Понятие, предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права

Содержание
  1. Понятие, предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права
  2. Значение конституционного права:
  3. Предмет конституционного права
  4. Метод конституционного права
  5. Вопрос 1: Понятие конституционного права России как отрасли права, как науки и учебной дисциплины. Предмет и методы конституционного права России как отрасли права
  6. 2. Предмет конституционного права как отрасли российского права
  7. 3. Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права
  8. 4. Методы конституционного права как отрасли российского права
  9. Вопрос 2: Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды
  10. Понятие, предмет и метод конституционного права россии как главные элементы отрасли права
  11. Предмет
  12. Источники
  13. Цель и задачи государственного права
  14. Методы государственного права
  15. Система, институт права
  16. Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовая ответственность
  17. Понятие, предмет и метод конституционного права РФ — Студопедия
  18. Понятие, предмет и метод конституционного права РФ — Студопедия
  19. Конституционное право как наука.
  20. Конституционно-правовые нормы: понятие, виды и особенности.
  21. Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты.
  22. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, объекты, субъекты.

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахож­дение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права.

Значение конституционного права:

  • эта отрасль права имеет ве­дущий характер в системе права. С конституционно­го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз­виваться, если она не находит опоры в конституционных прин­ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо­лее противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой.

Властные отношения со­прикасаются не только с индивидуальными проявлениями свобо­ды человека, но и с коллективными действиями людей через по­литические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов.

Отсюда ост­рый интерес к развитию конституционного права со стороны са­мых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институ­тов и норм.

Предмет конституционного права

Уяснение предмета необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит — составить поня­тие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей.

Определение предмета конституци­онного права требует большой точности, поскольку в этой отрас­ли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограничен­ной, имея только самый необходимый набор полномочий в инте­ресах людей.

Особенность предмета конституционного права как отрасли права

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр.

, правовой статус личности), в других — предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений (прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений).

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

  1. охраны прав и свобод человека (отношения между челове­ком и государством);
  2. устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.).

Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых скла­дываются правовой статус человека, его основные права и свобо­ды.

В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степе­ни отвечает этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей че­ловека по отношению к другим людям и государству.

Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы преду­предить злоупотребления ею.

Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гаран­тии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязан­ность создать условия для благополучия людей; в сущности, это­му подчинено все устройство государственной власти.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация эко­номики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные ус­тои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.).

В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и со­циальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека.

Таким обра­зом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества.

Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям.

Собственно же граждан­ское общество в главном остается свободным от государственно­го регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизнен­ных идеалов и собственных путей к счастью.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента­цию широкого круга отношений между ними.

Органы государст­венной власти, несмотря на различие их задач и разделение пол­номочий, должны составлять единую целостную систему и нахо­диться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе.

Кон­ституционное право составляет исходную точку развития власт­но-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государст­венных органов, но при отсутствии внутреннего единства спо­собно породить разлад в их действиях, конституционные кризи­сы и хаос в государственной жизни.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

  1. императивного;
  2. диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст.

13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право. 

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-predmet-i-metod-konstitutsionnogo-prava-rf-kak-otrasli-prava

Вопрос 1: Понятие конституционного права России как отрасли права, как науки и учебной дисциплины. Предмет и методы конституционного права России как отрасли права

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права

Конституционноеправо РФ — одна из ведущих отраслейРоссийского права, включающая в себясовокупность норм права, регулирующихобщественные отношения в сферевзаимодействия человека и государства.

2. Предмет конституционного права как отрасли российского права

Предметконституционного права РФ составляютнаиболее важные общественные отношения,складывающиеся в сфере взаимодействиячеловека и государства, в частности:

-Общественные отношения, составляющиеоснову конституционного строя РФ.

-Общественные отношения, складывающиесяв сфере взаимодействия между Федерациейи ее субъектами.

-Общественные отношения, присущиереализации прав и свобод человека игражданина.

-Общественные отношения, вытекающие изправового статуса личности, закрепленногов РФ.

-Общественные отношения в сфере местногосамоуправления.

3. Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права

Предметуконституционного права как отраслироссийского права присущие следующиеособенности:

-Всеобщность  общественных отношений,регулируемых нормами конституционногоправа.

