Особенности миграционных процессов в России: анализ, причины, роль государственного управления

Содержание
  1. Особенности, тенденции и анализ миграционных процессов в России
  2. Классификация и виды
  3. Распространенный вид
  4. Текущая картина
  5. «Утечка мозгов»
  6. Пример
  7. Карта миграции по миру
  8. Причины
  9. Особенности миграции в РФ
  10. Важность проблемы
  11. Роль государства
  12. Этапы осуществления государственных мер
  13. Россия в международных миграционных процессах
  14. Заключение
  15. Особенности миграционных процессов в России: анализ, причины, роль государственного управления
  16. Особенности миграционных процессов в России
  17. Понятие миграционных процессов
  18. Виды и классификации миграционных процессов
  19. Причины миграции
  20. Влияние на экономику страны
  21. Отличительные черты миграционных процессов в России
  22. Тенденции и прогнозы миграционных процессов в России
  23. Тенденции внешних миграционных процессов
  24. Прогнозы внутренних миграционных процессов
  25. Роль государственного управления в регулировании миграционных процессов в России
  26. Анализ состояния миграционных процессов в России на современном этапе
  27. Особенности миграционных процессов в России — Студопедия

Особенности, тенденции и анализ миграционных процессов в России

Особенности миграционных процессов в России: анализ, причины, роль государственного управления

Термин «миграция» происходит из латыни и применяется для обозначения массового перемещения людей из одной страны в другую. Это явление всегда находится в центре внимания различных наук: социологии, экономики, психологии и демографии.

Термин не ограничивается обозначением перемещения из страны в страну. Миграцией можно считать переезд из села в город, смену региона жительства внутри страны и другие формы смены места жительства. Но во всех случаях есть общие знаменатели. Например, миграционные процессы в России и постсоветских странах носят преимущественно экономический характер.

В новом месте людей привлекают возможности для карьеры, более высокий уровень жизни, безопасность в обществе и уровень образования. Самый распространенный вариант миграции – это переезд в крупные города.

Чем крупнее город, тем больше в нем населения – потенциального потребителя. Соответственно, в таких местах создается большое количество предприятий.

Чем больше предприятий – тем выше спрос на рабочую силу разных мастей.

Анализ миграционных процессов в России показывает еще одну закономерность: если предстоит выбор между двумя городами, то мигранты выбирают тот, который ближе по географическим параметрам. Хотя транспортная развязка достаточно хорошо организована по всей стране.

Классификация и виды

Миграция имеет четкие отличия от других видов перемещения. Например, переезд в пределах одного города или села не относится к миграции. Особенности миграционных процессов в России заключаются в том, что при анализе следует опираться на ряд признаков:

  • Территориальные признаки, или еще этот вид миграции называется в виде пересекаемых границ. Их два: внешняя и внутренняя. Внешняя означает выезд из страны, внутренняя означает перемещение населения из одного города в другой в пределах страны. Внешняя миграция подразделяется на два подвида: эмиграция – отток населения — и иммиграция – приток населения из других стран. В мире преобладают страны, в которых эмиграция выше, чем иммиграция. Среди стран, куда предпочитают въезжать и обосноваться новые граждане, можно отметить такие: Германия, Франция, Канада и США.
  • Временные длительности, или по временным признакам отличают постоянную, временную, сезонную и маятниковую миграцию. Если с первыми тремя категориями все понятно, то четвертая требует разъяснения: маятниковая миграция – периодическое перемещение группы людей. Обычно это бывает связано с учебой или работой.
  • Формы реализации бывают стихийными или организованными. Тенденции миграционных процессов в России показывают, что отечественная иммиграция имеет в основном стихийный характер.
  • По видам причин. Причины могут быть самыми разнообразными. Но решиться в один момент покинуть привычный круг и уклад жизни не всегда легко. На то нужны веские причины. Обычно они имеют политический, экономический или социальный характер.

Наиболее примечательна миграция трудоспособного населения. Это явление – первостепенная задача многих соседних государств, но в России эти показатели относительно низкие.

Распространенный вид

Самый распространенный вид миграции – в зависимости от участия (или безучастия в определенных процессах) государства. По такому фактору миграция делится на два вида: добровольная и принудительная миграция. В первом случае подразумеваются некоторые сложившиеся обстоятельства, при которых граждане не видят смысла оставаться в своей стране.

Как правило, в таких случаях есть недостаток в основных компонентах жизни: безопасность, уверенность в завтрашнем дне и доступ к пище. Случай с вынужденной миграцией возникает по причине природных катаклизмов или экологической ситуации, при которых жизнь и здоровье граждан находятся под угрозой.

