Снижение смертности в ДТП: чем на самом деле нужно заняться

Для сокращения числа погибших на дорогах необходимо ускорить оказание медицинской помощи

Снижение смертности в ДТП: чем на самом деле нужно заняться

Число погибших в авариях на наших дорогах могло быть значительно ниже, если бы не огромные расстояния. Пострадавших в авариях не всегда успевают довезти туда, где им окажут необходимую помощь. Или «скорая» приезжает слишком поздно.

Судите сами. Тяжесть последствий в России от ДТП — это соотношение количества погибших к пострадавшим — с января по май было 7,8. Для сравнения: в Германии это соотношение равно 1.

В Великобритании тяжесть последствий менее 1. Даже в Болгарии — не самой богатой стране Евросоюза — тяжесть последствий около 3. Более чем в два раза ниже, чем в России.

И это при том, что в той же Германии происходит гораздо больше аварий с пострадавшими, чем у нас.

Выживаемость на дороги зависит от оперативного реагирования всех служб и своевременного оказания помощи пострадавшим. Егор Просвирников/РГ

Просто выживаемость в ДТП отнюдь не всегда зависит от тяжести произошедшего на дороге. Далеко не все погибают в аварии моментально. Напомним, что погибшим в ДТП считается тот, кто умер в течение месяца от полученных травм. И тут все дело в том, как оказать пострадавшему необходимую помощь.

В этом вопросе много нюансов, которые не раз обсуждались в высоких кабинетах и на конференциях различного уровня. Руководитель Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова, будучи на посту министра здравоохранения, приводила такую цифру: 67 процентов людей, попавших в аварии, умирают, не дождавшись медицинской помощи. Правило «золотого часа» в их отношении не сработало.

Есть такое понятие у медиков: если в течение часа не оказать помощь, то потом оказывать ее будет некому.

Есть такое понятие у медиков «золотой час». Если в течение часа не оказать помощь, то потом ее оказывать будет некому

Казалось бы, проблемы с доставкой людей в больницы могла бы решить закупка новых машин «скорой», оборудованных всем необходимым. Но «скорые» закупаются, а проблемы тем не менее не решаются. При слаженной работе экстренных служб доставить человека до больницы можно за шесть минут, отмечала Вероника Скворцова

Но вот, например, в Москве постоянные пробки. Пробиться сквозь них сложно даже со спецсигналами. Тут приходит на помощь авиация. Москва стала первым городом России, где медицинские вертолеты постоянно вылетают на помощь пострадавшим.

Их используют в экстренных случаях, когда другой транспорт не может быстро добраться до места происшествия, а счет идет на минуты.

С помощью вертолетов в огромном мегаполисе удаётся быстро доставить медиков к месту аварии, чтобы они оценили состояние пострадавших, оказали первую помощь и оперативно перевезли людей в больницу.

Вертолёты не заменяют бригады «скорой», их используют только в тех случаях, когда нет возможности экстренно доставить пострадавшего в стационар.

На место ДТП с момента получения сигнала они прилетают за 11-15 минут. Уже через семь минут пациент окажется в стационаре.

В среднем от поступления вызова до доставки человека в больницу на «скорой» проходит 47 минут, то есть правило «золотого часа» соблюдается.

Сергей Севастьянов/ТАСС

На вертолетах летают два пилота, врач и фельдшер. С помощью современного оборудования медики могут оказывать помощь прямо в воздухе. В зависимости от состояния пострадавших они могут перевозить от одного до четырех пациентов. А запас лекарственных препаратов и перевязочных материалов рассчитан на 25 человек.

То есть медики могут высадиться на месте происшествия в разгрузочных жилетах и оказать помощь не одному, а сразу нескольким пострадавшим. Благодаря оперативной доставке пострадавших в Москве самый низкий уровень социального риска от ДТП — 3,7 погибшего на 100 тысяч населения по итогам прошлого года. Тяжесть последствий также одна из самых низких в России — 4,1.

Но стоит учитывать, что здесь на территории мегаполиса сосредоточено огромное количество больниц.

В Подмосковье также решают проблему с доставкой пострадавших с помощью авиации.

Как сообщил начальник УГИБДД ГУ МВД России по Московской области генерал-майор полиции Виктор Кузнецов, выступая на конференции по безопасности дорожного движения в рамках выставки «Дорога-2019», прошедшей в Екатеринбурге, у них есть договоренности с медцентрами, специализирующимися на сочетанных травмах. Ведь в авариях получают именно такие травмы. А также есть договоренность с госпиталем, куда доставляют пострадавших в ДТП, а для ее ускорения используется вертолет. Как пояснил Виктор Кузнецов, стоимость летного часа — это расходы, несравнимые со стоимостью человеческой жизни. Именно благодаря оперативной доставке в специализированные лечебные заведения удалось снизить смертность при авариях почти в два раза.

В Подмосковье именно благодаря оперативной доставке пострадавших в специализированные лечебные заведения удалось снизить смертность при авариях почти в два раза

Этот опыт, как отметил глава ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, необходимо распространить на все регионы. По его мнению, желательно, чтобы и количество аварий сократилось, но главное — это сохранение человеческих жизней.

И если аварии случаются, то люди должны в них выжить. Оперативное оказание помощи пострадавшим в авариях — задача всех ведомств. Но для применения медицинской авиации у регионов должны быть средства на нее.