-Общественные отношения, составляющиепредмет конституционного права отличаютсястабильность и устойчивостью, а также,гарантированностью государством.

-Общественные отношения имеют свойспецифический набор субъектов (индивид,личность, группы людей, граждане,национальности, нации и т.д.) и объектов(государство, государственные органы,права и свободы человека и гражданина,правовой статус личности).

-Исключительная важность конституционно-правовыхобщественных отношений в процессефункционирования государства исуществования общества.

-Нормы конституционного права регулируюттолько базовые, основополагающиеобщественные отношения в установленныхсферах.

-Другие особенности.

4. Методы конституционного права как отрасли российского права

Методконституционного права как отраслироссийского права — совокупность приемов,средств и способов осуществлениярегулирования общественных отношенийв сфере взаимодействия человека игосударства.

Системаметодов КП как отрасли:

Императивныеметоды:

-Метод запрета (часть 5 статья 13 КонституцииРФ)

-Метод обязывания (статья 58 КонституцииРФ)

-Метод субординации (статья 83 КонституцииРФ)

Диспозитивныеметоды:

-Метод дозволение (статья 73 КонституцияРФ)

Вопрос 2: Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды

Конституционно-правовыенормы -это общеобязательное веление, выраженноев виде государственно-властногопредписания и регулирующие общественныеотношения, составляющие предметконституционного права.

Кпризнакам, характеризующимконституционно-правовые нормы какправовые нормы, имеющие черты, общиедля всех социальных норм можно отнести:

1)нормы конституционного права — этопродукт правотворческой деятельностигосударства;

2)конституционно-правовые нормы — этогосударственно-властные предписания;

3)конституционно-правовые нормы являютсяформально-определенными, т.е. выраженнымив письменной форме;

4)конституционно-правовые нормы имеютобязательный характер, т.е. они обязательныдля исполнения всеми гражданами, ихорганизациями и объединениями, физическимии юридическими лицами и органамигосударства;

5)конституционно-правовые нормы — этоправила общего характера. Они обращеныко всем без исключения гражданам России,а некоторые из них — также к иностранцами лицам без гражданства;

6)конституционно-правовым нормам присущаих неперсонофицированность. То естьони адресованы не конкретным субъектам,а всем субъектам права либо отдельнымкатегориям (видам) субъектов;

7)конституционные нормы имеют поведенческийхарактер, поскольку с содержащимися вних установлениями должны соотноситьсвое поведение, свою деятельность любыесоциальные субъекты;

8)конституционно-правовые нормы обеспеченыв процессе их реализации силойгосударственного принуждения.

Однакосудебные и несудебные механизмыгосударственного принуждения специфичныв сравнении с механизмами принуждения,применяемыми для защиты иных отраслевыхнорм.

Так, конституционная ответственность(за нарушения норм конституционногоправа как отрасли права) наступает,прежде всего, перед источником наделениявластными полномочиями;

9)еще одним свойством конституционныхнорм является их системность. Системностьозначает, что все конституционно-правовыенормы органически связаны друг с другом,взаимодействуют между собой. Системностьпредполагает также, что конституционно-правовоерегулирование осуществляется комплексно,посредством конституционно-правовыхинститутов.

Конституционно-правовыенормы также обладают общими чертами,как и другие нормы права. В частностиони:

1.отражают наиболее важные, имеющиеценность для общества, личности илисоциальной группы общественные отношения;

2.представляют собой модель регулируемыхобщественных отношений;

3.отражают и закрепляют типичностьсоциальных процессов, явлений, связейкак следствие их повторяемости;

4.обладают общеобязательным характером.

Классификацияконституционно-правовых норм можетбыть осуществлена по несколькимоснованиям:

1.По содержанию,тоесть объекту конституционно-правовогорегулирования нормы делятся в соответствиис выделяемыми блоками общественныхотношений, составляющих предметконституционного права.

Выделяютсянормы, закрепляющие основы конституционногостроя; нормы, регулирующие права исвободы человека и гражданина; нормы,определяющие федеративное устройствоРоссийской Федерации; нормы, определяющиепорядок осуществления форм непосредственногонародовластия; нормы, устанавливающиеосновы организации государственнойвласти; нормы, закрепляющие системуместного самоуправления; нормы,определяющие статус Конституции.