Текущая картина

В последние десятилетия в отрасли миграции в России произошли динамичные перемены. За это время картина менялась в зависимости от двух видов факторов:

  1. Положительных, связанных с развитием демократических принципов в обществе, с реализацией конституционных прав граждан, в число которых входит и свобода передвижения. Также следует отметить, что за это время активно развивались рыночные отношения, и Россия уверенно вошла в международный рынок труда в качестве потенциального работодателя для многих стран.
  2. Отрицательные, связаны с распадом Советского Союза, когда во многих постсоветских странах вспыхнули волны национализма, развивался терроризм и ухудшение экономической ситуации.

Только за последние 10 лет из стран Балтии и СНГ в Россию переселились более 8,6 миллиона человек. Между тем массовый нелегальный приток, возникший в начале 1990-х годов и имеющий продолжение по сегодняшний день, постепенно сходит на нет.

«Утечка мозгов»

Особенности миграционных процессов в современной России не являются исключением от общеизвестных социальных явлений. Термин «утечка мозгов» давно применяется в социологии, демографии, экономике и геополитических науках. Но для России он стал актуален сравнительно недавно.

По сути, термин обозначает отток интеллигенции из страны. Вместе с тем страну покидают потенциальные ученые, инженеры, научные исследования и изобретения. У государства нет официальных рычагов воздействия на это явление. Но есть вопиющие факты.

Пример

Согласно статистическим данным Министерства науки и технологий РФ, около 8000 российских ученых трудятся в рамках научных программ Пентагона и Министерства энергетики США.

Вдобавок ко всему в своей работе они используют российские технологии, оборудование и иные результаты исследовательской деятельности российских ученых.

Причиной такой картины является тот факт, что управление миграционными процессами в России в сфере интеллектуальной собственности и связанной с ней миграции не имеет законодательных основ.

Карта миграции по миру

Тенденции в миграции четко отслеживаются через рынок труда. Согласно данным из этой отрасли, можно отчетливо выделить следующие направления перемещения населения:

  • Жители ближнего зарубежья предпочитают Россию.
  • Россияне обычно выезжают в дальнее зарубежье.
  • В меньшем количестве – из РФ в ближнее зарубежье.
  • Есть также приток к РФ из дальнего зарубежья.

Миграционные процессы в России показывают, что в целом преобладает приток рабочей силы, чем отток.

Причины

Как показывают исследования в разных странах, причин для смены страны проживания множество. Например:

  • Экономические или социальные.
  • Притеснение на своей родине по религиозным признакам.
  • Обострение военно-политических факторов.
  • Экологическая ситуация.
  • Природные катаклизмы и другие ЧП.

Эти и другие факторы, имеющие место в очень многих странах мира, заставляют жителей уезжать в соседние или дальние страны.

Особенности миграции в РФ

Миграционные процессы в современной России стоят довольно остро. Рост притока из других стран связан с различными внешними и внутренними факторами.

Так, одной из главных внутренних проблем является несовершенство миграционного законодательства. Основной внешний фактор – это ухудшение положения в других странах, открывающее путь, в частности, к нелегальной миграции.

На сегодняшний день самое большое количество нелегальных мигрантов в РФ приезжает из Украины.

В целом, изучив тенденции последних лет, специалисты сделали выводы. Если резюмировать, то миграционные процессы в современной России имеют следующие тенденции:

  • В несколько раз увеличилась внутренняя миграция. Почти во всех случаях у этого явления одна причина – поиск работы.
  • Существенный рост количества вынужденных переселенцев и политических беженцев.
  • Если рассмотреть гендерные признаки, то основную долю составляют женщины.
  • Львиная доля перемещений осуществляется людьми трудоспособного возраста.
  • Масштабы постоянной миграции охватили не только столицу, но и другие города страны.

В связи с этими факторами в настоящее время в крупных городах России наблюдается максимально плотное заселение людей.

Важность проблемы

Миграционные процессы в России в настоящее время требуют безотлагательных мер. Роль исполнителя в этом поприще отведена Федеральной миграционной службе. В частности, в ее компетенцию входят следующие задачи:

  • Осуществление контроля над теми, кто пересекает границу страны.
  • Ведение учета приезжих граждан.
  • Осуществление регистрации приезжих.
  • Формирование и выдача документов на временное или постоянное проживание.
  • Выдача патентов рабочего характера.
  • Выдача или отказ в выдаче гражданства.
  • Легализация пребывания всех иностранных граждан.

