За что военнослужащего могут лишить звания

Содержание
  1. Лишение воинского звания – в каких случаях применяются и можно ли вернуть чин?
  2. Воинские звания
  3. Классный чин
  4. Государственные награды
  5. Почетные звания
  6. Какие звания не подлежать лишению?
  7. Процедура лишений званий и наград
  8. Можно ли вернуть?
  9. Подведем итоги
  10. Лишение воинского звания статья 48 УК РФ
  11. Лишение воинского звания: что это
  12. Где получают чины
  13. Какие бывают чины
  14. Основания для лишения звания
  15. Порядок лишения
  16. Можно ли восстановить звание
  17. Процедура восстановления
  18. Заключение
  19. Запись на стене
  20. Определение КС по жалобе В.А.Ефимова об ограничении права на пенсию за выслугу лет на основании лишения воинского звания по приговору суда
  21. За что военнослужащего могут лишить звания
  22. Система наказаний военнослужащих
  23. Специальные наказания для военнослужащих
  24. Виды наказаний военнослужащих
  25. Лишение воинского звания — особый вид ответственности
  26. Ограничение по военной службе
  27. на канал «ЧЕЛОВЕК В ПОГОНАХ»
  28. Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 28.06.2018 N 204-КГ18-4

Лишение воинского звания – в каких случаях применяются и можно ли вернуть чин?

За что военнослужащего могут лишить звания

Лишение воинского звания не рассматривается Уголовным Кодексом РФ как основная мера наказания – это дополнительная мера санкций, которая, по сути, не оказывает материального или негативного физического воздействия, а скорее воздействует на психологическом уровне.

Наказание в виде лишения воинского или почетного звания регламентируется статьей 48 УК РФ. Как правило, такая дополнительная мера взыскания применяется судом при совершении тяжелых и особенно тяжелых преступлений.

Воинские звания

Присвоение воинских званий, а также чинов и особенных почетных званий имеет место во всех войсках РФ. К таковым, как пример, можно отнести:

  • Вооруженные Силы.
  • МВД.
  • ФСБ.
  • Внутренние и пограничные войска.
  • ФАПСИ.
  • Служба внешней разведки.

И так далее.

Согласно текущему законодательству лишить можно любого звания, но если обратить внимание судебную практику, то в большинстве случаев лишают именно офицерского звания, потому как в таком случае наказание будет целесообразным, ведь офицерское звание является престижным, оно дает определенные льготы.

Классный чин

К классному чину присваиваются отдельные разряды, которые принимаются на основании государственного ранжирования. По сути, классный чин является неким подтверждением того, что человек обладает определенными навыками и знаниями для квалифицированного несения службы.

Классные чины имеют место в таких государственных службах:

  • Министерство Юстиции.
  • Муниципальная служба.
  • Генеральная прокуратура.

И далее.

Государственные награды

Награды нельзя приравнивать к званиям, так как они выдаются не только служащим в определенных структурах, но и рядовым гражданам. К государственным наградам можно отнести почетные звания, наличие орденов и медалей, которые выдаются за особенные заслуги перед Родиной.

Обратите внимание, что принятие решения о лишении почетной награды принимается только Президентом РФ о чем издается соответствующий Указ.

Почетные звания

Почетные звания, по сути, являются одним из подвидов государственных наград. После решения суда у гражданина изымаются документы на награду и сам нагрудный знак, а сведения об этом заносятся в соответствующий Реестр, а после этого отправляются в Президентскую службу.

Какие звания не подлежать лишению?

Звания, которые не относятся к специальным, не могут быть «изъяты». К таковым можно отнести:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

  • Научные звания.
  • Научные степени.
  • Звания, которые связаны с квалификацией или определенными профессиональными качествами.
  • Спортивные разряды.

Но, не следует забывать о том, что если в ходе следствия будет установлено, что получение квалификации, степени или научного звания было осуществлено неправдивым способом, то его также могут «изъять».

Например: кандидат наук написал научную работу и получил новую ученую степень. Но, после защиты обнаружилось, что работа, которую использовал гражданин, была украдена и разработка ему не принадлежит.

