Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах

Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах

Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э.

Хотя Солон был эвпатридом, он пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона:

  1. сисахфиядолговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
  2. установление максимального размера земельного владения. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
  3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
  4. провозглашалась свобода завещаний.
  5. закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.

    е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли);  класс всадников (по­лучающих 300 мер); зевгитов (200 мер);  фетов.

  6. создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения.

    Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя — суд присяжных.

  7. учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Результат реформ Солона:

  • нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, однако компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий;
  • вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.

Борьба аристократии и демоса продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.

), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Реформы Клисфена

После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права.

Реформы Клисфена:

  1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
  2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
  3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей.

    Так произошло основательное «смешение народа» и возникло выражение «не считаться филами» (т.е. племенным происхождением).

  4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры ания остраконами — черепками для ания) лица, пользую­щегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Реформы Эфиальта

После реформы Клисфена афинское государственное уст­ройство пережило еще несколько перемен — правление тира­нов, затем аристократии, — прежде чем демократические тен­денции достигли наивысшей фазы.

Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.

), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт «опоил демос неуме­ренной свободой».

Реформы Эфиальта:

  1. лишение ареопага политической власти;
  2. вето на постановления народного собрания получила гелиэя;
  3. право контроля за магистратами — Совету 500 и экклесии;
  4. по окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу;
  5. законы стали выставляться для всеобщего обозрения.

Реформы Перикла

Другим выдающимся вождем демоса стал Перикл (460-429 до н.э.).

Реформы Перикла:

  1. разделение властей (законодательная — экклесии, исполнительная — Совету 500 и магистратам, судебная — гелиэе);
  2. жеребьёвка на выборах всех должностей;
  3. введение оплаты должностей;
  4. гражданская реформа (полноправным гражданином Афин являлся тот, чьи родители — афиняне).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/reformi-solona-klisfena-efialta-i-perikla-v-afinach

Реформа Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла. Их место в истории Афинского государства

Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах

Реформы Клисфена.

Клисфен приступил к утверждению демократии.. Клисфен поставил задачу избавить демос от какого-либо влияния со стороны аристократов. Кроме того, он имел в виду разрушение и старых политических группировок. Эти задачи были решены введением нового административного деления.

В результате реформы Аттика была поделена на три территориальных округа: город Афина с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из 10 равных частей — триттий (всего насчитывалось 30 триттий). Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу, и таким образом было создано 10 территориальных фил.

Самыми мелкими единицами были демы, на которые распадались триттии. Каждая фила. Выборы центральных органов управления происходили по филам. Организация новых фил устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределила замену Совета четырехсот на Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы).

Клисфеном был создан новый орган — коллегия стратегов, в которую входило по одному представителю от каждой филы.

Для того чтобы сохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, была введена такая мера, как остракизм («суд черепков») — изгнание отдельных граждан, определенных путем тайного ания.

При этом каждый, имеющий право голоса, писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя одного человека повторялось 6 тысяч раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.

Реформы Клисфена были более последовательны, чем реформы Солона, и завершили длившийся более чем столетие период борьбы между родовой аристократией и демосом, закончившейся победой последнего. В результате в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Реформы Солона. Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего порядка.
Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»).

Она освободила массу должников, которых в Аттике было в большом количестве. Кроме того, впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство.

Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину.

Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания.

Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа.

тимократическая,или цензовая, реформа. Все афинские граждане независимо от происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда.

В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,— медимн (52,5 кг).

Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени — филы и создал на базе этого деления новый государственный орган — Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела управления.

Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа — гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, членами которого могли быть граждане всех четырех разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.

Эфиальт- изменил систему отчетов должностных лиц. Теперь любой гражданин Афин мог после предоставления магистратом отчета обратиться с жалобой на уходящего в отставку. С именем Эфиальта связывают установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления.

Перикл-При.

Перикле происходит более четкое разделение полномочий: Народное собрание является законодательным органом, функции по управлению осуществляют Совет пятисот и магистраты, судебные полномочия принадлежат гелиэе и другим судебным органам. Принцип жеребьевки распространился на большинство ранее выборных должностей. стало оплачиваться выполнение общественных обязанностей.

Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством:

Перикл много сделал и для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем; укрепились позиции прибрежных.

Социальную базу афинской демократии теперь составляло главным образом портовое население.

А во главе демократической партии стояли часто аристократы, осознающие, что олигархическая партия — это партия консерваторов, идущая не в ногу со своим временем.

