Право государственной и муниципальной собственности

30. Понятие и особенности права государственной и муниципальной собственности

Право государственной и муниципальной собственности

Государствокак субъект права собственности занимаетособое место среди других субъектовсобственности.

Правогосударственной собственности —совокупность правовых норм, закрепляющихтри полномочия собственника РоссийскойФедерации и ее субъектов — по отношениюк государственному имуществу. Эти нормыобразуют институт права государственнойсобственности.

Государственноеимущество должно использоватьсясубъектами государственной собственностипо его целевому назначению.

Субъектамиправа государственной собственностиявляются Российская Федерация и субъектыРФ.

Объектыправа государственной собственностиимеют свои особенности. В круг объектовправа государственной собственностивходит имущество, составляющееисключительную собственность государства.

К таким объектам относятся: недра, леснойфонд, водные ресурсы, ресурсыконтинентального шельфа и другиеприродные объекты; объектыкультурно-исторического наследия,имущество государственной казны, объектыядерной энергетики и т.д.

Перечень этихобъектов определен в ст. 71 КонституцииРФ.

Имущество,находящееся в собственности государства,делится на две части:

  • закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
  • незакрепленное за юридическими лицами (оно составляет государственную казну).

Вгосударственную казну входят средствафедерального бюджета, Пенсионного фондаРФ, Фонда социального страхования идругих внебюджетных фондов РФ, ФондаЦентрального банка РФ, золотой запас,валютный фонд и т.д.

Имущество,являющееся государственной собственностью,подлежит регистрации в соответствующемреестре федеральной государственнойсобственности (собственности субъектовРФ). Реестр этот ведется Федеральнымагентством по управлению федеральнымимуществом.

Основания(способы) возникновения и прекращенияправа государственной собственности:

  • общегражданские (характерные и для других субъектов гражданского права);
  • специальные (характерные только для государства) — национализация, реквизиция, взимание налогов и обязательных платежей, переход государству по праву наследования выморочного имущества, принудительное изъятие имущества, в том числе путем его выкупа;
  • приватизация имущества (специальное основание прекращения).

Государствоосуществляет права собственника,действуя при этом в хозяйственномобороте через свои органы, обладающиесоответствующей компетенцией. ЭтоФедеральное агентство по управлениюгосударственным имуществом, Федеральноеказначейство, Федеральное управлениепо делам о несостоятельности (банкротстве)при Госкомимуществе РФ и некоторыедругие.

Субъектамиправа муниципальной собственностиявляются муниципальные образования.Управление муниципальной собственностьюосуществляется органами трех видов:

  • представительными (выборными органами);
  • органами местного самоуправления;
  • •муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Кобъектам права муниципальной собственностиотносятся: средства местного бюджета,муниципальные внебюджетные фонды,имущество органов местного самоуправления,а также муниципальные земли и другиеприродные ресурсы, находящиеся вмуниципальной собственности, муниципальныепредприятия и организации, муниципальныебанки и другие финансово-кредитныеорганизации, муниципальные жилищныйфонд и нежилые помещения, муниципальныеучреждения образования, здравоохранения,культуры и спорта, а также другое движимоеи недвижимое имущество.

Особенностимуниципального имущества:

  • муниципальное имущество подобно государственному делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, другая — составляет казну муниципального образования, включающую средства местного бюджета и иное муниципальное имущество;
  • среди объектов муниципальной собственности есть и такие, которые являются исключительно муниципальной собственностью, т.е. изъяты из гражданского товарооборота. Это муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
  • объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения данной территории, иначе говоря, имеют целевой характер.

Источник: https://studfile.net/preview/5897333/page:21/

Вопрос 76. Право государственной и муниципальной собственности: субъекты, объекты, порядок осуществления — Студопедия

Право государственной и муниципальной собственности

Право государственной собственности— это совокуп­ность норм, устанавливающих общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом, принадлежащим обществу в лице государства.

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущест­во, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ).

Субъекты государственной собственности: Россий­ской Федерации, республики, края, области, города феде­рального значения, автономные области, автономные округа (субъекты РФ).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде­ниями во владение, пользование и распоряжение на правах опе­ративного управления и хозяйственного ведения.

Следует отметить, что государственной казной России, казной республики в составе РФ, казной края, области, го­рода федерального значения, автономной области, автоном­ного округа служат не закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями средства соответствующе­го бюджета и иное государственное имущество.

