоминаний об этих богатырях в литературе достаточно, первое имя, которое приходит на ум большинству людей, — это Илья Муромец. Этот богатырь имел те черты, которые в основном приписывались мифическим и фантастическим героям – чудодейственное получение большой силы.

Он был сыном простых родителей-крестьян, с детства был прикован к кровати. Так происходит до тех пор, пока не появляются странники-калики. Они приказывают мальчику принести им воды, и Илья исцеляется. Более того, у него появляется необыкновенная сила.

С того самого момента и началась богатырская жизнь Ильи Муромца, а его подвиги стали основой для многих былин и сказаний. Однако наиболее известной эпопеей является его битва с Соловьем-разбойником.

К слову сказать, до настоящего времени ученые так и не сумели придти к единому мнению по поводу того, кем же на самом деле был Соловей – то ли вымышленным героем, то ли одним из воинов монголо-татарского войска, то ли простым разбойником, живущим в Муроме и разорявшим купцов, вынужденных проезжать через Муромские леса. В определенный период времени Илья приходит на службу в Киев, чтобы спасать Русь от многочисленных напастей и совершать невероятные и даже чудесные подвиги.

Рекламное видео:

В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь, которого звали Добрыней Никитичем. Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве.

Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем.

Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, однако Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.

Иногда складывается впечатление, что Добрыня – мифологический герой. Немного фантастической выглядит и история о колдунье Маринке, приворожившей богатыря. Однако Добрыне с помощью матери, такой же ведьмы, удается победить чары Маринки и расправиться с ней.

Но в его истории представлено не только большое количество фантастических сказаний.

В Киевской Руси он выполнял больше количество важных поручений, представая перед читателями в качестве храброго, мудрого воина, который, ко всему прочему, еще и является первым помощником Ильи Муромца.

Еще один известный богатырь – Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова. В Киеве он оказался совершенно случайно. В чистом поле богатырь нашел камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая – в Муром, и третья – в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира.

Пожалуй, наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание об его поединке с Тугарином (это, если верить эпосу, — персонаж вымышленный, поэтому изредка он носит прозвище Змеевич и представляется в виде чудовища). Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке.

А Алеша Попович – это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.

Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни.

И в завершение необходимо несколько слов сказать и о таких богатырях, как Василий Буслаев и Никита Кожемяка. Все они были реальными людьми. Василий Буслаев был родом из Новгорода. По натуре своей этот человек всегда был бунтарем и даже пьяницей.

Свою богатырскую силу он унаследовал от отца. Однако употребляет юноша ее не так, как это делают остальные богатыри.

Напротив, он всячески нарушает законы города, набирает себе дружину из таких же, как он (основные критерии отбора – способность выпить ведро вина или выдержать удар по голове дубиной).

Вместе с дружиной Василий не вступает в борьбу с врагами и захватчиками, а только напивается в кабаках, дерется. Согласно сказаниям, умер он так же безрассудно, как и жил – на обратной дороге с Иерусалима он ударился головой о камень, упав с лошади (а ведь на камне было написано, что через него скакать нельзя…).

В отличие от Василия, Никита Кожемяка – был настоящим воином, который служил киевскому князю Владимиру.

Вместе с ним Кожемяка выступил на битву против печенегов, один на один сразившись с силачом и победив его. Эта победа стала началом победы русского войска над захватчиками.

В разных периодах Никита Кожемяка представлен то как простой ремесленник, то как настоящий богатырь, который находится на службе в Киеве.

Верить в то, что славянские богатыри существовали в действительности, либо же придерживаться мнения о том, что это были исключительно вымышленные персонажи – личное дело каждого. Впрочем, это и не главное. А главное заключается в том, что в любом случае именно они сыграли большую роль в истории славян, став символами прежних времен.

Источник: https://salik.biz/articles/36654-russkie-bogatyri-kto-oni.html

15 Русских богатырей из былин и преданий

Кто они, русские богатыри – реальные или сказочные герои

Исконными русскими «супергероями» были богатыри, защищавшие нашу землю сотни лет назад. В былинах и преданиях сохранились образы многих русских богатырей, и ними нас познакомит данный пост.

Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня.

Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение. Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь — заезжий.

Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович — богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию — с походом Олега на Царьград. Вольга — непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре.

Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно.

Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай — богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».

По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым.

Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла.

Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное — пока его не останавливает мать.

В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим — он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках — один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности (& диванный боецц).

Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos.

Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

Источник: https://pikabu.ru/story/15_russkikh_bogatyirey_iz_byilin_i_predaniy_3873999

Кем были прототипы русских богатырей

Кто они, русские богатыри – реальные или сказочные герои
Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри

Откуда есть пошли богатыри?

Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно — от дедов к внукам, и, в зависимости от деда — с самыми разными дополнениями и деталями. «Современная наука о богатырях» делит их на две группы: «старшие» и «младшие».

«Старшие» — старше, древнее, относятся к дохристианскому периоду, порой являются существами сверхъестественными, оборотнями с неимоверной силой. «Было ль — не было ль», — это как раз про них. Сказания о них переходили из уст в уста, и многие историки вообще считают их мифами или древними славянскими божествами.

Так называемые «младшие богатыри» имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира (980-1015 гг.) В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место.

Богатыри стояли на страже Руси и были ее супер-героями. Главные представители былинного супер-геройства в очередном порядке.

Святогор. Богатырь-Гора

Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно древнее происхождение Святогора.

В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

Микула Селянинович. Богатырь-Плуг

Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он — первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.

Страшная его сила, сопоставление со Святогором указывают на то, что этот образ сложился под влиянием мифов о титанических существах, бывших, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия.

Но сам Микула Селянинович уже представляет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу.

Илья Муромец. Богатырь и человек

Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар.

А далее — Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца. Не все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посвящено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занимался обстоятельно.

Физическую силу богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником.

После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра).

Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.

Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

Добрыня Никитич. Богатырь-Львиное Сердце

Сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жён».

Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях». Он — представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника.

Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.

Алёша Попович. Богатырь — Робин

Тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие.

То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб. В бою он вёрток, хитёр, дерзок, но, в конце концов, к позднейшему развитию эпоса, Алеша оказывается бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом.

Трудно понять, как богатырь пережил такое вырождение, возможно, всему виной природная черта — хвастливость.

Михаил Потык — Богатырь Кочевой

Сражается с аллегорическим змеем зла, по Библии отражением исконного врага человека, «который принял на себя вид змея, стал враждебно между первым мужем и первой женой, обольстил первую жену и ввёл первых людей в искушение». Михаил Потык — представитель земской служилой силы, он — непосед, возможно имя изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является идеалом кочевника.

Чурила Пленкович — Богатырь заезжий

Помимо старых и новых богатырей существует отдельная группа заезжих удальцов. Суровец Суздалец, Дюк Степанович, Чурила Пленкович — как раз из этой серии. В прозвищах этих богатырей прямое указание на родную местность. Крым в древние времена назывался Сурожем или Сугдаей, поэтому богатырь, происходивший оттуда, назван был Суровцом или Суздальцем.

Из Сурожа происходил также и Чурило Пленкович, имя которого «расшифровывается» как Кирилл сын Плёнка, Френка, Франка, то есть итальянского сурожского купца (этим именем Феленк, Ференк турки и татары обозначали в Крыму генуэзцев).

Чурила — олицетворение молодости, дерзости и богатства.

Слава о нем шла впереди него — знакомство с князем Владимиром обставил следующим образом: навел страху на бояр и дворян, заинтриговал князя своей дерзостью и удалью, пригласил в имение — и скромно согласился служить князю.

https://www.youtube.com/watch?v=XrmEns3sE60

Однако стал заложником своей дерзости — полюбил молодую жену старого боярина. Старый боярин вернулся домой — Чуриле голову срубил, а молодая его жена сама грудью на острые вилы бросилась.

