Понятие и виды форм государства

Содержание
  1. Понятие и разновидности форм государства — студопедия
  2. ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.4. Формы государства. |
  3. Формы государства:
  4. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
  5. Монархия
  6. Признаки монархии
  7. Виды монархии.
  8. Республика.
  9. Признаки республики:
  10. Виды республик.
  11. Президентская республика.
  12. Парламентская республика
  13.  Смешанная  республика (полупрезидентская, полупарламентская).
  14. Форма государственно-территориального (государственного) устройства.
  15. Унитарное государство.
  16. Признаки:
  17. 15. Форма государства: понятие, элементы и виды
  18. 16. Формы государственного правления: понятия и виды
  19. Понятие и виды форм государства
  20. Понятие формы государства и его виды
  21. Древние греки о форме государства
  22. Классификация форм государства
  23. Особенности формы, виды
  24. Понятие, виды правления
  25. Формы государственного устройства
  26. Политический режим
  27. Демократический и недемократический режимы
  28. Виды и формы международной ответственности государств
  29. Репарация и реституция
  30. Нематериальные формы международной ответственности

Понятие и разновидности форм государства — студопедия

Понятие и виды форм государства

Различные государства различаются организационным устройством и методами осуществления государственной власти, т.е. различаются формы государства. Форма государства, прежде всего, определяется зрелостью общественной и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство.

Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы.

Форма государства — это сложное общественное явление, включающее в себя 3 взаимосвязанных элемента: форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима:

1.Форма правления — это структура высших органов гос власти, порядок их образования и распределение компетенции.

Две формы правления: МОНАРХИЯ и РЕСПУБЛИКА

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы правления.

Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору. Сословно-представительная монархия — такая форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (например, Земский Собор в России).

Конституционная монархия — такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания).

Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Государства, в которых монарх возглавляет и религиозное управление страной, называется теократическим (Саудовская Аравия).

Республика — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской формы:

Парламентская республика — такая форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. (Италия)

Президентская республика — это такая форма правления, при которой наряду с парламентаризмом соединяется в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

2. Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами. Различаются:

Формы территориального устройства: УНИТАРНАЯ, ФЕДЕРАТИВНАЯ, КОНФЕДЕРАЦИЯ.

Унитарное государство — это единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти. Для такой формы характерны единые ля всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство местными органами.

(Франция) На всей территории действует одна конституция, одно законодательство, одно гражданство. Составные части не обладают государственным суверенитетом. По степени их зависимости от центра унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным. В первом случае главы на местах назначаются из цента, во втором — избираются населением.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное устройство неоднородно. В разных странах оно имеет уникальные черты и особенности, которые определяются историческими, национальными, культурными и бытовыми особенностями.

Территория состоит из территорий субъектов федерации. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственных конституций, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федеральных государств существует единое гражданство, в парламенте имеется палата представляющая интересы членов федерации. Федерации строятся по национальному и территориальному признаку.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов: субъекты федерации не являются государственными образованьями, субъекты лишены права прямого представительства в международных отношениях. Не предусмотрен односторонний выход субъектов.

Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством и особенностями. Субъекты являются национально-государственные образования, которые отличаются национальным составом, культурой, бытом, традициями; строятся на принципе добровольного объединения с правом наций на самоопределение.

Субъекты обладают государственным суверенитетом, имеют свои высшие органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Субъекты могут иметь свое гражданство, границы свои представительства в международных организациях; высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При таком устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

Отличия: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации; нет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета; сохраняется гражданство членов, хотя режим перемещения внутри конфедерации упрощен.

Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единой таможенных правилах и т.д. Как правило, конфедерации недолговечны — они или распадаются или превращаются в федерацию.

3. Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государства.

Формы государственного режима: ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ и АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ.

Антидемократический режим подразделяется на авторитарный, тоталитарный и расистский. особенность — соотношение государства и личности. Если государство подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим.

Он характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). В таких государствах действует примат государства над правом и всеобщая милитаризация общественной жизни.

Различаются режимы: олигархический — власть немногих, финансово-олигархический — власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) — власть в руках одного человека.

Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает интересы большинства и меньшинства.