И если в столицах регионов это решаемая задача, то за сотни километров от них ее еще предстоит решить.

Есть еще одна глобальная проблема, которую решили в Подмосковье, но она практически нерешаема в других регионах России. Дело в том, что скорая помощь имеет территориальную привязку. Представим себе ситуацию: произошла авария в Рязанской области недалеко от границы с Московской.

Какая бригада туда поедет? Правильно, из Рязанской области, даже если базируется за полсотни километров. Куда эта бригада повезет пострадавшего? В ближайшую больницу в Рязанской области, несмотря на то, что в паре километров в Московской области есть больница, где могут оказать помощь пострадавшему. И этот принцип действует по всей территории России.

В итоге «золотой час» не соблюдается. И люди погибают по пути в больницу.

На место ДТП вертолет прилетит в течение 15 минут с момента получения сигнала. Егор Просвирников/РГ

Необходимость привязать конкретные больницы к конкретным участкам дорог не раз озвучивалась и даже поддерживалась на уровне правительства. Но пока работают только договоренности руководителей регионов с конкретными медицинскими учреждениями.

Не все больницы могут оказать квалифицированную помощь пострадавшему в ДТП. Именно по этой причине приходится договаривался с конкретными медицинскими центрами. Вот еще один пример. В 30 километрах от Архангельска ночью происходит ДТП.

Скорая отвозит потерпевшего в ближайшую больницу.

Но в этой больнице ночью даже врача нет. Только фельдшер. Оказать помощь пострадавшему он не может. Человек нуждается в срочной операции. А везти его в Архангельск не на чем. Реанимационного автомобиля нет. В итоге через полтора дня человек умирает. Так что доставкой в ближайшую больницу смертность от ДТП не всегда можно сократить.

Необходимо пострадавшего оперативно доставлять туда, где ему действительно смогут оказать квалифицированную медицинскую помощь. И для этого нужна система экстренного реагирования на межрегиональном, а лучше федеральном уровне. Но она работает, когда происходят действительно громкие катастрофы. А должна бы для каждого пострадавшего.

Лауреатом Всероссийской премии «Золотой час» стал врач из Оренбуржья

Ну и, конечно, на выживаемость пострадавшего в аварии влияет скорость сообщения об аварии. На огромной территории, на огромном километраже даже федеральных дорог в некоторых местах плохо работает связь.

Нет сотового покрытия. Такие лакуны есть даже в Московской области, не говоря уже о более удаленных от центра регионах. До недавнего времени даже открытая скоростная платная дорога до Санкт-Петербурга трасса «Нева» практически была без сотового покрытия.

Правда, в апреле этого года связь на ней заработала.

Для обеспечения безопасности и увеличения числа выживших в авариях людей связь просто необходима на всех дорогах, какого бы значения они ни были. Причем не только экстренная. Ведь люди еще и путешествует по стране. И вряд ли кто-нибудь из водителей заранее составляет себе список больниц по дороге следования.

А когда происходит ЧП, да еще и там, где нет связи, остро встает вопрос: куда везти пострадавшего, в какую сторону? Все это звенья одной цепи. И решать проблему должны совместно не только Минздрав, но и Минсвязь, МВД, МЧС и, конечно, региональные власти.

Европейский пример, на который мы ориентируемся, показывает, что сократить число аварий на дорогах не так важно, как снизить риск в них погибнуть.

Именно своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП, в каком бы удаленном уголке нашей страны оно ни произошло, является одним из эффективных инструментов в достижении целей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

На выживаемость пострадавшего в ДТП влияет, скорость сообщения об аварии. Но даже на федеральных дорогах в некоторых местах плохо работает связь

Еще немного о действиях водителя в ДТП, в котором пострадали люди. Перво-наперво сразу постараться вызвать «скорую помощь». Оказать первую помощь пострадавшему. Первая помощь — это не медицинская помощь, и оказать ее может, в принципе, любой человек.

Конечно, было бы хорошо, если бы все, кто садится за руль, имели уверенный навык и могли бы помочь раненому продержаться до приезда врачей. Если дозвониться до «скорой» не удалось, например, по причине отсутствия связи, то после оказания первой помощи необходимо решить вопрос о транспортировке пострадавшего в лечебное учреждение.

Общедоступные средства связи на большинстве автомобильных дорог расположены редко, а вызвать машину скорой помощи из ближайшего населенного пункта можно только обратившись в медицинское учреждение, поэтому вызов и ожидание машины «скорой помощи» займут не минуты, как в городе, а часы. В такой ситуации следует организовать транспортировку пострадавшего своими силами.

Лучше на случайном транспорте — в интересах расследования ДТП без крайней надобности не следует использовать машины, связанные с этим происшествием.

Но если поблизости нет других автомобилей, в целях спасения жизни пострадавшего его необходимо немедленно транспортировать в лечебное учреждение на том автомобиле, что есть под рукой. Даже если он стал причиной травмы пострадавшего.

И здесь не надо бояться, что вас привлекут за оставление места ДТП. Это вынужденная мера. И после доставки пострадавшего в больницу нужно просто вернуться на место происшествия, чтобы завершить процессуальные действия.

