Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Этотпринцип имеет свои начала в конституционноми гражданском праве. Равенство участниковгражданского оборота перед законом исудом есть прежде всего элемент правовогостатуса граждан и организаций в обществе.

Этот принцип по своей правовой природепроисходит из провозглашаемых вгражданском праве основных началгражданского законодательства, котороеосновывается на признании равенстваучастников регулируемых им отношений,неприкосновенности собственности,свободы договора, недопустимостипроизвольного вмешательства кого-либов частные дела, необходимостибеспрепятственного осуществлениягражданских прав, восстановлениянарушенных прав, их судебной защиты(ст. 1 ГК РФ).

Равенствограждан перед законом и судом не зависитот пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного идолжностного положения, места жительства,отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениями других обстоятельств.

Равенствов процессуальных правах организацийне зависит от места нахождения организации,юридического статуса, подчиненности,географических факторов и иныхобстоятельств.

Принцип государственного языка

Всилу ст. 71, 118 Конституции РФ суды общейюрисдикции являются федеральнымисудами, поэтому судопроизводство в нихдолжно вестись на государственномязыке.

Судопроизводствопо гражданским делам ведется на русскомязыке — государственном языке РоссийскойФедерации.

Судопроизводство в судах,расположенных на территории субъектаРоссийской Федерации, может вестись,наряду с русским языком, на языкереспублики, автономной области,автономного округа или на языкебольшинства населения данной местности.В военных судах судопроизводство ведетсяна русском языке.

Участвующимв деле лицам, не владеющим языком, накотором ведется судопроизводство,разъясняется и обеспечивается правознакомиться со всеми материалами дела,давать объяснения и показания, выступатьв суде и заявлять ходатайства, приноситьжалобы на родном языке, которым онивладеют, а также безвозмездно пользоватьсяуслугами переводчика.

Судебныедокументы вручаются лицам, участвующимв деле, в переводе на родной язык или наязык, которым они владеют.

Нарушениеустановленных законом процессуальныхгарантий защиты прав лиц, не владеющихязыком судопроизводства, — безусловноеоснование к отмене судебного решения.

Принцип гласности

Вгражданском процессе рассмотрение иразрешение дел происходит в открытомзаседании суда (ст. 123 Конституции РФ ист. 9 Закона «О судебной системеРоссийской Федерации»).

Открытоеразбирательство оказывает положительноевоздействие на судей, участвующих вделе их представителей с точки зренияпубличного контроля за их деятельностьюи влияет на соблюдение ими нормгражданского процессуального права.

Этот принцип является одной из предпосылоквынесения обоснованных и законныхсудебных постановлений и последующейоценки со стороны общества работы судови функционирования системы органовправосудия.

Принципгласности судебного разбирательстватесно взаимосвязан с другими принципами,в частности с принципом устности.

Подпринципом гласности понимается свободныйдоступ в зал судебных заседаний всехжелающих послушать процесс граждан, атакже их право на письменные заметки опроцессе и фиксацию всего происходящегов зале судебного заседания с занимаемогоместа.

Взависимости от лиц, которые могут бытьознакомлены с деятельностью суда,различают гласность для сторон и другихлиц, участвующих в деле, — гласность вузком смысле слова и гласность длянарода, или публичность.

Публичностьзаключается в праве присутствия в залесудебного заседания посторонних лиц,т.е. публики, включая представителейсредств массовой информации, которыемогут помещать объективные отчеты осудебном разбирательстве, не предрешаявыводов суда в решении.

Средствамассовой информации не вправе оказыватькакое-либо воздействие на судей, ихнезависимость.

Изпринципа гласности допускаютсяисключения.

Существуют ограничениягласности гражданского процесса двухвидов: 1) ограничения, предусмотренныезаконом и не допускающие усмотрениясудей или других лиц, участвующих вделе, по вопросу проведения закрытогосудебного заседания; 2) ограничения,предусмотренные в законе, допускающиевозможность проведения закрытогосудебного заседания по ходатайствулиц, участвующих в деле, представителейлибо по инициативе суда.

Примеромпервого вида исключения из принципагласности являются производства поделам об усыновлении ребенка. Всоответствии со ст. 139 СК РФ и ч. 3 ст. 263ГПК. в целях обеспечения охраняемойзаконом тайны усыновления дела обустановлении усыновления ребенкаподлежат рассмотрению и разрешению взакрытом судебном заседании, включаяоглашение решения.

