Основные принципы конституции российской федерации (к 20летию конституции РФ)

Раздел первый. Основные положения

Основные принципы конституции российской федерации (к 20летию конституции РФ)

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Источник: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

Вопрос 2. Основные принципы Конституции Российской Федерации 1993 года

Основные принципы конституции российской федерации (к 20летию конституции РФ)

Термин «принцип» (от лат. principium — начало, основа) означает то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений, понятий, фактов. Принцип — центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Под принципами конституции в юридической науке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции как Основного Закона государства.

Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы. Поэтому и конституционные принципы являются основополагающими принципами для всех отраслей права.

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве.

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, подчеркивается в этой статье, является ее многонациональный народ».

Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Демократизм Российского государства проявляется и в том, что Президент РФ, Федеральное Собрание избираются путем всеобщих выборов, наиболее важные вопросы выносятся на референдумы, примером чему является принятие Конституции 1993 г.

Конституция ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст.

15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

3. Равноправие и полноправие граждан. Гарантированность прав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: «Все равны перед законом и судом».

И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные ВОЗМОЖНОСТИ для их реализации.

Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно, в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.

Конституция РФ гарантирует гражданам возможность реализации прав и свобод. Как установлено в ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Конкретные гарантии реализации прав и свобод содержатся в нормах второй главы Конституции РФ.

4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни, Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.

Наиболее ярко это проявляется в положениях ст. 17, провозглашающей неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения; ст. 20 — право каждого на жизнь; ст. 21 — охрана достоинства личности, запрет пыток, насилия: ст. 22 — право на свободу и личную неприкосновенность; ст.

42 — право на благоприятную окружающую среду и т. д.

5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где установлено, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространяются на всю ее территорию.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения: ст. 8, закрепляющей единство экономического пространства и ст. 67— единство территории; ст.

68, устанавливающей русский язык в качестве единого государственного языка; ст. 74, закрепляющей установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов; ст. 75, устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы и т. д.

6. Равноправие и самоопределение народов. Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе Российской Федерации. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством.

Этот принцип закреплен в Преамбуле Конституции РФ, в ст.5— устанавливающей перечень субъектов федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны; ст.

73 — закрепляющей, что вне пределов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно ст. 66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Данный принцип отражен также в ст. 69, которая устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов.

7. Разделение властей. Этот принцип является новым в Российском конституционном законодательстве и закреплен в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

8. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни Конституция РФ закрепляет в своем содержании неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности.

Согласно ст. 13 Конституции РФ никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 2566;

Источник: https://studopedia.net/5_2586_vopros--osnovnie-printsipi-konstitutsii-rossiyskoy-federatsii--goda.html

Основные принципы конституции российской федерации (к 20летию конституции РФ)

Основные принципы конституции российской федерации (к 20летию конституции РФ)

Раскрываются конституционные основы государственного строя РФ, принципы правового государства, анализируются четыре группы прав и свобод граждан: гражданские, политические, социальные и духовные, называются принципы социального государства. Показываются место и роль политических партий и религиозных организаций.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов [1].

Раздел 1 Конституции РФ не имеет названия и включает 9 глав и 137 статей, в которых определяются основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеральное устройство, высшие органы государственной власти и управления, судебная власть, местное самоуправление. Последняя глава 9 посвящена конституционным поправкам и пересмотру Конституции.

Раздел 2 Конституции РФ, состоящий из

9 частей, содержит заключительные и переходные положения.

В главе 1 Конституции РФ изложены основы конституционного строя.

Ст.1 Конституции определяет, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления.

Единственным источником власти в государстве является многонациональный российский народ, т.е. совокупность всех граждан России, а не отдельная личность, партия или класс. Народовластие осуществляется в трех формах:

  • непосредственно;
  • через органы государственной власти;
  • через органы местного самоуправления.

Конституция РФ – основной закон государства была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме. 25 декабря 1993г. она была опубликована и в тот же день вступила в силу.

Принятию Конституции РФ предшествовала длительная работа по внесению изменений и дополнений в Конституцию РСФСР 1978г. Законодательно-конституционный процесс усилился после распада в 1991г. СССР и образования Российской Федерации.

