Политическая деятельность Сперанского

Михаил михайлович сперанский (1772 — 1839)

Политическая деятельность Сперанского

Становление общественно-политических взглядов М.М. Сперанского

Один из факторов формирования мировоззрения человека – воздействие семьи, ближайшего окружения. Отец Михаила Михайловича был сельским священником. Он немного времени уделял семье, а мать часто была занята делами по дому. Михаил был физически слаб, и поэтому вместо игр со сверстниками часто беседовал со своим дедом и много читал.

В жизни М.М. Сперанского было несколько судьбоносных знакомств. Первым стала встреча с духовником Александра I – протоиереем Андреем Афанасьевичем Самборским – человеком образованным, знатоком астрономии. Будучи в гостях у отца Сперанского, он побеседовал с мальчиком и пригласил его в Петербург.

Приглашение, невзначай данное А.А. Самборским в далеком 1778 году, было принято: после учёбы в семинарии во Владимире, М.М. Сперанский продолжил обучение в Александро-Невской семинарии в Петербурге. Образование в семинарии шло с учетом научных достижений философов-просветителей и представителей точных наук.

Знакомство с генерал-прокурором Алексеем Борисовичем Куракиным – второе судьбоносное знакомство в жизни Михаила Михайловича. Как отмечает В.А. Томсинов, М.М.

 Сперанский обладал «необыкновенной умственной энергией, искусством быстрого логичного письма»[1], что сыграло немалую роль при его приеме на должность домашнего секретаря. А.Б. Куракин дал поручение написать несколько писем – поручение было выполнено за одну ночь.

Удивленный А.Б. Куракин позвал М.М. Сперанского на службу в должности титулярного советника, и тот согласился.

В жизни человека настаёт определенный момент, когда он оказывается на перепутье. Наука перевесила для Сперанского чашу вес, где на другой чаше была религиозная деятельность.

Никто не может с уверенностью назвать решающий фактор, определивший этот выбор – быть может, М.М.

 Сперанский чувствовал, что он может сделать жизнь России лучше, пойдя по этому пути, а может, мыслил слишком вольно – всё это предположения, не более того.

В 1801 году Михаил Михайлович был возведен в чин статского советника. Недалек был момент личного знакомства с императором – это случилось в 1806 году.

М.М. Сперанский как идеолог и практик конституционной монархии: государственная деятельность и воззрения на государство

Михаил Михайлович считал, что власть должна быть ограничена законом, что правительство имеет источником своей власти народ, а сила правительства формируется из силы народной, является производной. В теории М.М. Сперанский выделяет две основные силы: силу народную и силу правительственную.

«Силы, вверенные народом правительству, в руках его соединялись в одну массу. Из сил физических составлялись войски, из богатств народных – деньги, из уважения – почести»[2]. Народ должен ограничивать правительство посредством защиты границ власти, для чего ему необходимо консолидироваться, дабы не действовал принцип «разделяй и властвуй».

Так как это весьма непростое занятие – следить за соблюдением границ власти, оно должно быть поручено элите, так называемому независимому высшему классу. В записке «Об усовершенствовании народного воспитания» предлагается установление зависимости между чином и уровнем образования, чиновники обязаны были сдавать экзамены.

Помимо этого, гарантом законности должны стать, по мнению М.М. Сперанского, свобода печати и гласность.

В записке «О коренных законах государства» М.М. Сперанский различает внешний образ правления – правовую базу – и внутренний – реальную расстановку сил в государстве.

Действующая конституция – и есть соотношение этих сил; Сперанский понимает конституцию как существующее положение дел, что впоследствии в 1862 году Ф. Лассаль назовет «фактическим отношением сил».

Когда внешний образ правления не соответствует внутреннему, имеет место порок государственного устройства.

В 1809 году Михаил Михайлович по поручению Александра I создает «План государственного преобразования». «Введение к уложению государственных законов» 1809 года включает в себя два отделения: о плане и разуме государственного уложения. В первой идет речь о государственных и коренных государственных законах, во второй о государственном устройстве и законотворчестве.

