Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

Содержание
  1. Правовой акт — что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды
  2. «Нормативный» и «правовой» − не одно и то же
  3. Виды актов
  4. Закон и акт: соотношение терминов
  5. Систематизация и уровни
  6. Западная и восточная традиции законотворчества
  7. Основные проблемы российской системы права
  8. Законотворчество
  9. Юридическая техника как часть правовой системы
  10. Как действуют законы
  11. Нормативный правовой акт: понятие, виды, отличие от акта применения права
  12. Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru
  13. Начало и срок действия нормативных актов
  14. Виды нормативных актов
  15. Закон
  16. Подзаконные акты
  17. Международные законы
  18. Иерархическая система нормативно-правовых актов
  19. Уровни нормативных актов
  20. Нормативно-правовой договор и акт
  21. Понятие и особенности нормативно-правового акта
  22. Основания для классификации нормативно-правовых актов
  23. Закон: определение, виды и признаки
  24. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов
  25. Акты применения норм права: понятие, виды и отличие от нормативно-правовых актов — Студопедия

Правовой акт — что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.

Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.

Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.

У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:

  1. Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
  2. Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
  3. Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.

Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Виды актов

Наряду с нормативно-правовыми и ненормативными следует выделить еще один вид правовых актов − разъяснительные и толкующие нормы. Они направлены на то, чтобы объяснить смысл принятого документа, содержащихся в нем норм, и определяют действие правил установленных ранее.

Нормативные правовые акты являются определяющими в общественной жизни и правоотношениях, поэтому остановимся на них подробнее.

В системе законотворчества существует их разделение на такие виды, как:

Оно основывается на их юридической силе, которая напрямую зависит от положения и компетенции издателя в общей иерархии госорганов.

Например, наименьшей силой обладают документы, принятые на нижней ступени власти (муниципалитетом). Наибольшая − у федеральных конституционных законов.

Платформой для отдельного взятого подзаконного акта служит конкретный закон, уровень которого выше, а сила, соответственно, больше. Приведем пример: президентские указы, правительственные постановления, министерские приказы. Нужно помнить, такие документы будут относиться к подзаконным, только если в них есть те самые «кирпичики» о которых говорилось выше.

Различают еще общие и специальные акты. Под действие общих подпадают всех лица, а специальных − на одну или несколько категорий.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «закон» и «акт» соотносятся между собой довольно просто. Юристы придерживаются мнения, что закон и есть акт. Точнее сказать, это нормативный акт, наделенный высшей юридической силой, для принятия которого установлен специальный порядок.

В повседневной жизни, да и в юридической библиографии, чаще всего термин «закон» используется по отношению к любому документу, заключающему в себе нормы, предписания, указания. Иногда этим термином подменяют понятие «законодательства» в целом. В принципе, здесь не должно возникать недопонимания, поскольку обычно из контекста следует, что имеется в виду вся нормативно-правовая база.

Систематизация и уровни

Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

Систематизация происходит по следующим критериям:

  1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное ание − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
  2. По времени: временные и продолженного действия.
  3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

  1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
  2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
  3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

  1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
  2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
  3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества.

Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже.

Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Основные проблемы российской системы права

В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

  1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
  2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
  3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

Законотворчество

Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.

В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:

  1. Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
  2. Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
  3. Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
  4. Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.

Юридическая техника как часть правовой системы

Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса.

Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию.

Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

Как действуют законы

Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.

Источник: https://prostopozvonite.com/realty/document/pravovoj-akt.html

Нормативный правовой акт: понятие, виды, отличие от акта применения права

Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Нормативный правовой акт (НПА) – официальный письменный доку­мент, принятый (изданный) в установленном нормативном порядке в пределах собствен­ной компетенции уполномоченным на то го­сударственным органом, органом местного самоуправления или их должностными ли­цами либо населением непосредственно, влекущий установление, изменение, отмену правовых норм, обязательных для неопреде­ленного круга лиц или приостановление их действия, рассчитанных на неоднократное или временное применение, независимо от того, возникли или прекратились соответ­ствующие правовые отношения, обеспечен­ных средствами государственного гаранти­рования.