В таком случае научная степень будет изъята.

Процедура лишений званий и наград

Как уже было сказано выше, лишение специального воинского звания или классного чина регламентируется статьей 48 УК РФ. Регламент данной процедуры таков:

  • Суд, после вынесения соответствующего решения, направляет копию обвинительного приговора уполномоченному лицу, в полномочиях кого было присвоение чина или же звания.
  • Должностное лицо в соответствии с требованиями процессуального регламента, оформляет документацию относительно лишение звания, а также лишения привилегий и льгот, которые были выданы в соответствии со званием. На проведение данной процедуры отводится ровно месяц, по истечению которого должностное лицо должно отчитаться о проведении работы.
  • Если речь идет о военнослужащем, то соответствующее решение также должно направляться в военный комиссариат.

После того, как судимость будет снята или погашена, можно подать ходатайство о возвращении воинского звания или классного чина.

Можно ли вернуть?

Лишение воинского звания или классного чина – это дополнительная мера наказания, которая не ограничена по сроку действия, то есть может иметь место до конца жизни лишенного такого отличия гражданина. Но, из всякого правила есть исключения, а потому, вернуть звание или чин можно в следующих случаях:

  • Если судом был отменен обвинительный приговор, в ходе которого имело место дополнительное наказание в виде лишения специального звания.
  • При решении Президента о помиловании, а также возврате воинского звания.
  • Если было подано обоснованное ходатайство осужденного и суд принял решение о возврате звания.

Следует отметить, что наказание в виде лишения специального воинского или почетного звания все же больше рассматривается как моральное воздействие на человека, который совершил проступок.

Подведем итоги

Лишение специального звания или классного чина рассматривается Уголовным Кодексом (статья 48) как дополнительная мера наказания и не имеет ограничения по длительности. Путем подачи ходатайства в суд, отмены обвинительного приговора, или Указом Президента о помиловании можно вернуть звание или чин.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-nakazanij/lishenie-voinskogo-zvaniya-v-kakix-sluchayax-primenyayutsya-i-mozhno-li-vernut-chin/

Лишение воинского звания статья 48 УК РФ

За что военнослужащего могут лишить звания

В сфере ответственности за правонарушения существуют различные виды наказаний: арест, лишение свободы, штраф. Они считаются основными, но существуют также дополнительные или специальные варианты наказаний, которые применяются на усмотрение суда.

Лишение воинского звания: что это

Дополнением к базовому наказанию суд может сделать такие формы наказаний как: лишение специального и почетного званий, лишение классного чина и государственных наград. Все они в большинстве своем действуют на психологическом уровне на осужденного, так как нивелируют его заслуги. Лишение воинского звания относится также к допнаказанию и распространяется на военнослужащих.

Где получают чины

Звания предоставляются тем, кто проходит (проходил) службу или работает (работал) в следующих структурах:

  • ВМФ;
  • Морская полиция;
  • Пограничная береговая охрана (ФСБ);
  • ВС России;
  • МВД;
  • МЧС;
  • ФСО
  • Другие военные структуры.

Какие бывают чины

Подразделение происходит на корабельные и войсковые, начиная с неофицерского состава, переходя к младшему и старшему офицерскому составу и, заканчивая высшими званиями.

Например, рядовой становится капитаном, потом полковником и может получить чин Маршала РФ, а матрос может стать капитан-лейтенантом, потом капитаном 3-ранга и адмиралом флота. Между этими чинами существует еще несколько позиций, которые могут быть присвоены за те или иные заслуги.

Основания для лишения звания

Лишение классного чина и государственных наград особенно ощутимо для высшего офицерского состава, так как такие приписки к рангу устанавливают определенный престиж, возвышают над другими коллегами и предоставляют льготное положение.

Согласно статье 48 УК РФ основанием для лишения специального воинского или почетного звания считается признание гражданина виновным в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

При этом учитывается тот факт, пользовался ли он своим служебным статусом в этом противоправном действии или нет. Важно отметить, что этому наказанию подвержены и действующие военнослужащие, и запасники, и отставники.

