Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: процедура 2020 г

Содержание
  1. Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: процедура 2020 г
  2. 2. В каких ситуациях возможно расторжение по обоюдному согласию
  3. 3. Процедура расторжения контракта
  4. 4. Какие последствия может иметь расторжение контракта по взаимному согласию
  5. 6. -инструкция Изменения и расторжение контракта
  6. Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски
  7. Условия 
  8. Риски 
  9. Условия
  10. Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: порядок действий, сроки размещения информации в ЕИС, образец документа
  11. В каких случаях допускается расторжение контракта по соглашению сторон
  12. Порядок расторжения
  13. Порядок и сроки размещения информации в ЕИС
  14. Составление соглашения
  15. Последствия расторжения
  16. Планирование закупок
  17. Обоснование закупок
  18. Контракт
  19. Как расторгнуть контракт по соглашению сторон: пошаговая инструкция
  20. Понятие расторжения по соглашению сторон
  21. Алгоритм проведения процедуры
  22. Скачать образец соглашения расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон
  23. Расторжение контрактов из-за коронавируса

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: процедура 2020 г

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: процедура 2020 г

В 44 Федеральном Законе досконально описаны все принципы расторжения договора в одностороннем порядке. Согласно взаимному решению Исполнителя и Заказчика особого порядка не имеется. Законодатели предусмотрели данную возможность, но не более того. Следовательно обеим сторонам следует нацелиться на изучение норм ГК РФ для решения данного вопроса.   

Процедура расторжения может быть написана и в документации договора. Однако, подобная норма не является обязательной, поэтому зачастую Заказчик просто не прописывает такой пункт в договоре. Впрочем, отказаться от выполнения обязательств в рамках договора можно даже в том случае, если в тексте документов не указан порядок проведения такой процедуры.

Договор о прекращение контрактных обязательств составляется точно так же, как и первоначальный договора.Он формируется в письменном виде и удостоверяется подписями и печатями Исполнителя и Заказчика.

В случае, если в период расторжения договора, Исполнитель уже выполнил ряд своих обязательств, то он не вправе выдвинуть второй стороне требование о возврате денежных средств, которые были потрачены на исполнение этих самых обязательств

2. В каких ситуациях возможно расторжение по обоюдному согласию

Расторжение договора по обоюдному согласию может происходит в таких случаях, как:

1. В случае, если у Исполнителя нет возможности выполнить взятые на себя обязательства по непредвиденным и независящих от него причинам.

2. Заказчик не нуждается больше в данной закупке.

3. Выполнить обязательства по договору нет возможности из-за сторонних факторов.

4. В случае если Заказчиком не был выбран весь заявленный объем работы, а действие договора уже истекло.

5. Исполнитель утратил возможность выполнения контракта во время, а Заказчиком было принято решение отказаться от договора.

Возможность прекращения договорных обязательств при обоюдном согласии может осуществляться только при наличии достаточно серьезных обстоятельств, это правило предусматривается в 451 статье Гражданского Кодекса России. Значимыми ситуациями признаются только такие случаи при обнаружении которых до заключения сделки, она бы вовсе не была бы подписана.

 
Нужна помощь в расторжении контракта?

         Работая с нами вы получаете грамотную консультацию специалистов по всем вопросам! Проконсультируйся сейчас — бесплатно!

Обратиться к специалистам

3. Процедура расторжения контракта

В статье номер 452 Гражданского кодекса, говорится о прекращении договорных соглашений при взаимном согласии между Исполнителем и Заказчиком, а также оформлении этого соглашения в письменном виде. Сведения о данном документе должны быть в трехдневный срок внесены в реестр договоров. Данный порядок регламентирует статья 103 44 Федерального Закона.

Сам процесс расторжения договоренностей в этом случае совершенно никак не регламентируется, о чем мы уже писали выше, а данный процесс состоит из таких этапов, как:

1. Заказчиком или Исполнителем разрабатывается документ о соглашении расторжения договора. В нем указывается:

  • Номер и дата подписания контракта
  • Причина расторжения.

Оформляется данное соглашение согласно самому договору.