НПА издаются органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами (в порядке референдума) в пределах их компетенции и адресованы неперсонифицированному кругу субъектов.

Итак, НПА содержит нормы права. К сожалению, российское законодательство не содержит легальных дефиниций понятий «норма» и «нормативный правовой акт». Выход один – принятьфедеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», где определить эти понятия.

Признаки НПА:

1) Волевое содержание. Волевое содержание НПА означает, что он яв­ляется формой выражения чьей-то воли, выражает чьи-то интересы. Это могут быть интересы отдель­ных социальных групп, могут быть интересы общества в целом, но так или иначе эти интересы выражает го­сударство либо уполномоченный им орган или органи­зация.

2) Официальный характер. Официальный характер НПА получают ввиду их связи с государством.

Тот факт, что НПА предназначен для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе «государство — общество».

Эту роль выполняет обязательное обнародование НПА для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. Поэтому устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведения других лиц.

3) Системность. НПА входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует всю систему нормативных актов.

4) Всеобщий, универсальный характер. НПА должен содержать не индивидуальные (персонифицированные) указания «кому и что надлежит делать», но общие модели поведения. Он всегда рассчитан на многократное применение адресатами. Нормативность – это важнейший признак нормативных правовых актов.

Это свойство является основополагающим для права в целом, так как именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства. Нормативный характер НПА выражается в том, что он касается неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.

Когда речь идет о заранее неопределенном круге лиц, не важно, на большой или маленькой террито­рии реализуется этот акт. Неопределенность круга лиц означает отсутствие их индивидуализации в самом нормативном правовом акте, будь это акт федерального уровня, или документ, принятый в ор­ганизации.

Неоднократность применения акта предполагает возможность его реализации заранее неопределен­ное количество раз, когда различные субъекты об­щественных отношений оказываются в однотипных ситуациях.

5) Документарная природа. НПА – это всегда письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Он отличается также использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т. п.).

6) Компетентность. НПА издают уполномоченные субъекты. При этом нельзя выходить за рамки компетенции. Каждый субъект правотворчества наделен строго определенной формой, в которой он вправе облекать принимаемые нормы.

В данном признаке фактически объединены два. Во-первых, должны соблюдаться требования к форме (указ, приказ и др.), во-вторых, – требования .

Последнее предполагает, что каждый орган наделен строго определенным кругом вопросов, которые этот субъект правотворчества управомочен разрешать.

7) Социальный регулятор. НПА предназначен для регулирования общественных отношений. Призна­ком нормативного правового акта можно считать спо­собность регулировать типичные, повторяющиеся об­щественные отношения.

Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, так как их отношения выступают предметом правового регулирования.

Но не все отношения нуждаются в правовом воздействии и могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

Все эти признаки отражают связь права с государст­вом. Этим и определяется на практике правовой ха­рактер нормативных актов.

Так, только государство либо уполномоченные им органы или организации мо­гут осуществлять правотворчество и принимать нор­мативные правовые акты.

Как исходящие от государ­ства и выражающие волю всего либо части общества они являются общезначимыми и в силу этого обяза­тельными для адресатов под угрозой применения го­сударственного принуждения.

Виды НПА: Конституция, законы (Кодексы, федеральный конституционный закон, федеральный закон), указ Президента, постановление Правительства, ведомственные НПА (инструкция, положение, регламент), региональные и муниципальные НПА.

НПА как форма (источник) права значительно от­личаются от актов применения права (индивидуальных правовых актов). Во-первых, они содержат правовые нормы и рассчитанные на многократность применения, в то время как индивидуально-правовые акты содержат индивидуальные предписания.

НПА адресуются широкому кругу субъектов, тогда как индивидуально-правовые акты адресованы строго определенному лицу или ряду лиц. НПА издаются по конкретным вопросам (назначить пенсию, наложить дисциплинарное взыскание, выдача лицензии, профинансировать публичное мероприятие).

НПА регламентируют общественно значимые социальные взаимодействия, тогда как индивидуально-правовые акты рассчитываются на строго определенный вид социальных взаимодействий. Действие индивидуально-правовых актов прекращается с достижением цели, для которой они были изданы.