3)Основные гос-правовые институты Афин-Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему.

Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер.

Народное собрание (экклесия)являлось главным органом- Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия Народного собрания были очень широки и охватывали все стороны жизни Афин.

Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей.

В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов.

Была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая, получив полномочия от Народного собрания, наблюдала за строгим выполнением правительственными органами всех основных законов Афинского государства.

Кроме того, любой член Народного собрания имел право выступить на нем с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы (так называемая жалоба на противозаконие — графэ параномон). Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от» попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической Конституции.

Народное собрание работало по довольно демократическим правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

Совет пятисот (буллэ)-, будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил.

В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения. В компетенцию Совета входило много вопросов. Пританы созывали Народное собрание, причем один из них председательствовал.

Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета заключалась в организации строительства флота.

Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распоряжался большинством общественных и государственных дел совместно с остальными должностными лицами.

Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэю.

Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на Совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.

Коллегия стратегов. Стратеги занимали особое положение среди других должностей. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами.

В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.

Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы.

Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где ание происходило путем подачи камешков.

Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них избирал себе по два товарища.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган — гелиэя.

4)Афниские морские союзы,их истор значение-Пятый век до н. э. начался греко-персидскими войнами. Империя Ахеменидов,угрожала самому существованию греческих полисов. Большое значение для победы над персами и превращения Афин в морскую державу сыграли морская и финансовая реформы архонта Фемистокла.

Представители ряда греческих городов на острове Далос заключили союз, получивший название Далосского военного союза. Делами Союза управлял совет из представителей всех городов — членов Союза. Первывй го Афинский морской союз.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, положивший конец греко-персидским войнам. Таким образом, Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу. Но Союз не ограничивался военными задачами. Это было объединение не только военно-политическое, но и экономическое, в частности, в рамках Союза успешно развивалась торговля.

Война двух союзов: Афинского морского и Пелопоннесского, возглавляемого Спартой. Если Афины были символом демократии, то Спарта олицетворяла господство аристократии.

Разногласия между двумя крупнейшими греческими государствами касались и экономических, и политических, и социальных проблем. С целью противостояния Спарте в 378 г. до н. э. был создан Второй Афинский морской союз.

Члены этого Союза сохраняли свою автономию и на добровольных началах делали взносы в общую казну.

В 60—50-е гг. IV в. до н. э. Второй Афинский морской союз стал крупной политической силой в Греции, но Афины вновь предприняли попытку возродить свое господство в Союзе. Это привело к Союзнической войне, и все попытки Афин подавить восстания своих союзников потерпели неудачу. Второй Афинский морской союз распался.

Источник: https://cyberpedia.su/14xef50.html

Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла

Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах

Упадок родовой организации и возникновение рабовладельческого гос-ва в Афинах имеет свои особенности. На рубеже 8-7 до н.э. в жизни греков произошли крупные перемены. Больше стало железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, резко выросла торговля, широкое распространение получила письменность.

Военная демократия стала разрушаться под действием товарно-денежные отношений, классообразования. Равенство подорвано долговой кабалой, в которую попадает много людей. Имущественное неравенство углубляется. Образование государства началось с реформы Тесея.

При нем произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы — эвпатриды (родовая знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Метеки — лично свободные выходцы из других общин, не имевшие полит. прав и ограниченные в экономических.

Эвпатриды быстро стали брать власть в свои руки.

Они создали ареопаг, коллегию (9-и) архонтов (1-й — надзор за внутренним управлением, суд по семейным делам; 2-й (базилевс) — жреческие ф-ции, суд по религиозным делам; 3-й (полимарх) — военная власть; остальные — фесмофеты — судебная власть) — как высшие органы власти, упразднив при этом вождя племени и совет старейшин.

Территориально вся Аттика была разбита на наукрарии (каждая — по одному кораблю во флот), возглавлявшиеся пританами. Назревал конфликт между демосом (боролся против порабощения, господства аристократии) и аристократией. В 594г.