Порядок лишения

Процедура исполнения допнаказания начинается с вынесения судебного решения, где указано какого ранга лишается осужденный. Далее копия приговора направляется в разные инстанции в зависимости от чина:

  1. Президент РФ (высшие звания).
  2. Руководитель федеральной инстанции исполнительной власти, где проходит служба (полковники/капитаны 1 ранга).
  3. Должностное лицо, присвоившее ранг (остальные чины).

После получения документа, у виновного забираются все удостоверения, подтверждающие наличие чина и направляются в Службу госнаград. Льготы, предусмотренные этим положением, также подлежат отмене.

На принятие таких мер отводится месяц, по истечение которого пишется отчет об удовлетворении требования суда.

Читайте какая административная ответственность несется за порчу имущества.

А тут речь идет об ответственности за хищение государственного имущества по статье 89 УК РФ.

Полезная статья «Ответственность за эксплуатацию детского труда в России».

Можно ли восстановить звание

В случае применения статьи 48, период действия аннулирования чина может быть бесконечным, то есть до конца жизни осужденного. Однако бывают ситуации, когда звание может быть восстановлено, а виновный реабилитирован.

Таких случаев всего два:

  1. Отмена приговора и прекращение уголовного дела.
  2. Удовлетворение ходатайства о помиловании и возобновление действия воинского или корабельного чинов.

Второй случай, как правило, происходит, когда преступление перестает считаться общественно опасным, а подсудимый раскаялся.

Процедура восстановления

После признания остановки уголовного дела и снятии ограничений на наличие звания, гражданин должен написать заявление о восстановлении.

Такое письмо будет рассмотрено должностными лицами в течение месяца, и при отсутствии ограничений и запретов заявитель будет незамедлительно восстановлен в своем статусе. При этом возвращаются предписанные  ему льготы и права.

Заключение

Мера пресечения в виде такого вида допнаказания как аннулирование воинского чина не является обязательной. В судебной практике она встречается как форма оказать психологическое давление на подсудимого и в каждом конкретном случае рассматривается по-разному.

При этом гражданин может быть как понижен или лишен звания, так и восстановлен обратно.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 
+7 (495) 280-04-20
+7 (800) 511-29-38 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/st-48-uk-rf-lishenie-voinskogo-zvaniya.html

Запись на стене

За что военнослужащего могут лишить звания

Так же могут и подчинённого понизить если возможно. Это как бы статья такая. Оскорбление подчинённого (начальника). Должно быть вроде 3 свидетеля минимум. Поэтому срочники тупо сговорились опустить обычного офицера(обычного потому что все они такие. Не следят за языком)

Александр, 336 ст. УК РФ. Не важно сколько свидетелей, суд решает как наказать, штраф или срок. Про понижение в должности или звание нет такого.

Ой мне кажется до нашей части это не дойдет

Не так уж и плохо в борзе

В первую слышу что бы понизили в звании только в должности могут…а борзя не плохо там )заб край

Никита, типо разжаловать не могут что-ли? Юрий, нет конечно ,офицерское звание присваивает министр обороны и никто не может разжаловать офицера щас нет такого наказания Юрий, это сержантские. …офицерские он не может присваивать Юрий, понизить или лишить звания могут по суду Никита, В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» от 11 декабря 2004 г. N 410 воинские звания офицерам и прапорщикам (мичманам) присваивают:
Показать полностью…- до подполковника, капитана 2 ранга включительно — заместители министра обороны Российской Федерации, начальники служб Министерства обороны Российской Федерации, начальник Аппарата Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие войсками военных округов (флотами), командующий войсками Командования специального назначения, командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, имеющие право издавать приказы по личному составу, начальники военно-учебных заведений, для которых штатом предусмотрены воинские звания генерал-полковника, адмирала и выше;- до майора, капитана 3 ранга включительно — командующие (командиры) объединениями и им равные, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие право издавать приказы по личному составу, начальники военно-учебных заведений, для которых штатом предусмотрены воинские звания генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше;- до капитана, капитан-лейтенанта включительно — командиры соединений и им равные, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие право издавать приказы по личному составу, начальники военно-учебных заведений, для которых штатом предусмотрены воинские звания генерал-майора, контр-адмирала и выше.Приказы по личному составу имеют право издавать:- министр обороны Российской Федерации;- заместители министра обороны Российской Федерации;- начальники служб Министерства обороны Российской Федерации;- начальник Аппарата Министра обороны Российской Федерации;- главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации;- командующие войсками военных округов, флотами;- командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации;- начальники главных и центральных управлений, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;- командующие армиями и им равными объединениями, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;- командиры бригад, дивизий, корпусов и им равных соединений, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;- начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

— командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы.

Первое офицерское звание присваивается Министром, остальные до капитана командиром части

Везде так.
Просто кругом «нитирпилы», молчат в тряпочку

Незнаю как сейчас раньше как хуями в армии клали друг друга по пищевой цепочке так и осталось видно просто кому то мешал и все.

Хорошо в Борзе если ты не оттуда

Кто дал тот и понизить может в звании!! Даже сержанта после срочки на контракте может понизить только министерство

После условки можно будет пойти служить?

Дальше Борзи не пошлют, меньше взвода не дадут

Снижение в воинском звании как мера дисциплинарного взыскания предусмотрено только для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (ст. 54 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ).

Сержанты и старшины снижаются в воинском звании на одну ступень. Также они могут быть снижены в воинском звании с переводом на низшую должность.

Моментом изменения военно-служебного отношения является издание приказа о наложении взыскания.

В соответствии со ст. 48 УК РФ лишение воинского звания назначается судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления

Дисциплинарные взыскания, применяемые к офицерам67. К младшим и старшим офицерам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:а) выговор;

Показать полностью…б) строгий выговор;в) предупреждение о неполном служебном соответствии;г) снижение в воинской должности;

д) досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Срочники да вы очкошники чё как сразу жалоба ,,,, черти вы

Не армия а детский сад какой-то!!!

Удивляет только безграмотность военнослужащих которые всей этой ахинее поверили.

От куда вас таких только берут

Во всем есть положительные стороны. Люди вспомнили, что есть Дисциплинарных Устав.. Я вспомнил пословицу молодости.. КИТАЮ ТРИПЕРОМ ГРОЗЯ, СТОИТ КРАСАВИЦА БОРЗЯ..

Да как Блядь в армии без мата Нахуй? ! Суки!

Послужит в Борзе, вообще рядовым станет

А как в армии без мата? На гражданке матом ругаются, в армии на нём разговаривают.

Источник: https://vk.com/wall-48593301_412738

Определение КС по жалобе В.А.Ефимова об ограничении права на пенсию за выслугу лет на основании лишения воинского звания по приговору суда

За что военнослужащего могут лишить звания

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г.Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина В.А. Ефимова,

установил:

1.

Гражданин В.А.Ефимов, в 1988 году уволенный с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и получавший на основании законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсию за выслугу лет, в 1998 году был осужден к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления и приговором суда лишен воинского звания «майор запаса».

С этого времени Псковским областным военным комиссариатом выплата ему указанной пенсии прекращена со ссылкой на часть третью статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями и дополнениями), поскольку он, как лишенный воинского звания, утратил право на получение пенсии за выслугу лет и его пенсионное обеспечение должно осуществляться на общих основаниях, установленных для назначения гражданам трудовых пенсий.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.А.

Ефимов оспаривает конституционность примененной в его деле нормы, согласно которой пенсии бывшим военнослужащим и другим перечисленным в данной норме лицам, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, а также их семьям назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с названным Федеральным законом.

По мнению заявителя, данная норма, позволяющая органам Минобороны России и судам общей юрисдикции истолковывать ее как предусматривающую прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы, ранее назначенных им пенсий за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания, противоречит статьям 19 (часть 1), 39 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, — выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. К таким условиям относится, кроме того, наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах.

