Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Содержание
  1. Традиции похорон: что нельзя делать на похоронах
  2. Религиозные запреты
  3. Нельзя заказать отпевание для некрещеных
  4. Нельзя заочно отпевать покойного
  5. Нельзя вписывать некрещеных и неверующих в записку “О упокоении”
  6. Нельзя хоронить икону в гробу с покойным
  7. На православных похоронах нельзя говорить: «Пусть земля будет пухом»
  8. Нельзя класть в гроб иконы, если предстоит кремация
  9. Народные приметы и поверья
  10. Нельзя, чтобы покойник лежал в гробу с открытыми глазами
  11. Нельзя класть в гроб вещи живых людей
  12. Нельзя забивать крышку гроба в доме умершего
  13. Вынося гроб, нельзя задевать о дверной косяк
  14. Нельзя выносить покойника головой вперед
  15. Когда выносят гроб с покойным, живым нельзя оборачиваться назад
  16. Нельзя убираться в доме, пока в нем тело усопшего
  17. Беременным женщинам и детям до трех лет нельзя присутствовать на похоронах
  18. Нельзя приходить на похороны в светлой одежде
  19. Нельзя идти перед гробом
  20. На кладбище нельзя шуметь, ругаться, спорить
  21. Нельзя целовать покойного в губы
  22. Нельзя брать с кладбища
  23. Во время похорон и поминок нельзя говорить о покойном плохо
  24. Нельзя говорить во время минуты молчания
  25. Нельзя носить одежду умершего
  26. >9 ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ПОМИНОК ПО УСОПШЕМУ. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников
  27. 9 основных правил проведения поминок по усопшему
  28. Поминальная трапеза
  29. Когда и как правильно поминать усопших людей после смерти
  30. Зачем поминать усопших
  31. Православные таинства и обряды
  32. Как поминать в пост
  33. Поминки 1 год: традиции и правила проведения
  34. Когда нужно проводить поминки и индивидуальные дни поминовения покойных в церкви
  35. Как правильно заказывать поминовение в церкви?
  36. Поминальные молитвы об усопших
  37. От чего следует отказаться в поминальные дни
  38. Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом
  39. Как помянуть некрещеного
  40. Мнение церкви о поминовении усопших

Традиции похорон: что нельзя делать на похоронах

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Смерть человека – область непостижимого и сакрального. Все неизвестное страшит, а страхи всегда связаны с запретами и табу. Каким бы ни было происхождение этих запретов, они уже давно укоренились в народной культуре, приметах и нормах поведения.

Похороны – это время, когда даже не суеверный человек старается соблюсти все погребальные обряды и традиции, следует приметам и поверьям независимо от того, как он к ним относится.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Подробнее

Религиозные запреты

В любой религии смерть занимает особое место, и православие не стало исключением. Священник, проводящий отпевание, может рассказать о том, что православному можно и нельзя делать на похоронах. Перечислим основные правила:

Нельзя заказать отпевание для некрещеных

По Уставу Церкви нельзя совершать обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры, относившихся к Церкви и вере с насмешкой или враждой, некрещеных и самоубийц. Для самоубийц исключение возможно, но только если человек был психически болен (что подтверждают медицинские справки) и на отпевание получено разрешение епархии.

Нельзя заочно отпевать покойного

Это правило небезусловное. Прежде заочное отпевание разрешалось только при условии отсутствия останков для предания их земле – например, когда человек сгорел в пожаре, бесследно утонул, исчез при землетрясении и иных стихийных бедствиях.

Практика заочного обряда отпевания широко распространилась во времена СССР. Тогда множество храмов было закрыто или разрушено, и провести обряд было негде. Верующим людям не оставалось другой возможности, кроме как просить о заочном отпевании.

В некоторых местах нашей страны по-прежнему нет церквей, из-за чего перевезти тело к месту отпевания невозможно. В таких случаях церковь идет навстречу нуждам верующих и обычно разрешает провести заочный обряд отпевания.