2.По функциям, которыевыполняют правовые нормы, их подразделяютна регулятивные, охранительные испециализированные.

Регулятивные (ихеще называют правоустановительными,правонаделительными нормами)конституционно-правовые нормынепосредственно регулируют общественныеотношения, определяя права и обязанностиих участников.

Охранительные нормызакрепляют меры юридической ответственностии меры защиты субъективных прав.

3.По характеру прав и обязанностейконституционно-правовыенормы подразделяются на управомочивающие,обязывающие и запрещающие.

Управомочивающиенормы устанавливают право субъектасовершать действия, предусмотренныенормой. Обязывающие нормы устанавливаютобязанность субъекта совершатьопределенные действия.

Запрещающиенормы устанавливают обязанность субъектавоздерживаться от определенных действий,не совершать их.

4.По степени определенностипредписаний конституционно-правовыенормы подразделяются на императивныеи диспозитивные. В императивных нормахсодержатся категорические предписания,которые не могут быть заменены другимипо усмотрению субъекта. Диспозитивныенормы определяют возможность совершенияили несовершения какого-либо действия,выбора варианта поведения.

5.По роли в механизме правовогорегулирования различаютматериальные и процессуальныеконституционно-правовые нормы.Материальные нормы определяют содержаниеправового регулирования, права иобязанности субъектов. Процессуальныенормы закрепляют порядок реализациипредписаний материальных норм, формуих воплощения в действительность.

6.По юридической силе конституционно-правовыенормы различаются в зависимости оттого, какой акт является источникомнормы, а также от разграничения предметовведения между Федерацией и ее субъектами.Наивысшей юридической силой обладаютнормы Конституции РФ как основногозакона государства, а также нормы,содержащиеся в международных договорах,санкционированные государством.

7.По территории действия конституционно-правовыенормы подразделяются на нормы, которыедействуют на всей территории РоссийскойФедерации, и нормы, которые распространяютсяна часть ее территории (субъект РоссийскойФедерации, муниципальное образование).

Нормыконституционного права объединяютсяв отраслевые институты. Правовой институтпонимается как совокупность норм права,регулирующих определенный круг однородныхи взаимосвязанных общественных отношений,образующих отдельную обособленнуюгруппу.

Источник: https://studfile.net/preview/5969449/

Понятие, предмет и метод конституционного права россии как главные элементы отрасли права

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права

Юридическая консультация > Гражданское право > Понятие, предмет и метод конституционного права России

Понятие, предмет и метод конституционного права – это важные элементы отрасли, отражающие ее сущность. Данная отрасль является главной среди остальных ветвей права. Она основана на главенствующем нормативном правовом акте – Конституции России. Здесь есть специфические особенности и понятийный аппарат.

Система конституционного (государственного) права России

Данная отрасль права является главной, ведущей, на которую обязаны опираться иные правовые отрасли Российской Федерации. Ее нормы касаются таких понятий, как государственное устройство, права и свободы граждан, их интересы, процесс формирования государственных органов власти (законодательных, исполнительных, судебных).

Единым источником является Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов РФ. Они содержат базовые, основополагающие принципы регулирования в стране.

Предмет

Предмет дает возможность понять, осознать специфику регулирования отрасли. Это сущность, содержащая общее понятие, отличительные характеристики. Он охватывает 2 общественные сферы:

  1. Отношения между государством, обществом (человеком).
  2. Отношения между государством, иными государствами, государственными органами.

Первое подразумевает осознание основных возможностей, свобод человека в рамках закона. Они не могут иметь абсолютный характер.

Возможности, свободы должны подчиняться единому строю. Они предполагают отсутствие вмешательства в личную жизнь граждан, общественную жизнь при условии соблюдения правил, требований законодательной базы.

Второе подразумевает поддержание мира, порядка в стране. Также создание специальной системы по утверждению, наделению полномочиями государственных органов власти.

Предмет заключается в базовом, основном регулировании. Оно охватывает каждую область жизнедеятельности граждан.

Источники

Данные акты содержат регламентирующие определения различных правоотношений. В широком же понимании источник представляет собой совокупность документов, принципиальных положений, влияющих на деятельность страны, общества.

