Субъект Российской Федерации: что такое, перечень, особенности статуса

Содержание
  1. Статус субъектов Российской Федерации
  2. Субъект российской федерации: что такое, перечень, особенности статуса — По закону
  3. Субъект РФ — это.
  4. Сколько субъектов в Российской Федерации (карта)
  5. Как узнать код субъекта в РФ
  6. История административного деления России
  7. Структура власти в субъектах РФ
  8. Состав субъектов РФ, их статус и общая характеристика
  9. Статус субъектов РФ
  10. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
  11. Особенности правового статуса республик
  12. Общая характеристика субъектов РФ
  13. Субъект Российской Федерации: что такое, перечень, особенности статуса
  14. Российский федерализм
  15. Республика в России
  16. Края в России
  17. Автономные округа и автономные области
  18. Области в России
  19. Федеральные округа
  20. Характеристика статуса субъектов РФ
  21. Статус национально-государственных образований
  22. Принципы равноправия субъектов РФ

Статус субъектов Российской Федерации

Субъект Российской Федерации: что такое, перечень, особенности статуса

Конституцией РФ определен статус субъектов Федерации. Субъекты РФ равноправны, но все же имеют некоторые особенности в правовом статусе.

Перечень субъектов РФ дан в ст. 65 Конституции РФ.

Как уже было отмечено, субъекты, входящие в состав Российской Федерации, могут быть распределены на три группы в зависимости от сочетания национального и территориального начал при их формировании, а также особенностей статуса: 1) республики (государства); 2) автономная область или автономные округа (национально-государственные или автономные образования); 3) края, области и города федерального значения (территориально-государственные образования). Российская Федерация включает в свой состав субъекты с разным конституционно-правовым статусом, что позволяет считать Россию ассиметричной федерацией[1].

Республики отличаются по своему статусу от иных субъектов прежде всего тем, что признаны на конституционном уровне государствами (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст.

66) и обладают всеми его признаками, кроме суверенитета, имеют свою Конституцию, принимаемую ими самостоятельно, законодательство, свой государственный язык, используемый наряду с русским[2].

Как и остальные субъекты Федерации, они имеют систему республиканских органов государственной власти, другие атрибуты государственной власти.

Автономная область и автономные округа являются национальногосударственными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ, уставом (по своей юридической природе он идентичен конституциям республик), принимаемым каждым субъектом самостоятельно.

Отдельные положения устанавливаются и федеральным законом об автономной области или автономном округе, который может быть принят по представлению законодательных или исполнительных органов данных субъектов (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

Федеральная Конституция определяет также, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти данных субъектов (ст. 66).

Некоторые автономные округа, непосредственно находясь в составе Российской Федерации, входят еще в состав других субъектов РФ (например, Ненецкий автономный округ в составе Архангельской области). В составе Российской Федерации имеются две области, отделенные от основной части территории государства: Сахалинская область отделена от материковой части России Татарским проливом, Калининградская область – территорией иностранных государств.

Территориально-государственные образования, хотя и созданы по территориальному признаку, но обладают сходным правовым положением с автономными образованиями.

Однако в отличие от последних их статус определяется только Конституцией РФ и уставом, принимаемым образованием самостоятельно, создания специального федерального закона (как для автономии) Конституцией РФ для них не предусмотрено.

Вместе с тем проявлением принципа равноправия субъектов РФ является наличие еще целого ряда общих характеристик их статуса, которые указывают одновременно на их самостоятельность как особых государственных образовании.

1.

Конституция РФ, с одной стороны, определяет единство правовой основы Федерации, обязанность субъектов следовать в своей правотворческой деятельности федеральному законодательству, принятому по вопросам ведения Российской Федерации (ст.

4 и 76), а с другой стороны, в той же ст. 76 определена возможность самостоятельного правотворчества в сфере, находящейся за пределами ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 4).

Таким образом, субъекты Федерации имеют правовые возможности для самостоятельного создания конституций (уставов) и своего законодательства.

