Монистические и плюралистические концепции бытия

Учение о бытии. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия

Монистические и плюралистические концепции бытия

Бытие и небытие (ничто) — две простейшие и самые абстрактные категории философии. Классическая философия начинает с вопроса о первопричине бытия. Затем спрашивает, какие из вещей, о которых мы мыслим, обладают истинным бытием. И финальный вопрос философии тоже описывается категориями бытия и небытия: это знаменитая дилемма датского принца — быть или не быть?

Бытие может пониматься как предмет (субъект), обладающий различными признаками, или, напротив, как признак (предикат), который приписывается предметам.

В первом случае бытие мыслится как единое, вечное и бесконечное начало (субстанция), лежащее в основе всех вещей.

Во втором случае бытие оказывается особым свойством, которое принадлежит одним вещам и отсутствует у других (например, когда говорят, что эта вот вещь «есть», она «существует», а другая «нет»).

Еще на заре философской мысли были высказаны и продуманы все возможные отношения категорий бытия и небытия: есть только бытие, а небытия нет (Парменид), существует и бытие и небытие (Демокрит), бытие и небытие — это одно и то же (скептики). Гераклит рассматривал всякое изменение (становление) как взаимное превращение бытия и небытия. Все вещи меняются каждый миг, словно реки. Их бытие сменяется небытием, и обратно.

Все позднейшие учения об отношении бытия и ничто в той или иной мере восходят к этим античным теориям и представляют собой их дальнейшее развитие в иных, более сложных и конкретных формах. Речь идет уже не столько о бытии как таковом, сколько о том, что следует считать истинным бытием.

Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos — один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis — двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis — множественный) концепции.

Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать.

К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах — бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом — как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе.

Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.

Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.).

В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое — в универсум.

Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е.

возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок.

Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.

В ФИЛОСОФИИ XVII В.

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм — учение о всеединстве действительности, в основе которой — одно начало, одна субстанция (Божественная — пантеизм; сознание — психологизм, феноменализм; материя — материализм; наивный монизм: первовещество — вода (Фалес)).

Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина — материя), или идеалистическим (единая основа — дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в.,Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В.Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм — мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т. д.

Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору, современным экзистенциалистам. Его можно обнаружить у Платона, Г. В. Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Р.

Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций -духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами -мышлением и протяженностью, прочие производны от них.

Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм — философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом (Ml2r.). Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни.

Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п.

Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г.

Лейбница, Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространств как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга,а время — как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.



Источник: https://infopedia.su/18x5233.html

Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия

Монистические и плюралистические концепции бытия

Тема. Онтология. Бытие

План

1. Категория бытия, ее смысл и специфика.

2. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.

3. Основные формы бытия. Понятие материального и идеального.

4. Движение, пространство, время.

5. Философское учение о развитии. Концепции развития. Движение и развитие.

6. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Категория бытия, ее смысл и специфика.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.

Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Каково же содержание философской категории «бытие»?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции— самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие— это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытияявляются:

• материальное бытие —существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

• идеальное бытие —существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

• человеческое бытие -существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

• социальное бытие,которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

• ноуменальное бытие(от слов «ноумен» — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

• феноменальное бытие(от слова «феномен» — явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.

Категорией, противоположной бытию, является небытие.Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытие— состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.

Вся история развития философской мысли убедительно свидетельствует о том, что невозможно поставить последнюю точку в познании и понимании мира. Этим обстоятельством и объясняется множество теорий бытия, одна из которых рассмотрена выше.

Различают монистические1 и плюралистические2 концепции бытия. Так, еще в античности онтологическая концепция Демокрита предполагала множество атомов (бытие), находящихся в пустоте (небытие).

Соединения и разъединение атомов образуют различные, бесконечно разнообразные сочетания, воспринимаемые как многообразие вещей мира.

Платон также исходил из множества идей (эйдосов), составляющих сущность вещей и предметов мира.

По-другому рассматривал онтологическую основу мира Аристотель. В любой вещи он различал две стороны – косную, инертную материю и активную форму, делающую вещь такой, какова она есть. Так кусок глины становиться кувшином, только приобретая в руках гончара определенную форму.

Последовательно обобщая различные ступени соотношения матерние и формы, придавая им все более абстрактные формы, Аристотель приходит к выводу о том, что истинным бытием является наличие высшей формы, абсолютно лишенной материи – мыслящего себя мышления.

Демиург(так была названа высшая форма) в качестве философского бога выступал движителем и гарантом единства и целостности мира.

К монистическим понятиям бытия относятся материалистические учения, исходящие из признания понятия материи как объективной реальности, существующей независимо от субъективной деятельности человека.

Религиозная трактовка бытия также исходит из принципа монизма, ибо истинным бытием и творцом мира и человека выстирает единая трансцендентная личность – Бог.

Последующее многовековое развитие онтологии характеризуется многочисленными концепциями и подходами. Понятие бытие стали иногда отождествлять с такими понятиями как универсум, космос, природа, вселенная, жизнь. Следует подчеркнуть, что, несмотря на различия в трактовках бытия, оно, так или иначе, связывалось с принципом самодвижения, саморазвития, самоорганизации.

На рубеже XX – XXI вв. это аспект бытия получил свое дальнейшее развитии всинергетике(греч.

synergeia – сотрудничество, содружество) – нового научного направления на стыке физики и химии, позволившего сделать фундаментальные философские обобщения и выводы.

Новые идеи связаны с именами немецкого физика Г.Хакена, отечественных ученых В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева, С. П. Курдюмова и других. И в первую

Монизм (греч. monos – один). Философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю (материалистический м.), либо дух (идеалистический м.); противоп. плюрализм1.