Роль государства

Тем не менее миграционные процессы в России требуют непосредственного участия государства, способствуя продвижению следующих идей:

  • Создание благоприятных условий для въезда и ПМЖ соотечественников из других стран.
  • Регулирование механизмов привлечения к работе иностранных граждан.
  • Поддержка развития внутреннего перемещения граждан. В частности, следует обращать внимание на Дальний Восток, где наблюдается острая нехватка не только рабочей силы, но и жителей в целом.
  • Вклад в развитие миграции образовательного и академического характера, что способствует въезду в страну высококвалифицированных граждан.
  • Оказание административно-консультативной поддержки тем, кто уже переезжал внутри страны.
  • Усовершенствование миграционного законодательства с акцентом на упрощение системы легализации пребывания иностранных граждан в РФ.
  • Разноплановая помощь иностранцам в адаптации и социально-культурной интеграции.
  • Борьба с нелегальным потоком миграции, в частности, полноценное регулирование миграционных процессов в России.

Этапы осуществления государственных мер

Об этих и других мерах разговоры с высоких трибун ведутся давно. Разработан четкий план действий, а сама задача поделена на несколько этапов.

  1. Организация центров оказания помощи для мигрантов, которые будут помогать в их скорейшей адаптации. Эти меры были запланированы на 2012-2015 гг. и осуществлены в полной мере.
  2. Ведение мониторинга путем внедрения новейших информационных технологий, годы реализации – с 2016-го по 2020-й. Также в этот период приоритетной задачей государства является противостояние оттоку населения из Сибири и Дальнего Востока путем создания благоприятных условий проживания и труда для местного населения.
  3. Итоги планируются подвести в 2025 году. Если будут выявлены слабые места или низкая эффективность той или иной меры, то они будут внедрены снова с корректировкой. В целом одной из основных задач является остановка оттока из вышеуказанных регионов и способствование притоку.

Россия в международных миграционных процессах

Также следует отметить ситуацию и тенденции миграции в глобальном плане. Если сравнить мировые показатели, то самые тесные миграционные связи между странами образовались в СНГ.

Несомненно, Россия в международных миграционных процессах играет ведущую роль, так как пятая часть от общей доли приходится на ее долю. Как уже отмечалось, преобладает количество въезжающего населения.

Также международные данные свидетельствуют, что в последние годы внешние миграционные процессы в России перетерпели существенные изменения. В частности, наблюдается существенное снижение оттока из России в страны дальнего зарубежья. В пору процветания оттока граждане в основном выбирали такие страны, как Германия, Франция и Израиль.

Основная рабочая масса миграционного характера в России складывается из жителей таких стран, как Украина, Молдова, Китай и страны Таможенного союза. Приезжие из этих стран в основном трудятся в отрасли промышленности или строительства.

Заключение

Миграционная картина в России часто меняется. Но учитывая специфику явления, нельзя сделать скоропалительные выводы. Обычно с того момента, когда человек принимает решение сменить место жительства, и до момента реализации могут проходить годы.

Приоритетной задачей России является снижение показателей оттока высококвалифицированных граждан, так как через некоторое время это приведет к массовой нехватке ценных специалистов.

Если учесть потребности выезжающих граждан, то причины во всех случаях можно свести к единому знаменателю. Например, один из самых привлекательных факторов за границей – доступность жилья. Следом идет качество образования и медицины. Учитывая такие данные, страна должна предпринимать соответствующие меры. А потенциала хватит на решение всех проблем.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1426007628976752994/osobennosti-tendentsii-i-analiz-migratsionnyh-protsessov-v-rossii/

Особенности миграционных процессов в России: анализ, причины, роль государственного управления

Особенности миграционных процессов в России: анализ, причины, роль государственного управления

Миграционные процессы имеют свои особенности, вызванные экономическими, культурными и социальными причинами. Их регулирование — одна из обязанностей государства. Бесконтрольная миграция может приводить к конфликтам, перенаселению одних регионов и к недостатку жителей в других.

Особенности миграционных процессов в России

Миграция в РФ характеризуется преобладанием внутренних процессов над внешними. Большинство граждан РФ переезжают внутри страны, а не выбывают за рубеж. Для внешней миграции характерно преобладание въезда над выездом.

Понятие миграционных процессов

Под миграционным процессом понимается постоянно действующие события, связанные с переменой места жительства гражданами и приводящие к механическому росту населения в одних регионах, и падению — в других.

Виды и классификации миграционных процессов

  • Внутренней — происходит переселение граждан внутри страны из одного региона в другой;
  • Внешней — прибытие граждан из-за границы либо, наоборот, убытие за рубеж.

Внутренняя миграция подразделяется на:

  • Внутрирегиональную — переселение осуществляется внутри одного региона, например, переезд из села в областной центр;
  • Межрегиональную — переселение из одного субъекта РФ в иной.

Внешняя миграция также разделяется на:

  • Иммиграцию — въезд в страну прибытия;
  • Эмиграцию — выезд из страны.