  • 2. Невозможно изменить статус субъектов без их согласия (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).
  • 3. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают и изменяют свое наименование. Новое наименование субъекта РФ включается в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ.
  • 4. Субъекты РФ вправе иметь собственную символику: герб, гимн, флаг, столицу (республики) или административный центр (иные субъекты).
  • 5. Субъекты РФ обладают собственной территорией. Территория субъекта РФ может быть изменена только с его согласия. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Такое изменение подлежит утверждению Советом Федерации. Субъекты РФ в соответствии с федеральным законодательством самостоятельно устанавливают административно-территориальное устройство своей территории.
  • 6. Государственная собственность в Российской Федерации подразделяется на федеральную и собственность субъектов РФ. Однако субъекты РФ не вправе объявить исключительно своим достоянием землю, иные природные ресурсы и иные материальные объекты на том основании, что они расположены на территории субъекта РФ[3].

В то же время важно отметить как момент самостоятельности субъектов РФ то, что они имеют свою собственность, свой бюджет (и имущество территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Федерации).

  • 7. Субъекты РФ имеют свою систему органов государственной власти, которую согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) устанавливают самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таким законом является уже упоминавшийся Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Здесь стоит упомянуть о некоторых основных конституционных правилах, которые предопределяют порядок создания и деятельности органов масти субъектов РФ. Они являются общими для всех видов субъектов Федерации:
  • 1) субъекты не вправе создавать какие-либо чрезвычайные органы или органы, не соответствующие республиканской форме правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) и принципу разделения властей (ст. 10). Например, создание на уровне республики монархического государства или советской системы организации власти недопустимо;
  • 2) наличие органов государственной власти субъектов РФ не препятствует осуществлению власти органами государственной власти РФ на всей территории России, включая и территории конкретных субъектов. При этом субъекты обязаны содействовать работе федеральных органов власти;
  • 3) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ), в том числе и действующих на территориях субъектов РФ;
  • 4) в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по вопросам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Таким образом, органы исполнительной власти Федерации будут являться в указанной сфере вышестоящими для органов власти ее субъектов;
  • 5) каждый субъект РФ участвует в формировании федеральных органов власти, например, Совета Федерации (верхней палаты российского парламента);
  • 6) для статуса субъекта РФ характерно и то, что он имеет право на международные и внешнеэкономические связи (п. «о»ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Но право это не является абсолютным, так как Российская Федерация координирует такого рода деятельность ее субъектов[4].

Общим для статуса всех субъектов РФ является также то, что они вне зависимости от видовой принадлежности имеют равные права по взаимодействию с федеральными органами власти.

Каждый субъект РФ направляет двух представителей в состав Совета Федерации; главы субъектов входят в состав Государственного Совета РФ на равных основаниях; субъекты Федерации учреждают постоянные представительства при Правительстве РФ; участвуют в федеральном законодательном процессе (законодательная инициатива, подготовка заключения по проектам федеральных законов в сфере совместного ведения, инициатива внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра).

Важнейшей частью конституционной модели федеративных отношений является «конструкция» разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ определяет трехчленную конструкцию компетенции:

  • 1) ведение Российской Федерации (ст. 71). Это перечень, который принято называть предметами исключительного ведения:
  • 2) совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72). Предметы совместного ведения также перечислены в Конституции РФ в виде определенного перечня;
  • 3) указание на остаточную компетенцию субъектов РФ, существующую вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73). В указанной сфере субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Здесь уже нет перечня предметов ведения, и исключительная компетенция субъектов РФ определяется по остаточному принципу.

Согласно ст. 76 Конституции РФ субъекты вне пределов ведения Российской Федерации вправе осуществлять собственное законодательное регулирование.

Но федеральные законы обладают приоритетом в сферах собственной компетенции Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а в сфере собственной компетенции субъектов РФ при столкновении актов Российской Федерации с актами субъектов большей юридической силой обладают нормативные правовые акты последних.