К федеральной собственности относятся:

1. объекты, составляющие основу национального богат­ства страны:

· ресурсы континентального шельфа, территориаль­ных вод и морской экономической зоны России;

· охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе био­сферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);

2. объекты историко-культурного и природного насле­дия и художественные ценности, учреждения куль­туры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации;

3. объекты, необходимые для обеспечения функциони­рования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

· государственная казна (средства республиканского бюджета, Пенсионного фонда, фонда социального страхования и других внебюджетных фондов, Цент­рального банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды);

· имущество вооруженных сил, железнодорожных, по­граничных и внутренних войск, органов безопаснос­ти, внутренних дел и других учреждений;

· высшие учебные заведения, научно-исследователь­ские учреждения, предприятия и другие объекты Рос­сийской академии наук, отраслевые академии наук;

· предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окружающей при­родной среды и природных ресурсов;

· предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологи­ческой и ветеринарной службы, службы защиты ра­стений; предприятия патентной службы, стандарти­зации и метрологии;, машиноиспытательные станции и полигоны;

· государственные запасы и мобилизационные резер­вы, а также предприятия, обеспечивающие их сохра­нение;

4. объекты оборонного производства:

· все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, ракетные носители, космические и летательные ап­параты, военное снаряжение, обслуживающие пред­приятия и объекты;

· защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления;

5. объекты связи и инженерной инфраструктуры, пред­назначенные для использования в особый период;

6. объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятель­ность народного хозяйства России в целом и разви­тие других отраслей народного хозяйства:

· предприятия добывающей промышленности, за ис­ключением добычи местного сырья;

· предприятия топливно-энергетического комплекса;

· предприятия и объекты отраслей железнодорожно­го, воздушного и трубопроводного транспорта, реч­ного и морского флота, предприятия газификации;

· предприятия и объекты электроэнергетики;

· федеральные автомобильные дороги общего пользо­вания и обслуживающие их организации;

· предприятия связи, телевизионные и радиопередаю­щие средства;

· государственные племенные и конные заводы и совхо­зы, селекционно-гибридные центры, государствен­ные семенные инспекции и лаборатории, сортоиспы­тательные станции, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных рыб;

7. прочие объекты:

· предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препара­тов;

· предприятия и организации по производству спирто­вой и ликеро-водочной продукции.

Муниципальная собственность — это имущество, кото­рое принадлежит на праве собственности городским, сельским поселениям и другим муниципальным образо­ваниям.

От имени муниципального образования как собствен­ника муниципального имущества выступают органы местного самоуправления. Осуществление правомо­чий собственника в отношении муниципального имущества органами государственной власти и должностными лицами не допускается.

Имущество, находящееся в муниципальной собственно­сти, закрепляется за муниципальными предприятиями и уч­реждениями во владение, пользование и распоряжение на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Муниципальная казна соответствующего городского, сельского поселений или другого муниципального образова­ний — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприя­тиями и учреждениями:

Имущество, которое переходит из государственной собственности в муниципальную:

· жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации;

· жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строитель­ные предприятия, обслуживающие объекты, перечис­ленные в данном приложении;

· объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предпри­ятий), городского пассажирского транспорта (вклю­чая метрополитен), внешнего благоустройства, а так­же предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объ­ектов;

· другие объекты, находящиеся в оперативном управ­лении органов местной администрации;

· предприятия розничной торговли, общественного пи­тания и бытового обслуживания населения;

· оптово-складские мощности, предприятия и подраз­деления производственно-технической комплекта­ции, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

· учреждения и объекты здравоохранения (кроме об­ластных больниц и диспансеров), народного образо­вания (кроме спецшкол для детей, страдающих хро­ническими заболеваниями), культуры и спорта;

· предприятия и объекты общественного питания, уч­реждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министер­ства сельского хозяйства РФ;

· предприятия розничной торговли, общественного пи­тания и бытового обслуживания населения, находя­щиеся в ведении министерств, ведомств, государ­ственных предприятий (кроме закрытой сети).

Все муниципальное имущество регистрируется в установ­ленном законом порядке в реестре муниципальной собствен­ности.

Источник: https://studopedia.ru/2_39555_vopros--pravo-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti-sub-ekti-ob-ekti-poryadok-osushchestvleniya.html

Право государственной и муниципальной собственности

Право государственной и муниципальной собственности

Ст. 214 ГК РФ определяет, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности

    1. Российской Федерации (федеральная собственность), и
    2. субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Ст. 215 ГК РФ определяет, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Особенностями правового положения государства и других субъ­ектов публичной собственности являются:

    • наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
    • осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.

Субъекты права публичной собственности:

    1. Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);
    2. субъекты РФ — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);
    3. городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Муниципальная собственность относится к публичной, ибо муни­ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государствен­ной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст.

215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче­ски является именно государство или иное публично-правовое об­разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди­ческого лица — учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

Объекты права публичной собственности

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

    • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также
    • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
    • предметы бытового, потребительского характера;
    • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества.

Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК).

Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности:

    1. участки недр,
    2. водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.),
    3. природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
    4. земли особо охраняемых природных территорий.

Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, ограниченным в обороте.

В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му­ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе­ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации).

Тем самым установлен принцип целево­го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра­вовых образований в экономической деятельности.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravo-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti

Pravo-consut
Добавить комментарий