По своему характеру миграционные процессы подразделяется на:

  • Постоянные — смену места жительства и переезд на новое место проживания;
  • Временные — переезд на определенный срок без смены постоянного места жительства.

По стадиям любой миграционный процесс разделяется на:

  1. Принятие решения;
  2. Переселение;
  3. Адаптацию на новом месте.

Причины миграции

По целям, мотивирующим человека к перемене места жительства, выделяются следующие причины миграции:

  • Экономическая — связана с намерением улучшить финансовое положение;
  • Политическая — вызвана невозможностью реализации своих прав в месте убытия, преследованием по политическим мотивам и т. д;
  • Культурная — связана с намерением мигранта переселиться в более подходящие культурные условия;
  • Природно-климатическая — желание переехать в местность с благоприятными климатическими условиями;
  • Военная — вызвана военными конфликтами;
  • Личная, связанная с особой мотивацией, подталкивающей мигранта к переселению.

Влияние на экономику страны

Миграция, как любой сложный процесс, имеет двойственное влияние. Если говорить конкретно о России, то эмиграцию можно однозначно назвать негативным фактором для экономики. Как правило, из страны уезжают квалифицированные кадры — происходит «утечка мозгов».

Иммиграция несет и положительные, и негативные последствия:

  • Постоянные иммигранты до последнего времени полностью компенсировали естественную убыль населения в России. Тем самым увеличивался процент трудоспособного населения страны;
  • Временная трудовая иммиграция решает проблему кадрового голода в некоторых отраслях экономики;
  • Нелегальная иммиграция увеличивает социальную напряженность и способствует утечке капиталов из страны в виде денежных переводов.

Отличительные черты миграционных процессов в России

Для внешней миграции России с момента краха СССР было характерно превышение числа прибывших над числом выбывших. Особенно крупные процессы отмечались в 90-е годы XX столетия, когда производился обмен населением между Россией и странами бывшего СССР.

С началом нового столетия общий поток перемещающихся граждан упал почти в два раза, но тенденция осталась неизменной. Большинство прибывающих в Россию лиц являются гражданами стран СНГ и Балтии.

Из России большей частью выбывают граждане СНГ, ранее приехавшие в качестве трудовых мигрантов. Внешняя миграция с другими странами остается незначительной.

Особенностью внутренней миграции с 90-х годов остается западный вектор. Жители Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера переезжают в города на западе страны, особенно в Москву, Санкт-Петербург и южные регионы.

Также произошло разделение регионов на доноры и реципиенты миграции. В одних субъектах РФ наблюдается значительное превышение числа выбывших над прибывшими, в других отмечается постоянный отток населения.

Тенденции и прогнозы миграционных процессов в России

Прогнозы внешних миграционных процессов в России зависят от состояния экономики РФ и окружающих стран. Для внутренней миграции ожидается дальнейшее укрепление уже существующих тенденций.

Тенденции внешних миграционных процессов

Политические и экономические события в странах СНГ несколько изменили внешние миграционные процессы в России. Экономический кризис последних лет снизили потенциал трудовой миграции в России из стран Средней Азии. В 2015-2016 гг впервые за многие годы отмечалось увеличение оттока населения в Центральную Азию.

Известные события на Украине привели к тому, что миллионы граждан этой страны прибыли на территорию РФ. Часть из них — временные трудовые мигранты, но немало постоянных переселенцев и беженцев.

В 2020 году общее число иммигрантов снизилось и уже перестало компенсировать естественную убыль населения России. Эта тенденция связана со стабилизацией ситуации на Украине, а также с недостаточной привлекательностью РФ как места для трудовой миграции для жителей стран Центральной Азии.

Но это не мешает оставаться России одной из наиболее привлекательных стран для мигрантов в мире. Постоянно на территории страны обитает более 10 млн. лиц без гражданства РФ.

Демографы РФ считают, что последующая иммиграция если не компенсирует планируемую естественную убыль населения, то хотя бы смягчит этот процесс.

Прогнозы внутренних миграционных процессов

Для внутренней межрегиональной миграции предположительно продолжат действовать тенденции, заложенные еще в 90-е годы.

По-прежнему будут наблюдаться два основных вектора:

  1. Западный — исход населения с Дальнего Востока и Крайнего Севера в Европейскую часть РФ;
  2. Южный — переселение граждан из холодных регионов в южные субъекты РФ (Краснодарский край, с недавнего времени — Крым).

Основными реципиентами по-прежнему останутся крупные города (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск), а также экономически успешные субъекты РФ: Московская, Ленинградская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ.

Многим другим регионам грозит дальнейшая потеря населения, снижающая их экономический потенциал.