Тогда как НПА всегда действует независимо от существования конкретных отношений, которые предусмотрены данным нормативным актом. Ведущий компонент, который позволяет отграни­чивать НПА от индивиду­альных (правоприменительных) – нормативность.

Нормативный характер выражается в том, что НПА касается заранее неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение. В отличие от индивидуального правового акта, адре­сованного конкретному субъекту, НПА содержит нормы.

Итак, нормативно-правовой акт — официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы.

НПА содержит правила общего характера, обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом.

Индивидуально-правовой акт, в свою очередь, содержит конкретные предписания персонально определенному субъекту, рассчитанныйна однократное применение. Многие акты носят смешанный характер, то есть одновременно содержат и нормы, и индивидуальные предписания.

НПА нужно отграничить также от интерпретационных актов, которые дают толкование нормам. В то время как НПА закрепляют, изменяют или прекращают содержание правовых норм, интерпретационные акты разъясняют смысл и содержания действующих норм права

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 1820 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/11-41557.html

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. 

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;
  • акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;
  • подзаконные акты;
  • международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. 

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

См. также:

  • Локальный нормативный акт организации

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …? … входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или … предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления … потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива … тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …
  • Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия … входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или … предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления … потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива … тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …
  • Разработка положения об оплате труда работников учреждений спорта … РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
    При разработке … действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда, в том числе ведомственные нормативные правовые акты; … бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
    для руководителей, … нормативными правовыми актами этих субъектов;
    для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами …
  • О правомерности вынесения предписаний учреждениям органом государственного финансового контроля … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного … для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа …
  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год … :
    при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми … результатах.
    Досрочное применение правил ФСБУ
    Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать … досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 … организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер …
  • Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ? … и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного …  соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов …  установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст …
  • Можно ли заставить работника поделить отпуск на части? … с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными … установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
    Согласно …
  • Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА … с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур … установленных бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
    Достижение … контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного … средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих …
  • Формирование учетной политики по стандарту … особенностями деятельности;
    СГС «Учетная политика»;
    нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … и формирования отчетности учреждения.
    Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и …
  • Рекомендации Минфина по составлению учетной политики … какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и … ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … средства») не пересчитываются.
    Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению …
  • Минфин о порядке формирования и внесения изменений в учетную политику … (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и … ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и …
  • Обжалование и законный интерес … 208 КАС РФ право обжалования нормативного правового акта предоставлено лицам, являющихся субъектом отношений … этом их законные интересы нарушаются нормативным правовым актом
    .
    Системное толкование ст. 295 … доказательств подлежащих исследованию при оспаривании нормативных правовых актов. Так в п.п. … в делах о признании недействующими нормативных правовых актов именуются «заинтересованные лица& … по делам о признании недействующими нормативных правовых актов суд выполняет одновременно функции …
  • Электронные трудовые книжки … соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
    Лицо, имеющее стаж работы … соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным … РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами;
    лица, имеющие стаж работы по … нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
    С …
  • Публичное раскрытие показателей отчетности … или исправлениями ошибок устанавливается иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … обязательство, классифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … изменения производились;
    3) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения;
    4) наименование …
  • Об изменениях в системе государственного финансового контроля … порядок устанавливается, соответственно, федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа … соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства РФ. Такие стандарты должны … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, уже … нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/normativnyy_pravovoy_akt.html

Нормативно-правовой договор и акт

Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды
Определение 1

В качестве нормативно-правового договора выступает соглашение ряда субъектов права, в котором отражены общеобязательные правила и юридические нормы.

Существует несколько свойственных нормативно-правовому договору в качестве источника права черт:

  • он выступает в виде соглашения нескольких субъектов права;
  • его можно воспринимать в качестве акта волеизъявления людей, акта их сознательного поведения;
  • для сторон свойственно иметь равное правовое положение;
  • выступает в качестве добровольного волеизъявления сторон;
  • в него входит ряд юридических норм;
  • он схож с нормативными юридическими актами в своих юридических особенностях.