Солон был избран архонтом и провел реформы:отменялась долговая кабала (произведена сисахфия — стряхивание бремени — освобождались закабалённые, проданные в рабство за границу подлежали выкупу за общественный счёт); ограничивалось землевладение; провозглашалась свобода завещаний; денежная реформа; разрешён вывоз оливкового масла за границу; по имущ. цензу (тимократическая реформа) все были разбиты на 4 разряда — пентакосиомедимны (500 медимнов; м. занимать любые должности), всадники (300; кроме архонтов), зевгиты (200; кроме архонтов) и феты (только избирали); создан Совет 400 (буле; по 100 человек от филы из первых трёх разрядов), руководивший подготовкой дел для обсуждения народным собранием, и расширены ф-ции народного собрания (экклесия; принимает законы, обсуждает важные гос. дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя — суд присяжных. Клисфенсвоими реформами продолжил дело Солона: разделил Аттику на 3 округа (г. Афины с пригородами, внутренняя центр. полоса, береговая полоса; делились на триттии) и вместо племенных фил ввел 10 (по 3 триттии из каждого округа) территориальных. Совет 400 стал Советом 500 (по 50 ч. от каждой филы); создал коллегию стратегов (1 ч. от филы), метекам предоставил права, ввел остракизм («суд черепков»). Реформы Клисфена завершили формирование афинской демократической республики. В 5 в. до н.э. — реформы Эфиальта (462 — лишение ареопага полит. власти; вето на постановления народного собрания получила гелиэя; право контроля за магистратами — Совету 500 и экклесии; по окончании срока службы должностного лица любой гр-нин мог подать на него жалобу; стали выставляться законы для всеобщего обозрения). Перикл продолжил реформы после убийства Эфиальта: разделение властей (законодательная — экклесии, исполнительная — Совету 500 и магистратам, судебная — гелиэе); жеребьёвка на выборах всех должностей, введение оплаты должностей; гр. реформа (полноправным гр-ном Афин явл-ся тот, чьи родители — афиняне). Однако реформы демократизации не устранили социальных противоречий.

9. Государственный строй Афинской демократии в V-IV вв. до н.э. Реформы Эфиальта и Перикла.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого ания из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета — 1 год.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым анием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный органгелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

Большое значение имеет принятие закона Эфиальта 462 г. до н.э., по которому ареопаг сохранил лишь судебные функции и не мог отменять решения других органов.

Окончательно демократия в Афинах сложилась в результате реформ Перикла:

1. Отмена имущественного ценза, и на должность могли избираться все граждане, не зависимо от своего имущественного положения.

2. Введение платы за осуществление государственных полномочий (функций).

3. Перикл ввел порядок выборов на многие должности по жребию. Т.о., к середине 5 века до н.э. в Афинах сформировалась афинская демократия.

В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/373.html

11. Реформы Тезея, Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла

Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах

Тезей

Знаменитыереформы Тезея были проведены в 13 векедо н.э.

Однойиз основных нововведений было объединениевсех частей Аттики в единое целое – сцентром в Афинах. Этот процесс получилназвание «синойкизм». В основе объединениялежали две основные причины: экономическаяи внешнеполитическая; во-первых, сразвитием частной собственности началосьразвитие ремёсел и отделение ремеслаот земледелия, что в свою очередь вызвалорост торговли.

В этих условиях членыродов, фратрий и племён должны былиперемешиваться друг с другом, а во-вторыхнеобходимо было противостоять внешнейагрессии против дорийцев во второйполовине II тыс. до н.э. Была созданаединая система управления – Совет.Также всё население страны было разделенона три категории: эвпатриды – родоваязнать, геоморы – земледельцы, демиурги– ремесленники.

Реформы Тезеяспособствовали: 1) Созданию центральногоуправления, в рассмотрении которогооказались дела, до того находившиеся введении племён; 2) Была предпринятапервая попытка разорвать родовые связипутём деления населения на привилегированноеи непривилегированное; 3) Возникает«общеафинское народное право»,возвышающееся над обычаями отдельныхплемён.

Несмотря на это дальнейшееразвитие было обусловлено усилениемродоплеменной знати, власть сосредоточиласьв руках 9 архонтов (после 683 года), чтопривело к сильному социальному «перекосу»в пользу эвпатридов, также серьёзныеизменения происходили в городе. Благодаряразвитию ремёсел, стала складыватьсягородская рабовладельческая знать, чтопривело к новому роду противоречий.

Между родовой и городской знатью.Огромное количество противоречийсоциально-экономического характерапривело к реформам Солона.

Солон

В6 веке до н.э.- 594 год Солон стал архонтом.Солон осуществил ряд образований, цельюкоторых было примирение враждующихгрупп свободного населения. Появлениеразличных групп разных по экономическомуи социальному положению.

Государствопроводит реформы по консолидации жизнистраны. (внешняя защита)

  1. Крупная реформа – сисахфия (стряхивание времени). Эта реформа освободила массу должников в Афинах. Долги списаны государством. Запрещалась личная кабала. Запрещалась продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники проданы в рабство за пределы государства были выкуплены за общественный счет и возвращены на родину.