Роль государственного управления в регулировании миграционных процессов в России

Существующие тенденции могут меняться под воздействием государственного управления. Правительством, президентом и Федеральным Собранием РФ разработано несколько программ, направленных на управление потоками переселенцев:

  1. В октябре 2020 года был опубликован Указ Президента РФ «Концепция государственной миграционной политики до 2025 года». В концепции были определены стратегии развития и демографической политики Дальнего Востока и Байкальского региона, направленные на привлечение граждан;
  2. Основу внешней миграционной политики РФ составляет «Программа по переселению соотечественников». В ней определены приоритетные регионы для переселения. В рамках этой программы переселенцам предоставляются льготы, в том числе компенсации за переезд, упрощенная схема предоставления гражданства, а в некоторых субъектах и подъемные выплаты;
  3. Осенью 2020 года Госдумой были внесены поправки в Закон «О гражданстве». Изменения предоставили президенту возможность определять категории граждан, имеющих право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке. Под действие этого законопроекта попали граждане стран Балтии, Украины, Приднестровья и Молдавии.

Усилия государства в области внутренней миграции, особенно в исправлении дисбаланса разных регионов, можно признать недостаточными. В настоящий момент действуют:

  • Программа переселения граждан из районов Крайнего Севера;
  • Программа «Дальневосточный гектар», направленная на переселение граждан в регионы Дальнего Востока.

Для современных миграционных процессов в РФ характерно преобладание внутренней миграции над внешней, а для последней — преобладание прибытия над убытием.

Изменение политической и экономической ситуации в России и основных странах-донорах может переломить существующие тенденции.

Поэтому сейчас государством предпринимаются усилия, направленные на регулирование переселенческих потоков и привлечение постоянных, а не временных иммигрантов.

Источник: https://MigrantVisa.ru/russia/migraciya/migracionnye-processy/

Анализ состояния миграционных процессов в России на современном этапе

Особенности миграционных процессов в России: анализ, причины, роль государственного управления

В данной статье рассматривается проблема миграционных процессов в России на сегодняшний день. Проводится анализ состояния этих процессов и дается характеристика термину миграция. Также определяются все ее составляющие, как важного элемента экономики страны.

Ключевые слова:миграция, прирост, убыль, история, состояние

Миграционные вопросы являются общими для всех стран мира. А в последние два десятилетия, столкнулись с этими проблемами, и Российская Федерация. В советский период миграционная политика была достаточно ясной, она ставила перед собой цель ограничить рост крупных городов, более справедливо распределить производительные силы и завлечь население в районы нового освоения.

После развала общественно-политической и социально-экономической системы Советского Союза, естественно, рухнул и централизованный механизм для регулирования демографических процессов, и таким образом это привело к массовому переселению людей. В 1990-е годы основной массой миграционных потоков в Российской Федерации были беженцы и вынужденные переселенцы. В 2000-х годах, поток основных мигрантов в Российской Федерации составлял их трудовых мигрантов.

С начала 1990-х годов в России наблюдается депопуляция, и миграция стала единственным фактором, сдерживающим резкое сокращение численности ее населения. Страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии).

Ежегодный приток мигрантов, в среднем, в период 1992–2012 гг. составлял в США 974 тыс. человек, Германии — 895 тыс., России — 659 тыс. человек.

В последние 20 лет миграционный прирост в Российской Федерации компенсировал более половины естественной убыли населения.

С учетом демографической ситуации миграция является одним из основных и реальных источников восполнения нехватки трудовых ресурсов. Если в 1994 г. в России было 129 тыс. легальных трудовых мигрантов, то в 2014 г. — 482 тыс. человек.

Согласно прогнозу Росстата, численность населения в 2016–2030 гг. возрастет на 0,9 млн. человек, но население в трудоспособном возрасте сократится на 5 млн. человек. (При том, что в прогнозе уже заложено сальдо миграции в 4,9 млн. человек — Рисунок 1). Важнейшим источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия является миграция.

Рис. 1. Динамика общей численности населения в трудоспособном возрасте в 2016–2030гг. с учетом миграции

В настоящее время имеются определенные социокультурные ограничения политики интеграции. Особое значение приобретают интеграционный потенциал принимающего общества, адаптивные возможности мигрантов, социальные практики взаимодействия принимающего населения и властей с мигрантами. На рисунке 2 представлены результаты опроса россиян по поводу мигрантов. [1]

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «в каких мигрантах нуждается Россия»

Обычно говорят, что в России очень много мигрантов хотя, на самом деле все может быть и не так. Если брать общие цифры, то мигрантов в России действительно много. По данным ФМС, в России на начало 2015 года находились 10,9 миллиона иностранцев — теперь это второй показатель в мире после США.