К маю 1993г. представлены два основных конституционных проекта: президентский и парламентский. За основу принят парламентский проект, но с обязательным использованием ряда положений президентского проекта, в частности включения в Конституцию института президента.

Для завершения подготовки Конституции 20 мая 1993г.

было создано Конституционное совещание, в которое вошли пять групп из представителей федеральных органов власти, субъектов Федерации, местного самоуправления, политических, общественных и религиозных организаций,предпринимателей и товаропроизводителей.

Первая форма (непосредственная, или прямая демократия) реализуется в двух видах:

  • путем референдума;
  • путем свободных выборов.

Непосредственная, или прямая форма демократии используется для решения наиболее важных вопросов государственной жизни, таких как принятие Конституции, выборы органов государственной власти, Президента РФ и др.

Две другие формы народовластия образуют представительную, или непрямую демократию, когда народ осуществляет власть не непосредственно, а через своих представителей: через Президента, депутатов, других должностных лиц.

Но и в этих случаях власть любого чиновника делегирована ему народом. Демократический характер многонационального российского государства находит свое воплощение и в принципе федерализма, в федеративном устройстве государства.

(Глава 3 Конституции: Федеративное устройство стр. 69-79).

В составе Российской Федерации в настоящее время находятся 83 субъекта, в том числе 21 республика; 9 краев; 46 областей; 2 города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург; 1 автономная область – Еврейская; 4 автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий.

До 2008г. было 89 субъектов РФ. Вследствие укрупнения субъектов РФ 6 автономных округов слились с краями и областями.

Таким образом, Российская Федерация строится на сочетании административнотерриториального и национальнотерриториального принципов.

И абсолютно неприемлемы предложения тех политиков (В.В. Жириновский, В.Д.

Прохоров), которые призывают перейти к административнотерриториальному делению государства на губернии, без учета национального фактора, что может привести к социальному взрыву.

Оптимизация государственного устройства России на основе принципов федерализма находится в числе приоритетных задач внутренней политики страны.

В целях дальнейшего развития экономики и культуры страны, совершенствования государственного управления в России создано 8 федеральных округов: Центральный; Северо-Западный; Приволжский; Южный; Северо-Кавказский; Уральский; Сибирский; Дальневосточный.

Согласно Конституции федеральные округа не являются субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025г., утвержденной Указом Президента РФ 19 декабря 2012г., называются следующие цели национальной политики:

а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; 

д) успешная социальная и культурная адаптация мигрантов.

Одним из основных принципов национальной политики РФ является развитие русского и национальных языков и культур.

Русский язык как основное средство межнационального общения российских народов является государственным языком Российской Федерации.

В то же время республики в составе Российской Федерации вправе вводить на своих территориях наряду с русским языком собственные государственные языки.

Демократическую сущность российского государства выражает, прежде всего, ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Это принципиальное положение конкретизировано в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» (Глава 2. ст. 17-64). Права и свободы можно разделить на 4 группы.

В их числе гражданские права: право на жизнь, достоинство личности, право на личную свободу, неприкосновенность частной жизни, жилища, тайна переписки, право на определение национальной принадлежности, право частной собственности, предпринимательской деятельности, право наследования.

К политическим правам относятся избирательное право, право объединений, собраний, митингов и демонстраций, включая право на забастовку др.

Важное значение имеют социальные права. Прежде всего, это право на труд и отдых, защита семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечение социальных пособий и пенсий по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, право на жилище, охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь и бесплатное образование.

Конституция закрепляет права и свободы, которые должны обеспечить духовную свободу личности. Это – право на информацию, свободу мысли и слова, свободу литературного, художественного, научного творчества и др.

Конституция в ст. 1 определяет Российскую Федерацию в качестве правового государства.