В Конституции РФ определяется меньшая юридическая сила федеральных законов, но данное правило, по-видимому, распространяется и на федеральные подзаконные акты (акты палат Федерального Собрания, Президента РФ, Правительства РФ).

Наиболее сложной правовой проблемой является разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере совместного ведения. Следуя Конституции РФ, надо ее решать посредством принятия актов федерального законодательства, а также заключения договоров.

Порядок разграничения названных полномочий установлен нормами гл. IV. 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ.

Этим законом установлен перечень полномочий органов власти субъектов РФ в сфере совместного ведения, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов (за исключением субвенций из федерального бюджета). Указанный перечень заметно уже сферы совместного ведения, установленной в ст. 72 Конституции РФ.

Отдельными федеральными законами за органами государственной власти субъектов Федерации могут закрепляться и иные, не включенные в рассматриваемый перечень полномочия. Остальные полномочия в сфере совместного ведения принадлежат федеральным органам государственной власти.

Примечательно то, что субъекты РФ имеют право осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Однако после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны быть приведены в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами субъектов РФ. Законодательно установлено вовлечение органов власти субъектов Федерации в осуществление федеральных полномочий.

Заключение договоров о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ допустимо лишь в том случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъектов Федерации и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем установлено федеральным законом разграничение полномочий. Проект договора направляется главой субъекта РФ на одобрение в законодательный орган субъекта. Если одобрение получено, то глава субъекта Федерации сообщает об этом Президенту РФ. После этого договор подписывается Президентом и главой соответствующего субъекта и в течение 10 дней после подписания направляется Президентом РФ в Государственную Думу для утверждения его федеральным законом. Договор вступает в силу со дня вступления в силу упомянутого закона, если законом не установлено иное. Вступивший в силу договор имеет силу федерального закона. Срок действия такого договора – не более 10 лет. Досрочное расторжение договора возможно по взаимному согласию сторон или на основании решения суда. В настоящее время действует один двусторонний договор о разграничении полномочий между органами власти Российской Федерации и Татарстана.

Допускается также заключение соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов РФ о взаимном делегировании полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Такие соглашения подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти и главой субъекта РФ и вступают в силу только после их утверждения постановлениями Правительства РФ и официального опубликования.

Примером такого соглашения является, в частности, соглашение Агентства по управлению федеральным имуществом и Правительства Санкт-Петербурга о передаче последнему части полномочий по управлению федеральным имуществом[1].

Источник: https://studme.org/70363/pravo/status_subektov_rossiyskoy_federatsii

Субъект российской федерации: что такое, перечень, особенности статуса — По закону

Субъект Российской Федерации: что такое, перечень, особенности статуса

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В этой статье мы рассмотрим понятие «субъект Российской Федерации», разберем, что это такое.

Узнаем, по какому принципу наше государство классифицирует своих субъектов и где можно посмотреть их кодификацию.

Субъект РФ — это.

Согласно данным Росстата (госучреждения, занимающиеся учетом статистических данных по РФ), площадь Российской Федерации на 01.01.2018 г. составляла 17,1 млн. км2, а численность населения – 146,9 млн. человек (данные взяты из сборника Росстата «Россия в цифрах. 2018»).

Наше государство самое большое в мире. Управлять такой территорией как единым административным образованием невозможно.

Именно поэтому страна делится на территориальные единицы (части), каждая из которых имеет обозначенную территорию и систему местных органов власти (подчиняются федеральным органам власти). Эти территориальные единицы называются субъектами РФ.

В Конституции РФ сказано:

«Субъект» переводится с латинского «subjectus» как «лежащий в основе». Следовательно, субъекты РФ – это части, из которых состоит государство.

Субъекты РФ не имеют права выходить из состава государства, но могут менять свои границы при взаимном согласии и договоренности (ст. 67, п. 3 Конституции РФ).

Субъекты Федерации являются ее равноправными членами, их статус не зависит от размера занимаемой территории или экономического положения.