Не все из них гастарбайтеры — вряд ли на стройки и рынки приехали 240 тысяч немцев или 145 тысяч американцев. В 2013 году в ФМС рассказывали, что из общего числа иностранцев 42 % находятся в России с целями, «не связанными с осуществлением трудовой деятельности».

При этом нелегальная миграция составляет, по разным оценкам, от трех до четырех миллионов человек.

В относительных цифрах, правда, ситуация иная — в России оказывается меньше мигрантов, чем во многих странах Европы. В Германии, например, мигрантом, по приблизительным подсчетам, является каждый десятый, на Украине — каждый девятый, в Швеции — почти каждый шестой. В России — всего лишь каждый 13-й.

Кроме того, в последние время ситуация с мигрантами в России сильно изменилась.

За вторую половину 2014 года из России уехали 365 тысяч граждан Узбекистана, 178 тысяч граждан Таджикистана, 45 тысяч граждан Армении(имеется в виду «чистый отток»).

Трудовым мигрантам невыгодно работать в России, прежде всего, из-за девальвации рубля, а также из-за того, что теперь сложнее получать разрешение на работу. [2]

Миграционный поток в Россию в 2015 году сократился на 70 % по сравнению с 2014 годом. Однако, несмотря на это, в страну стали больше приезжать граждане Украины и Молдавии.

«В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, фиксируется снижение почти на 70 % количества въездов и выездов иностранных граждан», — сказал глава ФМС Константин Ромодановский.

По его словам, в ведомстве провели предварительное сравнение миграционной картины начала 2013, 2014 и 2015 годов.

В настоящее время отмечается уменьшение в России числа граждан стран Центральной Азии, за исключением Киргизии. Возможно, это связано со сложностями поиска низкоквалифицированных рабочих мест.

Одновременно отмечается увеличение присутствия в России граждан Молдавии и Украины, причем украинцев стало больше в разы. Речь идет о миллионах украинцев трудоспособного возраста. Идет своеобразное замещение. Важно, что речь идет о наиболее значимых по количеству категориях.

В Россию идет заметный рост въезда и пребывания в стране граждан Китая, Республики Корея и КНДР. [3]

В целом можно сказать, что в настоящее время миграционные процессы в России протекают примерно так же, как во многих экономически развитых странах мира и, в основном, обусловлены экономическими и демографическими причинами.

Однако нельзя также не отметить изменения в связи с конфликтной ситуацией на Украине, которые в той или иной степени повлияли на изменение данной картины.

И нельзя исключать, что Россия вновь станет одной из экономически привлекательных стран для иностранных мигрантов.

Литература:

  1.                Бояркин Г., проф. Трудовая миграция и экономический потенциал района. // Человек и труд. — № 2. — 2009. — с.25–27.
  2.                В России много мигрантов. На самом деле нет. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://meduza.io/feature/2015/05/13/v-rossii-mnogo-migrantov-na-samom-dele-net
  3.                Ефимов, А. Г., Кацан, В. Н. Влияние миграции населения на региональный рынок труда и особенности государственного регулирования миграционных потоков в современной России //Проблемы и перспективыразвития социально-экономических систем: [сборник научных трудов] / Федер. агентство по образованию, Курс. гос. техн. ун-т [и др.]; под общ. ред. М. В. Шатохина. — Курск: КГТУ.Вып. 2. — 2010. — С. 19–27.
  4.                Моисеенко В. М. Снижение масштабов миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета//Вопросы статистики. — 2011. — № 7. — С. 47–56.

Источник: https://moluch.ru/archive/101/22812/

Особенности миграционных процессов в России — Студопедия

Особенности миграционных процессов в России: анализ, причины, роль государственного управления

Введение

Глава 1. Внутренняя и внешняя миграция рабочей силы в России

1.1 Особенности миграционных процессов в России

1.2 Особенности международной миграции: иностранная рабочая сила в экономике России

Глава 2. Проблемы и перспективы развития миграции рабочей силы на примере Российской Федерации

2.1 Нелегальная миграция рабочей силы в России

2.2 Основные проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это — добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это – беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением «обстоятельств».

В сложившейся ситуации важна не только политика государства по регулированию миграционных процессов, но и регулярный учет мигрантов страны и мира.

Статистикой процессов миграции рабочей силы непосредственно занимается Федеральная служба государственной статистики.

Сведения о международной миграции по странам и по полному кругу национальностей мигрантов разрабатываются в России с 1997 г., данные о гражданстве мигрантов — с 2002 г.

Данные о международной и внутрироссийской миграции получают в результате разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы документов статистического учета прибытия и убытия (листок статистического учета мигранта и отрывной талон к нему), которые составляются при регистрации или снятии с регистрационного учета населения по месту жительства.