2.1.

Как следует из части третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ею решаются лишь вопросы, связанные с назначением лицам, на которых распространяется действие данного Закона и которые в установленном законодательством порядке лишены воинских или специальных званий, а также их семьям тех или иных видов трудовых пенсий. Она не содержит каких-либо предписаний относительно прекращения выплаты соответствующим лицам ранее назначенных пенсий, в том числе пенсий за выслугу лет.

То обстоятельство, что эта норма истолковывается как предусматривающая прекращение выплаты ранее назначенных пенсий за выслугу лет гражданам, лишенным приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы, свидетельствует лишь о ее неправильном применении и не указывает на наличие в ней неконституционных по своей сути положений.

2.2. Наказание в виде лишения воинского, почетного или специального звания либо классного чина закреплено нормами Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Суд при его назначении применяет непосредственно статьи 44, 45 и 48 УК Российской Федерации, в соответствии с которыми это наказание может назначаться дополнительно к основному виду уголовного наказания лицу, имеющему такое звание и совершившему особо тяжкое или тяжкое преступление.

Согласно части второй статьи 71 УК Российской Федерации и части третьей статьи 16 УИК Российской Федерации данное наказание исполняется самостоятельно судом, вынесшим приговор, а требования приговора — должностным лицом, присвоившим звание.

Какие-либо иные, помимо самого факта лишения воинского (специального, почетного) звания, уголовно-правовые последствия, в том числе прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, уголовный закон в содержание данного наказания не включает.

Прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского или специального звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что в силу части первой статьи 3 УК Российской Федерации, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом Российской Федерации, недопустимо.

2.3.

В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и от 15 июня 1998 года по делу о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» выражена правовая позиция, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы, проживают на территории России либо выезжают на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, — право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, лишение граждан трудовой пенсии в период нахождения их в местах лишения свободы, в том числе путем приостановления выплаты пенсии на период отбывания этого наказания, а равно прекращение начисления или выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, представляет собой ограничение их права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Такие ограничения в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть установлены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку же закреплявшие их положения пенсионных законов этим требованиям не отвечали, они были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации не может расцениваться как соответствующее статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение права граждан на получение заработанной, заслуженной пенсии за выслугу лет путем прекращения ее выплаты только на том основании, что они лишены приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы.

2.4.

Таким образом, часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не предусматривая возможность ограничения права на трудовую пенсию в качестве последствия лишения воинского звания по приговору суда, не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и статьей 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1.

Часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не может рассматриваться как устанавливающая или допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения такой пенсии.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в настоящем Определении на основании правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу постановлениях, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

2. Признать жалобу гражданина Ефимова Владимира Алексеевича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленных заявителем вопросов не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

3.

Правоприменительные решения по делу гражданина Ефимова Владимира Алексеевича, основанные на части третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в истолковании, расходящемся с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

ПредседательКонституционного СудаРоссийской Федерации

В. Зорькин

Судья-секретарьКонституционного СудаРоссийской Федерации

Ю. Данилов

Источник: https://rg.ru/2005/06/29/KS-pensia-opredelenie.html

За что военнослужащего могут лишить звания

За что военнослужащего могут лишить звания

Какие наказания и взыскания действуют в российской армии для офицеров и рядовых контрактников?

Военная служба – это особый вид государственной службы. Военнослужащие имеют дело с боевым оружием, а правила, которые действую в армии, на первый взгляд, серьезно ограничивают демократические права военнослужащего.

Военные не могут перечить старшим по званию, обязаны четко соблюдать субординацию, исполнять приказы и воинский долг. Существует множество требований к поведению военнослужащих и их внешнему виду.

В армии даже есть своя военная полиция и патрули, которые следят за поведением военных и соблюдения ими всех требований уставов.

Очевидно, что когда есть система жестких требований, то должна быть и система наказаний для тех, кто эти требования нарушает. Конечно же, в российской армии такая система есть. Она существенно отличается от ответственности, которую могут нести сотрудники других государственных органов.