  2. Было ограничено землевладение. Установлен максимальный размер земельных участков.

  3. Провозглашалась свобода завещаний.

Этиреформы способствовали развитию частнойсобственности на землю.

  1. Политическая реформа- все афинские граждане не зависимо от их положения были разделены по имущественному признаку на 4 разряда. Эта реформа законодательно закрепила сложившиеся к тому времени имущественные разделения общества.

    Солон сохранил деление общества на 4 племени, но на базе старого деления он создает важный государственный орган совет четырехсот. От каждого племени по 100 человек представителей. Этот орган руководил подготовкой дел для обсуждения на народном собрании разбирал текущие дела управления.

    Совет четырехсот- исполнительный орган. Формирование гос-ва требовала отмены родоплеменной тенденции.

Клисфен

В508 году до н.э. Клисфен вводит новуюсистему правления, которая называетсяДЕМОКРАТИЯ. Эти реформы по созданиюновой системы правления начинаются садминистративной реформы. Всё государствоАфины делит на 3 округа, потом делит ещена участки- тритии (10). Из каждого округа-одну тритию- называется фила- 3 тритии.

Организацияновых фил. устранила всякое значениеродоплеменного деления для государственнойорганизации и предопределило заменусовета четырехсот новым органом советомпятисот (по 50 человек от каждой филы- ихбыло 10).

Былвведен остракизм (суд черепков). Остракизмпредставлял собой форму тайногоания. Признанный опасным человекизгонялся из Афин на 10 лет (без конфискацииимущества) (черноморское побережье)

РеформыКлисфена способствовали складываниюрабовладельческого государства в формедемократической республики. Временемрасцвета Афинского государства стал 5век до н.э. Этот период получил названиеклассический.

По форме правления Афиныпредставляли демократическую республику,в которой все Афинские гражданепользовались равными правами и моглипринимать активное участие в политическойжизни. Полноправными Афинскими гражданамиявлялись те лица, у которых родителибыли полноправными гражданами Афин.

Полноправный гражданин с 18 лет(совокупность прав и обязанностей).Наиболее важные права-

1.Право на свободу и личную независимостьот другого человека.

2.Право на земельный участок на полеснойтерритории.

3.Право на экономическую помощь отгосударства в случае материальногозатруднения.

4.Право на ношение оружия и службу вополчении.

5.Право на участие в делах государства.

6.Право на почитание и защиту отеческихбогов.

7.Право на защиту и покровительствоАфинских законов.

Обязанности:

1.Беречьсвое имущество и трудиться на своемучастке

2.Приходитьна помощь полису в чрезвычайныхобстоятельствах

3.Защищатьполис от врагов с оружием в руках. Всеграждане (мужчины) военнообязанные от18 до 60)

4.Повиноватьсязаконам и избранным властям

5.Приниматьактивное участие в общественной жизни

6.Почитатьотеческих богов

Эфиальт

Емуудалось провести ряд законов, направленныхпротив ареопага — органа, в свое времязаменившего совет старейшин исохранявшегося как центр консервативноговлияния.

Сущностьреформы Эфиальта заключалась в том, чтоон, организовав судебный процесс надкоррумпированными ареопагитами, отнялу ареопага право налагать вето напостановления Народного собрания ипередал его народному суду (гелиэе) (462г. до н. э. ). Принадлежавшее ареопагуправо контроля за должностными лицамии надзора за исполнением законов перешлок Совету пятисот и Народному собранию,но главным образом — к гелиэе.

Делов том, что одной из главных функцийареопага накануне реформы былозаслушивание отчетов должностных лицпо истечении сроков их полномочий.Стремясь устранить почву длякоррумпирования, Эфиальт усложнилсистему отчетов, но одновременно сделалее более гласной, предоставив демосуправо непосредственного контроля задеятельностью должностных лиц.

Параллельнобыли сужены судебные полномочия ареопага:в его ведении сохранялись лишь религиозныедела и некоторые уголовные. Ареопаг,таким образом, почти полностью был лишенполитической власти.

Перикл.

Вгосударственном строе происходятизменения. Годы его правления 443-429 годдо н.э.