2. После составления и подписания документа, он направляется второй стороне, которая должна его изучить и подписать.

3. После чего Заказчиком должны быть внесены данные о формировании такого соглашения в реестре договоров. На сайте ЕИС должна быть опубликована информация о дне прекращения действия контракта. Подробного указания причины не требуется, достаточно прописать код “01”.

Договор считается разорванным в тот момент, когда произошло его подписания Заказчиком и Исполнителем. Дата заключения соглашения указывается в тексте.

4. Какие последствия может иметь расторжение контракта по взаимному согласию

Последствий при расторжении договорных обязательств регламентирует 453 статья ГК РФ. Результатом данной процедуры является отсутствие претензий у обеих сторон, а все взятые обязательства прекращают свое действие.

Заказчик не вправе передавать сведения о поставщике в РНП в случае прекращения договорных обязательств по обоюдному согласию.  Требовать возврата уже исполненных обязательств стороны не могут.

Немаловажным вопросом становится порядок возврата обеспечения контракта. Законодательно предусмотрено, что оно возвращается после полного исполнения поставщиком своих обязательств. В случае расторжения контракта заказчик иногда пытается оставить залоговую сумму себе.

При этом он основывается на правилах ГК РФ и расценивает обеспечение контракта, как компенсацию понесенных убытков в результате неисполнения поставщиком обязательств. Такое поведение заказчика может стать поводом для поставщика обратиться в суд и признать его действия оппонента неправомерными.

Поэтому чаще всего после расторжения контракта заказчики возвращают всю сумму обеспечения.

Разрыв контрактных обязательств является самым предпочтительным вариантом событий. Данный процесс не может повлечь за собой негативные последствия ни для одной из сторон.

В случае, если у одной из сторон не получено согласие на разрыв договора таким методом, единственный вариант — обращение в суд, но в этом случае придется доказать невозможность выполнения обязательств по договору.

6. -инструкция Изменения и расторжение контракта

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/rastorzhenie-kontrakta-po-44-fz-po-soglasheniyu-storon-protsedura/

Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: процедура 2020 г

Статья актуальна на 7 июля 2020

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции, пандемия и т.д.). 

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

В 2019 году по соглашению сторон расторгли 674 контракта на 1,3 трлн рублей — это 98 % от общего количества расторгнутых контрактов. Около 2 % договоров расторгли в одностороннем порядке и всего 0,13 % — по решению суда. Это статистика Минфина.

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: порядок действий, сроки размещения информации в ЕИС, образец документа

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: процедура 2020 г

Несмотря на то что процедура заключения госконтракта достаточно длительная и ей предшествует целый ряд организационно сложных этапов, после подписания договора сторонам может потребоваться расторгнуть договор в согласительном порядке. Такая возможность закреплена за ними ч. 8 ст. 96 44-ФЗ.

В каких случаях допускается расторжение контракта по соглашению сторон

В ч. 8 ст. 95 44-ФЗ предусмотрено 4 основания для расторжения ранее подписанного контракта:

  1. По соглашению сторон.
  2. По инициативе поставщика.
  3. По инициативе заказчика.
  4. По решению судебного органа.

Более 90% подписанных ранее контрактов расторгается в согласительном порядке.

Хотя 44-ФЗ о контрактной системе предусматривает возможность расторжения госконтракта в двустороннем согласительном порядке, но детально данная процедура здесь никак не регламентирована. Здесь подробно описываются только действующие правила расторжения договора в одностороннем режиме по желанию заказчика или подрядчика.

Поэтому расторгнуть договор по соглашению сторон можно с опорой на нормы Гражданского кодекса. Непосредственный порядок расторжения госконтракта может быть прописан в самом тексте договора. Но указанный пункт договора не является обязательным: если он отсутствует, то это не лишает стороны права оформить соглашение о расторжении договора.