Нельзя вписывать некрещеных и неверующих в записку “О упокоении”

Молитва поминовения в церкви — это упоминание имен почивших во их спасение в ходе литургии и панихиды. Осуществляется по запискам “О упокоении”, в которые вписывают имена крещеных. Нельзя вписывать некрещеных, безбожников, вероотступников, самоубийц. 

Нельзя хоронить икону в гробу с покойным

Некоторые настоятели считают, что хоронить покойного вместе с иконой – это неправильно. Хотя многие православные с этим соглашаются, важно знать, что запрета со стороны церкви на этот счёт нет, поэтому те, кто хоронил своих близких вместе с иконами, могут не переживать.

По мнению настоятеля одного из московских храмов, это допустимо, поскольку почившего и так погребают в покрывале с изображением Иисуса Христа и налобным венчиком с изображениями икон. Кроме того, св.

Серафим Саровский лично завещал, чтобы его тела предали земле с иконой «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», а святой не мог просить о том, что грешно.

Таким образом, оставлять ли у себя икону из гроба после похорон – личное дело близких покойного.

Если она будет служить духовным проводником, связью с этим человеком, ориентиром для благих пожеланий душе усопшего, её следует не просто сохранить, но и регулярно доставать для молитв и почитания.

Если же скорбь о потере столь сильна, что каждое напоминание об ушедшем вызывает безутешное горе, следует не мучить себя, но с лёгкой душой отпустить память о покойном, предав икону земле вместе с покойным или вернув её в храм.

На православных похоронах нельзя говорить: «Пусть земля будет пухом»

Для христианской культуры такое пожелание чуждо: душа человека после смерти и до Страшного Суда никак не связана с телом, следовательно, любые пожелания в адрес тела не имеют никакого отношения к состоянию души умершего.

Некоторые православные священники советуют не использовать фразу «Пусть земля будет пухом» не похоронах христианина из-за её языческого происхождения.

Многие другие не считают этот вопрос сколько-нибудь важным и не препятствуют её произнесению на похоронах.

Нельзя класть в гроб иконы, если предстоит кремация

Хотя икона кладется в гроб, перед кремацией её следует забрать из гроба. Сжигать иконы (даже во время кремации) – это кощунство и грех.

Народные приметы и поверья

Народная культура содержит множество правил, запретов и ограничений в вопросе похорон. Некоторые из них имеют под собой веские медицинские основания, другие уже давно стали правилами похоронного этикета. Есть и просто суеверия, уже давно слившиеся с традициями похорон. Перечислим основные вещи, которые нельзя делать на похоронах:

Нельзя, чтобы покойник лежал в гробу с открытыми глазами

Объяснений не счесть. Кто-то боится, что открытые глаза покойного высматривают, кого бы забрать с собой и скоро кто-то умрет еще. Другие считают, что внешнее зрение для этого мира покойному уже не нужно: закрыв глаза умершему, мы помогаем ему обрести внутреннее зрение, пригодное для мира иного. Рот умершего тоже должен быть закрыт.

Нельзя класть в гроб вещи живых людей

Древняя народная примера гласит: положишь в гроб свою вещь, пойдешь вслед за покойным.

Нельзя забивать крышку гроба в доме умершего

Народная мудрость считает, что если забивать крышку гроба в доме покойного, то его семью ждет еще одна смерть. Выносить гроб должны только неродные покойному мужчины. Считается, что кровь тянется к крови, и усопший уведет родственников за собой.

Вынося гроб, нельзя задевать о дверной косяк

Дурная примета: считается, что человек, ударивший гроб с покойным, сам вскоре отправится на тот свет.

Нельзя выносить покойника головой вперед

Считается, что на похоронах нельзя выносить умершего головой вперед. Его несут только ногами вперед, иначе душа не сможет вернуться назад. Это древнее языческое поверье уже давно вошло в обиход и известно, пожалуй, всем.