Гражданские права понимались Сперанским как защита имущества и прав лица, а политические – как гарантия прав гражданских, реализуемая посредством разделения властей. Политические права состояли в «участии в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной»[3].

Михаил Михайлович предлагал следующую сословную структуру населения: а) дворяне и люди среднего состояния, которые имеют все гражданские права, а политические – в зависимости от количества имущества, б) рабочий народ, который также имеет гражданские права, но вовсе не обладает политическими. М.М. Сперанский это обосновывал тем, что люди, не имеющие собственности, не способны участвовать в процессе законотворчества. «Какая, например, нужда человеку без собственности ограничивать закон о податях вещественных, когда закон сей на него не падает»[4].

Парламент – Государственная Дума – задумывался Михаилом Михайловичем как верховный законодательный орган, выборы в который должны носить многоступенчатый характер; формирование предполагалось начинать на уровне волостных дум. Законодательная инициатива, по Сперанскому, должна принадлежать правительству, рассмотрение и принятие законов – компетенция Государственной Думы, а утверждение законов – прерогатива императора.

В 1810 году создается Государственный Совет – координационный совещательный орган, и М.М. Сперанский занимает в нем пост государственного секретаря, фактически становясь вторым лицом в государстве. Он оказывает влияние практически на все сферы государственной деятельности – от законотворчества до международной политики.

Но модернизация государства не представляется возможной без трансформации правовой базы. И это становится одной из приоритетных направлений деятельности Сперанского. Лучшим делением законов, по его мнению, было их деление на три рода: закон государственный (конституционный), закон гражданский и закон уголовный. Два последние закона –  уложение[5].

Попытка систематизации законодательства была предпринята при Александре I, которая с 1810 года проходила под руководством М.М. Сперанского. Но так как в 1812 году началась Отечественная война, а при составлении проектов гражданского уложения за образец было взято французское законодательство, работа была прервана.

Николай I в 1826 году создаетВторое отделение Собственной канцелярии Его Величества, где начинается работа по систематизации законодательства, которая должна была включать в себя три этапа: инкорпорацию всех правовых актов Российской империи, что выразилось в издании в 1830 году Полного собрания законов Российской империи в период с 1649 по 1825 годы; инкорпорацию действующего законодательства в виде создания Свода законов, впервые вышедшего в 1832 году; и кодификацию – распределение норм по отраслям с включением новелл.

При М.М. Сперанском были проведены первые два этапа систематизации. Полное собрание законов Российской империи первоначально вышло в составе 40 томов и 4 томов указателей, а Свод законов – в 15 томах. Свод законов заложил основы для развития законодательства Российской империи, без чего была бы немыслима Судебная реформа 1864 года[6].

***

Для кого-то М.М. Сперанский – великий реформатор, для кого-то – масон, «разбудивший» декабристов, для кого-то – неудачливый политик… Разность мнений говорит о сложности образа Михаила Михайловича. Но он, бесспорно, был Государственным деятелем с большой буквы, светилом русской администрации, как назвал его М.А. Корф.

Последний так описывал Михаила Михайловича в своём дневнике: «Сперва ничтожный семинарист, потом всемогущий временщик, знаменитый изгнанник, восставший от падения с не увядшими силами, наконец, бессмертный зиждитель Свода законов, столь же исполинского в мысли, как и в исполнении, — он и гением своим, и чудными своими судьбами стал каким-то гигантом над всеми современниками»[7].

Идеи М.М. Сперанского оказали серьезное влияние на последующее развитие российского конституционализма. Систематизация, проведенная М.М. Сперанским, избавила законодательство от противоречий и двусмысленных толкований. Сперанский внёс и весомый вклад в теорию права.

Многим известна история о том, что Наполеон, восхищенный умом Сперанского, сказал императору Александру: «Какого человека имеете Вы при себе! Я отдал бы за него Королевство!»[8]. Действительно, в немалой степени от того, каковы государственные деятели, зависит будущее страны, зависит, куда свернет Тройка-Русь – в болото к засилью Чичиковых или в общество торжествующего права.