Укрепилгосударственность благодаря своимреформам. Афины были лидерами средиГреческих полисов. Военные реформы,укрепление военного положения

Периклпревратил Афины в центр просвещениявсей Греции. Законодательная властьсосредоточена в руках народного собрания.Исполнительная власть принадлежаласовету пятисот. Судебная принадлежалаоргану гелиэя. Главными должностнымилицами были стратеги и архонты. В системегос органов сохранился ареопаг, но рольего была не значительной.

За исполнениегос обязанностей по избранию устанавливалосьвознаграждение из государственныхкознов. Важнейшее мероприятие, проведенноеПериклом. Народное собрание являлосьглавным органом. Право на участие в нембыло у всех граждан. Полномочия былиочень широкими и охватывали все сферыжизни Древних Афин.

На собрании принималисьзаконы, решались вопросы войны и мира,избирались должностные лица, заслушивалисьотчеты должностных лиц, обсуждался,утверждался, принимался бюджет. Советпятисот- исполнительный орган. Избиралсяпутем жребия из числа полноправныхграждан, достигших 30- летнего возраста.Компетенция совета была обширна.

Советготовил и обсуждал все дела, которыевыносились затем на собрания. Коллегиястратегов занималась командованиемвооруженных сил. Коллегия архонтовсемейные дела. Судебный орган- гелиэя-под властью Архонта.

Афинскаядемократия представляла собой продуманнуюсистему замещения гос должностей,строилось на принципах выборности,срочности, коллегиальности, подотчетности,возмездности. Древние Афины имели самоепередовое государственное устройство.

12.Социальный порядок в Афинах (V –IVвв. до н. э.).Всесвободное население было поделено на3 группы:

  • Эвпатриды- привилегированная часть населения, родовая знать
  • Геоморы- земледельцы
  • Демиурги- ремесленники

Кэвпатридам, родоплеменной верхушке,перешло исключительное право на занятиеобщественных должностей, что вело кдальнейшему отделению публичной властиот населения. Геоморы и демиурги вместес торговцами и бедняками, составлявшимибольшинство свободных, постепенноотстранялись от непосредственногоактивного управления общественнымиделами.

За ними сохранилось лишь правоучаствовать в народном собрании, ролькоторого в это время значительно упала.Вместе с тем положение мелкихземлевладельцев становилось все болеетяжелым. Они разорялись и вынужденыбыли закладывать за долги земли.

Нарядус залогом земли возникала и долговаякабала, по условиям которой неисправныйдолжник мог быть продан в рабство заграницу.

  • Метэки- свободные, но лишенные политических и экономических прав (пришельцы) (не могли заключать браки с Афинскими гражданами) привлекались к военной службе.
  • Рабы- были вещью, рабский труд широко использовался, до Солона одним из источников рабства было рабство за долги, после Солона- был плен и покупка на невольнических рынках за границей, рабы были государственными. Государственные рабы могли приобретать собственность и руководить ей.

Базилевс-выборная должность- архонт (сначаланазначали пожизненно, затем ограничен-10 лет, с 7 века до н.э. по 9 архонтов на 1год)

•Военныефункции

•Жреческиефункции

•Судебныефункции

•Управлениевсей страной

Ареопаг-высший государственный совет- заменилсобой совет старейшин.

•Хранительтрадиций

•Высшийсудебный орган

•Высшийконтролирующий орган

Основнойпроизводительной силой были рабы.

Источник: https://studfile.net/preview/3539263/page:8/

Возникновение Афинского государства и реформы Тесея, Солона, Клисфена

Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах

Структурообразующим элементом античной цивилизации являлся полис, определяемый как город-государство. Античное государство Афины сформировалось в средиземноморском регионе, в условиях отсутствия крупного орошаемого земледелия. Афины на рубеже II-I вв. до нашей эры проходили период разложения первобытнообщинного строя. Афины включали четыре племени-филы, соединенные непрочным союзом.

Замечание 1

Синайкизм – объединение фил в единое общество.

В каждой филе выделяли следующие органы управления:

  1. Була – совет старейшин, включающий глав родов.
  2. Агора – народное собрание, в котором могли принимать участие только воины-мужчины.
  3. Базилевс – военный вождь, избранный на пожизненный срок.

Впоследствии возник обычай избирать базилевса из одного и того же знатного рода. Развитие общества в Афинском государстве во многом определялось тем, какой центр власти будет преобладать.

Отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию демократических республик и формированию аристократии. Наблюдалось создание новых надобщинных органов правления.

Была сформирована коллегия правителей (архонтов), первоначально избираемых на пожизненный срок, позже — на 10 лет, потом на год. При этом сохранялись отдельные жреческие и судебные функции.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Реформы Тесея

Становление государственности в Афинах неразрывно связано с реформами Тесея (Тезея) в VIII в. до н.э.