Коэффициент миграционного прироста (интенсивность миграции) вычисляется как отношение миграционного прироста к среднегодовой численности постоянного населения по текущей оценке. При расчете используется оценка миграционного прироста, заложенная в расчет численности населения.

Федеральная служба государственной статистики представила статистический обзор о социально-экономическом положении Российской Федерации за 2007 год. По предварительной оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2008 г.

составила 142,0 миллиона человек и с начала года уменьшилась на 237,8 тысячи человек, или на 0,17%. Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения: за 2007 г.

число умерших превысило число родившихся в 1,3 раза; коэффициент естественной убыли населения составил 3,4‰.

За 2007г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. было отмечено увеличение миграционного прироста населения России. Естественная убыль населения на 50,2% компенсировалась миграционным приростом, который составил 239,9 тысячи человек.

Таким образом, актуальность темы нашей курсовой работы определяется существованием национальных и международных проблем, связанных с миграцией населения. ФСГС представляет статистику по мигрантам, но немаловажным является теоретическое обоснования сложившейся в стране ситуации.

Объектом нашего исследования является миграция, а предметом – миграция рабочей силы в России. Цель курсовой работы – раскрыть сущность миграции рабочей силы на примере России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Выявить сущность иммиграционных потоков рабочей силы в России;

2. Описать международную миграцию рабочей силы в России;

3. Раскрыть основы нелегальной миграции рабочей силы в России;

4. Определить проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России.

ГЛАВА 1. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ

Особенности миграционных процессов в России

«Понятие «миграция» происходит от латинского «migration», от «migro» – перехожу, переселяюсь, и означает перемещение, переселение.

Миграция населения связана, как правило, со сменой места жительства; подразделяется на безвозвратную (смена постоянного места жительства), временную (переселение на ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года).

Различают внешнюю (эмиграция и эмиграция) и внутреннюю (из села в город, межрайонные переселения и др.) миграцию населения. Выделяют и так называемые маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта)».[1]

С конца 1980-х годов миграция населения в России определяется особенностями глубокого и затяжного трансформационного кризиса, охватившего базовые принципы организации общества, распадом СССР, а также либерализацией внутренней и внешней миграции. Появление в этот период масштабной международной миграции было явлением принципиально новым, оказавшимся в центре научного и общественного внимания.

«Такой интерес оправдан не столько новизной самого явления, сколько долговременной компенсирующей ролью внешней миграции в условиях отрицательного естественного прироста населения России, а также неблагоприятными тенденциями институционального характера, выразившимися в значительных масштабах нелегальных мигрантов»[2]. Вместе с тем специфические черты миграции переходного периода осознаются далеко не полностью. Результатом является определенная асимметрия в исследовании внутренней и внешней миграции.

Благодаря социально-экономическим функциям, внутренняя миграция является одним из средств адаптации населения к новым условиям, территориального перераспределения населения под воздействием изменения отраслевой и территориальной структур производства.

В современных условиях положительная миграция является атрибутом динамично развивающихся центров роста: в их числе г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Белгородская область, Тюменская область и др.

В то же время стереотип о высокомобильном населении России, сложившийся в советский период, не подтверждается данными текущего учета миграции.

В ряде работ современных исследователей отмечается уменьшение масштабов внутренней и международной миграции в России за последние десятилетия и оценивается как устойчивая тенденция[3].

Противоречивость ситуации состоит в том, что снижение масштабов внутренней миграции, естественное в период трансформационного кризиса, составившего почти целое десятилетие, наблюдается в последние годы, когда экономика вступила в фазу оживления, увеличивается численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, региональная дифференциация безработицы остается значительной, а различия в уровне жизни населения между регионами огромны.

В 1970-е — 1980-е годы в СССР начала разрабатываться концепция миграционной подвижности населения. В современном виде концепция включает два подхода: экономико-расселенческий и экономико-социологический.

Экономико-расселенческий подход утверждает необходимость учета в миграционной политике тенденций миграции, маятниковых и сезонных перемещений. В совокупности эти виды образуют миграционную подвижность и характеризуются как взаимосвязанные и взаимозависимые. Различные виды миграционной подвижности объединяет общая экономическая функция — обеспечение народного хозяйства рабочей силой[4].

В рамках экономико-социологического подхода были проанализированы связи миграции с сезонными перемещениями, сформулированы гипотезы, не потерявшие значения и в наши дни[5].

Интересна точка зрения о том, что миграция выполняет функцию центрального стержня пространственных перемещений.

Взаимосвязи между различными видами перемещений включают генетическую связь между миграцией и сезонными перемещениями в пространстве «трудоизбыточных» и «трудонедостаточных» районов, а также связи преобразования (непосредственные и опосредованные).