[1] Томсинов В.А. Сперанский. –М.: Молодая гвардия, 2006. С. 47. [2] Сперанский M.М. Проектыи записки. М.-Л.: Изд- во Академии наукСССР, 1961. С.35. [3] Сперанский М.М. «Введение к уложению государственных законов (1809 г.)». Режим доступа:  http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3848894/#sub_para_N_200. [4] Там же. [5] Сперанский М. М. Указ. соч. [6] См.: Томсинов В.А. Указ. соч. С. 409. [7] Цит. по: Томсинов В.А. Указ. соч. С. 26. [8] Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли [В 5 ч.] – СПб.: тип. Карла Крайя. 1847. Ч.3. С.286.

Источник: https://pravo.hse.ru/constlaw/constitutionalists/speransky

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Политическая деятельность Сперанского

Начало деятельности М. М. Сперанского. Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности.

С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ.

Император быстро нашёл человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) происходил из семьи бедного сельского священника. После окончания санкт-петербургской духовной академии он некоторое время работал учителем, а затем секретарём у князя А. Б. Куракина — любимца Павла I. Когда князь был назначен генерал-прокурором Сената, Сперанский стал работать чиновником в Сенате при Куракине.

В короткий срок он зарекомендовал себя поистине незаменимым и очень способным человеком. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства, хотя и не занимал первоначально крупных государственных постов.

Члены Негласного комитета привлекали Сперанского к обобщению материалов своих обсуждений, а затем стали поручать ему составление проектов по заданным ими темам. В 1803—1807 гг. Сперанский имел уже пост директора одного из департаментов Министерства иностранных дел. Он был наиболее близок к В. П. Кочубею — всесильному министру внутренних дел.

В период болезни министра Сперанскому было поручено вместо него лично докладывать императору о положении дел. Эти доклады показали Александру, что Сперанский — тот человек, который ему нужен. Кроме того, в отличие от ближайшего окружения царя, Сперанский не выступал против Тильзитского мира, симпатизируя в душе законам, установленным во Франции Наполеоном.

Началось восхождение Сперанского к вершинам государственной власти. С 1807 г. он статс-секретарь императора, а с 1808 г.— заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.

Проект политической реформы: замыслы и результаты. В основу проектов реформ Сперанского были положены идеи, высказанные в беседах с ним самим императором. Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю ещё в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России».

Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г.

Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:

  • управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению — Государственной думе;
  • исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;
  • ещё один новый орган — Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;
  • устанавливались три основных сословия общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);
  • политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);
  • избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);
  • выборы в Государственную думу предполагались четырёхступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);
  • руководить работой Думы должен был назначаемый царём канцлер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях.

Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права. Александр I в целом одобрил проект Сперанского.

Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учётом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия.

В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчёты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти. В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы.

Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлён. Проведённые в 1810—1811 гг.

преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свебыла в памяти судьба отца.

Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер.

К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма. Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес.

Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского.

Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e08a9faecfb8000b0e95968/reformatorskaia-deiatelnost-m-m-speranskogo-5e08b7f104af1f00b0db1bff

Политические взгляды и реформы Сперанского

Политическая деятельность Сперанского

Центральное государственное управление состояло, по Сперанскому, из трех независимых учреждений: Государственной думы (законодательная власть), сената (судебная власть) и министерств (административная власть). Деятельность этих трех учреждений соединялась в Государственном совете и через него восходила к престолу.

Высшим судебным учреждением империи являлся сенат, который разделялся на департаменты уголовные и гражданские и имел местопребывание в Петербурге и Москве (по два департамента).

В позднейшей редакции предполагалось даже четыре местопребывания — Петербург, Москва, Киев и Казань. Сенаторы должны были занимать свои должности пожизненно, заседания сената планировались быть публичными.

Все судебные дела должны подлежать ревизии сената.