Основной принцип деятельности — плюрализм, государственный режим базируется на законах.

4. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ, ПОНЯТИЯ И ОСНОВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Самостоятельную группу признаков формы государства составляет характеристика политико-правового режима в стране.

Политико-правовой режим в стране (ППР) — это совокупность приемов, методов, с помощью которых осуществляется государственная власть, но, кроме того, и способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, объединений и т.д.). Т.е.

ППР отражает степень развития права и демократии в стране. Под правом понимается общественные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов и обеспечивающиеся мерами государственного принуждения.

ППР можно классифицировать по двум основным типам: демократический и антидемократический. В свою очередь антидемократический режим может быть: тоталитарным, авторитарным, олигархическим, финансово-олигархическим, расистским. С точки зрения законности ППР может быть: легитимным и нелегитимным.

Антидемократический режим подразделяется на авторитарный, тоталитарный и расистский. особенность — соотношение государства и личности. Если государство подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим.

Он характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). В таких государствах действует примат государства над правом и всеобщая милитаризация общественной жизни.

Различаются режимы: олигархический — власть немногих, финансово-олигархический — власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) — власть в руках одного человека.

Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает интересы большинства и меньшинства.

Основной принцип деятельности — плюрализм, государственный режим базируется на законах. Уровень развития демократии в разных странах может быть различен. Он зависит от степени представительства всех слоев населения в выборных органах власти и возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органов государственной власти.

Различается непосредственная демократия — прямое участие народа в решении вопросов государственной и общественной жизни (выборы, референдумы, манифестации, забастовки и т.д.

) и представительная демократия, — что означает передачу народом части принадлежащей ей власти формируемым им органам (парламенту, президенту, учредительному собранию и т.д.).

С развитием общества существующие ППР вытесняются более демократическими.

В настоящее время наиболее распространенным режимом является режим парламентской демократии, в которой на основании конституции власть передана парламенту, избираемому народом на основании всеобщего избирательного права.

Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим. Его особенность в том, что для него характерно ограничение вмешательства государства в частную жизнь человека и его предпринимательскую деятельность.

Источник: https://studopedia.ru/1_124362_ponyatie-i-raznovidnosti-form-gosudarstva.html

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.4. Формы государства. |

Понятие и виды форм государства

  • Форма государства, понятие.
  • Форма правления, понятие.
  • Виды форм правления (монархия и республика) и их признаки.
  • Форма государственно-территориального (государственного) устройства и их виды.

Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить его стабильность и нормальное функционирование.

Формы государства:

  • форма правления
  • форма территориального устройства
  • форма политического режима

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

Форма правления – организация высших органов власти (кто и как правит).

Монархия

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора) и передаётся по наследству.

Признаки монархии

  • существование единоличного главы государства (король, царь, кесарь);
  •  власть монарха — полная, верховная, суверенная, безраздельная или ограниченная;
  • трон занимается в порядке престолонаследия, т. е. путем передачи власти по наследственному праву или в порядке родства (фамильному праву);
  • правление монарха — бессрочное, пожизненное; • деяния монарха неподсудны, личность — неприкосновенна (свободен от юридической ответственности);
  • поддерживается мифом о сакральности (божественности) власти.

Виды монархии.

Неограниченная монархия:

  • вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, а её происхождение признаётся пожизненным;
  • отсутствуют представительные учреждения народа.

Примеры:

Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и др.

Ограниченная монархия – власть наследственного монарха ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом.

Примеры:

Бельгия, Великобритания, Испания, Япония, Нидерланды и др.

Республика.

Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый  срок органам власти.

Признаки республики:

  • выборность власти;
  • принцип сменяемости — власть избирается на определённый срок;
  • коллегиальность – коллективный принцип принятия решения;
  • ответственность органов власти и должностных лиц за свою деятельность перед народом.

Виды республик.

Виды республик – различаются в зависимости от того, кто формируетправительство, кому оно подотчетно и подконтрольно

Президентская республика.

  • Президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо народом и одновременно является главой государства и правительства.
  • Он самназначает правительство и руководит его деятельностью.
  • Президент наделяется правом отлагательного вето (от лат. «запрет») на решения законодательного органа.
  • Но он не имеет права распустить парламент

Примеры.