Одно из важнейших свойств нормативно-правового договора в виде источника права – он выступает в качестве добровольного волеизъявления сторон. Нормативно-правовой акт, напротив, выступает в качестве акта одностороннего волеизъявления законодательных органов.

Но важно отметить, что после заключения договора сторонами, для них важно следовать правовым нормам, которые содержит данный договор.

В ситуации одностороннего невыполнения обязательств наступают негативные юридические последствия для стороны, которая нарушила договоренности.

Все правовые системы признают нормоустанавливающее значение договоров.

Но важно видеть разницу между договором в виде источника права (речь идет о нормативном договоре) и правовым договором, который выступает в качестве индивидуального юридического акта (речь идет, к примеру, о договоре купли-продажи в гражданском праве), для которого свойственно устанавливать ряд не юридических правил, а конкретных юридических прав и обязанностей определенных субъектов. В качестве нормативного договора примером выступает такой вид соглашения субъектов права, в состав которого входит ряд новых юридических правил.

Замечание 1

Важно знать, что для нормативно-правового договора свойственно отличаться от договора, который выступает в качестве индивидуального акта, тем, что его предписания имеют неперсонифицированный характер, их действие неоднократно и долговременно.

Важно помнить о нормативном договоре, примерами которого могут служить ряд договоров относительно разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами власти республик в составе РФ.

Особую важность договор в качестве источника права представляет для конституционного и международного права. Для международного права свойственно воспринимать нормативно-правовые договоры как ключевые источники права.

Во время развития рыночных отношений данный вид договора получил распространение в области гражданского и трудового права.

И в общем допустимо предположить то, что нормативно-правовые договоры будут выступать в качестве источников юридических норм.

Замечание 2

Примером нормативного договора можно считать контракты, соглашения, договоренности и т.д. Важно помнить о том, что для него как источника права важно включать в себя ряд юридических норм (правил).

Понятие и особенности нормативно-правового акта

Для нормативно-правового акта свойственно использоваться в качестве основной формы права в государствах с писаным правом. Россия относится к ряду таких стран. Среди его характерных черт выделяют то, что он выступает в качестве одного из источников юридических норм, а также в виде разновидности правового акта.

Если рассматривать понятие «акт» в области права, то для него характерно иметь два значения.

С одной стороны, это правомерные действия, сюда же относятся действия относительно правотворчества, в ситуациях, когда для законодательного органа свойственно совершать ряд действий относительно издания, изменения или отмены законов.

А с другой стороны, это официальный документ, который служит отражением и закреплением результатов определенных действий, которые имеют юридическое значение.

Когда мы говорим о нормативно-правовом акте, то «акт» в данном контексте важно понимать во втором значении.

Как результат двойственной природы нормативно-правовых актов они содержат ряд юридических норм, выступают в качестве официального письменного акта-документа и предстают в качестве результата особой деятельности страны, которую называют правотворческой.

Для нормативно-правового акта также свойственно приниматься в порядке делегированного законодательства или референдума. Но в любой ситуации при участии государства и выражении его воли.

Учитывая названные признаки, можно дать следующее определение нормативно-правового акта.

Определение 2

Под нормативным правовым актом понимается официальный акт-документ в письменной форме, в состав которого входит ряд юридических норм, а также который принимают в особых процедурных формах рядом компетентных органов страны, и в порядке делегированного законодательства или при помощи референдума.

Важно видеть разницу между нормативно-правовыми актами и иными видами правовых актов. Речь идет об индивидуальных юридических актах. А главное видеть разницу между рассматриваемыми актами и таким видом индивидуальных актов, как актами применения права.

Объединяющим признаком для двух данных видов актов служит общая юридическая направленность.

Так, и для тех и для других свойственно содержать государственно-властные предписания, но в правоприменительных актах данные предписания имеют конкретную, индивидуальную направленность, а в нормативно-правовых актах ряд государственно-властных предписаний имеют общий характер, речь идет о юридических нормах.

