Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор слова в начальных классах

Морфологический разбор имени существительного

Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении.

Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять.

«Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.

Морфологический разбор существительного

1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

3. Указать признаки:

а) постоянные:

собственное / нарицательное;

одушевлённое / неодушевлённое;

род (мужской / женский / средний);

склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)

б) непостоянные:

падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);

число (единственное / множественное).

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени существительного

Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».

Устный разбор

  1. Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.

  2. Начальная форма — котёнок.

  3. Постоянные признаки:

нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;

Непостоянные признаки:

в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.

4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).

Письменный разбор

Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.

  1. Котята — сущ., погнались (кто?) котята;

  2. Н.ф. (начальная форма) — котёнок;

  3. Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;

в Им.п., во мн. ч.

4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.

Морфологический разбор имени прилагательного

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).

  3. Указать признаки:

род прилагательного, падеж, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».

Устный разбор

  1. Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.

  2. Начальная форма — красивый.

  3. В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.

  4. Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Письменный разбор

Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.

  1. Красивая (мелодия) — прилаг.;

  2. Н.ф. — красивый;

  3. Ж.р., ед. ч., Им.п;

  4. Мелодия (какая?) — красивая — определение.

Морфологический разбор имени числительного

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.

  3. Указать признаки:

а) постоянные:

простое/составное,

количественное/порядковое

(для количественных: целое/дробное/собирательное);

б) непостоянные:

число и род (если есть);

падеж.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени числительного

Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».

Устный разбор

  1. Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;

  2. Начальная форма — двое;

  3. Постоянные признаки: простое, собирательное;

непостоянные: в форме именительного падежа;

  1. Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.

Письменный разбор

Во дворе меня ждали двое товарищей.

  1. Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;

  2. Н.ф. — двое;

  3. Прост., собират.,

В Им п.;

4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.

Больше интересных материалов:

Морфологический разбор местоимения

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.

  3. Указать признаки:

а) постоянные: лицо (1 л./ 2 л. /3 л),

б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора местоимения

Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».

Устный разбор

  1. Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.

  2. Начальная форма — ты.

  3. Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.

  4. Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).

Письменный разбор

Я позвоню тебе в пятницу вечером.

  1. Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;

  2. Н.ф. — ты;

  3. Личн.;

в ед.ч., Д.п.;

4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.

Морфологический разбор глагола

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.

  3. Установить признаки:

а) постоянные:

спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),

б) непостоянные:

время (прошедшее / настоящее / будущее),

лицо (если есть), род, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора глагола

Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».

Устный разбор

  1. Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.

  2. Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;

  3. 1-ое спряжение;

глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.

4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).

Письменный разбор

Снег усиливался с каждой минутой.

  1. Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;

  2. Н.ф. — усиливаться;

  3. I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.

  4. Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.

Морфологический разбор наречия

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Морфологические признаки (неизменяемость).

  3. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора наречия

Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».

Устный разбор

  1. Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.

  2. Неизменяемое слово.

  3. Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).

Письменный разбор

На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.

  1. Быстро — нареч., читала (как?) быстро;

  2. Признак действия, неизм.;

Читала (как?) быстро — обстоятельство.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/morfologicheskiy-razbor-slova-v-nachalnykh-klassakh/

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой «3»: Над лугом3 порхают пестрые бабочки.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

4. Непостоянные признаки:

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

1. Птицу — имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.

2. Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж — кто?)

3. Постоянные признаки:

  • существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
  • существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
  • существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя — моя птица.
  • существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду.

4. Непостоянные признаки:

  • существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
  • существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

5. В предложении является дополнением: птицу.

Образец письменного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

  1. Птицу — сущ. (кого?)
  2. Н. ф. — птица.
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
  5. птицу

Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.

Птиц

  1. Птиц — сущ. (кого?)
  2. Н. ф. — птица
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
  5. птиц

Дано предложение: Шахматы3 — сложная, но интересная игра.

Шахматы

  1. Шахматы — сущ. (что?).
  2. Н. ф. — шахматы
  3. Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
  4. Мн. ч., И. п.
  5. Шахматы

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

https://www.youtube.com/watch?v=mFsDwIZazqU

Упражнение 211, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

3 класс

https://www.youtube.com/watch?v=mFsDwIZazqU

Упражнение 105, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 114, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 132, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 138, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 159, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 241, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 233, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 235, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 56, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

https://www.youtube.com/watch?v=mFsDwIZazqU

Упражнение 147, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 187, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 43, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 63, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 150, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 174, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 34, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 48, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 1, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

5 класс

https://www.youtube.com/watch?v=mFsDwIZazqU

Упражнение 104, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 136, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 177, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 306, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 342, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

https://www.youtube.com/watch?v=mFsDwIZazqU

Упражнение 522, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 557, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 615, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 617, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 70, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 91, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 141, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 505, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 642, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 676, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

https://www.youtube.com/watch?v=mFsDwIZazqU

Упражнение 33, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 90, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 406, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 420, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 187, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 532, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

https://www.youtube.com/watch?v=mFsDwIZazqU

Упражнение 15, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 316, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 16, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 18, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 117, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 125, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/33

3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

Морфологический разбор имени существительного

План разбора имени существительного

IЧасть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
IIНачальная форма. Морфологические признаки:
AПостоянные морфологические признаки:
1собственное или нарицательное;
2одушевлённое или неодушевлённое;
3род;
4склонение;
5число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).
БНепостоянные морфологические признаки:
1число (если слово изменяется по числам);
2падеж.
IIIРоль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://.com/izdat_licey

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

(В) поезде

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – поезд. А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. – Петербург. А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.

  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (в) Москву

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. – Москва. А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.

  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – отделение. А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. – курящий.
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.

(ехал) поручик

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – поручик. А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

  3. В предложении выполняет роль приложения.

(ехал) Климов

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – Климов. А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

 Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»

Читайте другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/664-323_morfologicheskii_razbor_imen_suschestvitelnyh.html

Pravo-consut
Добавить комментарий