США, страны Латинской Америки.

Парламентская республика

  • Правительство формируетсязаконодательным органом и отвечает перед ним.
  • Во главе правительства стоит лидер партии, победившей в парламенте.
  • Парламент может путем ания выразить вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра.
  • Официальной главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым анием народа.
  • Его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.
  • Реальной главойгосударства выступает руководитель правительства.

Примеры.

Индия, Италия, ФРГ, Швейцария.

 Смешанная  республика (полупрезидентская, полупарламентская).

  • Власть президента значительно, но формирование правительства происходит с участием парламента.
  • Главой государства является президент. Он предлагает кандидатуру главы правительства.
  • Двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом.
  • Президент и парламент избираются непосредственно народом.
  • Парламент имеет возможностьконтролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия

Примеры.

Австрия, Россия, Франция.

Форма государственно-территориального (государственного) устройства.

Форма государственно-территориального (государственного) устройства – это отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по всей территории страны.

Унитарное государство.

Унитарное государство (от фр. единый).

Признаки:

  • единая политически однородная организация, состоящая из административно- территориальных единиц (губерний, краёв, провинций), не обладающих собственной государственностью,
  • единая конституция,
  • единая система органов государственной власти, управления,
  • единая судебная система.

Примеры.

Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Италия, Испания, Франция, Швеция.

15. Форма государства: понятие, элементы и виды

Понятие и виды форм государства

Формагосударства – это способ организацииполитической власти, охватывающий формуправления, форму государственногоустройства и политический режим.

Формагос-ва – это его строение, на котороевлияют как социально-экономическиефакторы, так и природные, климатическиеусловия, национально-исторические ирелигиозные особенности, культурныйуровень развития общества и др.

Формагосударства включает в себя:

1)Форма правления (то как идет управление)характеризует порядок образования иорганизации высших органов гос. власти,их взаимоотношения друг с другом инаселением

Взависимости от особенностей формыправления подразделяются на монархические(Др.Восточная, Ср.вековые, Раннефеодальная,сословно-пред-ная, абсолютная, современная:парламентская, дуалистическая, выборная)и республиканские (высший орган гос.вл-тивыборный, избирается населением(парламентские, президентские, смешанные).

2)Форма государственного устройства(отражает адм-территориальное строение гос-ва, раскрывающий хар-р вз-отношений между гос-вом в целом и его составнымиединицами; по форме гос. устройствагос-ва делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные).

3)Политический (государственный) режим(представляет собой систему методов,способов и средств осуществлениягосударственной власти; в зависимостиот особенностей набора данных приемовгос. властвования различают демократическийи антидемократические государственныережимы)

Демократический– это режим, основанный на признаниигос-ом прав и свобод граждан, на ихучастие в управлении делами гос-ва черезвыборные представительные органы илинепосредственно.

Антидемократическиережимы: методы давления, насилияидеологической обработки. Права исвободы ч-ка и гр-на ограничены и незащищены. (авторитарный, тоталитарный)

Авторитарныйполитический режим – режим, основанныйна отчуждении гос. власти от народа, нацентрализации власти и снижении ролипредставительных органов, набезаппеляционном, командном методеруководства и безусловном повиновенииграждан центральным органам власти,где власть может быть сосредоточена вруках одного лидера.

Авторитарныйрежим можно рассматривать как компромиссмежду тоталитарным и демократическимполитическим режимами

Тоталитарныйполитический режим характеризуетсяабсолютным контролем гос-ва над всемиобластями общественной жизни, полнымподчинением человека политическойвласти и господствующей идеологии.

16. Формы государственного правления: понятия и виды

Формагос. правления представляет собойструктуру высших органов гос. власти,порядок их образования и распределениякомпетенции между ними. Форма правленияпоказывает, что из себя представляетвысший орган гос.

власти, как онорганизован, как создаются высшие органывласти и каково их строение, какойпринцип лежит в основе взаимоотношениймежду высшими и иными гос. органами, какстроятся взаимоотношения между верховнойгос.