Они воспитывают правосознание, мораль, нравственность. В узком понимании источник представляет собой совокупность официальных документов, которые устанавливают правила, санкционируют их.

У источников существует деление на виды в соответствии с установленной иерархией документов:

  1. Международные акты (соглашения, договоры, конвенции, пакты).
  2. Конституции, уставы.
  3. Федеральные конституционные законы.
  4. Внутригосударственные договоры, соглашения.
  5. Федеральные законы.
  6. Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, решения и постановления главных судов РФ (Конституционного, Верховного).
  7. Локальные, судебные источники.

Это принятая соподчиненность, закрепленная законодательными нормами.

Цель и задачи государственного права

Целей здесь можно выделить несколько. Это реализация существующих интересов государства, гражданина в отдельности, общества в целом. Здесь также подразумевается разрешение конфликтов таких интересов, их обособленность, сглаживание по мере возможностей.

Также цели могут выражаться в консервации правовых отношений, в подталкивании развития моральных ценностей, культуры, стимулировании к переходу к новым отношениям. Подобные цели тесно связаны с идеями, идеологией. Это может быть идея консерватизма или абсолютизма, демократии, превращения в европейское государство.

Есть и технические, правовые цели, заключающиеся в установлении правопорядка, законности. В создании специальных законных рамок для них. Все они сходятся к урегулированию отношений (к примеру, захват власти, монополизм).

, важная задача заключается в установлении основных принципов общественно-политической сферы, тенденций развития, правовых институтов, в исследовании существующих проблем, поиске решений. Общей же задачей науки является исследование.

Оно может касаться государственного суверенитета, отношений между обществом, властными структурами, отдельными гражданами. Также выделяют задачу, касающуюся оценки существующего положения, накопленного опыта, сравнительного анализа на основе международного опыта.

Это осмысление правоприменительной практики, осознание реалий, поиск новых теоретических положений и концепций. Роль, сущность данной отрасли также раскрывается в функциях.

Среди множества их разновидностей можно выделить следующие:

  1. Политическая (регулирование деятельности властных структур и другое).
  2. Идеологическая (исследование проблем, поиск решений, новых положений и концепций).
  3. Прогностическая (анализ, оценка правоприменительной практики, накопленного опыта, составление прогноза на будущее).
  4. Коммуникативная (взаимоотношения со СМИ, предоставление обществу открытой, правдивой информации, статистических данных).
  5. Интегративная (внедрение новых технологий).
  6. Практико-прикладная (применение новых методов, способов, идей).

Это главные, важные функции в рамках государственного права. Они раскрывают суть правотворческой деятельности, правоприменительной деятельности. Именно подобное функциональное разделение помогает реализовывать конституционные (государственные) начала.

Методы государственного права

Единого метода регулирования здесь не существует. Используются несколько общепринятых методов. Это императивный, диспозитивный.

Первый является методом обязывания и запрещения. Это сразу видно в тексте статьи. К примеру, в статье 58 конституции РФ говорится об обязанности по сохранению окружающей среды. Такое требование относится ко всем категориям граждан, властным структурам.

Подобных статей очень много. Обязывающие же нормы содержат призыв совершить определенные действия. Такие действия регулируются законом. Требование подразумевает юридическую ответственность (санкции) за их несоблюдение.

Второй является методом дозволения. Отсюда появляется некий выбор – использовать норму или не использовать.

Система, институт права

Любая система представляет собой совокупность отличительных особенностей, состава. Здесь подразумевается выражение согласованности, единства всех действующих конституционных норм. Такая система носит обособленный от других характер.

Ее основным, внутренним элементом является институт. Их может быть несколько (основы конституционного строя, основы правового статуса гражданина РФ, институт государственного устройства, государственной власти и местного самоуправления).

Иные взаимосвязанные нормы данной отрасли образуют другие институты. Все они исследуют, содержат однородные отношения. Их специфика основывается на Конституции Российской Федерации.

Институты делятся на унитарные, комплексные, подотраслевые, федерального значения. Все они различаются по своему объему.

Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовая ответственность

Специальные правила, содержащиеся в Конституции РФ, иных законах и подзаконных актах называются конституционно-правовыми нормами. У них есть своя специфика и особенности.