Когда выносят гроб с покойным, живым нельзя оборачиваться назад

Издревле идет поверье, что, провожая покойного, нельзя смотреть назад, иначе смерть придет за тобой или в твой дом. Уходя с кладбища после похорон, нельзя оглядываться.

Нельзя убираться в доме, пока в нем тело усопшего

Народная пословица гласит: “сор при покойнике вымести – всех из дому вынести“.

Беременным женщинам и детям до трех лет нельзя присутствовать на похоронах

Этот запрет связан с мыслью о том, что новая жизнь несовместима со смертью, а психика детей еще недостаточно устойчива и атрибуты смерти могут негативно на них повлиять.

Нельзя приходить на похороны в светлой одежде

Во многих культурах цвет траура – это черный. Считается, что не обязательно приходить именно в черном, но оттенки одежды должны быть темными: светлые оттенки якобы привлекают внимание смерти.

Нельзя идти перед гробом

По примете, тот, кто идет впереди гроба, может «уйти» на тот свет раньше покойника. На похоронах также нельзя также обгонять катафалк – это сулит болезни или неприятности.

Нельзя двигаться навстречу похоронной процессии

Если вам навстречу движется похоронная процессия, лучше остановитесь и переждите. Мужчина должен снять головной убор. При встрече с похоронной процессией нельзя переходить дорогу, так как тем самым ты переходишь дорогу смерти, и привлечешь её к себе.

На кладбище нельзя шуметь, ругаться, спорить

Душе покойного это может не понравиться, и ему будет плохо на том свете. Но дело, скорее, не в поверье, а в том, о чем говорилось в начале статье: смерть страшит, и все замолкают.

Нельзя целовать покойного в губы

Прощаясь с покойником, необходимо поцеловать венчик на лбу, но не следует прикасаться губами к телу. У этой приметы есть и практическая сторона: таким образом можно подхватить инфекцию.

Нельзя брать с кладбища

Забирать можно только то, что у вас при себе, например, свои личные вещи. Все остальное, например, используемые во время похорон платки и полотенца, нужно оставить, иначе вы унесете с собой смерть.

Во время похорон и поминок нельзя говорить о покойном плохо

В каждом есть что-то хорошее и что-то плохое. Если поминать усопшего дурным словом, то его душа на том свете будет страдать и маяться. Лучше вспомнить что-нибудь хорошее о нем. Вспомним известную пословицу: о покойном можно говорить только хорошее (или ничего).

Нельзя говорить во время минуты молчания

В это время нельзя не только говорить, но и вообще издавать какие-либо звуки. Переходить с места на место или копаться в вещах считается неуважением к покойному.

Нельзя носить одежду умершего

Кто-то считает, что нельзя носить одежду умершего, другие, наоборот, видят в этом возможность прикоснуться к любимому человеку, быть вместе с ним хотя бы и таким способом. Здесь всё зависит от чувств, индивидуальности и настроя.

Другое дело – смертная одежда – та, что была на человеке в момент ухода из жизни. Если умершего не сразу доставили в морг, то в его теле начинается процесс разложения. Носить или передавать одежду, которая была на теле в момент смерти, опасно и от неё лучше избавиться.

Мысль о том, что обувь усопшего влияет на его душу отразилась в ряде поверий. Таких, например, что не надо завязывать узлы на обуви усопшего, так как его душа завяжется в узел, и он будет являться живым во сне.

Возможно, вам будет интересно:

28 марта 2019

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/tradicii-pohoron-chto-nelzya-delat-na-pohoronah/

>9 ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ПОМИНОК ПО УСОПШЕМУ. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших
Цитата сообщения VIPs Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
9 ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ПОМИНОК ПО УСОПШЕМУ

9 ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ПОМИНОК ПО УСОПШЕМУ

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме?

Кто придумывает эти правила?

Предлагаю ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии.

Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.

ПОХОРОННЫЕ СУЕВЕРИЯ:

• На похоронах нельзя есть вилками.

• Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.

• Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.

• На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.

• Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.

• Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.

• Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.

• Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.

• Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.

• Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.

Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

КАК ПРОВОДИТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД:

• В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.

• Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.

• Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».

• В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

.

Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

• На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.

• Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.

• Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.

• Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.

• Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.

Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям?

Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:

«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держим их”.

Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно.

B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».

.

Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.

Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших.

Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

Поучения старцев: насколько важно подавать сорокоусты об упокоении.

«Этот рассказ взят из книги – Современные старцы горы Афон, выпущенной издательством Русский Паломник.

Эта не выдуманная история на примере одного семейства, рассказывает насколько важно подавать сорокоусты об упокоении почивших христиан.

Итак, пришлось старцу Даниилу отправиться из монастыря Ватопед в родной город Смирну и пробыть там девять месяцев.

“Как только прибыл я (в Смирну), то счел долгом своим посетить Георгия, сына незабвенного Деметриуса”.

(Деметриус был простым мирянином, но его великая вера и добродетельность дали ему “мудрость небесную”, и прославился он своими мудрыми советами и наставлениями.

Его поучения укрепляли многие души, включая и душу старца Даниила в юные годы. “Я расспросил его подробно о смерти отца, о кончине которого знал от многих людей”.

В ответ на просьбу монаха Георгий в мельчайших подробностях описал кончину своего достопочтенного отца, слезами сопровождая воспоминания. И одна деталь настолько примечательна, что мы должны сейчас же рассказать о ней.

Достигнув заката земной жизни, богодухновенный Деметриус был предуведомлен о дне смерти своей, определенном ему Господом. В день тот он попросил одного благочестивого, чистого сердцем священника отца Деметриуса придти к нему.

“Я умру сегодня, отче, — сказал он. — Прошу тебя, скажи, что мне делать, когда наступят последние мгновения”.

Священник знал о его добродетельной жизни, знал, что он исповедовался, соборовался и несколько раз причастился. Но, выслушав просьбу, решил предложить следующее.

“Если пожелаешь, распорядись, чтобы по смерти твоей в каком-нибудь сельском храме совершили о тебе сорок литургий (сорокоуст)”. Умирающий с радостью принял совет священника. Немного помедлив, он призвал сына.

“Сын мой, я прошу тебя об одной услуге. Прошу тебя, чтобы по смерти моей ты заказал по мне сорок литургий в какой-нибудь сельской церкви”.

Тот ответил: “Благослови меня, отец мой, я обещаю исполнить твое желание”.

Через два часа Божий человек испустил дух. Без промедления его достойный сын обратился к отцу Деметриусу, не зная, что именно он присоветовал сорок литургий.

“Отец Деметриус, мой отец оставил мне распоряжение отслужиить за него сорок литургий где-нибудь за городом. И так как Вы иногда остаетесь в храме Святых Апостолов, я прошу Вас взять на себя труд отслужить их. Я позабочусь об оплате всех расходов”.

Со слезами отвечал священник: “Дорогой Георгий, ведь это я твоему отцу дал такой совет, и пока я жив, всегда буду его поминать.. Но я не могу совершить эти сорок литургий, потому как раз сейчас матушка моя приболела.

Тебе придется обратиться к другому священнику”.

Однако Георгий, зная великое благочестие отца Деметриуса и преданность ему своего отца, настаивал, пока не уговорил его. Священник, придя домой, сказал супруге и дочерям:

“Я должен совершить сорок литургий за душу доброго христианина Деметриуса. Поэтому сорок дней не ждите меня дома, я буду в храме Святых Апостолов”. 

И начал он усердно совершать литургии. Совершил уже тридцать девять, последняя пришлась на воскресный день. Но в субботу вечером у него так страшно разболелись зубы, что он вынужден был пойти домой. Он стонал от боли. Супруга предложила вызвать врача, чтобы тот удалил зуб.