Расторгнуть госконтракт по обоюдному согласию сторон с учетом положений гражданско-правового законодательства возможно в таких случаях:

  1. Поставщик не имеет возможности исполнить свои обязательства по независящим от него причинам. В гражданско-правовом законодательстве такие ситуации получили название форс-мажора. К ним относятся землетрясения, забастовки, войны и пр.
  2. У заказчика пропала потребность в закупке товаров и услуг по данному договору.
  3. Исполнение госконтракта невозможно из-за влияния внешних факторов.
  4. Заказчику не выделили соответствующие финансовые средства из бюджета, вследствие чего оплата товаров и услуг не представляется возможным.
  5. При истечении срока контракта, если заказчик не выбрал полный объем предполагаемого к поставке товара.
  6. Поставщик утратил возможность исполнить свои обязательства, а заказчик согласился отказаться от госконтракта.

Заказчик лишен права расторжения госконтракта по взаимному согласию при нарушении поставщиком существенных условий договора.

Например, если поставщик неоднократно нарушил сроки поставки товара или поставил товары ненадлежащего качества.

В такой ситуации заказчик обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке либо по судебному решению, начислить штрафные санкции в адрес поставщика и передать информацию о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно ст. 451 Гражданского кодекса, государственный контракт можно расторгнуть по обоюдному согласию при наличии веских оснований и причин. Под такими понимаются факторы, которые не имели места при заключении госконтракта и при которых контракт не был бы подписан.

По пояснениям Минэкономразвития, приведенным в письме от 2017 года №Д28и-130, госконтракт не допускается расторгнуть частично. В случае если товар был поставлен в неполном объеме, то заказчик должен принять его на условиях договора и оплатить по фактическому количеству.

Порядок расторжения

Согласно ст. 452 Гражданского кодекса, расторжение госконтракта по соглашению сторон оформляется в письменном виде. При этом процесс расторжения госконтракта может учитывать только общие рекомендации Гражданского кодекса. Сама процедура расторжения договора состоит из следующих этапов:

  1. Одна из сторон госконтракта разрабатывает текст дополнительного соглашения к договору.
  2. Проект дополнительного соглашения направляется второй стороне для ознакомления. В случае согласия с его положениями заказчик или поставщик подписывают документ. К проекту соглашения обычно прилагают сопроводительное письмо с предложением расторгнуть контракт.
  3. Соглашение подписывает вторая сторона, и оно приобретает юридическую силу. С этого дня госконтракт считается расторгнутым.

Хранить дополнительное соглашение о расторжении договора необходимо вместе с документацией о госзакупке в течение не менее 3 лет.

Порядок и сроки размещения информации в ЕИС

Сведения о расторгнутом госконтракте в течение 3 дней подлежит внесению в реестр контрактов. В реестре отображаются сведения о дате прекращения госконтракта, основаниях для его расторжения и реквизиты данного документа. Причину признания договора недействительным в согласительном порядке сторонами заказчику прописывать в реестре не следует. Здесь достаточно указать код «01».

В течение 7 дней после подписания соглашения заказчик должен отчитаться в ЕИС об исполнении госконтракта. В нем также следует указать сведения о том, что контракт был расторгнут, и указать причину такого решения сторон.

Отчет формируется в соответствии с условиями по Постановлению Правительства №1093 от 2013 года.

Такая отчетность не публикуется заказчиками, если закупка производилась в неконкурентном формате на сумму до 100 тыс. р.

у единственного поставщика, либо если товары, работы и услуги приобретались на территории иностранного государства, содержат признаки гостайны.

Составление соглашения

Соглашение о расторжении госконтракта составляется в той же форме, что и сам контракт. Он обязательно имеет письменную форму и заверяется подписями или печатями сторон (при их наличии).

В остальном вопрос содержания соглашения о расторжении госконтракта никак не регламентируется законом о контрактной системе.

Проект соглашения может разработать как представитель контрактной службы заказчика, так и подрядчика.