Специфика выражается в:

  1. Самое большое их количество находится в конституциях, уставах, иных актах государства и его субъектов.
  2. В них содержится закрепление духовного, культурного, политического, социально-экономического устройства общества.

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ — Студопедия

Как отрасль:

КП РФ занимает центральное место в системе отраслей права РФ. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм КП подтверждается тем, что принятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.

Ранее КП РФ называлось «государственное право». С развалом СССР образовалось КП России.

Например, принятие Конституции РСФСР 1918 г., СССР 1924 г., РСФСР 1925 г. привело к принятию кодексов во всех отраслях права и законов. Принятие КРФ 1993г. вновь привело к смене законодательства страны.

КП — система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых гос.принуждением), регулирующих определенную сферу общ.отношений.

Внутренняя согласованность этих норм иногда нарушается, некоторая рассогласованность возникает в российском КП по объективным (в силу движения самой жизни) и субъективным причинам ( некоторые положения законов субъекта не соотв-ют ФЗ), но она устраняется принятием нового законодательства, поправок к нему, решениями КС РФ – органа конституционного контроля.

Несоглассованности по принципиальным вопросам недопустима: в этом случае право может опровергать само себя. Как отрасль российское КП включает нормы федеральной Конституции и ФЗ, относящихся к предмету КП, а также соответствующие нормы конституций, уставов и иных конституционных актов субъектов РФ.

  • Понятие, предмет и метод конституционного права РФ.
  • Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса личности, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.
  • — основы конституционного устройства (строя)
  • — права и свободы человека и гражданина
  • — федеративное устройство
  • — организацию (систему) органов гос. вл-ти и органов местного самоуправления
  • ПРЕДМЕТ – это общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права.
  • Особенность предмета КП:
  1. Включает отношения, складывающиеся во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.
  2. НО! к предмету относятся только те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживающими его целостность.

Методы КП:

  1. 1) ИМПЕРАТИВНЫЕ – предписывающие поступать только определенным образом (представление лица на должность Ген.прокурора осуществляется только Президентом РФ);
  2. 1) УПРАВОМОЧЕНИЯ (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач);
  3. 2) СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту);
  4. 3) ОБЯЗЫВАНИЯ (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев);
  5. 4) ЗАПРЕЩЕНИЯ (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);
  6. 5) ДИСПОЗИТИВНЫЙ метод – выбор поведения на усмотрение субъекта (Президент может принять отставку Правительства, а может и не принимать);
  7. 6) КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – не основные (согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами);
  8. 7) РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).
  9. Система КПРФ:
  10. Система – это совокупность взаимосвязанных норм права, объединённых в институты (субинституты) и подотрасли.
  11. Особенности:

1) В системе КП сложно выделить материальное КП и КП процесс. Процессуальные нормы регулируют процедуру избирательного процесса, проведение референдума, процедуры отрешения от должности Президента, глав субъектов или роспуска представительного органа власти.

2)В системе КП сложно выделить общую и особенную части. В систему непосредственно включают составляющие её подотрасли и институты.

  • Общие положения. Институты:
  • — КРФ и её свойства;
  • — основы конституционного строя;
  • — основы конституционно-правового статуса личности (в том числе институт гражданства в РФ).
  • Конституционная система власти. Подотрасли и институты:
  • — федеративное устройство;
  • — избирательная система (избирательное право и избирательный процесс);
  • — институт президенства;
  • — законодательная власть;
  • — исполнительная власть;
  • — судебная власть;
  • — государственная власть в субъектах;
  • — местное самоуправление;
  • — порядок внесения поправок и пересмотр КРФ.

Источник: https://troitsk-rayon.ru/avtokredit/ponyatie-predmet-i-metod-konstitutsionnogo-prava-rossii-kak-glavnye-elementy-otrasli-prava.html

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ — Студопедия

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права

Как отрасль:

КП РФ занимает центральное место в системе отраслей права РФ. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм КП подтверждается тем, что принятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.

Ранее КП РФ называлось «государственное право». С развалом СССР образовалось КП России.

Например, принятие Конституции РСФСР 1918 г., СССР 1924 г., РСФСР 1925 г. привело к принятию кодексов во всех отраслях права и законов. Принятие КРФ 1993г. вновь привело к смене законодательства страны.