Сколько субъектов в Российской Федерации (карта)

Деление РФ на субъекты регламентируется основным законом нашей страны – Конституцией РФ. Сколько субъектов в РФ на сегодняшний день, прописано в статье 65 Конституции:

  1. 22 республики;
  2. 9 краев;
  3. 46 областей;
  4. 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  5. 1 автономная область (Еврейская);
  6. 4 автономных округа.

В статье 5 Конституции РФ сказано, что республики могут иметь собственную Конституцию (но не противоречащую Конституции РФ), законодательство, вправе иметь государственный язык, отличающийся от русского.

Республики в Российской Федерации – это как бы «государства в государстве».

  • Все остальные субъекты РФ имеют немного меньше полномочий, у них есть свой Устав и свое законодательство (не противоречащее федеральному законодательству).
  • Всего в РФ 85 субъектов. На карте это выглядит так:
  • *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Примечание: мировое сообщество в большей своей части не признало присоединение Крыма и Севастополя (как города федерального значения) к РФ. Поэтому статистические данные о количестве субъектов РФ на сегодняшний день в российских и зарубежных источниках информации различаются.

Как узнать код субъекта в РФ

Каждому субъекту РФ присвоен уникальный код (на карте субъектов РФ в предыдущем разделе статьи это наглядно отражено). Все виды кодов можно посмотреть по следующей ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коды_субъектов_Российской_Федерации.

Отдельно стоит упомянуть о кодах ОКТМО (общероссийский классификатор территорий муниципальных образований). Коды данного классификатора используются как идентификатор субъекта РФ при налоговом учете ИП и юридических лиц.

История административного деления России

  1. Деление России на отдельные территориальные составляющие началось еще в Древнерусском государстве (Киевской Руси). Эти административные единицы назывались волостями (областями).
  2. В 12 веке началось деление на независимые княжества.
  3. В 14 – 15 веках на основе Московского княжества было образовано единое Русское государство (объединились северо-восточная и северо-западная части Руси). До 17 века Россия делилась на уезды и волости.
  4. После реформы Петра Первого были образованы новые территориальные образования – губернии. В начале 18 века губернии были поделены на провинции и уезды.
  5. В конце 18 века после реформ Екатерины Второй страна была разделена на наместничества, губернии и 1 область.
  6. Во второй половине 19 века произошло территориальное деление губерний на земства (в них существовало местное самоуправление – прообраз современных субъектов федерации).
  7. В начале 20 века Россия была разделена на губернии и области, а области – на уезды и округа.
  8. После образования РСФСР произошел переход на градацию субъектов, близкую к современной: автономные социалистические республики, автономные области и округа, области и краевые образования.

Структура власти в субъектах РФ

Все субъекты РФ имеют одинаковую структурную организацию органов власти из трех ветвей:

Такая структура государственной власти позволяет каждому из субъектов принимать свои законы, вершить суд и управлять своим субъектом по собственному разумению. Но стоит уточнить, что все эти функции выполняются только в рамках установленных федеральных законов.

Читайте наш блог, это познавательно и полезно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

  1. * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  2. Подборки по теме
  3. Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник:

Состав субъектов РФ, их статус и общая характеристика

Российская Федерация состоит из следующих субъектов (ст. 65 Конституции РФ):

    • республик;
    • краев;
    • областей;
    • городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
    • автономной области;
    • автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста­навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны­ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи­ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци­ей РФ, изменения гл.

3 — 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.

На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек­ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
  3. Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
  8. Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Особенности правового статуса республик

    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

Общая характеристика субъектов РФ

Принципы определения полномочий органов государствен­ной власти субъекта РФ достаточно просты:

    1. по предметам ведения субъ­ектов РФ — определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
    2. по предметам совместного ведения — определяются Конституцией РФ, федеральными закона­ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
    3. по предметам ведения РФ — определяются федеральными законами, из­даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак­тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право­вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установ­ленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечисле­нием наименований всех субъектов Федерации в Конститу­ции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Подробнее о равноправии субъектов РФ

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Феде­рального Собрания (по два представителя от каждого субъек­та РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководи­телей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявле­ны государствами, в то время как все другие субъекты такого ста­туса не имеют и могут рассматриваться только как государствен­ные образования.