Куда везти пострадавших? Есть такое выражение: лучшая больница — это ближайшая больница. И это действительно так для аварий, произошедших на загородных дорогах.

Где отыскать ближайшую, должен подсказать мобильник, для чего связь должна быть на всех дорогах, в каких бы медвежьих местах она ни проходила.

Сумели же сотовые операторы договорится о том, что на протяжении всей автомагистрали «Нева» они будут обеспечивать доступ клиентам остальных операторов. Возможно и еще одно решение проблемы. Например, местные власти установят знаки через каждые пять километров с указанием расстояния до больниц как в ту, так и в обратную сторону.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Источник: https://rg.ru/2020/06/26/dlia-sokrashcheniia-chisla-pogibshih-na-dorogah-neobhodimo-uskorit-okazanie-medicinskoj-pomoshchi.html

Снижение смертности в ДТП: чем на самом деле нужно заняться

Снижение смертности в ДТП: чем на самом деле нужно заняться

Из публикаций в прессе и выступлений с различных трибун мы постоянно слышим о катастрофической ситуации со смертностью в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) на наших дорогах.

Действительно, согласно статистике ГИБДД РФ, в 2014 году смертность в авариях составила 18 человек на каждые 100 тыс. населения страны. По этому показателю Россия соседствует с такими странами, как Гондурас, Гамбия, Никарагуа, Туркменистан и Мозамбик.

При этом в Евросоюзе средний показатель смертности составляет пять, а в США — 10 человек на 100 тыс. населения. Что же у нас пошло не так?

Москва. 27 июня 2015. На месте ДТП на улице Большая Якиманка с участием автомобиля Porshe 911, в результате которого погибли два человека.

Москва. 27 июня 2015. На месте ДТП на улице Большая Якиманка с участием автомобиля Porshe 911, в результате которого погибли два человека.

Москва. 27 июня 2015 г. На месте ДТП на улице Большая Якиманка с участием автомобиля Porsche 911, в результате которого погибли два человека.

Материалы по теме

Обычно анализ информации о смертности в ДТП в России обрывается на этом этапе, и далее звучат заученные мантры об извечных российских проблемах в виде плохих дорог и дураках на них. В качестве мер по исправлению ситуации из десятилетия в десятилетие предлагается привычное законодательное закручивание гаек и «выработка мер».

Сегодня, 15 октября, МВД и Министерство юстиции планируют представить проект закона, который в очередной раз ужесточит наказание для злостных нарушителей ПДД, введет принудительное лечение для нетрезвых водителей, а также ответственность водителей за «опасное вождение», а чиновников — за некачественный ремонт и строительство дорог.

Все эти меры правильные, но направлены, прежде всего, на снижение уровня аварийности, а не смертности в ДТП. Вопреки бытующему мнению удельное (в пересчете на 100 тыс. населения) количество аварий, в которых страдают люди в России, и так существенно меньше, чем во многих странах Евросоюза и США.

Так почему же аварии в России уносят так много жизней?

Если внимательно проанализировать мировую статистику пострадавших и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий и сравнить ее с российской, то может оказаться, что существует незамеченная или игнорируемая профильными министерствами и ведомствами проблема, в значительной мере определяющая высокую смертность в ДТП в России. Ниже приведена сводная таблица, отражающая данные по количеству пострадавших в ДТП на 100 тыс. населения разных стран мира и количество смертных исходов в ДТП в 2013–2014 гг.

Для наглядности представим табличные данные в виде сравнительной диаграммы.

Материалы по теме

Эти данные позволяют по-новому взглянуть на сложившиеся стереотипы о «дураках и дорогах» России и сделать следующие выводы:

  • «Дураки». В России по дорогам ездят совсем не дураки: по удельному количеству пострадавших и количеству ДТП с пострадавшими на 100 тыс. населения российских водителей далеко опережают водители из Евросоюза и США. В Германии удельное количество пострадавших вдвое выше, чем в России, а в США — в 4 раза.
  • «Дороги». Все страны, опережающие Россию по удельному количеству пострадавших в ДТП, имеют более высокий уровень жизни населения, лучшее состояние дорожной сети и более новые автомобили в автопарках. Хорошее состояние дорог, большая протяженность дорожной сети и состояние автопарка не уменьшают, а увеличивают количество пострадавших в ДТП. (Удельный вес плохого технического состояния автомобиля как фактора ДТП одинаков в России и Евросоюзе и составляет около 2%).
  • Аварийность и смертность. Смертность пострадавших в ДТП не связана напрямую с аварийностью и количеством аварий с пострадавшими. В США и Германии удельное количество аварий с пострадавшими в 2 раза выше, чем в России, а смертность — в 8–9 раз ниже.
  • Смертность и выживаемость. Высокая смертность в ДТП на российских дорогах обусловлена не большим количеством аварий с пострадавшими, а низким уровнем выживаемости пострадавших после ДТП. Выживаемость пострадавших после ДТП в России в 3–10 раз ниже, чем в отдельных странах Евросоюза и США.
Сравнительная диаграмма выживаемости в ДТП в различных странах

Почему в России низкая выживаемость пострадавших в ДТП?

Выживаемость пострадавших в ДТП напрямую связана со своевременностью и качеством оказания экстренной медицинской помощи.