Можнопривести достаточно много примероввторого вида ограничений гласности,когда исключения из принципа гласностидопускаются, однако не имеют безусловногохарактера и требуют в каждом конкретномделе обсуждения суда и мотивировкипроведения закрытого судебного заседания.

Например,каждый гражданин России имеет право нанеприкосновенность частной жизни,личную и семейную тайну, на тайнупереписки, телефонных переговоров и т.д.

В целях охраны, тайны переписки ителеграфных сообщений личная перепискаи личные телеграфные сообщения могутбыть оглашены в открытом судебномзаседании только с согласия лиц, междукоторыми происходил обмен информацией.

В противном случае такая переписка ителеграфные сообщения оглашаются взакрытом судебном заседании.

Закондопускает исключение из принципагласности в интересах сохраненияразличного рода тайны.

Слушание дела взакрытом заседании допускается вслучаях, предусмотренных федеральнымзаконом о государственной тайне, а такжепри удовлетворении судом ходатайстваучаствующего в деле лица, ссылающегосяна необходимость сохранения коммерческойи иной тайны, и в других случаях,предусмотренных федеральным законом.

Подлежатрассмотрению в закрытом судебномзаседании гражданские дела, если открытоеразбирательство дела будет противоречитьинтересам охраны государственной тайныи может нанести ущерб безопасностиРоссийской Федерации (ч. 1 ст. 2 ЗаконаРФ «О государственной тайне» от 21июля 1993 г.).

Исходяиз того, что общепризнанные принципы инормы международного права и международныедоговоры Российской 1 Федерации являютсясоставной частью ее правовой системы,суд вправе рассмотреть дело в закрытомсудебном заседании на основании п. 1 ст.14 Международного пакта о гражданскихи политических правах, п. 1 ст.

6 Европейскойконвенции о защите прав человека иосновных свобод, которыми предусмотрено,что пресса и публика могут не допускатьсяна все судебное разбирательство илиего часть по соображениям морали,общественного порядка, а также когдатого требуют интересы несовершеннолетнихдетей или для защиты частной жизнисторон или в той мере, в какой это, помнению суда, строго необходимо в интересахправосудия.

Оразбирательстве дела в закрытом заседаниисуд выносит мотивированное определение.Оно не подлежит обжалованию. Послеоглашения определения все присутствующиев зале судебного заседания граждане,кроме лиц, участвующих в деле, обязаныпокинуть его.

Винтересах соблюдения законности вслучае проведения закрытого заседаниясуда установлено, что разбирательстводел в закрытом заседании ведется ссоблюдением общих правил судопроизводства.

Понятие, значениеи классификация принципов гражданскогопроцессуального права

Принципы гражданскогопроцессуального права– основные положения, на основе которыхопределяется специфика, сущность исодержание данной отрасли права.

Значение принципов:

  1. являются важными демократическими гарантиями правосудия по гражданским делам;

  2. суд руководствуется не только конкретными гражданскими процессуальными нормами, но и принципами процессуального права;

  3. способствуют правильному толкованию всех норм гражданского процессуального права;

  4. способствуют преодолению пробелов в гражданском процессуальном праве. Применение аналогии закона или права возможно лишь на базе принципов гражданского процессуального права;

  5. определяют собой структуру и существенные черты гражданского процессуального права, его общие положения;

  6. обусловливают содержание процессуального права в целом;

  7. охватывают все нормы и институты гражданского процессуального права;

  8. указывают цель процесса и методы ее достижения;

  9. предопределяют характер и содержание деятельности субъектов права, общее направление развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли.

Все дополнения иизменения, которые вносятся в гражданскоепроцессуальное законодательство,формулируются в первую очередь исходяиз принципов отрасли.

Структура принциповгражданского процессуального правасостоит из следующих компонентов:

  1. наличие определенных представлений в сфере правосознания, в том числе правосознания судей и иных юристов, и в правовой науке;

  2. закрепление соответствующих положений в действующем законодательстве;

  3. реализация принципов права в конкретной сфере общественных отношений.