К примеру, в области уголовного права под нормативно-правовыми актами принято понимать уголовный кодекс, а в качестве акта применения права выступает приговор суда относительно конкретного уголовного дела. И тут, важно отметить, что в данной ситуации и приговор суда, и уголовный кодекс можно воспринимать в качестве правовых актов.

Замечание 3

В качестве основной задачи нормативно-правового акта, как и любой формы права, выступает сохранение правовой информации и оптимальное доведение ее до сведения адресата. В данной ситуации нормативно-правовые акты выступают как самая удобная и совершенная форма права, причем как для «обычных» субъекта права, так и для страны.

Первое, это то, что для нормативных актов свойственно обладать качеством оперативности. Иными словами, их можно быстро издать, изменить в любом объеме и отменить. Это дает возможность гарантировать динамизм права, своевременное реагирование на потребности общественного развития.

Второе, для нормативных актов свойственно исходить в конце концов из единого центра. Речь идет о нормотворческих органах государства. Это позволяет качественно контролировать правовую структуру в границах государства, в полном объеме осуществлять ряд требований правовых норм.

Третье, для нормативных актов характерно давать возможность определенно и точно закреплять в документации содержание юридических норм. Это дает возможность обеспечить корректную формальную определенность права, а это является преградой для произвольного толкования и применения его норм.

Четвертое, для нормативных актов свойственно выражаться в письменном виде, в документах. Это дает возможность оперативно доводить суть новых нормативных положений до сведения всего населения.

Основания для классификации нормативно-правовых актов

Существует большое разнообразие правовых актов, у них есть множество наименований. Среди нормативно-правовых актов, которые издаются рядом государственных органов, выделяют множество видов.

Национальная (индивидуальная) правовая система любого государства есть строгая иерархия, иными словами, жесткая система градации, соподчиненности нормативно-правовых актов.

При классификации нормативно-правовых актов используются различные основания. Ключевое – градация по юридической силе.

Беря во внимание юридическую силу, нормативные правовые акты можно градировать на законы и подзаконные нормативные акты.

Опиши задание

Закон: определение, виды и признаки

Существует несколько признаков закона:

  1. Он выступает в качестве нормативного правового акта, который допустимо принимать исключительно высшими представительными и законодательными органами государственной власти, которые представляют весь народ. Ряд важных законов допустимо принимать при помощи референдума, иными словами, непосредственно самим обществом.
  2. Для него свойственно обладать высшей юридической силой и иметь верховенство по отношению к иным источникам права, занимать главную позицию в иерархии нормативно-правовых актов.
  3. Для него важно выражать общую волю, то есть быть отражением воли и интересов не конкретного социального слоя, в всего общества определенного государства, народа в общем.
  4. Как правило, его издают по самым значимым вопросам общественной и государственной жизни. Он необходим для контроля самых важных социальных сфер, закрепления наиболее важных общественных связей, отправных начал правового регулирования. В данном ключе для закона свойственно иметь первичную направленность.
  5. Для него свойственно приниматься, изменяться и дополняться в особом, более трудоемком, чем иные нормативно-правовые акты, процедурном порядке.
  6. Для него характерно быть исключительно нормативным, то есть содержать исключительно нормы права. В то время как иные нормативно-правовые акты могут иметь элементы индивидуально-властных предписаний.

Исходя из этого, закон можно определить следующим образом.

Определение 3

Под законом понимается нормативно-правовой акт, который принимает высший представительный орган государства или непосредственно народ в особом процедурном порядке при помощи референдума. Помимо этого для него свойственно обладать высшей юридической силой, а также он призван контролировать особо значимые направления общественной жизни в интересах народа.

Законы можно разделить на ряд групп:

  1. Конституция в виде ключевого политико-правового акта государства.
  2. Конституционный закон (органический закон).
  3. Обыкновенный закон.

Если рассматривать конституцию в качестве ключевого учредительного юридического акта государства, то ее можно понимать как ключевой, главный закон, который определяет правовой базис страны, ряд принципов, структуру, ряд ключевых характеристик государственного строя, права и свобод граждан, форму государственного правления, устройства, структуру правосудия и ряд иных основных устоев социума.