Источник: https://slzan36.ru/grazhdanskoe-pravo/subekt-rossijskoj-federatsii-chto-takoe-perechen-osobennosti-statusa.html

Субъект Российской Федерации: что такое, перечень, особенности статуса

Субъект Российской Федерации: что такое, перечень, особенности статуса

Россия является федеративным государством. Это означает, что страна состоит из ряда равноправных субъектов, которых на данный момент насчитывается 85. Что такое субъект Российской Федерации? Какие существуют виды регионов и обладают ли они индивидуальными полномочиями? На все эти вопросы будут получены ответы в нашей статье.

Ниже на фото все республики России, полный перечень.

Российский федерализм

Как формировался действующий состав РФ? Этот вопрос особенно актуален для тех, кто хочет разобраться с территориальным устройством страны. Известно, что Россия унаследовала ряд регионов от РСФСР. В 1992 году между регионами был подписан договор о разграничении полномочий. Ряд норм из этого договора вошел в Конституцию 1993 года.

Число субъектов с момента появления Российской Федерации постоянно менялось. Первоначально их насчитывалось 89.

В результате объединения некоторых регионов весной 2008 года общее количество субъектов сократилось до 83.

В марте 2014 года появились еще два субъекта — Республика Крым и входящий в нее город федерального значения Севастополь. Таким образом, по состоянию на 2017 год в России насчитывается 85 регионов.

Итак, что такое субъект Российской Федерации? Это конкретный регион, который может обладать одной из шести форм. О составе РФ, а также о видах национальных субъектов будет рассказано далее.

Республика в России

Из истории мы знаем, что существует две основные формы правления: это монархия и республика. В монархии власть сосредоточена в руках одного человека, которая передается по наследству.

В республике глава государства либо вовсе отсутствует, либо делит свои полномочия с государственными органами. Россия является государством с республиканской формой правления. Однако внутри самой страны существует еще 22 республики.

Как подобное возможно? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, что такое субъект Российской Федерации. Согласно закону, это территория с собственным политическим и экономическим устройством, зависимая от центральной власти страны.

Республика в сравнении с другими регионами не имеет каких-то особых полномочий, ибо все субъекты равны. Однако она обладает рядом отличительных признаков.

Первый, но не основной признак — это относительно большая территория. Более того, народ на территории должен обладать культурной и исторической общностью — как это возможно, например, в Чечне, Дагестане, Тыве и прочих территориях.

Вторая особенность республик — это наличие в них своей конституции, президента и республиканского гражданства. Конституция должна соответствовать нормам федерального законодательства, президент республики не выходит за рамки своих полномочий.

Гражданство же есть далеко не во всех республиках, да и носит оно, скорее, неформальный характер.

Края в России

В нашей стране насчитывается 9 краев. Это Алтайский, Ставропольский, Красноярский, Пермский, Краснодарский и Хабаровский регионы. Здесь же следует выделить Забайкалье, Приморье и Камчатку.

Что характерно для краев в России? Так же, как и в случае с республиками, это громадная территория. Красноярский край, например, считается крупнейшим регионом в стране.

Власть в представленных субъектах реализуется за счет уставных норм — положений, зафиксированных в региональных уставах.

Именно устав является основным законом в субъектах Российской Федерации (за исключением республик, где главенствуют конституции).

Автономные округа и автономные области

В Российской Федерации существует всего одна автономная область, именуемая Еврейской (ЕАО). Столицей АО является Биробиджан, основанный вместе с областью в 1934 году.

Несмотря на название, в ЕАО проживает меньше одного процента граждан еврейской национальности. Яркой особенностью рассматриваемого региона является единственный в мире еврейский административно-территориальный статус.

Всего в Еврейской автономной области проживает порядка 170 тысяч человек.

Автономных округов (АО) в стране тоже немного — всего четыре. Это Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский АО. Каждый регион сформирован по национально-территориальному признаку.