“Нет, — ответил отец Деметриус. — Завтра я должен совершить последнюю литургию”. 

Однако в середине ночи боль настолько усилилась, что пришлось-таки вызвать врача и удалить зуб. И так как было кровотечение, священник решил отложить последнюю литургию до понедельника.

В субботу днем Георгий приготовил деньги для оплаты труда священника и намеревался отдать их ему на следующий день. В ночь на воскресенье он стал на молитву. Ночная тишина способствовала молитвенному настроению.

Прошло долгое время, он устал и прилег на кровать, припоминая добрые дела и наставления своего благословенного батюшки.

На ум пришла и такая мысль: “Действительно ли сорок литургий помогают душам умерших или церковь предписывает их для утешения живущих?” И в этот момент задремал.

Он увидел себя в прекрасном месте, в месте такой неописуемой красоты, которую на земле и не встретить.

Однако чувствовал себя недостойным находиться в таком святом райском месте, и его охватил страх, что его должны изгнать оттуда до глубин адских.

Но он укрепился такой мыслью: “Если Господь Всемогущий привел меня сюда, Он смилуется надо мной и даст еще время на покаяние, ведь я еще не умер и не разрешился от тела”.

После этой утешительной мысли увидел идущий издали чистейший и ярчайший свет, сияющий гораздо сильнее, чем солнце.

Он побежал навстречу к нему и с невыразимым удивлением увидел зрелище невиданной красоты. Перед ним простирался огромный то ли сад, то ли лес, благоухающий чудесным незнакомым ароматом.

Он подумал: “Так вот он, Рай! О, какое блаженство ожидает тех, кто праведно поживет на земле!”

С изумлением и наслаждением рассматривая эту неземную красоту, обратил внимание на прекраснейший дворец исключительного архитектурного изящества, стены которого сияли ярче золота на солнце и бриллиантов. Невозможно описать его красоту человеческими словами. Он стоял пораженный и безмолвный. Подойдя поближе — о, радость! — увидел отца своего, светоносного и сияющего, у двери дворца.

“Как ты попал сюда, дитя мое?” — спросил отец мягко и с любовью.

“Я и сам не знаю, папа. Но чувствую, что недостоин здесь находиться. Однако, скажи мне, как ты здесь? Как ты попал сюда? И чей это дворец?”

“Милость Спасителя нашего Христа и заступничество Его Матери, которую я сугубо почитаю, дали мне место это. Сегодня я должен был войти во дворец этот, но так как строитель, сооружавший его, нездоров — сегодня у него вырвали зуб, — сорок дней строительства не закончены. Потому я войду в него завтра”.

После этих слов Георгий проснулся с ощущением чуда, со слезами, но несколько озадаченный. Остаток ночи не спал, непрестанно творил молитвенные славословия Всемогущему Богу. Утром пошел на литургию в собор святой Фотинии. После, взяв просфору, вино и свечу, отправился в район Миртакии, где находилась церковь Святых Апостолов. Он нашел отца Деметриуса в келлии, сидящим на стуле.

Священник с радостью приветствовал его и сказал, не желая огорчить: “Я только что пришел с Божественной литургии. Сейчас сорок литургий совершены”.

Тогда Георгий стал в подробностях описывать видение, бывшее у него ночью. Когда дошел до описания того, что вступление его отца во дворец было отложено из-за зубной боли строителя, священник исполнился страхом, но вместе и радостью, и ощущением чуда. Он встал и сказал:

“Дорогой мой Георгий, я — строитель, который трудился над возведением дворца. Сегодня я не совершил литургию из-за вырванного зуба. Видишь, мой носовой платок весь в крови. Я сказал тебе неправду, потому что не хотел расстраивать тебя”.

Старца Даниила глубоко взволновал этот рассказ. Под конец Георгий предложил ему посетить отца Деметриуса, который подвизался тогда в приходе св. Иоанна Богослова.

Священник подтвердил подлинность и сказал записать все как очень поучительное. Так и совершилось, раз уж мы нашли ее в рукописях.