Система гражданскогопроцессуального права включаетвсю совокупность принципов даннойотрасли права в их соотношении ивзаимозависимости.

Классификацияпринципов гражданского процессуальногоправа.

1. По характерунормативного источника, в которомзакреплен конкретный принцип:

1) конституционныепринципы:

а) осуществлениеправосудия только судом; б) независимостьсудей и подчинение их только закону; в) принцип несменяемости судей; г) принцип неприкосновенностисудей; д) принцип состязательностисторон; е) принцип равноправияперед законом и судом; ж) принципгласности судебного разбирательства.

2) принципы,закрепленные в ГПК РФ:

а) принципединоличного и коллегиального рассмотрениягражданского дела; б) язык гражданскогосудопроизводства; в)принцип диспозитивности; д) сочетание устности и письменности; е) принцип непосредственности; ж) принцип непрерывности.

2. В зависимостиот того, в одной или нескольких отрасляхдействуют соответствующие принципы:

1) межотраслевые;2)специфические отраслевые;

3. По объектурегулирования:

Источник: https://studfile.net/preview/4603824/page:4/

Принцип равенства граждан перед законом и судом

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен во многих законодатель­ных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:“1. Все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, ра­совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

Равенство перед законом — это одинаковое применение положе­ний, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, долж­ностным лицам и гражданам.

При этом имеются в виду не только пре­доставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, воз­можность применения и реальное применение ответственности в со­ответствии с теми законодательными актами, которые регламентиру­ют осуществление правосудия.

Равенство перед судом не отличается существенно от по­нятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех, кто пред­стает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальны­ми правами и соответствующими обязанностями.

Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, неза­висимо от своего происхождения, социального, должностного и иму­щественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания.

Правила судопроиз­водства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, дол­жны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (ска­жем, имущественного достатка или бедности, профессии или занима­емой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.

Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности су­допроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам.

Но эти осо­бенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на воен­ной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются такие дела не граж­данскими, а военными судами.

Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии.

До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, зак­репленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью.

Как это приня­то во многих демократических странах мира, российское законодатель­ство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответ­ственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.

), только в отношении главы государства и депутатов законода­тельных (представительных) органов.
Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномо­чий.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыс­ку, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвер­гнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предус­мотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответству­ющей палатой Федерального Собрания”.

Эти конституционные положения существенно уточняются и до­полняются в ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.

Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см.

, например, ст.

13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.

Такую законодательную практику можно признать в целом понят­ной и в определенных пределах оправданной.

Она отражает стремле­ние иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма ост­рых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение по­стольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни.

Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.

Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобре­тает характер нарастающей тенденции.

Появились законы, ставящие в особые условия многих должностных и не должностных лиц.

В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Прези­дента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, проку­роры и следователи прокуратуры, адвокаты, сотрудники органов фе­деральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правитель­ственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам челове­ка в РФ и др.

Представление о том, какие конкретно изъятия из конституцион­ного принципа равенства всех перед законом и судом предусматрива­ются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, напри­мер, со следующими актами:

Перечень актов… о тех, кто НАД законом

  • ч. 6 ст. 42 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 10 января 2003 г.;
  • ч. 18 ст. 29 и ч. 4 ст. 41 Федерального закона “Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г.;
  • ч. 3 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20 декабря 2002 г.;
  • ст. 16 Закона о статусе судей;
  • ст. 42 Закона о прокуратуре;
  • ч. 4 ст. 17 Федерального закона “О федеральной службе безо­пасности” от 3 апреля 1995 г.;
  • ч. 1-3 ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Россий­ской Федерации» от 11 января 1995 г.;
  • ч. 8 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г.;
  • ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февра­ля 1997 г.
  • ст. 447-452 УПК;
  • ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

http://base.garant.ru/10103670/#16

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/printsip-ravenstva-grazhdan-pered-zakonom-i-sudom

Равенство всех перед законом и судом

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Равенство всех перед законом и судом

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении.

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении. Равенство граждан и организаций предусматривает обязанность всех сторон дела соблюдать законы. Предметом в процессе реализации принципа равенства выступает право граждан на получение судебной защиты.