Замечание 4

Сегодня в России действует Конституция, которую приняли на референдуме 12 декабря 1993 г.

На основании конституции могут быть изданы конституционные законы, которые также посвящены правовым основам страны, основам государственного строя.

Существует несколько видов конституционных законов:

  1. Те, что необходимы для внесения изменений и дополнений в текст конституции.
  2. Те, важность издания которых предусмотрена самой конституцией.

К примеру, Конституция РФ 1993 г. предусматривает издание 14 конституционных законов. Для конституционных законов свойственно иметь процедуру принятия более сложного, чем для обыкновенных законов, особого характера. К примеру, в России недопустимо накладывать вето Президента РФ на принятый конституционный закон.

Определение 4

Под обыкновенными законами понимается ряд актов нынешнего законодательства, которые принимаются в обычном законодательном регламенте и регулируют разного рода аспекты политической, экономической, социальной жизни социума.

Для них, как и для всех законов, свойственно иметь высшую юридическую силу. Но для них важно следовать конституции, ряду конституционных законов.

Законы данного вида можно разделить на две группы. Речь идет о кодификационных и текущих законах. Для федеративного государства свойственно разделять законы на федеральные и законы субъектов федерации.

Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов

Определение 5

Под подзаконным нормативным правовым актом понимаются такие нормативно-правовые акты, принятые государственными органами или должностными лицами в рамках своей компетенции, базируясь на действующих законах и в первую очередь на конституции государства.

Для актов данного типа важно основываться на законах. Для них недопустимо противоречить закону.

Подзаконность нормативных актов не говорит о их меньшей юридической обязательности. В рамках своего действия они являются обязательными, имеют необходимую юридическую силу и занимают особое место в структуре нормативно-првового контроля.

Акты такого типа разнообразны и складываются в достаточно трудную иерархическую систему. Расклад разного типа данных актов выстраивается на основании принципа иерархии, то есть учитывая различную юридическую силу разных типов подзаконных актов.

Для акта каждой нижестоящей государственной инстанции свойственно не только быть «под законом», но и соотноситься с нормативными актами всех государственных органов, занимающих более высокую ступень в государственной иерархии.

К примеру, в России для актов Министерства культуры РФ важно соотноситься не только с законом, но и с рядом нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и рядом актов ведомств, имеющих в силу своего статуса межведомственное значение, к примеру, этом могут быть акты Министерства финансов РФ.

На область действия акта такого типа оказывает влияние место государственных органов, которые издали акт, в государственном аппарате, его компетенции.

Важно отметить, что и в данной ситуации необходимо видеть разницу между нормативными актами и индивидуальными управленческими актами, в состав которых входят не общие правила, а ряд индивидуальных предписаний (относительно назначения на должность, выделения бюджетных средств и т.д.).

Существует несколько видов данных актов. Одна из разновидностей это локальные нормативные правовые акты. Под актами такого типа понимаются внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты, которые издает организация в рамках своей компетенции и исключительного для того, чтобы регулировать внутренние вопросы. К примеру, правила внутреннего трудового распорядка.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/normativno-pravovoj-dogovor-i-akt/

Акты применения норм права: понятие, виды и отличие от нормативно-правовых актов — Студопедия

Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом; 2) правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3) акты применения права носят индивидуальный характер; 4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов: 1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.

), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия; 2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение; 3) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям: 1) по форме внешнего выражения; 2) по субъектам, применяющим нормы права; 3) по функциональному признаку; 4) по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности); 5) в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права; 6) по способу принятия; 7) по характеру решения; 8) по юридическому значению; 9) в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

1) акты-регламентаторы; 2) правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно-правовые; 2) акты административно-правовые; 3) акты уголовно-правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные;

2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально;

2) принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие;

3) управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:

1) если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;

2) нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3) нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;

4) нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;

5) нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;

6) нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;

7) нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.

Источник: https://studopedia.ru/6_98508_akti-primeneniya-norm-prava-ponyatie-vidi-i-otlichie-ot-normativno-pravovih-aktov.html

Pravo-consut
Добавить комментарий