Проведенные Еврокомиссией исследования показали, что чем ниже уровень экономического развития страны-члена Евросоюза, тем выше смертность при ДТП на догоспитальном этапе, так как система оказания экстренной медицинской помощи в  таких странах развита недостаточно хорошо.

Данные европейской статистики приведены на диаграмме ниже. Высокий уровень смертности в ДТП наблюдается в таких небогатых странах Евросоюза, как Польша, Литва, Латвия, Болгария и Румыния, и тем не менее там она в 1,8–2,2 раза ниже, чем в России.

Сравнительная диаграмма выживаемости в ДТП в различных странах

Сравнительная диаграмма выживаемости в ДТП в различных странах

Смертность в ДТП в странах Евросоюза, чел. на 1 млн населения

По данным статистики ДТП многих европейских стран, большинство смертельных исходов в ДТП происходит в сельской местности (например, 73% случаев в Испании в 2013 году). Чем дальше место аварии от места базирования сил экстренной медицинской помощи и лечебных учреждений, тем больше вероятность смертельных случаев в ДТП.

Роль экстренной медицинской помощи

В отчете роли оказания экстренной медицинской помощи после дорожных происшествий, подготовленном в 2009 году по заказу Европейской комиссии, указывается, что примерно половина смертей при ДТП происходят в течение нескольких минут после аварии, в результате травм, не совместимых с жизнью, и асфиксии (удушья) при отсутствии немедленной помощи. Борьба за жизнь тех, кто не скончался сразу во время аварии, определяет уровень выживаемости в дорожно-транспортных происшествиях. Автомобильная (транспортная) травма, как и боевая травма, является тяжелой, часто сочетанной и множественной. Автомобильная травма во многих случаях сопровождается кровопотерей, развитием шока и других тяжелых осложнений. Например, по испанской статистике за 2013 год, причиной смерти 37,7% всех скончавшихся на госпитальном этапе в результате автомобильных травм послужило повреждение головного мозга, а у 33,3% — повреждение органов грудной и брюшной полости.

Для оказания помощи пострадавшим в ДТП с тяжелыми повреждениями требуется не просто высокий уровень квалификации специалистов и хорошее оснащение лечебного учреждения, а специализированное отделение для оказания помощи при сочетанной травме, где помощь пострадавшим оказывает слаженная команда из врачей нескольких смежных специальностей.

Силы и средства экстренных служб, задействованных при оказании помощи при ДТП на Северной автомагистрали A1 в Иль-де-Франс

Силы и средства экстренных служб, задействованных при оказании помощи при ДТП на Северной автомагистрали A1 в Иль-де-Франс

Силы и средства экстренных служб, задействованных при оказании помощи при ДТП на Северной автомагистрали A1 в Иль-де-Франс

Тяжело пострадавшие в ДТП (кто не погиб сразу) расстаются с жизнью в период от 1 до 4 часов после аварии из-за незамеченных медиками внутренних повреждений (5%), несвоевременной доставки в стационар (12%) или доставки в лечебное учреждение, не имеющее специализированного отделения по оказанию помощи при тяжелой сочетанной травме (32%).

Поэтому для уменьшения смертности в ДТП в Российской Федерации прежде всего требуется создание современной системы экстренной медицинской помощи при дорожных происшествиях.

«Что делать»?

Статистика Евросоюза говорит, что социально-экономический ущерб от гибели и получения инвалидности граждан в происшествиях на дорогах превышает потери от смертности населения из-за онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Каждый третий европеец хотя бы раз в жизни проходит лечение в стационаре из-за травм, полученных при ДТП. Потери от гибели людей в авариях составляют 2% от ВВП Евросоюза. По данным СМИ, в нашем случае — до 3% ВВП.

Охраняемый, но свободный проезд для публики к приемному отделению для неотложных случаев (ER- Emergency Room) Парижского госпиталя.

Для карет «скорой помощи» с лежачими пациентами организован отдельный въезд с соседней улицы

Охраняемый, но свободный проезд для публики к приемному отделению для неотложных случаев (ER- Emergency Room) Парижского госпиталя.

Для карет «скорой помощи» с лежачими пациентами организован отдельный въезд с соседней улицы

Охраняемый, но свободный проезд для публики к приемному отделению для неотложных случаев (ER- Emergency Room) парижского госпиталя. Для карет «скорой помощи» с лежачими пациентами организован отдельный въезд с соседней улицы.

Смерти и инвалидность людей в результате ДТП в нашей стране значительно превосходят потери современных армий в боевых действиях. Ситуацию с низкой выживаемостью в дорожных происшествиях можно исправить, если привести систему оказания экстренной медицинской помощи при авариях к лучшему европейскому уровню по доступности, скорости и качеству. Для этого нужно:

  • Осознать, что проблема высокой смертности в ДТП в нашей стране не идентична проблеме высокой аварийности на дорогах и ее невозможно решить исключительно методом законодательного «закручивания гаек», улучшением качества дорог, борьбой с пьянством за рулем, обновлением автопарка и т.п.
  • Изменить систему работы российской «скорой помощи» с территориально-административной системы «обслуживаемых» территорий на систему радиусов доступности. Это позволит избежать ситуаций, когда «скорая» выезжает на ДТП из райцентра за несколько десятков километров, в то время как рядом находятся медики из «другого» района.
  • Оснастить автомобили скорой помощи современным оборудованием и необходимыми медикаментами. До сих пор во многих каретах «скорой помощи» нет ни современных эвакуационных носилок, ни фиксирующих воротников на шею, ни даже старых шин Дитерихса, используемых при переломах бедренной кости и повреждении суставов нижней конечности. Не говоря уже о современном реанимационном оборудовании, сильнодействующих обезболивающих средствах и других необходимых медикаментах.
  • Создать равномерно распределенную сеть спасательных центров вдоль основных, наиболее загруженных трасс России с дежурными экипажами скорой помощи, спасателей МЧС, полицией и дорожными службами.
  • Развернуть в лечебных учреждениях страны, находящихся вдоль основных загруженных трасс, современные специализированные отделения для оказания помощи при сочетанной травме. Работать такие отделения должны постоянно в полном штатном режиме без «послаблений» на ночное время, выходные и праздники.
  • Сделать приемные отделения больниц доступными: убрать шлагбаумы, заборы и другие препятствия на подъезде и подходе к приемным отделениям больниц.
  • Ввести обязательную практическую подготовку для сотрудников ГИБДД и МЧС по базовым аспектам первой помощи при автомобильной травме и оснастить машины полиции и спасателей расширенными тактическими укладками для оказания помощи пострадавшим с автомобильной травмой.

Обычная картина на въезде на территорию одной из больниц Санкт-Петербурга и проезде к приемному отделению: заставленный машинами проезд и закрытый шлагбаум.

Обычная картина на въезде на территорию одной из больниц Санкт-Петербурга и проезде к приемному отделению: заставленный машинами проезд и закрытый шлагбаум.

Обычная картина на въезде на территорию одной из больниц Санкт-Петербурга и к приемному отделению: заставленный машинами проезд и закрытый шлагбаум

Андрей Демкин, врач ВМедА им. С.М. Кирова.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/820937-snizhenie-smertnosti-pri-dtp-v-rossii-chem-na-samom-dele-nuzhno-zanyatsya/

Эксперты усомнились в достижении цели России по снижению смертности в ДТП :: Экономика :: РБК

Снижение смертности в ДТП: чем на самом деле нужно заняться

Чем ниже уровень дорожно-транспортной смертности, тем больше времени требуется для его дальнейшего снижения, поскольку прежние меры по безопасности дорожного движения в новых условиях уже не приводят к столь интенсивному снижению, отмечают Пьянкова и Фаттахов. «Для его обеспечения требуются новые меры и инструменты, предполагающие более сложные и инфраструктурные, градостроительные решения и, что самое главное, изменение поведения людей», — говорится в статье экспертов ВШЭ.

Что показывает официальная статистика

Смертность на российских дорогах за период с 2014 по 2017 год существенно снизилась (с 18,8 до 13 погибших на 100 тыс. человек).

Но такие темпы сокращения числа погибших на дорогах не уникальное явление, в некоторых странах оно происходило быстрее: в Японии за два года, а в Нидерландах за три года, указывают эксперты ВШЭ.

Добиться сокращения смертности от ДТП в России помогло ужесточение законодательства для водителей, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, отмечают они.
 

Несмотря на значительное сокращение показателя (в 2018 году снижение смертности продолжилось), отрыв России от стран ЕС остается существенным, отмечают авторы статьи. По данным за 2017 год риск гибели в ДТП в Швеции ниже, чем в России, в 5 раз, в Германии — в 3,4 раза, в Великобритании — в 4,6 раза.

Многократное отставание России обусловлено низкой дисциплиной водителей, сказывается низкое качество дорог, а также недостатки организации движения, говорится в правительственной «Стратегии безопасности дорожного движения».

Причинами высокой смертности на дорогах в России являются недостатки образования водителей и пешеходов, вождение в нетрезвом виде, использование телефонов за рулем, а также изъяны в правовом преследовании нарушителей, объяснял ранее спецпосланник генерального секретаря ООН по безопасности дорожного движения Жан Тодт.

В ответ на это глава Госавтоинспекции Михаил Черников, в свою очередь, отметил, что Россию «очень тяжело сравнивать с теми странами, которые имеют меньшую площадь и протяженность автодорог».

По его словам, такие проблемы, как разговоры по телефону во время вождения и отвлечение на соцсети, существуют во всех европейских странах.

Как власти намерены добиться снижения смертности на дорогах

Согласно паспорту нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», правительство планирует:

  • к концу 2020 года подготовить поправки в законодательство, усиливающие ответственность за наиболее опасные правонарушения в области дорожного движения;
  • закупать ежегодно не менее 1,25 тыс. технических средств для контроля за безопасностью транспортных средств (всего 7,5 тыс. единиц к 2024 году);
  • каждый год приобретать не менее 1,6 млн «экспресс-тестов» для проверки водителей на состояние опьянения (всего 9,4 млн к 2024 году);
  • поставлять ежегодно 2085 приборов контроля за безопасностью автодорог в профильные подразделения;
  • внедрить на 65 участках автодорог интеллектуальные системы, ориентированные на применение энергосберегающих технологий освещения;
  • проводить тренинги в родильных домах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Общий бюджет нацпроекта до 2024 года составляет 4,8 трлн руб., из них на федеральный проект «Безопасность дорожного движения» планируется выделить 55,9 млрд руб.