В конце старец Даниил приписал карандашом: “Записанное я слышал в 1875 году, в октябре. Наш незабвенный Деметриус почил в 1869″.

Серия сообщений «- молитвы»:
Часть 1 — МОЛИТВА, МГНОВЕННО ИЗБАВЛЯЮЩАЯ ОТ ВСЕХ ПРОКЛЯТИЙ
Часть 2 — Молитва от головной боли…

Часть 16 — МАТЕРИНСКАЯ МОЛИТВА О ДЕТЯХ

Часть 17 — Молитвы на все случаи жизниЧасть 18 — 9 ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ПОМИНОК ПО УСОПШЕМУ

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/talaza/post435156171

9 основных правил проведения поминок по усопшему

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме? Кто придумывает эти правила? Мы предлагаем тебе ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда.

Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания. Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии.

Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.
ПОХОРОННЫЕ СУЕВЕРИЯ • На похоронах нельзя есть вилками. • Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.

• Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью. • На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой. • Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.

• Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.

• Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.

• Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник. • Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком. • Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня. Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея. Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

КАК ПРОВОДИТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД

• В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.

• Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.

• Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».

• В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

• На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.

• Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя. • Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция. • Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.

• Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.

Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям?
Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:
«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держимих”.
Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно. B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».
Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь. Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших. Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

Источник: https://mistika.xyz/2018/03/9-osnovnyh-pravil-provedeniya-pominok-po-usopshemu.html

Поминальная трапеза

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем… преломлять для них хлеб (Иер. 16: 7). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в

первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и

близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением.

Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.

«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.

Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».

На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час.

О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен.

Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

Следующие молитвы читают в любые дни поминок.

«Слава, и ныне:»

«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».

«Богородице Дево, радуйся…»

В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

«Вечная память» (трижды).

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья.

Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном.

Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш…», «Достойно есть…»

Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи.

Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего.

Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20)

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения.

И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21: 22).

Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.

Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/chto-nuzhno-znat-o-pominovenii-i-pogrebenii-usopshih/6

Когда и как правильно поминать усопших людей после смерти

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Согласно христианским, а особенно православным традициям, поминание усопших – важный обряд, который совершается в память о человеке и его душе. Это во многом отличает христианские обычаи от поминания покойного мусульманина в исламе.

Главной традицией считается коллективный обед, устраиваемый родственниками в доме, где жил человек или на кладбище: на месте его захоронения сразу же после процедуры погребения.

Поминания происходят три раза – в день погребения, на девятый (не на неделю, как некоторые думают) и спустя сорок суток. Посещают поминки все, кто желает вспомнить усопшего хорошим словом. В эти дни также навещают могилу, прибираются на участке.

В связи с таким распространенным для стран СНГ явлением, у многих людей возникает вопрос: как поминать усопших правильно и чем именно поминают умерших. В этой статье будет подробно описано поминание усопших, когда проводятся поминки и как правильно поминать по канонам православной церкви.

Зачем поминать усопших

Традиция поминовения умерших сложилась достаточно давно. Согласно византийско-христианскому обряду, как писалось выше, проводились поминки три раза:

  1. В день похорон, что на самом деле третий день со дня смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи.
  2. На девятый день со дня смерти.
  3. На сороковой день (так называемые сороковины).

Далее процедуру повторяют каждый год в день смерти, а не раз в полгода, вопреки мнению некоторых людей. Сам обряд уходит своими корнями далеко в древность.

Некое подобие поминок есть и в вероисповедании других народов, так как многие связывают свою веру с бессмертием в другом мире. По христианским традициям вся процедура в конечном итоге сводится к поминальной трапезе.

Просфора для поминания людей при проведении Литургии

Православные таинства и обряды

Богослужебные ритуалы важны для верующих людей, так как неразвитая человеческая сущность и несовершенная природа человека нуждается в видимых и невидимых символических действиях, которые способствуют ощущению воздействия незримой и всемогущей силы Бога.