При этом на всех военнослужащих распространяется также общий порядок наложения взысканий, применимый к гражданским лицам.

Они также несут административную и уголовную ответственность за проступки, не связанные с несением военной службы.

Однако, существуют и отдельные субъектные составы и особый порядок наказаний, которые применяются только к тем гражданам, которые несут воинскую службу. Какие это наказания?

Система наказаний военнослужащих

Проступки, которые может совершить военнослужащий, подразделяются на:

  • Специальные (имеющие отношение к военной службе);
  • Дисциплинарные;
  • Административные;
  • Уголовные.

Соответственно и наказания, которые применяются к военнослужащим, зависят от категории совершенных ими правонарушений.

Если военнослужащий совершает правонарушение, имеющее административный характер или уголовное преступление, его, соответственно, накажут по нормам КоАП РФ или Уголовного кодекса. При этом, одновременно может быть применена специальная ответственность.

За совершение правонарушений, связанных с исполнением служебных обязанностей для военных предусмотрена дисциплинарная ответственность.

При этом командование части будет руководствоваться ведомственными должностными инструкциями и регламентом несения воинской службы в условиях мирного времени.

Мы не будем рассматривать уголовную и административную ответственность. Мы остановимся подробнее на тех наказаниях, которые применяется исключительно к военнослужащим, принявшим присягу и не могут распространяться на гражданских лиц или лиц работающих в воинских частях по контракту, но не являющихся военнослужащими.

Специальные наказания для военнослужащих

К военнослужащим, которые совершили уголовное преступление могут быть применены такие виды наказаний. как:

  • направление для отбывания наказания в дисциплинарную воинскую часть (для рядового состава);
  • лишение воинского звания;
  • увольнение из рядов ВС РФ;
  • ограничение по службе.

Если военнослужащий совершил проступок в условиях несения боевого дежурства, участия в военных действиях или во время вооруженного конфликта, к нему применяются наказания, которые содержатся в специальных составах Уголовного кодекса РФ (глава XII) «Воинские преступления».

Виды наказаний военнослужащих

Для военнослужащих предусмотрены такие наказания, как:

  • Обязательные работы;
  • Исправительные работы;
  • Арест;
  • Ограничение по военной службе;
  • Лишение воинского звания;
  • в дисциплинарной воинской части;
  • Лишение свободы;
  • Пожизненное лишение свободы.
  • Смертная казнь (в мирное время не применяется, в связи с подписанием Россией 16.04.1997 года Протокола № 6 к конвенции Совета Европы).

При этом, нужно заметить, что военный арест отличается от гражданского. В армии он является административным дисциплинарным наказанием, которое применяется по представлению командира воинской части или гарнизонного начальства.

Срок ареста не может превышать 45 суток непрерывного нахождения в помещении камерного типа. Такому наказанию могут быть подвергнуты как офицеры, так и рядовой и сержантский состав. Иначе это называется гауптвахта.

Аресту военнослужащего могут подвергнуть за:

  • Нарушение устава гарнизонной или караульной службы;
  • Небрежное обращение с оружием;
  • Опоздание из увольнения или отпуска;
  • Самовольное оставление воинской части на короткий срок;
  • Нахождение на территории воинской части или во время несения воинской службы в состоянии опьянения.

Во время ареста военнослужащего не могут повысить в воинском звании, представить к наградам или поощрениям, назначить на новую должность или уволить по окончании срока службы. А вот понизить в воинском звании или лишить его — могут.

Лишение воинского звания — особый вид ответственности

Специальным дополнительным наказанием, применяемым исключительно к военнослужащим является лишение воинского звания. Это наказание применяется к офицерам и сержантам исключительно по решению военного суда.

К качестве дисциплинарного наказания командование части может применять к военнослужащим другой вид наказания — снижения в звании на одну ступень.