Что эксперты рекомендуют сделать для снижения смертности

Для того чтобы добиться снижения смертности в результате ДТП к 2024 году до четырех погибших на 100 тыс. населения, политика правительства должна быть более продуманной и сконцентрированной на проблемных областях, пояснил РБК один из авторов статьи — Тимур Фаттахов.

«Та политика, которая сейчас описана (в нацпроекте. — РБК), достаточно размытая, болевые точки не расставлены», — отметил он.

По его мнению, достижение целевых показателей нужно рассматривать с учетом регионального неравенства и различий между городами и сельской местностью, отметил он.

Дело в том, что в России уже есть регионы, где целевой уровень дорожно-транспортной смертности практически достигнут. Это Москва и Санкт-Петербург, где в 2018 году число погибших от ДТП граждан составило 3,7 и 4,3 на 100 тыс. населения соответственно.

Но есть и такие регионы, где снижение показателя смертности от ДТП до запланированного значения, учитывая его существующий уровень в этих регионах (более 20 погибших в ДТП на 100 тыс. человек), является трудновыполнимой задачей.

Например, в Республике Калмыкия в 2018 году был зафиксирован один из самых высоких показателей смертности в стране — 30,1 погибшего на 100 тыс. населения, в Тыве — 28,6, в Ленинградской области — 24,1, в Забайкальском крае — 22,8.

Чем крупнее города, тем ниже уровень смертности, указывают авторы статьи. Это верно как для большинства европейских стран, так и для России. В городах с численностью населения свыше 1 млн человек число погибших от ДТП в 2017 году составило 4,4 погибшего на 100 тыс. населения. В городах с численностью населения от 100 тыс. до 250 тыс. — уже 7,1, а в сельских поселениях — 6,8.

По словам Фаттахова, нужно концентрироваться на снижении смертности среди водителей и пассажиров в возрасте от 15 до 44 лет и пешеходов старше 60 лет.

Именно эти категории участников дорожного движения являются основными группами риска.

«Если среди пешеходов снижение смертности кажется устойчивым трендом без видимых признаков стабилизации, то для водителей и пассажиров говорить об устойчивости снижения смертности можно пока с осторожностью», — отмечают демографы.

Юлия Старостина

Источник: https://www.rbc.ru/economics/19/11/2019/5dd282449a794778c3ee8b4e

Как уменьшить смертность в ДТП?

Снижение смертности в ДТП: чем на самом деле нужно заняться

27 января 20192019-01-27T21:49:00Z2019-01-27T21:49:00Z
Dylan Passmore / Flickr

Каждый год в ДТП погибает больше 1350000 человек, но эта проблема не получает и близко такой огласки, как авиакатастрофы или катастрофы на море или железной дороге. Многие относятся к смертям на дорогах как к неизбежному и естественному злу. Но это совершенно неправильный подход.

Авторы подхода «Безопасная система» уделяют максимум внимания человеческой жизни и тому, насколько она уязвима.

Они исходят из того, что даже самые сознательные люди совершают ошибки, и никто не должен расплачиваться за это жизнью.

Важно помнить об этом, когда мы думаем о безопасности тех, кто передвигается по городу на велосипеде, мотоцикле или просто на своих двоих, поскольку эти люди особенно уязвимы и составляют более половины гибнущих на дорогах.

«Устойчивая и безопасная среда» — это доклад WRI Ross Center for Sustainable Cities и Всемирного банка, опубликованный в начале 2018 года. В нём предложены идеи относительно проектирования улиц, безопасных и удобных для всех участников движения. При полном использовании восьми ключевых пунктов удастся снизить основные риски, сделав жизнь в городе более безопасной.

1. Строительство компактных городов.

Грамотная застройка может сократить число машин на улицах и снизить риски для пешеходов.

Город должен быть устроен так, чтобы людям не приходилось преодолевать огромные расстояния, и в любое место можно было добраться на общественном транспорте. Скоростные автомагистрали не должны проходить через жилые и смешанные районы.

Зачем это нужно? С увеличением компактности города на 1 % общее число летальных ДТП упадёт на 1,5 %, а с участием пешеходов — на 1,5—3,6 %.

Чтобы понять, как это работает, давайте сравним Барселону и Атланту. У этих городов примерно одинаковое население, но различаются плотность населения и основной вид используемого транспорта.

Большая часть жителей Атланты пользуются личным авто, тогда как барселонцы отдают предпочтение общественному транспорту или ходят пешком.

Вот результат: ежегодная смертность на дорогах Атланты в 18 раз выше, чем в Барселоне.

Источник: thecityfix

2. Проектирование «умных» улиц.

Дизайн улиц может сделать безопаснее передвижение по городу, увеличив заметность пешеходов, а также повысив доступность дорог для них.

Например, кольцевые развязки вынуждают водителей снижать скорость в местах пересечений и в других зонах, где есть немалый риск попасть в ДТП. Искусственные неровности снижают скорость машин рядом со школами или жилыми домами.

А узкие улицы вынуждают водить аккуратнее, упрощая пересечение улицы для пешеходов. По собранной в Мехико статистике, каждый дополнительный метр в ширине перехода увеличивает частоту столкновений машин с пешеходами на 6 %.