Принцип равенства граждан перед законом и судом, суть данного принципа

В соответствии с базовыми юридическими принципами в любом судебном процессе все стороны судебного разбирательства считаются равными перед законом и судом. Соответственно, судебные органы не должны отдавать предпочтение кому-либо из учреждений, органов или участвующим в судебном разбирательстве сторонам, учитывая следующие виды принадлежности:

  • государственная;
  • половая;
  • национальная;
  • политическая;
  • социальная;
  • расовая;
  • языковая и др.

Также в процессе судебного разбирательства в арбитражных судебных органах не должны учитываться следующие характеристики граждан, органов или учреждений:

  • происхождение;
  • место проживания;
  • образование;
  • должностное положение;
  • место рождения;
  • религиозные предпочтения;
  • факт принадлежности к каким-либо общественным организациям или объединениям;
  • имущественное положение;
  • характер и род занятия;
  • профессиональные предпочтения;
  • личные убеждения;
  • иные основания и характеристики, которые предусматриваются действующим законодательством.

Суть равенства сторон перед судом

Равенство граждан, учреждений и организаций перед судебными органами заключается в необходимости постоянного использования единого судебного порядка, который регламентируется арбитражно-процессуальным законодательством.

При этом не учитывается вид и класс арбитражного судебного органа, который рассматривает судебное дело впервые. Аналогичным также является порядок рассмотрения гражданских дел, которые относятся к следующим разновидностям судебных производств:

  • апелляционное;
  • надзорное;
  • кассационное.

Принцип равенства всех граждан, учреждений и организаций перед арбитражными судебными органами в процессе повторного пересмотра судебных дел с учетом новых и заново открывшихся обстоятельств, доказательств и фактов.

Суд не должен учитывать те обстоятельства, под которыми понимаются происхождение, образование, языковые и религиозные предпочтения, род занятий или социальное положение и др.

Сотрудники арбитражных судебных органов обязаны одинаково относиться ко всем сторонам судебного процесса при осуществлении ими следующих действий:

  • в процессе реализации права на предоставление доказательственной базы;
  • при использовании права заявлять ходатайства и требования;
  • в процессе участия в рассмотрении доказательств.

Суть равенства граждан и организаций перед законом

Равенство всех граждан, учреждений и организаций перед законом гарантируется наличием единого гражданского законодательства.

Если же при любых обстоятельствах гражданские законные нормы были нарушены, то все нарушенные права, интересы и свободы подлежат восстановлению в обязательном порядке.

При этом восстановление законности должно совершаться в отношении всех сторон судебного процесса:

  • граждан, которые совершили правонарушение и нарушили нормы законодательства;
  • лиц и органов, которые считаются пострадавшими по конкретному судебному делу;
  • иных лиц, которые являются участниками судебного разбирательства.

При применении принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед законом не должны учитываться какие-либо показатели и характеристики сторон. Если в судебном разбирательстве пострадавшей или нарушившей стороной выступает организация или учреждение, то при разбирательстве не учитываются следующие факторы:

  • место фактического расположения;
  • факт подчиненности;
  • организационная форма;
  • юридическая форма собственности.

Если при арбитражном судебном разбирательстве любой из сторон выступают граждане, то в целях обеспечения принципа равенства всех перед законом, не должны учитываться следующие характеристики граждан:

  • происхождение;
  • расовая принадлежность;
  • язык;
  • место проживания;
  • принадлежность к общественным организациям и объединениям;
  • должностное положение;
  • профессиональные предпочтения;
  • национальная принадлежность;
  • вероисповедание;
  • имущественное и материальное положение;
  • половые характеристики;
  • личные убеждения и взгляды.

Равенство граждан и организаций перед законом не ограничивается исключительно равенством перед гражданским законодательством. Все стороны судебного разбирательства считаются равными перед всеми федеральными законами. К перечню таких законов относятся все нормативно-правовые акты, которые содержат в себе нормы материального и процессуального права.

Случаи нарушения принципа равенства граждан перед законом и судом. Ответственность за данное нарушение

Судья, который является председателем в процессе рассмотрения конкретного судебного дела, обязан гарантировать и обеспечить всем участникам процесса возможность для использования и осуществления своих прав, регламентированных законодательством.

Такие действия судья (и суд) обязан совершать в отношении всех лиц, которые являются сторонами дела – граждан, учреждений и органов. При этом судебные арбитражные органы обязаны соблюдать все нормы и принципы, которые гарантируют равенство всех сторон.