властью и населением страны, в какоймере организация высших органов гос-вапозволяет обеспечить права и свободыграждан. По формам правления гос-ваделятся на монархии и республики.

Монархия– это такая форма правления, при которойверховная государственная властьосуществляется единолично и передается,как правило, по наследству.

Признакимонархии:

1. властьпередается по наследству

2. принадлежитодному лицу

Видымонархий:

Древневосточнаяили Восточная Деспотия – где монархрассм-ся не только как глава светскойвласти, а как религиозный лидер. Религиявыступала ср-вом управления общ-ыхотн-шений.

СредневековыеМ-хии – происходят в своем развитии этап раннефеодальной сословно-пред-нойи абсолютной монархии.

Раннефеодальная(когда гос-во не было политически итерриториально целостным и состоялоиз множества самостоятельных феодальныхвладений, власть монарха была слабой)

Абсолютнаямонархия (или неограниченная), когдавласть главы гос-ва никем и ничем неограничена. Единственный носительсуверенитета гос-ва – монарх (современные– Саудовская Аравия)

Ограниченнаямонархия или сословно-представительная,когда власть монарха ограничена, нарядус монархом действуют другие высшие гос.органы (либо представительство отсословий). Англия, Япония, Испания,Швеция, Норвегия.

СовременныеМ-хии – существуют в форме конституционныхМ-хий, где власть монарха регламентирована,сдержана Конституцией. Она может бытьпарламентской, дуалистической и выборной.

Парламентскаямонархия – при которой высшей гос.властью обладает парламент, а властьмонарха носит формальный, номинальныйхарактер. Парламент формирует иконтролирует деятельность правительства(Великобритания).

Дуалистическаямонархия – где власть поделена междупарлементом и монархом.(ОбъдиненныеАраб Эмираты, Царская Россия в 20 годах)

Выборнаямонархия – когда монарх избираетсянаселением на определенный срок(Малайзия).

Республика– это форма правления, при которойверховная гос. власть осуществляетсяорганами, избираемыми населением наопределенный срок.

Признакиреспублики:

1. выборностьвласти

2. срочность

3. зависимостьот избирателей

Древниеи средневековые республики складывалисьв основном в форме аристократическихили демократических республик.

Взависимости от того, какой орган вл-типарламент или президент формируют иконтролируют деят-ть исп.вл-ти правит-вореспублики делятся

Современныереспублики могут быть парламентскими(Германия, Италия), президентскими (США,Сирия) и смешанными (Франция, Финляндия.

Источник: https://studfile.net/preview/6018461/page:10/

Понятие и виды форм государства

Понятие и виды форм государства

Государство для управления обществом использует определенные формы и модели. Одни страны копировали соседние или более мощные государства, а другие сохраняли индивидуальные и традиционные черты в организации власти.

В современном мире существует много видов форм государства: какие-то сформировались давно, а какие-то только недавно. Любопытно наблюдать с исторической точки зрения то, как одно государство может менять несколько форм государственной власти в ходе своего развития.

Рассмотрим подробнее формы правления государства, понятие, виды и так далее.

Понятие формы государства и его виды

В правовой и политической литературе нет однозначного понятия формы. Понятие формы государства, признаков и видов, складывается из многих компонентов. Но если взять свойства данной категории, то можно сделать вывод, что форма государства представляет собой организацию территориального и политического устройства в стране, которая отвечает на следующие вопросы:

  1. Кто правит?
  2. Как правит?
  3. Каким образом будет осуществляться территориальное управление и структура государственных институтов страны?
  4. Какие есть способы для реализации политической власти?

Виды форм государства никогда не находились в неподвижном состоянии, а изменялись под влиянием различных факторов: экономических, социальных, идеологических или политических. Со временем менялось понимание и значение формы государства: от аристократии и монархии до республики и диктатуры.

Сейчас в литературе выделяют три вида формы (монократическая, поликратическая и сегментарная), а также виды и функции форм государства (форма правления, форма государственного устройства и политический режим).

Древние греки о форме государства

Древние греки уделяли в своих трудах очень важное место понятию и видам формы государства, полагая, что правильная организация политической власти – важный путь к успеху и процветанию в стране.