Исходя из положений гражданско-правового законодательства, в допсоглашении должны быть прописаны следующие сведения:

  1. Реквизиты заказчика (наименование, адрес, контактные сведения).
  2. Реквизиты поставщика (наименование, фактический и юридический адреса, ИНН и КПП, контакты).
  3. Номер и дата подписания государственного контракта.
  4. Количество поставленного и оплаченного товара, услуги или работы на момент расторжения.
  5. Стоимость неисполненных обязательств по госконтракту.
  6. Причина расторжения госконтракта (со ссылками на ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, а также ч. 1 ст. 450 ГК РФ, которые дают право расторгнуть договор через подписание письменного соглашения).
  7. Ссылка на пункт госконтракта, в котором регламентируется порядок расторжения договора в согласительном порядке (если такой имеется).
  8. Сроки для возврата перечисленного аванса или обеспечительных мер (но сроки для возврата денежных средств после расторжения договора могут быть прописаны в самом госконтракте).
  9. Отсутствие у сторон взаимных претензий.
  10. Дата, с которой документ вступает в силу (или фраза о том, что документ приобретает юридическую силу с момента его подписания).
  11. Реквизиты, подписи сторон.

Указанные пункты не являются исчерпывающими и могут быть дополнены по решению сторон.

Документ готовится в двух экземплярах: по одному для каждой стороны.

Последствия расторжения

Последствия расторжения госконтракта по согласию сторон прописаны в ст. 453 Гражданского кодекса. Данная процедура предполагает, что стороны более не имеют претензий друг к другу, и все их обязательства по госконтракту аннулируются.

При этом заказчик вправе потребовать исполнения гарантийных обязательств поставщиком в части товаров, работ и услуг, которые были ранее поставлены в рамках госконтракта и оплачены заказчиком.

При этом стороны не могут потребовать возврата ранее исполненных обязательств.

Для поставщика расторжение договора в согласительном порядке не грозит попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Что касается обеспечения госконтракта, то заказчики обычно соглашаются его вернуть в добровольном порядке.

Хотя иногда заказчики принимают меры, чтобы оставить обеспечение себе, так как по правилам Гражданского кодекса оно возвращается только после полного исполнения всех обязательств. Но суды в таком случае обычно встают на сторону поставщика и обязывают заказчика вернуть средства, так как вины в неисполнении условий договора у исполнителя нет.

Ведь в данном случае действия заказчика подпадают под определение неосновательного обогащения по п. 1 ст. 1102 ГК.

Что касается банковской гарантии, то она возврату не подлежит, а автоматически прекратит свое действие через месяц после окончания действия госконтракта. Заказчик не вправе рассчитывать на получение выплаты по гарантии при расторжении договора по соглашению.

Таким образом, расторжение договора при наличии соглашения между двумя сторонами выступает наиболее предпочтительным вариантом. Оно разрешается сторонам ст. 95 44-ФЗ. Под расторжением госконтракта по соглашению сторон понимается прерывание его исполнения до выполнения всех обязательств по контракту.

Данная процедура подразумевает, что в процессе исполнения сторонами своих обязательств условия изменились, и исполнение условий контракта стало невыгодным. Расторжение госконтракта в согласительном порядке не имеет негативных последствий для поставщика и заказчика.

В случае если одна из сторон не соглашается подписывать допсоглашение, то второй придется обратиться в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/rastorzenie-kontrakta.html

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон: пошаговая инструкция

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: процедура 2020 г

Расторгнуть госконтракт по соглашению сторон — это значит прервать его исполнение до того, как выполнены все обязательства. В Гражданском кодексе и в 44-ФЗ предусмотрен специальный алгоритм для этого действия. Разберемся, как без ошибок расторгнуть государственный контракта, а также составить образец соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон 44-ФЗ.

Расторжение контракта допускается по 44 ФЗ по соглашению сторон, в судебном порядке, а также предусмотрено одностороннее расторжение контракта по 44 ФЗ заказчиком или поставщиком. Рассмотрим случай, когда стороны пришли к обоюдному решению, что дальнейшее исполнение условий договора невозможно.

Понятие расторжения по соглашению сторон

Ст. 95 44 ФЗ расторжение контракта определяет как возможность прекратить обязательства по государственному договору на основании взаимных договоренностей поставщика и госзаказчика.

При этом основания и порядок действий не установлены.