Источник: thecityfix

3. Развитие общественного транспорта.

Ездить на общественном транспорте безопаснее, чем на автомобиле. В богатых странах ДТП с участием общественного транспорта составляют всего 10 % от всех. У жителей районов с хорошо развитым общественным транспортом шанс попасть в ДТП в пять раз меньше, чем у тех, кто живет в районах, ориентированных на личные автомобили. Качественная автобусная система может вдвое сократить число летальных ДТП.

Лучше всего, если в городе используются разные виды общественного транспорта. А экономические меры борьбы с загруженными дорогами, вроде платных парковок, позволяют не только улучшить здоровье горожан, но и сделать их ежедневный путь на работу или учёбу проще и безопаснее.

Источник: thecityfix

4. Снижение скорости до безопасного уровня.

Ключевым элементом системы является сопоставление скорости движения автотранспорта со скоростью других участников движения в конкретном районе. Пешеходы и велосипедисты не должны находиться под угрозой смертельного ДТП. Снижение максимальной скорости почти не влияет на среднее время в пути, которое зависит от других факторов, например, количества перекрёстков. Но высокая скорость играют ключевую роль в ДТП со смертельным исходом. Исследования показали, что с увеличением скорости на 1 % вероятность смертельного ДТП возрастает на 4 %.Чтобы гарантировать снижение скорости, необходимо сужать полосы автодорог, расширять тротуары и выносить пешеходные переходы на проезжую часть.
Источник: thecityfix

5. Строгое соблюдение законов и правил.

Совершенствование правоприменения ПДД поможет добиться снижения смертности и травматизма на дорогах. Необходимо требовать от водителей соблюдать скоростной режим, пропускать пешеходов и велосипедистов, пользоваться ремнями безопасности, не пить за рулём и пользоваться детскими креслами. Строгое соблюдение этих требований может позитивно сказаться на безопасности движения. В Новом Южном Уэльсе увеличение штрафа за превышение скорости начинающим водителями помогло сократить смертность в ДТП с их участием на 30 %. С 2008 по 2012 годы ремни безопасности спасли порядка 63 тысяч человек в США. Столько людей помещается в 79 «Аэробусах» A380.

Наличие дорожных камер также может положительно влиять на поведение участников дорожного движения. В американских городах с камерами, фиксирующими проезд на красный сигнал светофора, с 2004 по 2008 годы зафиксировано на 24 процента меньше аварий, чем в городах, где таких камер нет. Также смертность в зонах с камерами на 17 процентов ниже, чем там, где их нет.

Источник: thecityfix

6. Совершенствование образования участников дорожного движения.

Невозможно добиться поставленных целей без водителей, которые знают правила. Образовательные программы в автошколах должны быть строго регламентированы и сконцентрированы на практике. Изучать правила надо как можно раньше — лучше уже в школьном возрасте.

Например, новозеландский трёхступенчатый формат получения водительских прав снизил госпитализацию 15—19-летних на 23 процента.

Но водители — не единственные, кому пойдут на пользу образовательные программы.

Необходимо работать и с другими важными для дорожного движения людьми: проектировщиками, инженерами, медработниками, сотрудниками правоохранительных органов и так далее.

Доказано, что подобные меры позволяют сократить количество ДТП на 10 %. А ещё информационные кампании в СМИ добиваются куда большего эффекта, если проходят совместно с образовательными и правоприменительными мероприятиями.

Источник: thecityfix

7. Введение универсальных стандартов безопасности.

Благодаря новаторским инженерным решениям, современные высококачественные автомобили могут переносить аварии гораздо лучше, чем их предшественники. Их оснащение позволяет избегать множества ДТП. Но во многих странах от автопроизводителей не требуется использование подобных технологий при разработке новых моделей.

Если бы минимальные требования по ремням безопасности, креплениям кресел, фронтальной и боковой защите были приняты в Аргентине, Бразилии, Чили и Мексике, четырёх крупнейших странах, где эти стандарты на самом минимуме, то в период с 2016 по 2030 год удалось бы спасти 40000 жизней и избежать 400000 тяжёлых травм.

Источник: thecityfix

8. Совершенствование системы скорой помощи и ухода за пострадавшими.

Быстрые и эффективные службы спасения — ключевой элемент в уменьшении негативного влияния ДТП. Но в разных местах принципы их работы отличаются друг от друга. Часто несвоевременное реагирование на вызовы происходит из-за несогласованной связи между элементами системы.

Лучше всего совершенствовать медицинскую систему, создавая на государственном или региональном уровне мобильные бригады, обученные работе со скорой помощью, полицией и спасателями. В странах с низким и среднем уровнем дохода люди умирают, не попав в больницу чаще, чем в богатых странах.

Это вызвано плохой организацией работы экстренных служб.

Источник: thecityfix

Каждый из пунктов «Безопасной системы» может показаться простым, но на деле почти нигде не применяются все восемь сразу.

По данным Всемирной организации здравоохранения, не приняв уже сегодня срочных мер, к 2030 мы будем терять на дорогах почти два с половиной миллиона человек в год.

Исследование Всемирного банка показало, что со снижением числа трудоспособного населения многие страны в ближайшие 24 года могут потерять от 7 до 22 процентов ВВП, если не будут инвестировать в безопасное движение.