Реформы Тесея включали:

  • синойкизм, то есть объединение населявших Аттику племен в единый афинский народ;
  • создание управляющего всеми племенами совета;
  • разделение всего населения на три группы: родовая знать (эвпатриды), крестьяне-земледельцы (геоморы), торговцы и ремесленники (демиурги).

Постепенно эвпатриды стали ограничивать власть базилевса, функции которого перешли к новым должностным лицам, выборным из эвпатридов. С VII в. до н.э. избирали девять архонтов сроком на один год. Народное собрание больше не созывалось. Его заменил Ареопаг, избирающий и контролирующий архонтов, и осуществляющий высшую судебную власть.

Благодаря реформам Тесея было создано центральное управление, рассматривающее дела, ранее выступающие прерогативой племен; предпринята попытка разорвать родственные связи путем разделения населения на знатных и родовитых (эвпатриды) и непривилегированных (демиурги и геоморы); появилось общее афинское право, занявшее главенствующую роль над правовыми традициями и обычаями племен.

В тоже время появляются зачатки территориального деления населения. В VII в. до н.э. страну разделили на навкрарии – отдельные округа. Свободных афинян разделили по признаку проживания на одной территории.

Реформы Солона в Афинах

В 594-593 гг. до н. э. айсимнетом и архонтом был избран Солон, проведший ряд популярных реформ, а именно он :

  • отменил Законы Драконта, носящие жестокий и тиранический характер (искл. составили законы, касающиеся убийства);
  • приказал снять все долговые камни, устанавливаемые ранее на земле должника и ликвидировал долговое рабство;
  • проданных в рабство за долги за границу крестьян велел разыскать и выкупить на государственные средства;
  • преобразовал государственный строй, привлёк к управлению государством наравне с эвпатридами, богатых людей простого происхождения;
  • провел разделение граждан в зависимости от имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты), что оказывало влияние на службу в войсках и возможность занимать государственные должности – граждане, составляющие первые три разряда, могли претендовать на высшиие должности, бедные граждане моги только участвовать в народном собрании и в суде.

Всех афинян Солон разделил на имущественные классы в соответствии с доходами: имеющие годовой доход больше 500 мер урожая, масла и вина – пентакосиомедин (пятисотники); всадники – трехсотники; двухсотники; меньше 200 мер – феты. Политические и военные права распределялись пропорционально количеству имущества.

Народное собрание стало высшей законодательной властью в Афинах. Совет четырехсот был создан для предварительного обсуждения законов.

Народ мог или отвергать, или утверждать предложенные проекты законов, от его решения зависело избрание высших должностных лиц. Наблюдение за выполнением законов и их охрана поручались ареопагу.

Любой гражданин мог преследовать обидчика по суду через посредника или сам.

Замечание 2

Солон провёл реформу афинского календаря, унификацию мер и весов. Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Реформы Клисфена в Афинах

Клисфен убрал деление территории Афин на филы, служившие опорой родовой знати и её группировок. В основу нового деления была положена деревня (дем). Демы были объединены в 30 триттий, а последние, в свою очередь, в десять новых фил, представляющие собой отдельно нарезанные территории.

Демы назывались по названиям занимаемых территорий, по их мифическим основателям, по жившим там знатным родам. Теперь афинянин становился членом гражданского коллектива через принадлежность к дему, а не к роду. По достижении 18-летнего возраста афиняне вносился в гражданские списки и в официальных документах именовались по названию дема.

По занимаемым территориям и по населенности демы сильно отличались друг от друга. При их образовании учитывалось исконное деление Аттики на поселения. Дем осуществлял управление в местных делах, в государственных вопросах его участие происходило через филы.

Дем в совокупности с демархом и местным властями, с культом, землями и собраниями, воспитывал граждан для осуществления деятельности на широкой общегосударственной арене.

Несколько демов входили в состав триттия. Всего насчитывалось 30 триттий – в Афинах и пригороде, Паралии, Месогее. Все тритии были разделены между филами таким образом, чтобы в каждой филе было по одной городской триттии, Паралии и Месогеи. Таким методом удалось разорвать старые родо территориальные связи. Деление территорий по Клисфену можно проследить вплоть до сер. IV в. н. э.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/vozniknovenie_afinskogo_gosudarstva_i_reformy_teseya_solona_klisfena/

Pravo-consut
Добавить комментарий