Нарушение принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед судом и законом влечет за собой уголовную ответственность.

Лицо, которое нарушило принцип равноправия сторон, наказывается в соответствии с нормами действующего законодательства.

П. и Г. в нетрезвом состоянии совершили хулиганские действия в ресторане «Север». При избрании меры наказания суд учел, что П. ранее дважды судим, на работе характеризуется отрицательно. Г.

же характеризуется положительно, имеет постоянное место жительства, семью, у него на иждивении трое несовершеннолетних детей, ранее не судим, чистосердечно раскаялся в содеянном. Поэтому суд приговорил П. к лишению свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а Г.

– к одному году лишения свободы с применением наказания условно. Не нарушен ли в данном случае принцип равенства граждан перед законом и судом? Раскройте содержание и значение этого принципа.

Не находятся ли в противоречии с принципом равенства граждан правила о подсудности уголовных дел, в соответствии с которыми дела в первой инстанции рассматриваются в зависимости от тяжести преступления, важности и сложности дела судами, относящимися к разным звеньям судебной системы, вплоть до Верховного Суда РФ? Не противоречат ли принципу равенства граждан правила подсудности дел военным судам различных звеньев в зависимости от звания и должности привлекаемого к ответственности лица? Не нарушает ли принцип равенства граждан перед законом и судом особый порядок привлечения к уголовной ответственности судей?

Алена 18.04.2019 12:44

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП».

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г.

Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович05.06.2019 17:12

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна06.06.2019 10:30

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/ravenstvo-vsex-pered-zakonom-i-sudom.html

Равенство граждан и организаций перед законом и судом

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом (ст. 19 Конституции). Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом _ элемент правового статуса гражданина (организации) в обществе.

Этот принцип по всей своей правовой природе происходит из провозглашаемых в гражданском праве основных начал гражданского законодательства, которое базируется на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Правосудие в судах осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех организаций, независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности. Равенство граждан перед законом и судом не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, от убеждений и от других обстоятельств.

Организации и граждане при защите своих прав в порядке гражданского судопроизводства равны перед законом и судом.

Таким образом конституционное положение о равенстве всех участников правоотношений перед законом и судом, нашедшее свое продолжение в гражданском кодексе, является тем принципом, который обеспечивает беспристрастное рассмотрение любого дела в суде, в независимости от каких-либо качеств, присущих той или иной стороне, при рассмотрении дел в порядке гражданского судопроизводства.

Равноправие сторон во время осуществления правосудия

Суть данного принципа выражается в установленных законом равных возможностях сторон и гарантированных правах на защиту своих интересов. Предоставляя одной стороне конкретные процессуальные права, закон наделяет аналогичными правами и другую сторону.

Если истцу предоставляется право изменять предмет и основания своих требований, то ответчику, соответственно, предоставлено право изменять основания возражений, ранее выдвинутых против иска.

Таким образом, ни одна из сторон не пользуется каким-либо преимуществом перед другой.

При разрешении спора обе стороны в равной мере могут рассчитывать на оказание помощи со стороны суда. Принцип процессуального равенства сторон имеет важное значение на всех стадиях процесса и является предпосылкой состязательности процесса.

Состязательность гражданского судопроизводства

Гражданское судопроизводство является состязательным.

Осуществление правосудия на основе состязательности означает, что судебное разбирательство происходит только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица или жалобы потерпевшего, настаивающих на удовлетворении их требований.

Эта конституционная норма ставит в равное положение все стороны в процессе: и истца и ответчика.

При этом истец ответчик, орган или должностное лицо, издавшее оспариваемый акт, выступают в суде в качестве сторон, то есть таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны).

Состязательность, как принцип гражданского судопроизводства состоит из трех элементов:

во-первых: нейтрального, беспристрастного судьи, который выполняет одну-единственную функцию — разрешение спора на основе доказательств, предъявляемых сторонами и другими участвующими в деле лицами; Шишкин С. А. Состязательность в гражданском и арбитражном судопроизводстве. — М.: Городец, 1997, с. 16.