В связи с этим необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса (ГК РФ), в частности главой 29, в которой описаны суть, механизм процедуры и возможные последствия прекращения обязательств.

Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ подразумевает, что в процессе исполнения обязательств произошло изменение условий. Из-за этого исполнение всех условий контракта стало менее выгодным, нежели заказчик или поставщик рассчитывал изначально при заключении.

Алгоритм проведения процедуры

Шаг 1. Определить случаи.

Перечня ситуаций, по причине которых можно расторгнуть договор по взаимному согласию, законодательством не предусмотрено, в отличие от расторжения в одностороннем порядке по 44 ФЗ.

Как правило, к ситуациям, когда стороны договариваются разорвать взаимные обязательства, можно отнести следующие:

  • у госзаказчика отпала необходимость в дальнейшей поставке, оказании услуг, к примеру, сокращение штата сотрудников влечет уменьшение объема услуг по повышению квалификации сотрудников;
  • поставщик далее не может исполнять свои обязанности по договору по не зависящим от него причинам, например, из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, войны, забастовки, что выпадает из нормального развития событий и препятствует своевременной поставке товара или выполнению работ, услуг).

Заказчик не вправе расторгнуть контракт по взаимному решению, если поставщик нарушил существенные условия. К примеру, неоднократное нарушение сроков поставки или поставка товаров ненадлежащего качества. В данном случае он обязан оформить расторжение договора в одностороннем порядке (44 ФЗ) или по решению суда, ведь ненадлежащее исполнение договора ведет к ответственности в виде штрафов, пеней, а также внесению поставщика в реестр недобросовестных (в отличие от взаимного решения).

Шаг 2. Составить образец письма о расторжении контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ.

Необходимо документально зафиксировать прекращение прав и обязанностей заказчика и поставщика и отразить их взаимное согласие о прекращении правоотношений. Образец расторжения контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

Одновременно с этим образец расторжения контракта по соглашению сторон (44 ФЗ) законодательно не установлен, рекомендуем указать следующие данные:

  • контактные данные заказчика и поставщика;
  • вывод о взаимном решении на основании ч. 8 ст. 44-ФЗ, ч. 1 ст. 450 ГК с указанием пункта контракта;
  • объем фактически исполненных обязательств и их сумму;
  • стоимость неисполненных обязательств;
  • срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • отсутствие претензий сторон друг к другу;
  • реквизиты и подписи.

Скачать образец соглашения расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон

Скачать

Этот же шаблон можно использовать и как образец соглашения о расторжении государственного контракта по 44 ФЗ.

Шаг 3. Вернуть обеспечение.

При расторжении договора по соглашению сторон 44 ФЗ и п. 2 ст. 453 ГК предписывают прекратить все обязательства по нему.

Срок возврата денежных средств указывается либо в самом договоре, либо в соглашении о расторжении договора по 44 ФЗ по соглашению сторон.

Иначе действия заказчика могут быть рассмотрены как неосновательное обогащение (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). Банковская гарантия возврату не подлежит.

Шаг 4. Разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС).

После факта расторжения контракта по 44 ФЗ по соглашению сторон процедура в ЕИС требует набора определенных действий.

В течение пяти рабочих дней сведения об этом факте размещаются в реестре контрактов, за исключением государственной тайны (ч. 26 ст. 95). Согласно Постановлению Правительства № 1093 от 28.11.2013, размещается отчет об исполнении договора в течение 7 рабочих дней с даты прекращения обязательств.

Источник: https://goskontract.ru/kontrakt/rastorzheniye-kontrakta-po-soglasheniyu-storon-44fz

Расторжение контрактов из-за коронавируса

Расторжение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: процедура 2020 г

Предлагаю рассмотреть ситуацию с расторжением контрактов в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19). Ситуацию будем рассматривать со стороны ЗАКАЗЧИКА.

Итак, многие заказчики сегодня столкнулись с тем, что поставщики стали массово не исполнять свои обязательства по контрактам. Более того, многие из поставщиков направляют заказчикам письма, кто с просьбой, а кто и с требованием расторгнуть контракт, ссылаясь на то, что пандемия коронавируса является обстоятельством непреодолимой силы.