Насчитывается немало всевозможных таинств и обрядов, к которым прибегают для поминовения умерших людей. Среди них:

  1. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. В эти дни на Литургии читают молитвы об усопших православных христианах, совершают богослужения за упокой души. Практически все эти дни связаны с празднованием Пасхи, поэтому даты суббот меняются каждый год.
  2. Третий, девятый и сороковой день. Обычные дни, которые связывают с умершим человеком. Они не являются какими-либо обрядами большого масштаба.
  3. Рождественский пост. Поминки проходят по тем же правилам, что и в Успенский или Петров пост. Не разрешается поминать спиртным и ставить перед фото покойного рюмку водки и хлеб.
  4. Мясопустная суббота. День поминовения умерших христиан, а особенно своих родителей. Это первая родительская суббота в уставе Православной церкви.
  5. Троицкая вселенская суббота (троица). Это день всеобщего поминовения, а также родительская суббота. В Троицу происходит «вселенское» обще церковное поминовение.
  6. Дмитриевская суббота. Совершается каждый год в субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского. Является последней субботой, в которую можно совершать поминовение усопших.
  7. Поминовение на Радоницу. Первое после Пасхи поминовение усопших в традиции восточных славян. Отмечается во вторник после Фомина воскресенья.

Как поминать в пост

Когда идет пост, есть особые дни поминовения – Родительская суббота, Воскресный день, когда происходит служба Божественной Литургии в полном объеме (в любой другой день поста она сокращена).

Во время этих богослужений совершается проскомидийный обряд поминовения умерших, когда за каждого человека из большой просфоры хлеба вынимается часть, которая символизирует его душу.

Просфора обозначает небольшой хлеб округлой формы, состоящий из двух частей. Они символизируют двойную природу Иисуса Христа: Божью и человеческую. Делается он на дрожжах или на квасе и используется как символ Литургии и Евхаристии.

Принципы изготовления просфоры, памятка

Поминки 1 год: традиции и правила проведения

В славянских странах принято отмечать  знаковые даты для живых людей, такие как именины и дни рождения, а после гибели – поминки.

Такая дата чрезвычайно значима для христиан, так как они чистосердечно веруют в бесконечную жизнь, и наедятся на встречу с Богом. Именно по этой причине, по мнению христиан, для человеческой души не существует никакого завершения.

Кроме молебна, на один год смерти в церкви часто заказывают:

  1. Поминание в процессе проведения богослужения утром. Проводят следующий обряд: из кусочка хлеба все извлекают небольшие части за новопреставленного.
  2. Сорокоуст – поминание на сорока церковных службах.
  3. Панихиду – обычно производится в субботу, но много договориться и выбрать любой другой день. К такому обряду можно обращаться хоть каждые 7 дней, но один год – дата серьезная.
  4. Литию – следующий тип службы за упокой души. Она намного короче вышеупомянутой и производится в любое время.

На любом мероприятии за упокой молиться должны все пришедшие, так как считается, что у батюшки не будет достаточно сил, чтобы вложить в молитвы все переживания, которые испытывают близкие покойника.

Когда нужно проводить поминки и индивидуальные дни поминовения покойных в церкви

Поминать можно не только в общепоминальные дни. Чтением молитв и вспоминанием людей заниматься разрешается в абсолютно любой день, но правильнее всего делать это на:

  1. Третий, девятый и сороковой дни после кончины. Именно в это время человек держит ответ перед Богом и его душа ожидает перехода к вечной жизни, так как, по мнению христиан, душа не может умирать. В  эти дни она нуждается в помощи от родных, а именно в молитве и воспоминаниях.
  2. Годовщину с момента кончины. Уход в другой мир ничуть не менее важное событие, чем день рождения. Для многих это второе рождение и переход в бесконечное бытие. Обязательно нужно помянуть умершего человека в этот день добрым словом. Неважно, какой это месяц: октябрь, ноябрь или июнь.