Для правового государства характерны следующие принципы:

  1. Разделение властей. Разработанный в свое время великим французским ученым Ш.Монтескье этот принцип получил правовое закрепление в законодательстве многих государств, практическую реализацию в деятельности государственного аппарата большинства демократических стран. Суть этого принципа заключается в том, что единая государственная власть делится на три относительно самостоятельных, независимых ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная – представительная ветвь власти, осуществляет законодательную деятельность, т.е. принимает законы правовые акты, отражающие интересы общества и в силу этого обладающие высшей юридической силой. Органы исполнительной власти приводят исполнение законов в жизнь. Судебная власть обеспечивает правосудие, т.е. рассматривает и решает с позиций права все конфликты в сфере правового регулирования.
  2. Верховенство права, закона. Закон, как акт, принимаемый высшим представительным органом, обладает высшей юридической силой. Поэтому правовые акты всех иных органов (постановления Правительства, приказы министерств и ведомств, судебные акты) должны соответствовать закону, не могут ему противоречить либо вносить в него изменения и дополнения. Верховенство закона предполагает верховенство его перед властью. Органы всех ветвей власти (в том числе и законодательные) должны осуществлять свою деятельность на основании закона.
  3. Для характеристики правового государства большое значение имеют его конституционные основы.

Связь государства с Конституцией, конституционным строем – центральный момент правовой государственности. Не случайно, правовое государство зачастую трактуют как «конституционное государство».

Прежде всего, конституционность государства определяется самим фактом действия Конституции как Основного закона.

С наличием Конституции государственная власть, являясь суверенной, перестает быть неограниченной. Политическая власть становится господством правовых норм, а не произвольной воли.

Отсюда в практику государственно-правового регулирования внедряется принцип верховенства Конституции и Закона.

4.Правовой характер отношений государства и общества, отдельных граждан

Отношения правового государства и гражданского общества совершаются только на основе права. В правовом государстве недопустимо осуществление функций неправовыми средствами, силовыми методами.

Деятельность государства выражается в принятии закона, иных нормативных правовых актов, обеспечением их реализации (правоприменительная деятельность).

Все правовые конфликты разрешаются через судебные органы, осуществляющие правосудие.

В свою очередь, и обратное воздействие общества на государство также осуществляется правовыми средствами. Граждане, как члены общества, участвуют в соответствующем конституционном порядке в формировании представительных органов, через своих представителей реализуют право законодательной инициативы, либо принимают законы непосредственно в ходе референдума.

5.Взаимная ответственность государства и личности

Государство и личность не могут находиться в отношениях равенства. В любом случае, государство – это организация власти, осуществляемая в пределах всего общества.

Правовые предписания, издаваемые властью, имеют общеобязательный характер, обязательны для исполнения всеми, к кому они обращены.

Однако, как уже говорилось, личность во взаимоотношениях обладает естественными правами человека, которые ограничивают пределы вмешательства государства в личностные отношения человека.

Правовое государство предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество.

Маркс считал гражданское общество величайшим человеческим достижением, первой формацией во всемирной истории, которая всем членам любого общества гарантирует одинаковый политический статус. При этом в основе прав человека и гражданина он видел право на частную собственность.

«Право человека на частную собственность есть, следовательно, право по своему усмотрению (a son gre), безотносительно к другим людям, независимо от общества, пользоваться своим имуществом и располагать им; оно — право своекорыстия.

Эта индивидуальная свобода, как и это пользование ее образует основу гражданского общества»[2].

В условиях правового государства достигается оптимальное сочетание индивидуальной и гражданской свободы с государственной властью, регулируются их взаимоотношения в соответствии с конституционным строем, установленным на основе консенсуса.

Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет рыночная экономика, предполагающая конкуренцию, свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и, таким образом, гарантирующая единство экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции). Согласно ст. 9 Конституции в Российской Федерации земля и другие природные ресурсы:

  • используются и охраняются РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
  • могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [3].

Вместе с тем по вопросу использования природных ресурсов Конституционный Суд РФ сделал ряд разъяснений. Так, в постановлении от 09.01.1998г.

Конституционный Суд РФ указал, что лесной фонд, представляя собой публичное достояние многонационального российского народа, является федеральной собственностью особого рода и имеет особый правовой режим; при принятии соответствующих решений необходимы учет и согласование интересов РФ и ее субъектов.

Подобные правовые режимы установлены в отношении других природных ресурсов «О недрах»

Источник: https://articlekz.com/article/21002

Pravo-consut
Добавить комментарий