КП — система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых гос.принуждением), регулирующих определенную сферу общ.отношений.

Внутренняя согласованность этих норм иногда нарушается, некоторая рассогласованность возникает в российском КП по объективным (в силу движения самой жизни) и субъективным причинам ( некоторые положения законов субъекта не соотв-ют ФЗ), но она устраняется принятием нового законодательства, поправок к нему, решениями КС РФ – органа конституционного контроля.

Несоглассованности по принципиальным вопросам недопустима: в этом случае право может опровергать само себя. Как отрасль российское КП включает нормы федеральной Конституции и ФЗ, относящихся к предмету КП, а также соответствующие нормы конституций, уставов и иных конституционных актов субъектов РФ.

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ.

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса личности, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

— основы конституционного устройства (строя)

— права и свободы человека и гражданина

— федеративное устройство

— организацию (систему) органов гос. вл-ти и органов местного самоуправления

ПРЕДМЕТ – это общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права.

Особенность предмета КП:

  1. Включает отношения, складывающиеся во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.
  2. НО! к предмету относятся только те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживающими его целостность.

Методы КП:

1) ИМПЕРАТИВНЫЕ – предписывающие поступать только определенным образом (представление лица на должность Ген.прокурора осуществляется только Президентом РФ);

1) УПРАВОМОЧЕНИЯ (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач);

2) СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту);

3) ОБЯЗЫВАНИЯ (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев);

4) ЗАПРЕЩЕНИЯ (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);

5) ДИСПОЗИТИВНЫЙ метод – выбор поведения на усмотрение субъекта (Президент может принять отставку Правительства, а может и не принимать);

6) КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – не основные (согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами);

7) РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).

Система КПРФ:

Система – это совокупность взаимосвязанных норм права, объединённых в институты (субинституты) и подотрасли.

Особенности:

1) В системе КП сложно выделить материальное КП и КП процесс. Процессуальные нормы регулируют процедуру избирательного процесса, проведение референдума, процедуры отрешения от должности Президента, глав субъектов или роспуска представительного органа власти.

2)В системе КП сложно выделить общую и особенную части. В систему непосредственно включают составляющие её подотрасли и институты.

Общие положения. Институты:

— КРФ и её свойства;

— основы конституционного строя;

— основы конституционно-правового статуса личности (в том числе институт гражданства в РФ).

Конституционная система власти. Подотрасли и институты:

— федеративное устройство;

— избирательная система (избирательное право и избирательный процесс);

— институт президенства;

— законодательная власть;

— исполнительная власть;

— судебная власть;

— государственная власть в субъектах;

— местное самоуправление;

— порядок внесения поправок и пересмотр КРФ.

Конституционное право как наука.

Наука конституционного права – отраслевая наука, изучающая отрасль конституционного права РФ, это обширная система знаний.

Наука КП РФ опирается на определенную систему источников:

— Труды ученых (отечественных и зарубежных);

— Нормативно-правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы;

— Практика – это процессы на базе действия норм КП РФ.

Методы науки КП:

1. Сравнительно-правовой – это анализ конституционно-правовых норм различных стран;

2. Системный метод – изучение по определенным элементам;

3. Статистический – анализ статистических данных, на основе этих данных делаются выводы.

1) Наука КП РФ изучает действующее КП, его историю, теорию и развитие самой науки о нем.

2) Раскрывает закономерности российского КП, анализирует содержание его институтов, методы конст-прав. регулирования.

3) Создает правовые концепции, предлагает точные формулировки правовых норм для совершенствования законодательства.

4) Формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует сама наука.

5) Изучает эффективность действующего законодательства.

6) Наука изучает статистические данные, показывающие развитие определенных конст-прав.институтов и их тенденции.

Конституционно-правовые нормы: понятие, виды и особенности.

Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые нормы – это выраженные в КРФ, законах, иных источниках общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой гос-ва.

Виды:

1) по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений): связанные с:

— основами конституционного строя;

— основами правового статуса личности;

— федеративным устройством;

— органами государства;

— органами местного самоуправления.

2) по юридической силе (зависят от места НПА данного вида в общей системе НА):

— нормы Конституции – высшая юр.сила;

— нормы ФКЗ;

— нормы ФЗ.