Платон был уверен, что лучшей моделью государственной власти является аристократия и олигархия.

Власть, которая сосредоточена в руках узкой группы богатых людей, согласно Платону, лучше и полезней для государства, чем демократия.

Платон был ярым противником «власти народа», он думал, что чрезмерная свобода может привести к тирании, форме государства, где не соблюдаются права людей, а во главе угла стоит принуждение.

Аристотель рассматривал особенности форм государства и их виды в зависимости от того, сколько людей правит и в сторону какого слоя общества ориентирована власть. Он считал идеальными формами государства монархию и аристократию, а демократию, олигархию и тиранию называл неправильными и вредными формами организации государственного устройства в стране.

Классификация форм государства

Выделяют следующие основные виды форм государства: монократическую, поликратическую и сегментарную. Остановимся и поговорим о каждой форме отдельно.

Монократическая власть. Само слово говорит, что власть в государстве принадлежит единоличному правителю или государственному органу. Таким моноправителем может быть:

  • монарх;
  • диктатор;
  • правящая партия.

В монократическом государстве нет разделения властей, народ не участвует в политической жизни страны, местное самоуправление отсутствует.

Для монократической системы характерно принуждение, террор в отношении населения, обязательное следование государственной или религиозной идеологии.

Характерной чертой этой формы государства является отсутствие частной экономики, бизнеса и демократических принципов управления.

Выделяют следующие виды монократических форм государств:

  1. Теократическая. Центральным и авторитетным сводом правил является Священное Писание – Коран или Библия. Социальная, духовная, политическая и экономическая жизнь основывается на Священных книгах, которые предписывают людям правильный образ жизни. Примером таких государств являются: Саудовская Аравия, Катар, Иран и Ватикан.
  2. Экстремистская. Отсутствие прав и свобод, насилие над чуждыми элементами, включая принудительное лечение, лишение свободы и каторгу. В современном мире таких государств нет, но в истории 20 века все помнят о существовании в прошлом таких фашистских систем в Германии, Испании, Италии и Камбодже.
  3. Милитаристская. Власть принадлежит военному органу или армии. Как примеры (из современных стран) можно привести Фиджи и Мьянму, а в прошлом – Ирак и Пакистан.
  4. Тоталитарный социализм (диктатура). Национализация собственности государством и имущества граждан. Устанавливался в стране, чтобы преодолеть экономический кризис, но затем оставался как основной режим. Примеры: СССР, Северная Корея.

Каждая из приведенных выше монократических форм имеет тенденцию обычно прикрываться парламентом, выборными органами, но на самом деле управление осуществляется одним лицом или партией.

Монократической форме государства противостоит поликратическая. Характерными чертами поликратической системы являются следующие признаки:

  1. Управление осуществляется не единолично, а действует принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть.
  2. Области могут самостоятельно принимать законы, которые не выходят за рамки Конституции. Разграничение полномочий между государством и территориальными образованиями (областями, республиками).
  3. Исполнительная и законодательная власть формируется народом через проведение выборов и референдумов.
  4. Государством поощряется частная экономика.

Поликратическая форма разделяется на два вида: традиционную и постсоциалистическую.

Традиционная форма государства с присущими чертами демократии типична для большинства современных государств: США, Англия, Канада, Франция, Италия.

Постсоциалистическая форма характерна для стран бывшего социалистического лагеря, которые движутся по пути демократии к развитой экономике. К таким странам относятся такие государства, как Польша, Чехия, Венгрия, Грузия.

Третьей формой государства является сегментарная. Это своего рода середина между монократической и поликратической формами государства. Для таких государств свойственна демократия, смешанная с авторитаризмом. Для сегментарного государства характерна олигархия, то есть страной управляет узкий круг лиц или семья. Отличительные признаки сегментарной формы:

  • нет разделения властей;
  • свободы признаются только на бумаге, на самом деле они не соблюдаются;
  • автономия местного самоуправления очень слабая;
  • разрешается создание лимитированного количества партий или партии запрещено создавать;
  • есть видимое разделение власти, но на самом деле страной руководит правительство или президент.

К государствам сегментарного типа относят Марокко, Сенегал, Индонезию, Египет, Иорданию и Нигерию.