во-вторых: обязанности сторон и других лиц, участвующих в деле, предоставлять доказательства по делу;

в-третьих: процессуальный формализм в вопросах доказательств и доказывания. Шишкин С. А. Состязательность в гражданском и арбитражном судопроизводстве. — М.: Городец, 1997, с. 16.

Принцип состязательности сторон _ важнейшее демократическое и процессуальное начало, которое создает максимально благоприятные условия для нахождения истины и вынесения справедливого судебного решения.

Гласность и устность судебного разбирательства

Слушание дел в порядке гражданского судопроизводства осуществляется в гласном и устном порядке. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Принцип гласности (публичности) судебного разбирательства закреплен во всех процессуальных кодексах (гражданском, арбитражном, административном), он допускает исключение только в тех случаях, когда этого требует государственная или коммерческая тайна.

Есть ограничение гласности и для некоторых гражданских дел (тайна усыновления, опека над детьми). Закрытое разбирательство не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантий или отступлений от общих правил судопроизводства, оно только закрывает доступ в зал суда для публики и средств массовой информации. Но приговоры и решения суда должны оглашаться только в открытом порядке.

Таким образом, Принципы любой отрасли права тесно связаны между собой и образуют одну логическую систему. Только взятые вместе, в качестве системы они характеризуют процессуальное право гражданского судопроизводства как отрасль и определяют состязательное построение процесса.

Нарушение любого из этих Принципов, приводит как правило, к нарушению другого, а то и всей цепи Принципов. Поэтому одни Принципы в этой системе можно рассматривать в качестве гарантий реализации других.

Благодаря новым взглядам на роль и значение судебной власти в обществе, Принципы становятся важными предпосылками дальнейшего совершенствования и развития гражданского и арбитражного процессуальных законодательств в направлении, обеспечивающем надлежащую защиту судами прав граждан и юридических лиц независимо от того, кем эти граждане и юридические лица являются.

Источник: https://studbooks.net/1158307/pravo/ravenstvo_grazhdan_organizatsiy_zakonom_sudom

Принцип равенства всех перед законом и судом

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Данный принцип сформулирован в ст. 19 Конституции РФ и корреспондирующих ей ст. 6 ГПК РФ, ст. 1 .4 КоАП РФ. Он носит общеправовой характер и проявляется в целом ряде норм Конституции РФ (ст. 6, 8, 13, 14). Этот принцип условно можно разбить на два взаимосвязанных положения: равенство всех перед законом и равенство всех перед судом.

Равенство всех перед законом и судом вытекает из демократического устройства общества и означает, что все имеют равные права и обязанности.

Никто из граждан не может иметь никаких привилегий в зависимости от социального происхождения, иола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а для организаций – от организационно-правовых форм, подчинения, форм собственности, местоположения и т.п.

Из этого принципа допускаются определенные исключения в интересах некоторых членов общества. Так, например, женщины пользуются некоторыми особыми правами, особенно в трудовом законодательстве, связанными с особенностями их природы (материнства), определенные привилегии имеют лица в зависимости от своего возраста – несовершеннолетние и пенсионеры и т.п.

Равенство граждан перед судом означает, во-первых, применение судом для всех одинаковых законов и, во-вторых, в запрете создания специализированных судов с различным процессуальным режимом.

Можно подумать, что создание специализированных судов не отражается на действии принципа равенства граждан перед законом и судом.

С этим можно согласиться лишь с одной существенной оговоркой: специализированные суды не должны действовать на основе специального процессуального законодательства.

Таковы, например, военные суды, которые будучи специализированными, применяют общее для всех судов процессуальное законодательство – УПК РФ и ГПК РФ.

Из вышесказанного следует, что принцип равенства всех перед законом и судом применительно к правосудию означает применение для всех граждан судом единого законодательства как материально-правового, так и процессуального.

В гражданском процессе указанному принципу, на наш взгляд, противоречит наличие двух идентичных по своему процессуальному статусу процессуальных кодексов – ГПК РФ (для судов общей юрисдикции) и АПК РФ (для арбитражных судов).

При наличии значительных расхождений в содержании ГПК и АПК РФ получается, что граждане-предприниматели и юридические лица в арбитражных судах имеют определенные льготы и привилегии по отношению к остальным гражданам, рассматривающим такие же гражданско-правовые споры в общих судах.