Плюрализм (лат. plūrālis – множественный). Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей; противоп. монизм.

очередь это относится к вопросам, связанным с самоорганизацией бытия мира. В основе синергетической концепции лежит анализ развития самоорганизующихся и саморазвивающихся открытых нелинейных систем.

Предлагается качественно иная картина мира по сравнению с теми, которые лежали в основе как классического, так и постклассического естествознания (первая половина XX века). Образ мира предстает как совокупность нелинейных процессов.

Множество подобных взаимодействующих систем составляет основу и содержание глобальной эволюции, в которую вовлечены – природа, общество, человек. Механизмы самоорганизации бытия мира последовательно и всесторонне раскрыты в книге одного из основателей синергетики И.

Пригожина с весьма символическим названием «Порядок из хаоса». В конце ХХ века возникла необходимость пересмотра многих философских традиций относящихся к онтологии, рационализму, месту и роли человека в мире.

Это вызвано появлением беспрецедентных трудностей и противоречий, с которыми столкнулись люди в современную эпоху. К ним относятся экологические проблемы, грозящие самому существованию человека, распространение насилия в различных формах, возникновение новых болезней и др. Возникла необходимость новых подходов к познанию и пониманию глобальных природных и социальных процессов.

Современная философия в лице постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Делез, Ж.Бодрийар, Ж.Деррида и другие) выступает с жесткой критикой западноевропейской философской традиции, «деконструирует» ее наиболее глубокие теоретические основания, в том числе и понятие бытия.

Пророческими оказались слова Аристотеля: «Люди всегда будут спорить о бытии». Извечный спор продолжается и в наше время. Как бы не относились философы к бытию – положительно или отрицательно – в любом случае оно остается существенным ориентиром в их суждениях и выводах.

Мировоззренческие сдвиги в современном сознании – убедительное свидетельство напряженного поиска и формирования новой системы мироотношений, соответствующей XXI веку.

Источник: https://poisk-ru.ru/s22660t4.html

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Уровни бытия. — Студопедия

Монистические и плюралистические концепции бытия

Бытие — интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира, через его существование. Таким образом, понятие бытия отвлекается от конкретных характеристик предметов, кроме одной их черты — их существования. Это задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.

Один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира — вопрос о многообразии способов и форм бытия.

По способу существования бытие разделяется на два мира:

  • мир физических состояний (материальный, природный);
  • мир психических состояний (сознание, духовность…)

Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей — т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель — субъект).

Вопрос о том, как эти два способа бытия реально связаны между собой — один из основных вопросов философии. Комбинация этих способов позволяет выделить ещё несколько разновидностей бытия:

  • бытие человека;
  • специфическое бытие вещей создаваемых человеком (принадлежат к физическому миру, но в тоже время, в своём происхождении они опосредованы человеческим сознанием, этим бытие «второй природы» отличается от способа бытия самой природы, частью которой является человек;
  • духовный мир человека: субъективный — внутренний психический мир, мир отдельного человека; объективный — совместная деятельность порождает объективированное или интерсубъективированное духовное достояние общества, духовной культуры общества (язык, искусство, наука…). Между объективно — и субъективно-духовным существует органическая взаимосвязь;
  • Человеческое общество — в нём переплетаются материальное и идеальное, первая и вторая природа, субъективный и объективный мир.

Уровни бытия:

  • существовавшее в возможности (потенциальное бытие);
  • существующее в действительности (активное бытие).

Каждая из форм бытия имеет свою специфику и развитие и существует по своим собственным специфическим законам, однако имеет одну основу — материю. Однако это не значит, что понятие бытие и материя тождественны. Материя отражает лишь объективно существующую форму бытия.

Онтология — раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

По своему существу онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.

) В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание. Термин «онтология» был впервые употреблен в философском лексиконе (1613) Р. Гоклениуса как синоним метафизики. До начала ХIХ в.

онтология развивалась умозрительно, опираясь на представления о скрытых сущностях вещей.

Несостоятельность такого учения о бытии, подвергнутая критике в немецкой классической философии, была полностью преодолена марксизмом, который показал необходимую связь и единство онтологии, гносеологии и логики и, следовательно, зависимость онтологических представлений от наличного уровня и форм познания.

В ХХ в. возрастание уровня абстрактности научного познания выдвигает некоторые принципиальные онтологические проблемы: построение адекватной онтологической интерпретации абстрактных понятий современной науки(например, физики элементарных частиц, космологии) и создание теоретического фундамента для современных методологических подходов и направлений(например, онтологический базис системного подхода, кибернетики и т.д.).

Для ряда направлений философии (в частности, для феноменологии, экзистенциализма, персонализма) характерны попытки возродить проблематику онтология в новом, преимущественно субъективно-личностном ключе — как вопрос о слоях и уровнях бытия личности. Эта линия выражает мироощущение пессимистически настроенного индивида в условиях отчуждения.

Монизм — способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы(«субстанции») всего существующегои построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Монизм первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например «вода» (у Фалеса), «огонь» (у Гераклита). Главную проблему философского монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма.

Плюрализм — философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии). Термин «плюрализм» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712.

Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира.

Античный атомизм — материалистический вариант плюрализма, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант плюрализма, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций — монад.

Источник: https://studopedia.ru/14_68151_uchenie-o-bitii-monisticheskie-i-plyuralisticheskie-kontseptsii-bitiya-urovni-bitiya.html

Pravo-consut
Добавить комментарий