Церковь не запрещает проводить молитву каждый день. Кроме индивидуальных дат есть еще и общие, когда помянуть родственников считается обязательной процедурой.

https://www.youtube.com/watch?v=TZLBCznbADE

Процесс поминания в церкви

Как правильно заказывать поминовение в церкви?

По мнению христиан, молитва облегчает прохождение человека в другой мир и спасает даже самых безнадежных грешников. Чтобы панихида была отслужена по правилам, необходимо прийти в  храм, а именно в лавку свечей. Там можно записать имя умершего человека.

При подаче записки нужно принести какие-нибудь продукты на специальный столик панихиды.  Кто-то считает, что это еда для усопших, но к православию это не имеет никакого отношения. Покойным людям совершенно ни к чему простая пища, которую они ели, будучи живыми.  Им нужна молитва родственников.

Важно не только оставить записку с именем человека, но и лично присутствовать на поминании и служении. Молитва имеет особую силу только в том случае, когда она выражает личное прошение близкого человека о помиловании за грехи и упокое. Именно тогда она будет приносить максимальную позу.

Часто панихиды и другие служения заказывают перед похоронами, а затем на третий, девятый и сороковой день. Помимо этого, важной датой считается и годовщина смерти, а также день рождения и именины.

Поминальные молитвы об усопших

В качестве поминальных молитв часто используют:

  • молитву об усопшем до сорока дней;
  • молитву об усопшем после сорока дней;
  • молитву об усопшем на девятый день;
  • акафист (церковное пение или молитва) за покойника, который читается каждый день до 40 дней и 40 дней перед годовщиной.

От чего следует отказаться в поминальные дни

Поминание умершего куличами или яйцами ни в коем случае не должно превращаться в обычное застолье, так как могила – это место для размышления и упокоения.

Нельзя накрывать стол и устраивать «пир» с родственниками, приехавшими издалека. Также не рекомендуется поминать вином или водкой, а также не кропить спиртным могилы людей, оставлять алкоголь на надгробиях.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом

Традиция оставлять водку с хлебом на могиле умершего осталась со времен язычества и не одобряется православием. Нельзя помочь душе попасть в рай выпивкой или едой. Нужно проявлять терпение, выдержку и молиться для покойников, за прощение их грехов, за путь к вечной жизни.

Обряд, согласно которому около портрета усопшего ставят рюмку с водкой и лежащим на ней куском хлеба, также проводить не стоит. Душе это никак не поможет. Подаяниями с водкой проявляют «уважение» к людям, но забывают самое главное – молитвы.

Календарь дней поминовения усопших

Как помянуть некрещеного

Людей, которые не захотели соединить себя с Богом и Церковью, поминать нельзя. Их участь после смерти останется на рассмотрении Бога и на ситуацию повлиять не сможет никто. Некрещеных людей можно поминать дома, молиться о них, делать добрые дела в их память, попытаться говорить о том всем хорошем, что сделал этот человек за свою жизнь.

Мнение церкви о поминовении усопших

Церковь настаивает на том, что поминовения необходимо производить как можно чаще: в особые и обычные дни. Главные слова люди произносят на Божественной литургии, на которой приносится бескровная жертва Богу.

После литургии рекомендуется провести панихиду. Панихида служится перед кануном, представляющим собой столик с распятием и несколькими подсвечниками.  Сюда же приносят пожертвования на храм и его ремонт. Заказывают и сорокоуст до и после пришествия 40 дней с момента кончины.

Таким образом, было рассказано, как помянуть усопшего и когда поминают усопших после кончины. Дни повиновения приходятся на третье, девятое  и сороковое число дней после смерти.

При этом совершается ряд русских православных обрядов и молебнов, несущих в себе цель помолиться за усопших родителей, детей или друзей.

Источник: https://ritualica.ru/kak-pominat-usopshih

Pravo-consut
Добавить комментарий