Так, АПК РФ устанавливает возможность участия арбитражных заседателей, шире проводит принцип коллегиальности, не содержит института отказа в принятии искового заявления.

Количество примеров, когда граждане-предприниматели и юридические лица имеют больше процессуальных возможностей в арбитражных судах, чем простые граждане в судах общей юрисдикции, можно продолжить.

Вот почему важно бороться за реальное проведение этого демократического принципа в жизнь.

Названный принцип вытекает из принципа равенства граждан перед законом и судом. Поскольку перед судом граждане равны, то в процессе спорящим сторонам должны быть предоставлены равные процессуальные права.

Очевидна взаимосвязь равенства прав сторон и с состязательностью: честное состязание возможно лишь при равенстве средств состязания. Таким средством состязания выступают процессуальные права спорящих сторон.

Вот почему состязательность обязательно должна предполагать и равенство прав сторон, ибо если стороны не равны в своих правах, то и результат состязания заранее задан, вернее всего, выигрыш в таком состязании должен оказаться за тем, кто имеет больше прав.

Положение стороны, имеющей процессуальные привилегии, всегда более сильное. Взаимосвязь состязательности и принципа равенства прав сторон настолько сильны, что законодатель закрепил оба эти принципа в одной статье (ст. 123 Конституции РФ и корреспондирующие ей ст. 12 ГПК РФ, ст. 15 УПК РФ).

Основной идеей, вытекающей из принципа равенства прав сторон, является такое построение процесса, когда ни одна сторона не имеет преимущества в своих правах и возможностях влиять на ход процесса.

Если о полном равенстве прав сторон можно говорить не во всех случаях, ибо, например, истец, возбуждая дело, уже имеет преимущество как «нападающая» сторона, в силу своей роли имеющая инициативу в процессе, то всегда необходимо обеспечить, по крайней мере, паритет в средствах «нападения» и защиты.

Права истца и ответчика должны быть скоординированы и соответствовать друг другу. Так, истец вправе изменить основание или предмет иска, размеры исковых требований либо отказаться от иска.

Ответчик вправе признать иск полностью или в части или возражать против предъявленных ему требований, используя все предоставленные ему процессуальные средства, в том числе право предъявлять встречный иск (ст. 35, 39, 137, 138 ГПК РФ). В судебном заседании стороны имеют равные права заявления отводов (ст. 164 ГПК РФ; 64-69 УПК РФ), ходатайств (ст.

166 ГПК РФ), дачи объяснений (ст. 174 ГПК РФ), участия в исследовании доказательств (ст. 244 УПК РФ). В прениях стороны выступают равное количество раз, причем право последнего слова всегда принадлежит ответчику и обвиняемому (ст. 190 ГПК РФ, ст. 293 УПК РФ). Стороны имеют равные права совершать иные процессуальные действия, предусмотренные для лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК РФ, ст. 244 УПК РФ).

Принцип процессуального равенства последовательно проводится в действующем законодательстве. Если оно разрешает суду совершать действия (например, меры по обеспечению иска) по односторонней просьбе истца без выслушивания и даже без вызова ответчика (ст.

141 ГПК РФ), то эти случаи объяснимы особыми условиями и не могут считаться нарушениями принципа равенства, поскольку ответчик или обвиняемый не лишен права оспаривать постановление суда и просить об отмене мер по обеспечению (ст. 144, 145 ГПК РФ, ст. 46, 47, 49, 123–127 УПК РФ). Кроме того, судья может потребовать обеспечения возможных убытков ответчика, которые ответчик может понести (ст.

146 ГПК РФ) а обвиняемый, оправданный по суду, имеет право на реабилитацию с полным возмещением материального и морального вреда (гл. 18 УПК РФ).

Особенностью уголовного правосудия является то, что в нем не может идти речь о равенстве прав обвинителя и обвиняемого, ибо к последнему могут применяться весьма жесткие меры процессуального принуждения, вплоть до заключения под стражу. Речь может идти о равенстве прав сторон обвинения (прокурора) и защиты (адвоката).

Аналогичной особенностью обладает и правосудие по административным делам.

Источник: https://studme.org/33835/pravo/printsip_ravenstva_vseh_pered_zakonom_sudom

Pravo-consut
Добавить комментарий