В 1809 году Сперанский в судебной реформе в общих чертах наметил то, что было частично осуществлено в Российской империи в судебных уставах 1864 года, — отделение мирового посреднического разбирательства (волостные судьи) от общего формального, три судебные инстанции общего судоустройства; суд присяжных для первой инстанции и частью для мирового суда; независимость суда (либо избрание, либо пожизненность); публичность.

Судебная иерархия дополнялась по Сперанскому Верховным уголовным судом, состоящим при сенате и созываемым для суждения государственных преступлений, а также преступлений, совершенных министрами, членами Государственного совета, сенаторами, генерал-губернаторами. Верховный уголовный суд составлялся из членов Государственного совета, Государственной думы и сената.

Государственный совет, по реформам Сперанского, ограничивал решения императора. Император мог и не утверждать мнений и решений совета, но сама их формулировка «вняв мнению Государственного совета» показывала, что заменить эти мнения и решения было бы несогласно с положением.

Государственному совету предоставлялись широкие полномочия — рассмотрение и одобрение общих внутренних мер (в порядке исполнительном), контроль за внешней политикой, государственные бюджеты и отчеты всех министерств, полномочия в чрезвычайных случаях. Члены Государственного совета могли присутствовать в Верховном уголовном суде. Важнейшие должности в административной и судебной иерархии, если они невыборные, замещались министрами с утверждения Государственного совета.

Предложения, изложенные Михаилом Сперанским, для того времени выглядели весьма радикальными, отражали масонские идеи (Сперанский, как и многие выдающиеся личности Российской империи, был членом масонской ложи).

В начале 1810 года был учрежден Государственный совет, где Михаил Сперанский стал государственным секретарем. Совет, как и предлагал Сперанский, был разделен на четыре департамента: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии.

Каждый департамент представлял свой председатель. В общем собрании председательство принадлежало императору или лицу по его ежегодному назначению.

Для производства дел совета была учреждена государственная канцелярия из статс-секретарей под главным управлением государственного секретаря, который докладывал на общем собрании, представлял журналы совета на высочайшее усмотрение и заведовал всей исполнительной частью.

Должность государственного секретаря, которую занимал Сперанский в то время, фактически давала полномочия второго государственного лица после императора.

Сам являясь одним из важнейших чиновников государства, Сперанский понимал значение чиновничьей армии для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. В августе 1809 года был опубликован подготовленный Сперанским Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе.

Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или сдали экзамены по специальной программе.

Она предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал восьмому классу «Табели о рангах».

Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие привилегии, высокие оклады и право потомственного дворянства.

В апреле 1809 года вышел указ, изменивший порядок, введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ был подписан императором, авторство приписывают Сперанскому.

По инициативе Михаила Сперанского в целях воспитания просвещенной элиты общества в 1811 году в Царском Селе под Санкт-Петербургом был создан Императорский Лицей. В числе первых лицеистов были Александр Пушкин, Константин Данзас, Антон Дельвиг.

Высшие слои русского общества восприняли проекты Сперанского как чересчур радикальные, и, в конечном счете, предложенные им реформы не были осуществлены в полной мере.

Под влиянием личных обстоятельств в самом начале 1800-х годов Сперанский увлекся мистицизмом, что соответствовало общественному настроению. В течение десяти лет изучал труды теософов и отцов церкви.

Отрицая православную церковь и проповедуя церковь внутреннюю, реформу церкви связывал с христианизацией общественной жизни на основе универсального христианства, что частично пытался воплотить при создании «Священного Союза» Александр I.

(Дополнительный источник: С.Н. Южаков «Михаил Сперанский. Его жизнь и общественная деятельность», Биографическая библиотека Ф. Павленкова,1892 г.)

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20120222/572348970.html

Политическая деятельность Сперанского

Политическая деятельность Сперанского

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) — российский политический, общественный деятель, автор многочисленных работ по праву и юриспруденции, автор крупных законопроектов и реформ.