Источник: https://weekend.rambler.ru/people/41298006-kem-byli-prototipy-russkih-bogatyrey/

Кто они, русские богатыри — реальные или сказочные герои

Кто они, русские богатыри – реальные или сказочные герои

Благодаря мультипликационным фильмам и литературе практически у всех жителей России на слуху тройка богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Свой статус они заслужили своими многочисленными подвигами, которые совершили во благо русского народа. Кто они, богатыри — реальные или сказочные герои?

Откуда о них стало известно

Первые упоминания о русских богатырях были зафиксированы ученными 19-го века, Гильфердингом и Рыбниковым. А до этого рассказы передавались из уст в уста, от отцов к детям.

Естественно, для того чтобы привлечь внимание, взрослым приходилось постоянно приукрашивать и дополнять былины новыми элементами.

В наше время, принято считать, что есть две категории богатырей, а именно младшие и старшие.

Старшими называли тех богатырей, которые фигурировали еще до начала христианской эпохи. В некоторых историях они представлены как сказочные существа, которые обладают невероятной или даже магической силой. Современные историки идентифицируют их как славянских идолов, которым раньше поклонялись.

Богатыри, которых принято считать младшими, имеют человеческий облик. Они не обладают запредельной силой, им не подвластна никакая стихия.

Для них характерно то, что многие из них проживали в период правления князя Владимира. Во многих летописях прошлых лет было указано на то, что некоторые события действительно имели место в истории.

Русские богатыри действительно охраняли Русь и долгое время считались защитниками народа.

Вот некоторые богатыри, которые чаще всего фигурировали в различных сказах и былинах.

Святогор

Огромный богатырь, размеры которого сравнивали с горой. Святогор был великаном, который долгое время находился в горах и ничего не делал. Он появляется в преданиях лишь для того, чтобы давать ценные поучения и наставления. Многие историки отмечают, что черты характера Святогора напоминают черты Самсона — богатыря из Библии.

Определить точное происхождение Святогора практически невозможно. Однако в былинах он передает свою силу и мощь Илье Муромцу, а он появился уже в христианскую эпоху. Не удивительно, почему их характеры так похожи.

Богатырь Микула Селянинович. Могучий пахарь

Микулу упоминают в двух былинах. О нем пишут не как о могучем воине, а как о невероятно выносливом человеке. Он не сражается, а пашет землю. И это удивительно, ведь он единственный из богатырей, который олицетворяет собой образ крестьянина-пахаря.

Его по физическим качествам сопоставляют со Святогором. Вероятнее всего, такой образ был создан благодаря влиянию различных мифов о существах, которые обладают силой, находящейся за пределами нашего понимая. Сам Микула не является представителем земельной стихии.

Скорее, благодаря его образу хотели показать плюсы оседлой жизни.

Илья Муромец

Этот богатырь считался главным защитником земли русской. Он обладал практически всеми чертами реально-существовавшего человека. Однако сказы о его невероятных походах, вероятнее всего, являются обычными мифами. Илья Муромец просиживает тридцать лет на печи, потом Святогор передает ему свое могущество.

Новоиспеченному богатырю полученная сила позволяет быстро управиться со своими крестьянскими обязанностями и затем отправиться в Киев. На пути он встречает Соловья-Разбойника и берет его в плен, попутно освобождает Чернигов от татарского нашествия. Далее он вступает в схватки с Жидовином и Поленицей, а также воюет с татарами. Не все истории подробно разобрали.

Чему-то уделили много внимания, а какие-то моменты по-прежнему остаются в тени.

Все богатыри обладали феноменальной физической силой и разными характерами. Илье Муромцу были присущи: стойкость, забота, спокойствие, ответственность и благодушие. Его представляют как невероятно скромного и разумного человека. Он всегда просчитывал свои шаги наперед и многое обдумывал.

С течением времени он становился все более и более религиозным человеком. После блестящей воинской карьеры он уходит в Феодосиев монастырь. Стоит отметить, что этот шаг принимали многие русские герои, после того как оканчивали свою службу.