Несмотря на свое название, АО не обладают большей автономностью, чем другие регионы. В них так же есть свое законодательство и собственная территория.

В остальном все четыре АО обладают такой же долей самостоятельности, что и другие субъекты РФ.

Области в России

Областей в России больше всего. Регионы такого типа отличаются небольшой территорией, а также особой системой внутреннего политического устройства.

Например, исполнительная власть в областях именуется мэрией или администрацией, но не правительством, как это распространено в субъектах покрупнее. Однако на этом особенности статуса субъектов федерации исчерпываются.

Изменены названия, но остается прежним правовой статус областей.

Ниже вы видите полный перечень субъектов Российской Федерации областного типа, коих на данный момент насчитывается 46.

Две области содержат в себе еще две формы российских субъектов. Речь идет про города федерального значения — Москву, Санкт-Петербург и Севастополь. Севастополь находится в республике, а две столицы разбросаны по областям — Московской и Ленинградской соответственно. Спорное юридическое значение имеет Байконур — казахстанский город, взятый Россией в аренду.

Федеральные округа

Вопрос о том, что такое субъект Российской Федерации, до сих пор остается спорным. Например, многие юристы не могут понять, следует ли относить федеральные округа к имеющемуся списку регионов. Ведь каждая группа субъектов состоит из регионов, а федеральные округа (ФО) лишь объединяют уже имеющиеся субъекты. Тем не менее про спорные территориальные элементы все же стоит рассказать

ФО были созданы по инициативе главы государства в мае 2000 года. В момент учреждения округов насчитывалось семь, сегодня их на один больше. Сами округа нужны для удобства организации исполнительной власти в регионах.

Существует центральный округ со столицей в Москве (содержит 18 регионов), а также южный (8), северо-западный (11), северо-кавказский (7), уральский (6), сибирский (12), приволжский (14) и дальневосточный (9).

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1308739472600861194/subekt-rossijskoj-federatsii-chto-takoe-perechen-osobennosti-statusa/

Характеристика статуса субъектов РФ

Субъект Российской Федерации: что такое, перечень, особенности статуса

В Конституции Российской Федерации определен статус субъектов РФ. Субъекты Российской Федерации равны, но все же имеют некоторую специфику в юридическом положении.

Список административных единиц РФ дан в ст. 65 Конституции РФ. Административные единицы, вступающие в состав Российской Федерации, разделяют на три типа от соединения национальных и региональных начал при их развитии, а также специфических положений:

  • республики (правительства);
  • автономная область и автономные округа (национально-правительственные и независимые образования);
  • края, области и города федерального значения (территориально-правительственные образования). Россия включает в свою структуру субъекты с разнообразным конституционно-юридическим статусом, что разрешает считать Россию ассиметричным правительством.

Замечание 1

Различие республик и других территориальных единиц страны по своему положению содержатся прежде всего в том, что они признаны на конституционном уровне государствами (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст.

66), и характеризуются всеми правительственными отличиями, кроме автономии, имеют свою Конституцию, принимаемую ими самостоятельно, право на свой правительственный язык, применяемый наряду с русским.

Как и остальные субъекты Федерации, они имеют структуру республиканских учреждений правительственной власти, другие свойства правительственной власти.

Статус национально-государственных образований

Автономная область и автономные округа являются правительственными образованиями. Их положение назначается Конституцией РФ, уставом, по своей правовой сущности он совпадает с конституцией республик, принимаемыми каждым правительством индивидуально.

Особенные положения вводятся общегосударственным законом об автономной округе, который может быть утвержден по предложению правовых или органов исполнительной власти данных административных единиц (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

Федеральная Конституция назначает также, что отношения автономных округов, вступающих в состав края или области, могут регламентироваться общегосударственным законом и контрактом между учреждениями правительственной власти данных субъектов (ст. 66).

Некоторые автономные округа, непринужденно находясь в составе России, вступают еще в состав других субъектов РФ (например, Ненецкий автономный округ в составе Архангельской области). Российская Федерация имеет два региона, которые изолированы от основной части регионального правительства: Сахалинская область изолирована от основной части России Татарским проливом, Калининградская область – территорией зарубежных правительств.