Сперанский жил и работал во времена правления Александра 1-го и Николая 1-го, являлся действующим членом Академии наук, занимался общественной деятельностью и реформированием правовой системы Российской империи.

При Николае 1-м был воспитателем наследника престола — Александра Николаевича. Сперанский написал множество теоретических работ по юриспруденции и считается одним из родоначальников современного права.

Кроме того, он составил проект конституции.

Краткая биография Сперанского

Родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего детства обучался грамоте и читал священные книги. В 1780 г.

Сперанский поступил во Владимирскую семинарию, где вскоре благодаря своему острому уму и необычайно сильным способностям к аналитическому мышлению стал лучшим учеником. После окончания семинарии Сперанский продолжил свое образование там же, но уже в качестве студента.

За свои успехи в учебе он получил возможность перевестись в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, после окончания которой остался там преподавать.

Преподавательская деятельность Сперанского в семинарии продлилась относительно недолго. В 1795 г. он получил предложение стать секретарем князя Куракина. Так началась политическая карьера Сперанского.

Сперанский быстро продвигался по служебной лестнице. В 1801 г. он стал действительным статским советником, что позволило ему более активно участвовать в общественно-политической жизни страны. В 1806 г.

Сперанский познакомился с императором Александром 1-м и так впечатлил его своими талантами и умом, что получил предложение заняться разработкой проекта реформ, которые могли бы улучшить состояние страны. В 1810 г.

Сперанский стал государственным секретарем (второй в стране человек после государя), началась его активная реформаторская деятельность.

Реформы, предложенные Сперанским, задевали интересы слишком многих слоев общества и были настолько обширными, что дворянство их опасалось. В результате в 1812 г. Сперанский попал в опалу и находится в таком жалком положении вплоть до 1816 г.

В 1819 г. он неожиданно получил должность генерал-губернатора Сибири, а уже в 1821 г. вернулся в Петербург.

Император Александр 1-й умер, а на престол взошел его брат, Николай 1-й. Сперанский познакомился с Николаем и тоже очаровал его своим умом, что позволило ему вернуть себе бывшее политическое влияние и уважение. В это время Сперанский получил должность воспитателя наследника престола. Открылась Высшая школа правоведения, в которой он активно работал.

Сперанский умер в 1839 г. от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский получил широкую известность благодаря своим многочисленным реформам, которые носили всеобъемлющий характер.

Сперанский не был сторонником монархического строя, он полагал, что государство должно давать всем гражданам одинаковые права, а власть должна быть поделена, однако в то же время он был уверен, что Россия пока не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, как ему казалось, более подходящий вариант. По приказу Александра 1-го Сперанский разработал программу реформ, которые должны были помочь России выбраться из кризиса.

Сперанский предлагал следующие идеи:

  • получение гражданами вне зависимости от сословия равных гражданских прав;
  • существенное сокращение всех расходов на деятельность государственных органов и чиновничества, а также установление жесткого контроля над бюджетом;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, перестройка системы министерств и изменение их функций;
  • создание более современных судебных органов, а также написание нового законодательства, которое учитывало бы потребности новой системы управления;
  • обширные преобразования во внутренней экономике, введение налогов.

Основная идея реформ Сперанского заключалась в том, чтобы создать демократичную модель управления во главе с монархом, которому, однако, власть не будет принадлежать единолично, а общество будет уравнено перед законом. По проекту Россия должна была стать полноценным правовым государством.

Реформы Сперанского не были приняты дворянством, которое боялось потерять свои привилегии. Проект был выполнен не полностью, в жизнь были воплощены лишь некоторые его пункты.

Итоги деятельности Сперанского

Итоги деятельности Сперанского:

  • значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов;
  • модернизация системы управления государством; реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание;
  • появление мощной экономической инфраструктуры, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться;
  • создание современной правовой системы; Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»;
  • создание теоретической основы современного законодательства и права.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: https://historynotes.ru/politicheskaya-deyatelnost-speranskogo/

Сперанский Михаил Михайлович 1 января 1772 — 11 февраля 1839: биография кратко, годы жизни, деятельность

Политическая деятельность Сперанского

Граф Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) вошел в историю как великий русский реформатор, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.