Вопрос о взаимодействии различных видов пространственных перемещений не нов в истории России. Отходничество крестьян в конце XIX — начале XX века, также как и огромные массы организованного набора рабочей силы в 1930-е — 1940-е годы «перерастали» в «собственно» миграцию. Оба периода объединяют потребность экономики в притоке рабочей силы и административные ограничения миграции.

Несмотря на жесткое административное регулирование миграции, проблема ее учета в советский период не была решена. Отечественные переписи населения с этой точки зрения, в отличие от большинства стран, оказались недостаточно эффективными.

За исключением переписей 1897, 1926 и 1970 годов, с помощью переписей нельзя изучать важнейшие характеристики миграции — ее объем, направления и результаты[6].

Текущий учет миграции, официально признанный в начале 1930-х годов в качестве главного источника данных о миграции и основанный на прописке (выписке) населения, никогда не был полным, в первую очередь в сельской местности, как не паспортизированной, так и паспортизированной.

Возможности анализа миграции ограничивались данными текущего учета в городских поселениях. Только в 1992 году, то есть спустя почти 60 лет после введения текущего учета, были официально опубликованы данные о миграции в сельской местности России, то есть получены относительно полные данные о внутренней миграции в территориальном разрезе. Это означает существенное улучшение учета внутренней миграции.

В то же время требования к состоянию текущего учета возросли.

Точка зрения о ведущей роли выборочных обследований в изучении миграции и «кризисе» традиционных источников данных, встречающаяся в западноевропейской литературе, вряд ли применима к условиям России.

В западноевропейских странах такая точка зрения базируется на прочном фундаменте — учете основных параметров миграции в регистрах и переписях.

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» внес существенные изменения в концепцию миграции. С 1996 года в России введена регистрация населения «по месту проживания» и «по месту пребывания»[7].

Первая группа перемещений включает мигрантов, изменивших постоянное (обычное) место жительства. Вторая группа включает перемещения, отнесенные действующими правилами регистрации априори к временным.

Выделение в законе права на выбор «места пребывания» оценивается как «изобретение» российского законодателя, аналога которому нет в международных правовых актах[8].

Именно учет этой категории в первую очередь характеризует кризисное состояние текущего учета миграции, в составе которой, по-видимому, преобладают международные мигранты. Продолжительность проживания части этой группы мигрантов заведомо превышает официально разрешенный срок до шести месяцев.

Это так называемые квази-временные мигранты. Среди причин низкой эффективности регистрации «по месту пребывания» — меняющиеся правила регистрации, а также негативное отношение значительной части мигрантов к самой процедуре регистрации как запретительной, нередко дорогостоящей и требующей много времени.

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года выявили «дополнительно» почти 2 млн. человек в составе постоянного населения России.

Основную часть этого населения составляют так называемые квази-временные мигранты, зарегистрированные «по месту пребывания», продолжительность проживания в России которых превысила один год — критерий, установленный переписью населения 2002 года для идентификации постоянного населения.

Одновременно из-за недоучета внутренней миграции оказались заметными расхождения данных переписи с расчетной численностью населения в районах массового оттока (Камчатская и Сахалинская области. Чукотский автономный округ и др.

) и в районах притока (Ставропольский край, области Центрального федерального округа).

Характерно то, что население, мигрируя на значительное расстояние и оставаясь зарегистрированным в районах выхода, не нарушало российские законы[9].

Улучшение регистрации «по месту жительства» предполагает полный охват и своевременную регистрацию прибывших и выбывших, повышение качества первичного материала[10]. Нуждаются в совершенствовании издания, содержащие информацию о миграции (например, ежегодник «Численность и миграция населения»).

В настоящее время они включают в основном лишь количественную информацию и не содержат необходимые методические пояснения.

Поскольку в условиях России открытая статистика миграции, в первую очередь международной миграции, — относительно новое и динамично развивающееся явление, то возникает необходимость более полного описания методологии сбора публикуемых данных.

Решение этих задач повысит качество текущего учета внутренней и внешней миграции, создаст базу для проведения мониторинга миграции на различных уровнях, повысит надежность информационной и методологической базы для принятия решения по вопросам разработки миграционной политики.

В целом в последние годы источникам данных о миграции уделяется возрастающее внимание. Оценка их состояния в России, не смотря на существующие проблемы, соответствует известной в мире универсальной схеме: естественное движение населения учитывается лучше миграции, одновременно данные о внутренней миграции более надежны по сравнению с данными о внешней миграции.

Источник: https://studopedia.ru/21_95027_osobennosti-migratsionnih-protsessov-v-rossii.html

Pravo-consut
Добавить комментарий