Необходимо понимать, что устойчивый рост числа ДТП со смертельным исходом не является необратимым. Мы можем сделать наши улицы лучше и безопаснее.

Подписывайтесь:

Обратите внимание:

Популярные посты по тегу Городская среда ДТП

  • 15 июля 2020, 12:53
  • 6 июля 2020, 21:08
  • 11 июля 2020, 20:55
  • 19 июня 2020, 21:12
  • 13 июня 2020, 12:25
  • 22 июня 2020, 17:53

Источник: https://varlamov.ru/3283813.html

Дтп разложили на составляющие

Снижение смертности в ДТП: чем на самом деле нужно заняться

О смертности россиян на дорогах теперь заговорили и в Организации объединенных наций. Спецпосланник генсекретаря ООН Жан Тодт заявил, что ежегодно в ДТП в России гибнет «чрезвычайно много людей».

Причина — низкое качество подготовки водителей, пьянство за рулем и смартфоны. В России с ним согласились не все. Что происходит на дорогах? И как снизить количество жертв ДТП? Выяснял Иван Якунин.

Почти 2 тыс. россиян погибли в ДТП только в минувшем октябре, и еще 20 тыс. были ранены — это данные ГИБДД. Статистика удручающая: всего жертвами аварий становятся 18 тыс. человек в год или 50 россиян ежедневно. В Москве из года в год число жертв снижается. Тем не менее, власти регулярно возвращаются к тому, что нужно что-то менять. Говорит об этом и президент Владимир Путин.

«Мы должны добиться кардинального снижения числа погибших и пострадавших при ДТП. Напомню, что за прошедшее десятилетие в результате таких происшествий получили ранения более 3 млн человек. Погибло при этом — обращаю ваше внимание на эту ужасную цифру — за десятилетие 350 тыс. человек. Это население достаточно приличного города».

Эта запись была сделана три года назад. Казалось бы, можно было добиться существенных успехов. Но в ООН ситуацию на российских дорогах по-прежнему считают тревожной. Среди главных причин недостаток знаний ПДД у водителей и, что немаловажно, пешеходов.

О том, как с этим бороться, “Ъ FM” рассказала член правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Наталья Агре: «Необходима воспитательная работа, которая должна прививаться всем участникам дорожного движения еще тогда, когда они учатся в детских садах и школах.

Если брать наше уважаемое ведомство в виде Министерства просвещения, там, к сожалению, очень часто игнорируют такого рода мероприятия, потому что времени на подобную системную работу недостаточно. Получается, что она лежит на плечах того же самого педагога.

Если он посчитает нужным эту тему интегрировать в свой воспитательный процесс, она там будет, а все остальное носит достаточно случайный характер».

Есть и другие проблемы, которые выделяют в ООН. Например, нарушители часто остаются безнаказанными.

Издание «Проект» в прошлом году подсчитало, что, если московский водитель попал в ДТП и скрылся, есть 30-процентный шанс, что его не найдут. А в 16 регионах этот показатель больше 50%.

Впрочем, журналист Илья Варламов уверен, что винить только водителей и пешеходов несправедливо — нужно просто правильно проектировать улицы.

«Среда провоцирует пешеходов нарушать правила. Банальный пример — неправильно настроенная светофорная фаза, когда красный сигнал горит по несколько минут. Это очень резкие переходы, переходы не в тех местах, в которых они нужны, отсутствие островков безопасности и множество других проблем.

Часто наши водители, которые приезжают за границу, отмечают, мол, мы приехали в какую-нибудь Германию или Голландию и начали аккуратно ездить. Они не понимают, почему. Это не из-за камер, не из-за штрафов. Они начали аккуратно ездить, потому что там полосы более узкие, может быть, не всегда есть знаки и так далее.

То есть там другая среда, и ты в ней вынужден аккуратно ездить»,— заявил Варламов.

“Ъ FM”также попросил прокомментировать слова спецпосланника генсека ООН бывшего начальника главного управления ГИБДД Владимира Федорова. Он настаивает, что многого удалось достичь.

Например, с начала 90-х число жертв ДТП снизилось вдвое — это при том, что вдвое увеличилось количество машин. Тогда виновник аварии в 25% случаев оказывался пьян, сейчас этот показатель составляет 7-8%.

Федоров, правда, признал, что водители действительно часто отвлекаются на телефоны: «Сегодня законодатели, в том числе и я, ввели ответственность за разговоры за рулем. Другой вопрос, как их фиксировать.

Я только разговаривал с руководством Московской области, они сейчас пытаются фиксировать, устанавливать видеонаблюдение в салонах автобусов. Некоторые водители по 47 раз нарушают эти правила за сутки, за один выезд на работу».

Читать далее

У властей еще много идей, как снизить смертность на дорогах. Согласно программе, к 2030 году она вообще должна равняться нулю. Для этого планируют внедрить и алкозамки, и систему поощрения за аккуратное вождение. Тем временем в правительстве подсчитали, что ежегодные экономические потери России от ДТП с летальным исходом составляют около 2% ВВП.

Как отметили в ООН, наибольшего прогресса в дорожной безопасности добились Швеция, Дания, и Норвегия.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4163187

Pravo-consut
Добавить комментарий