Его практическая деятельность во многом была связана с реформированием государственно-правовой системы Российской империи.

Граф Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) вошел в историю как великий русский реформатор, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.

Его практическая деятельность во многом была связана с реформированием государственно-правовой системы Российской империи. Концепция Сперанского легла в основу знаменитого указа Александра I «О свободных (вольных) хлебопашцах» (1803 г.

), согласно которому помещики получили право отпускать крепостных на «волю», наделяя их землей.

М.М. Сперанский родился в семье сельского священника, а образование получил в Петербургской Духовной академии. После завершения обучения состоял в ней профессором математики, физики и красноречия в период 1792-1795 гг., а позже профессором философии и префектом академии. Учебная и административная деятельность Сперанского продолжалась вплоть до 1797 г., когда он перешел на службу в Сенат.

Карьеру Сперанского во многом определила его близость к князю А.Б. Куракину. Как только князь был назначен генерал-прокурором Сената, он склонил Сперанского перейти туда на службу и быстро повысил его до чина коллежского советника и должности экспедитора. Несмотря на подозрительность Павла I и быструю смену генерал-губернаторов — Куракин, затем П.В.

Лопухин, А.А. Беклешов и, наконец, в 1801 г. П.Х. Обольянинов — Сперанскому сохранял своё положение благодаря высокому профессионализму. Одновременно Михаил Михайлович являлся секретарем Комиссии по снабжению столицы продовольствием, которую возглавлял наследник престола Александр Павлович. Именно здесь произошло знакомство будущего императора с М.М.

Сперанским.

12 марта 1801 г. Александр I вступил на престол, а уже 19 марта Сперанский был назначен статс-секретарём государя.

  На данном этапе своей политической карьеры Сперанский выступает автором и редактором многих указов и распоряжений, которые были основой для реформаторского курса императора Александра.

К ним относятся восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам; отмена телесного наказания священников и дьяконов; ликвидация тайной экспедиции; дозволение ввоза из-за границы книг и нот; восстановление права открывать частные типографии; многочисленные помилования.

Сперанский стал автором проекта преобразования системы органов государственной власти, заняв в 1802 г., в только что образованном Государственном Совете, пост начальника экспедиции гражданских и духовных дел. Вскоре по ходатайству Министра внутренних дел В.П.

Кочубея, Сперанский получил должность правителя канцелярии министерства. С 1802 по 1807 гг.

Кочубей занимает пост министра, и в сотрудничестве со Сперанским осуществляется ряд нововведений в либеральном духе, в том числе издаются указ о свободных хлебопашцах, разрешение вольного соляного промысла, проводится преобразование медицинского и почтового дел.

Деятельность Сперанского в Министерстве была замечена императором Александром I, который назначил его повторно статс-секретарем. В 1808 г. Сперанский сопровождал Александра в Эрфурт на встречу с Наполеоном и в том же году представил свой проект общей политической реформы на рассмотрение императора.

Государственный муж Сперанский, плохо разбирался в придворных интригах и отношениях внутри двора. По его инициативе был введен экзамен для чиновников, а также отменена придворная служба, а все придворные звания становились лишь почётными титулами и не более того. Все это вызывало раздражение и ненависть двора.

В день своего 40-летия Сперанский был удостоен орденом Александра Невского. Однако ритуал вручения прошёл непривычно строго, и стало ясно, что «звезда» реформатора начинает тускнеть. Недоброжелатели Сперанского (среди которых был шведский барон Густав Армфельд, председатель комитета по делам Финляндии, и А.Д.

Балашов, руководитель Министерства полиции) ещё больше активизировались. Они передавали Александру все сплетни и слухи о госсекретаре. Вместе с тем самоуверенность самого Сперанского, его неосторожные упреки в адрес Александра I за непоследовательность в государственных делах, в конечном счете, переполнили чашу терпения и вызвали раздражение императора.