Мой совет всем заказчикам: «Не торопитесь расторгать контракты!!!» Анализируйте каждую ситуацию индивидуально, рассматривайте все обстоятельства дела.

Приведу конкретный пример. Поставщик мне пишет письмо, в котором требует расторгнуть контракт на поставку товара, так как он не может сейчас сам приобрести данный товар из-за распространения коронавируса. При этом он ссылается на Письмо Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2020 г. № ИА/21684/20, в котором указано следующее:

«В связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), ФАС России сообщает, что указанная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.»

Письмо конечно – это замечательно, но давайте обратимся к более весомым аргументам. Итак, в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Односторонний отказ возможен в случае, если стороны нарушают условия контракта, соглашение сторон на то и соглашение, что должны согласиться обе стороны, ну а для получения решения суда заинтересованная сторона должна сначала обратиться в суд.

Рассматриваемый контракт заключен с условием поставки товара до конца текущего года, поставка товара осуществляется по заявкам заказчика. Таким образом контракт действует до конца года и в данный момент времени я не вижу причин его расторгнуть немедленно по соглашению сторон.

Односторонний отказ со стороны поставщика здесь также не применим, так как заказчик условия контракта не нарушает.

Вышеуказанное письмо ФАС также не требует расторгать контракт, в нем лишь указано, что пандемию коронавирусной инфекции лишь СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ при рассмотрении дел.

И указано это не просто так.  Дело в том, что каждый случай будет рассматриваться ИНДИВИДУАЛЬНО.

Это подтверждает и опубликованный обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года.

Обзор судебной практики ВС РФСкачать

В этом обзоре говорится, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

И кроме того, в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г.

№ 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

Если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств стороны.

Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:

  • наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;
  • наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
  • непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
  • добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

Таким образом, что касается контракта из моего примера, в данном случае у поставщика все еще есть возможность приступить к исполнению контракта после того, как прекратятся обстоятельства непреодолимой силы.

Более того, здесь еще вопрос, является ли невозможность поставщика приобрести товар сейчас обстоятельством непреодолимой силы, ведь это по сути может быть расценено как нарушение обязательств его контрагентами.

Почему поставщик ранее не озаботился приобретением всего товара, необходимого для поставки по контракту? Это тоже вопрос к поставщику.

А что нам говорит Закон №44-ФЗ по этому поводу?

Есть часть 65 статьи 112: «В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно»

Как я уже писал ранее, чтобы применить эту норму закона, необходимо решение органа власти. Пока я таких решений не встречал. И к тому же, часть 65 статьи 112 ничего не говорит о расторжении контракта.

В общем, дорогие заказчики, не торопитесь расторгать контракты, анализируйте каждую ситуацию. Ведь при определенном раскладе, вас еще могут обвинить и в растрате. Как? Да очень просто.

Вот смотрите, у вас есть заключенный контракт, где единица товара стоит 1 рубль. Поставщик просит/требует расторгнуть контракт из-за коронавируса, вы соглашаетесь и расторгаете.

Но ведь товар вам нужен! Вы объявляете новую закупку, но цены выросли и в итоге заключаете контракт, где единица товара стоит уже 1.5, а то и все 2 рубля. В итоге бесчисленные контролирующие органы укажут вам, что вы совершили растрату, ведь сами расторгли заключенный по меньшей цене контракт.

А самое смешное будет, если тот же поставщик, с которым вы расторгли контракт, также станет победителем новой закупки, но уже по 2 рубля.

Как буду действовать я в сложившейся ситуации и как советую всем своим коллегам. Не расторгаем контракты по соглашению сторон, если поставщик не поставляет товар, пишем претензии, затем запускаем процедуру одностороннего расторжения. А там уже пусть ФАС решает, было обстоятельство непреодолимой силы или нет.

Источник: https://zakupki.plus/44-fz/rastorzhenie-kontraktov-iz-za-koronavirusa/

Pravo-consut
Добавить комментарий