3) по территории действия:

— действующие на всей территории РФ;

— на территории респ., обл., иного субъекта Федерации;

— в границах территории, на которой осущ-ся местное самоуправление (в муниципальных образованиях).

4) по характеру предписания:

— управомочивающие – право субъекта осущ-ть предусмотренные в норме действия – это нормы, кот. закрепляют компетенцию РФ, субъектов;

— обязывающие – обязанности субъектов совершать определённые действия – нормы о конституционных обязанностях граждан;

— запрещающие – содержат заперты на совершение определённых действий, в них предусмотренных – «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе».

5) по степени определённости предписаний:

— императивные – однозначно определяют вариант поведения субъектов в соответствующих обстоятельствах;

— диспозитивные – возможность выбора варианта действия субъектов с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.

6) по назначению в механизме правового регулирования:

— материальные – предусматривают содержание действий;

— процессуальные (процедурные) – формы, в которых материальная норма должна быть реализована – в регламентах, законодат-х актах о проведении референдума.

Особенности:

— Основополагающий, базовый , учредительный характер;

Конст-прав. нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права. Например, КРФ (ст.8 и 35) закрепляет норму о праве частной собственности (базовый принцип), а гражданское право – подробно регулирует отношения собственности, в том числе и частной. КРФ (ст. 37) запрещает принудительный труд – трудовое законодательство исходит уже из этого.

— Повышенная стабильность – конст-прав.нормы изменить гораздо сложнее, чем нормы иных отраслей права.

Если обычный закон изменяется простым большинством Парламента, то для изменения конституционой нормы требуется квалифицированное большинство (2/3, ¾ Парламента) или проведение референдума, часто – соблюдение особой процедуры.

Специфика конституционно-правовых норм – в наличии как норм, которые можно защитить в суде, так и норм-деклараций — некоторые нормы носят декларативный хар-р (констатация факта, но имеющая значение для утверждения демократии), норм-принципов, норм-лозунгов.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 КРФ).

Особенности структуры – усечённая — только гипотеза и диспозиция.

Специфический характер субъектов – народ, гос-во, нации и народности, представит-е (законод-е) органы гос.вл-ти.

Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты.

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из:

1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);

2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта);

3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий);

4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

Признаки конституционно-правовой ответственности:

1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;

2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы;

3) она наступает только при наличии вины.

Виды конституционно-правовой ответственности:

1) ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ;

2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;

3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;

4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;

5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;

6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

Формы конст-правовой ответственности:

1) Роспуск;

а) законодательного (представительного) органа субъекта РФ, который после предупреждения Президента не отменил свой н.п.а., признанный несоответствующим КРФ и законам Федерации

б) представительного органа мун. образования (основания те же);

2) Отзыв депутата представительного органа избирателями;

3) Лишение его полномочий представительным органом;

4) Лишение его депутатской неприкосновенности представительным органом;

5) Импичмент Президенту рФ;

6) Вотум недоверия и отказ в доверии Правительству РФ;

7) Увольнение Председателя Правительства или отд.министров;

8) Отрешение от должности и временное приостановление исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта РФ и главы мун.образования (если издадут н.а., противоречащие КРФ).

Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, объекты, субъекты.

Конституционно-правовое отношение – общественное отношение, урегулированное нормой КП и содержанием которого явл. юридическая связь м/у субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусм. данной правовой нормой.

Особенности:

1. Имеют свое собственное — основополагающее содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП РФ.

2. Им свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений

3. Характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи м/у субъектами, часто устанавливаемые ч/з цепочку взаимосвязанных м/у собой правоотношений.

Возникновению конст-прав. отношений предшествует ЮФ. ЮФ – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение, прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением субъекта. Действия делятся на юр.акты и юр.поступки.

Юридические акты — это действия, представляющие собой открытое выражение правовой воли их участников.

Юридический поступок — действие, приводящее к юридическим последствиям,независимо от намерения лица, совершившего это действие.

Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким ЮФ, как рождение гражданина.

Источник: https://studopedia.ru/7_68202_ponyatie-predmet-i-metod-konstitutsionnogo-prava-rf.html

Pravo-consut
Добавить комментарий