Если они не могли вернуться в строй, то уходили служить Господу.

В Антониевых пещерах (Киево-Печерская Лавра) можно увидеть мощи преподобного Ильи. Они указывают на то, что для своего времени, он был действительно огромным. Илья Муромец был необычайно высок в сравнении с другими соотечественниками.

Его мощи свидетельствуют о воинственной жизни — на его левой руке можно увидеть большие круглые раны, а на левой груди можно обнаружить повреждения, которые, вероятнее всего, он заработал во время боя. Некоторые исследователи выдвинули предположение о том, что прежде, чем получить ранение в грудь, он прикрыл ее рукой.

Поэтому осталось ярко-выраженное повреждение от копья, была задета грудная клетка.

Добрыня Никитич

В летописи Добрыня упоминается как дядя русского князя Владимира. В других источниках говорится о том, что богатырь приходится ему племянником.

Исходя из имени дружинника, можно сделать вывод, что он обладает добрым сердцем. Обладая неистовой физической силой, он творил справедливость, помогал вдовам, несчастным старикам и сиротам.

Добрыня Никитич был творческим человеком, он великолепно пел и играл на гуслях.

Историки считают, что Добрыня олицетворял высшее русское общество. Он богат, образован, великолепно борется и орудует луком. Он часто говорил очень разумные вещи, знал этикет. Однако он не идеален, и, как любой человек, не мог похвастаться невероятной стойкостью. По своей натуре Добрыня скромный и мирный человек, которому присуще чувство справедливости.

Алеша Попович

Алеша Попович связан тесными отношениями с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем. Он считался как бы младшим их них, поэтому не обладал такими же великолепными качествами. Периодически он проявлял хитрость, корысть и эгоизм.

Вероятнее всего, он был младше и постоянно учился, поэтому все это вполне простительно. Однозначно можно сказать о том, что он смелый, однако периодически в общении прибегал к гордыне, излишнему задору, а порой и к грубости.

Его боевые характеристики отчасти отражают его личность: он дерзок, верток, хитер и проворен. С таким набором качеств не удивительно, что Алеша Попович был своего рода ловеласом и вором женской чести.

На самом деле трудно представить, как он вписался к Илье Муромцу и Добрыне Никитичу, ведь они являются чуть ли не его противоположностью.

Скорее всего, он попадал в неловкие ситуации из-за своей природной хвастливости.

Михаил Потык

Михаил Потык являлся образом идеального кочевника. Вероятнее всего, раньше его фамилия была Поток, что означало «кочевник, бродяга». Он известен как красавец и человек, который борется со Змеем. В Библии Змей является главным человеческим врагом, ведь именно он обрел свой образ, ввел Еву в искушение и именно из-за него человечество было вынуждено найти свое пристанище на Земле.

Чурила Пленкович

В русских сказах и былинах помимо старших и младших богатырей упоминаются и заезжие. Например, Дюк Степанович, Суровец Суздалец, Чурила Пленкович — они являются типичными представителями этой серии. В древние времена Крым называли Сугдаей или Сурожем, поэтому героя, который был родом оттуда, прозвали Суровцом.

Чурила Пленкович родом из Сурожа. Его имя можно расшифровать как Кирилло, сын Пленка Франко, итальянского купца. Он не такой, как все остальные герои. Чурила является олицетворением уверенности в собственных силах, богатства и некой дерзости.

Очень странно и дерзко произошло его знакомство с Великим князем Владимиром. Богатырь запугал всех его приближенных, затем навел интриги, а потом пригласил Владимира в свое имение. Тот принял приглашение.

И после того как к богатырю явился князь, Чурила скромно поклонился и предложил ему свою службу.

Чурила Пленкович сам же и пострадал от своей дерзости. Он влюбился в молодую девушку, которая приходилась женой пожилому боярину. После того как боярин вернулся домой не в урочный час, он срубил несчастному богатырю голову. Его жена кинулась грудью на вилы и тоже скончалась.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/history/2019/3/16/71102

Pravo-consut
Добавить комментарий