Современники назовут эту отставку «падением Сперанского». В действительности произошло не простое падение высокого сановника, а падение реформатора со всеми вытекающими отсюда последствиями.Сперанский в 1812 г.

был обвинен в измене, арестован, уволен со всех должностей и сослан в Пермь, откуда вскоре переведен под надзор полиции в свое небольшое имение Великополье Новгородской губернии. Поначалу он вынужден был закладывать царские подарки и пожалованные ему ордена для того, чтобы обеспечить себе хоть сколько-нибудь достойное проживание.

Опала М.М. Сперанского окончилась в 1816 г. и его назначили губернатором в Пензу, где он прожил около трех лет и предпринял энергичные меры по наведению порядка. В 1819 г.

Сперанский стал сибирским генерал-губернатором с чрезвычайными полномочиями для производства ревизии. В 1821 г. он вернулся в Санкт-Петербург с результатами ревизии и с проектом нового Уложения для Сибири.

Его планы были утверждены, сам он щедро награжден и назначен членом Государственного Совета и начальником Комиссии о гражданском уложении.

После воцарения Николая IСперанскому было поручено составить полный свод законов Российской Империи от времен правления Алексея Михайловича до Александра I. Эту задачу Сперанский выполнил в 4 года (1826-1830 гг.). За свою государственную деятельность в 1839 г., незадолго до смерти, Сперанский был пожалован титулом графа.

Источник: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/spieranskii-mikhail-mikhailovich

Реформаторская деятельность Сперанского М. М.: замыслы и результаты

Политическая деятельность Сперанского

Вступление на трон молодого императора Александра I совпало с необходимостью кардинальных преобразований во многих сферах российской жизни. Молодой император, получивший прекрасное европейское образование, задался целью реформировать и российскую систему обучения.

Разработка базовых перемен в области просвещения была поручена М. М. Сперанскому, который достойно проявил себя в деле преобразования страны. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. показала возможность преобразования империи в современное государство.

И не его вина, что многие замечательные проекты так и остались на бумаге.

Краткая биография

Сперанский Михаил Михайлович родился в семье бедного сельского священнослужителя. Получив хорошее домашнее образование, Сперанский решил продолжить дело отца и поступил в Санкт-Петербургское духовное училище.

После окончания этого учебного заведения Сперанский некоторое время работал учителем. Позднее ему посчастливилось занять должность личного секретаря князя Куракина, который являлся одним из самых близких друзей у Павла I.

Вскоре после вступления на трон Александра I Куракин получает должность генерал-прокурора при Сенате. Не забыл князь и про своего секретаря – Сперанский получил там же должность государственного чиновника.

Незаурядный ум и отличные организаторские способности сделали бывшего учителя практически незаменимым человеком в Сенате. Так начиналась реформаторская деятельность Сперанского М. М.

Политическая реформа

Работа в Негласном комитете подготовила М. М. Сперанского к работе по внедрению политических и социальных преобразований в стране. В 1803 году Михаил Михайлович изложил свое видение судебной системы в отдельном документе.

«Записка об устройстве правительственных и судебных учреждений в России» сводилась к постепенному ограничению самодержавия, превращению России в конституционную монархию, усилению роли среднего класса. Так, чиновник предлагал учитывать опасность повторения «французского безумия» в России – то есть французской революции.

Не допустить повторения силовых сценариев в России и смягчить самодержавие в стране – в этом и заключалась реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

Кратко о главном

В политических преобразованиях реформаторская деятельность М. М. Сперанского сводилась к нескольким пунктам, которые позволили бы стране стать правовым государством. Александр I в целом одобрил «Записку…».

Созданная им комиссия принялась разрабатывать детальный план новых преобразований, которым положила начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

Замыслы первоначального проекта неоднократно критиковались и обсуждались.