Замечание 2

Территориальные государственные образования по занимаемому юридическому уровню равнозначны автономным, но их законодательные положения определяются и Конституцией Российской Федерации, и самой Хартией. Региональные образования создаются на региональном уровне. Создание индивидуального общегосударственного закона (в части автономии) не рассчитано Конституцией Российской Федерации.

Опиши задание

Принципы равноправия субъектов РФ

Вместе с тем выражением правила равенства субъектов РФ является наличие еще целого соглашения общих характеристик их положения, которые указывают единовременно на их независимость как особых правительственных административных единиц:

  • Конституция Российской Федерации утверждает, с одной стороны, индивидуальность юридических основ Федерации;
  • с другой стороны – обязательство территориальных единиц исполнять общегосударственные законы о юрисдикции Российской Федерации в своем праве (статьи 4 и 76);
  • с третьей стороны – в той же ст. 76 определяет возможность свободного законотворчества за границами правомочий РФ и общих правомочий Российской Федерации и ее административных единиц (часть 4).

Таким образом, субъекты Федерации имеют право образовывать собственные конституции (уставы) и свое право:

  • недопустимо изменить положение субъектов без их разрешения (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ);
  • административные единицы РФ свободно характеризуют и меняют свое название. Новое название субъекта РФ включается в ст. 65 Конституции РФ указом главы правительства РФ;
  • административные единицы РФ вправе иметь имущественную символику: герб, гимн, флаг, столицу (республики) или административный центр (иные субъекты);
  • административные единицы РФ пользуются собственной территорией. Территория субъекта РФ может быть изменена только с его согласия. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Такое изменение подлежит санкционированию Советом правительственного состава Российской Федерации. Территориальные единицы РФ согласовано с общегосударственным правом независимо характеризуют административно-региональную структуру своей территории;
  • правительственное имущество в России делится на общее государственное и имущество административных единиц РФ. Однако, территориальные единицы РФ не вправе объявить единолично своим достоянием землю, другие природные ресурсы и другие материальные блага на том основании, что они помещены на правах владений субъектом РФ.

В то же время, можно отметить, что независимость субъектов РФ гарантирует им право иметь свою собственность, свой бюджет (и имущество территориальных правительственных внебюджетных фондов Федерации):

  • правительства РФ имеют свою структуру учреждений правительственной власти, которая соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 77), характеризуют независимо, но согласовано с основами конституционного строя РФ и общими правилами, нормативные положения представительных и уполномоченных учреждений правительственной власти, утвержденными общегосударственным законом;
  • в границах ведения Российской Федерации и ее власти по вопросам общего ведения общегосударственные учреждения исполнительной власти и учреждения исполнительной власти административных единиц РФ создают общую структуру реализационной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Таким образом, учреждения реализационной власти Федерации будут являться в указанной области вышестоящими для учреждений власти ее административных единиц;
    • РФ участвует в развитии общегосударственных учреждений власти, например, Партии Федерации (верхней палаты Российского Совета);
    • для положения территориальных единиц РФ специфично и то, что он имеет право на межнациональные и внешнеэкономические связи (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Но право это не является безусловным, так как Российская Федерация согласовывает такого рода деятельность ее субъектов.

Совокупным для статуса всех округов РФ является также то, что они вне зависимости от видовой обстановки, имеют равные права по взаимодействию с общегосударственными учреждениями власти.

Замечание 3

Каждая территориальная единица РФ направляет двух уполномоченных в структуру Совета Федерации; главы административных единиц входят в структуру Государственного Совета РФ на равных условиях; участвуют в общегосударственном правовом процессе (правовая инициатива, подготовка заключения по проектам общегосударственных законов в области совокупного ведения, инициатива внесения исправлений в Конституцию РФ и ее пересмотра).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/harakteristika-statusa-subektov-rf/

Pravo-consut
Добавить комментарий