Особенности формы, виды

По внешним признакам государство состоит из формы правления, формы государственного устройства и политического режим. Рассмотрим каждый вид формы государства в отдельности.

Понятие, виды правления

Форма правления – организация власти в стране, государственных органов и институтов. Выделяют следующие формы правления:

Исходя из смысла понятия и видов формы правления государства, можно дать характеристику каждому виду правления.

Формы государственного устройства

Государственное устройство (как вид формы государства) – это как территориально устроена страна и каким образом центральной власти подчиняются ее субъекты. Выделяют следующие формы государственного устройства: унитарная, федерация и конфедерация.

Для унитарного государства характерен единый центр управления страной, единая конституция и единая валюта. Унитарные государства могут быть централизованными и национальными (многонациональными): Китай, Эстония, Япония.

Федеративные государства — это страны, которые состоят из многих национальных областей и субъектов, которые подчиняются федеративным законам, но имеют право устанавливать местные правила, не противоречащие Конституции. Выделяют федерации территориальные, смешанные и национальные. Территориальными федерациями являются США, Германия, смешанная – Россия, а к национальным федерациям можно отнести Индию.

Конфедерация — это непостоянный, кратковременный союз государств, образованный для преодоления трудных задач политического или территориального значения. Конфедерация не имеет централизованного правительства, бюджета или национального гражданства. К таким государствам можно отнести Евросоюз, Союзное государство России и Белоруссии.

Политический режим

Государство обладает набором методов и приемов по осуществлению власти в стране, это и носит название политического режима. В литературе выделяют два вида политического режима: демократический и недемократический.

Демократический и недемократический режимы

Демократический режим обладает следующими признаками:

  • верховенство закона;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • населению гарантируется свобода, соблюдение прав;
  • власть выбирается, сменяются институты власти в субъектах государства;
  • оппозиция не запрещается государством;
  • многопартийность в государстве.

Недемократический режим запрещает оппозицию, многопартийность, нет свобод в стране, а присутствует принуждение и террор. Недемократический режим выделяют двух видов: фашистский (господство одной нации в стране) и тоталитарный (соблюдение единственно правильной идеологии, подчинение партии или диктатору).

Виды и формы международной ответственности государств

Всякое государство несет правовую ответственность за свои действия, которые могут носить не только правовой характер, но и агрессивный. В мире выделяют следующие виды и формы международно-правовой ответственности государств:

  1. Материальную: репарация и реституция.
  2. Нематериальную: сатисфакция, ограничение суверенитета.

Репарация и реституция

Виды и формы ответственности государств в материальном плане могут выступать в качестве реституции и репарации.

Реституция – это материальное обязательство страны-агрессора возместить ущерб, который был причинен в результате противоправного действия, восстановить статус, который существовал до совершения международного преступления: возвращение захваченного имущества. Выделяют как вид реституции ресторацию.

Назначение ресторации состоит в нематериальном восстановлении прав страны: освобождение заложников и отмене оккупационной политики, отмена всех решений, которые причиняли вред государству.

Репарация – денежная компенсация, которая должна быть осуществлена в связи с причинением противоправного деяния. Репарация заключается в связи с подписанием мирного договора, по которому проигравшая страна обязана выплатить денежную сумму странам победителям.

Нематериальные формы международной ответственности

В мире агрессия против другого государства считается страшным международным противоправным деянием. Кроме материальной ответственности, страны победители могут ввести ограничение суверенитета страны-агрессора, а также управлять государством до уничтожения очагов агрессии. Может возникнуть возможность лишения независимости, разделение территории страны, но это совсем крайняя мера.

Как мера ответственности применяется и сатисфакция.

Что такое сатисфакция? Это моральное признание государством-агрессором на самом высоком уровне совершенного противоправного деяния: устное и письменное сожаление о случившемся.

К сатисфакции относятся и такие действия, как: расследование преступления; вынесение наказания людям, которые допустили моральный ущерб; обещание, что такое международное правонарушение больше не повторится.

Источник: https://FB.ru/article/384453/ponyatie-i-vidyi-form-gosudarstva

Pravo-consut
Добавить комментарий