Общий план был составлен в 1809 году, и его основные тезисы были следующими:

1. Управлять Российской империей должны три ветви государственной власти: законодательная власть должна находиться в руках новосозданного выборного учреждения; рычаги исполнительной власти принадлежит профильным министерствам, а судебная власть находится в руках Сената.

2. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. положила начало существованию еще одного органа власти. Он должен был называться Совещательный совет.

Новое учреждение должно было находиться вне веток власти. Чиновники этого учреждения должны рассматривать различные законопроекты, учитывать их разумность и целесообразность.

Если Совещательный Совет будет за – окончательное решение будет принято в Думе.

3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского имела целью разделить всех жителей Российской империи на три больших сословия – дворянство, так называемый средний класс и рабочий люд.

4. Управлять страной могли лишь представители высших и средних классов. Имущественным классам предоставлялось право ания, избрания в различные органы власти.

Рабочему люду предоставлялись лишь общие гражданские права.

Но, по мере накопления личной собственности для крестьян и рабочих существовала возможность перейти в имущественные классы — сначала в купечество, а затем, возможно, и в дворянство.

5. Законодательную власть в стране представляла Дума. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. послужила основой для возникновения нового механизма выборов.

Депутатов предлагалось выбирать в четыре ступени: сначала выбирались волостные представители, потом они определяли состав окружных дум. На третьем этапе проводились выборы в законодательный совет губерний.

И лишь депутаты губернских дум имели право принимать участие в выборах в Государственную думу. Руководить работой Государственной Думы должен был назначенный царем канцлер.

Эти краткие тезисы показывают основные итоги кропотливой работы, которую пробудила к жизни реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание его записки выросло в многолетний, разработанный поэтапно план по преобразованию страны в современную державу.

План действий

Опасаясь революционных движений, царь Александр I принял решения выполнять озвученный план поэтапно, чтобы не вызывать к жизни сильных катаклизмов в российском обществе.

Работу по усовершенствованию государственной машины предлагалось осуществлять на протяжении нескольких десятилетий.

Конечным итогом должно было стать упразднение крепостного права и превращение России в конституционную монархию.

Обнародование Манифеста о создании нового органа власти, Государственного совета, было первым шагом по дороге преобразований, которую проложила реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание Манифеста сводилось к следующему:

  • все проекты, направленные на принятие новых законов, должны быть рассмотрены представителями Государственного совета;
  • совет оценивал содержание и разумность новых законов, оценивал возможность их принятия и реализации;
  • члены Государственного совета должны были принимать участие в работе профильных министерств и вносить предложения по рациональному использованию денежных средств.

Свертывание реформ

В 1811 году реформаторская деятельность Сперанского М. М. привела к появлению проекта Уложения Правительствующего Сената. Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических преобразований в стране. Разделение веток власти предполагало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветку.

Но данному преобразованию не дано было уже свершиться. Стремление предоставить крестьянам одинаковые гражданские права с остальным народом вызвало в стране такую бурю возмущения, что царь был вынужден свернуть проект преобразований и отправить Сперанского в отставку.

Он был отправлен на поселение в Пермь и прожил там остаток жизни на скромную пенсию бывшего чиновника.

Итоги

По поручению царя Сперанский М. М. разрабатывал проекты финансовых и экономических преобразований. Они предусматривали ограничение расходов казны и увеличение налогов для дворянства.

Такие проекты вызвали резкую критику в обществе, против Сперанского выступали многие известные мыслители того времени.

Сперанский был даже заподозрен в антироссийской деятельности, а на фоне усиления Наполеона во Франции такие подозрения могли иметь очень глубокие последствия. Опасаясь открытого возмущения, Александр отправляет Сперанского в отставку.

Значимость реформ

Нельзя отрицать значимость проектов, которым дала начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Результаты работы этого реформатора стали основой для коренных изменений в структуре российского общества в середине XIX века.

Источник: https://FB.ru/article/243883/reformatorskaya-deyatelnost-speranskogo-m-m-zamyislyi-i-rezultatyi

Pravo-consut
Добавить комментарий