Тогда как для лишения воинского звания, а вместе с тем и статуса военнослужащего, человек должен быть привлечен к уголовной ответственности за:

  • тяжкое преступление (со сроком лишения свободы не более 10 лет);
  • особо тяжкое преступление (больше 10 лет);
  • измену Родине.

Лишенным воинского звания, оно может быть возвращено. В случае отмены решения суда и полной реабилитации лишенному воинского звания восстанавливается прежнее звание с восстановлением его в ранее занимаемой должности. О том, как это происходит на практике, мы расскажем в следующем материале.

Ограничение по военной службе

Еще один особый вид наказания, который применяется к военнослужащим контрактной службы. Ограничение может быть назначено на срок от 3 месяцев до 2 лет. Его применяют в качестве дополнительной меры ответственности:

  • за преступления против военной службы (глава XII УК РФ);
  • за общеуголовные преступления, в качестве меры ответственности за которые предусмотрены исправительные работы на срок не более 2 лет.

Ограничение по военной службе назначают по приговору суда в соответствии со статьей 51 УК РФ. Ограничения заключаются:

  • в удержаниях из денежного довольствия (не более 20%);
  • приостановлении повышения в воинском звании или должности;
  • исключения периода наказания из срока выслуги лет для присвоения очередного воинского звания или назначения военной пенсии.

При этом виновный военнослужащий продолжает исполнять свои должностные обязанности. В редких случаях, когда они связаны с руководством другими военнослужащими, он может быть перемещен на другое место службы.

Также это происходит, если виновный военнослужащий несет повышенную ответственность во время несения боевого дежурства, участия в военных операциях, при несении гарнизонной службы, связанной с управлением боевой техникой или оборотом оружия.

на канал «ЧЕЛОВЕК В ПОГОНАХ»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/chelovekvpogonah/za-chto-voennoslujascego-mogut-lishit-zvaniia-5c1fa50721e34c00a9d6cc65

Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 28.06.2018 N 204-КГ18-4

За что военнослужащего могут лишить звания

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2018 г. N 204-КГ18-4

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.

при секретаре Рябцевой А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного ответчика — командующего Уральским округом войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенанта Попова А.А. на решение Челябинского гарнизонного военного суда от 24 мая 2017 г.

и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 3 августа 2017 г.

по делу об оспаривании Ждеком Романом Ивановичем приказа командующего войсками Уральского регионального командования внутренних войск МВД России в части отмены приказа этого же воинского должностного лица о присвоении административному истцу воинского звания прапорщика.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, письменные возражения административного истца Ждека Р.И. против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

решением Челябинского гарнизонного военного суда от 24 мая 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 3 августа 2017 г., удовлетворено административное исковое заявление Ждека Р.И.

, в котором он просил признать незаконным приказ командующего войсками Уральского регионального командования внутренних войск МВД России от 11 апреля 2016 г. N 16 л/с в части отмены ранее изданного этим же воинским должностным лицом приказа от 23 марта 2005 г.

N 13 о присвоении административному истцу воинского звания прапорщика.

Определением судьи Уральского окружного военного суда от 23 ноября 2017 г. в передаче кассационной жалобы представителя административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе командующий Уральским округом войск национальной гвардии Российской Федерации (правопреемник командующего войсками Уральского регионального командования внутренних войск МВД России), указывая на ошибочность выводов судов о наличии у Ждека Р.И. надлежащего образования, необходимого для присвоения ему воинского звания прапорщика, просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.

328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Ждек Р.И., получивший в 1998 году среднее (полное) общее образование и начальное профессиональное образование в профессиональном училище г.

Копейска Челябинской области N 56, в июне 2003 года поступил на военную службу по контракту, которую с июня 2012 года проходил в должности начальника склада автобронетанкового имущества, горючего и смазочных материалов автомобильного взвода роты материального и технического обеспечения.

В период прохождения военной службы, в 2004 году, Ждек Р.И. представил в кадровый орган воинской части копию диплома Копейского горно-экономического колледжа о среднем профессиональном образовании, полученном им в 2000 году.

Приказом командующего войсками Уральского регионального командования внутренних войск МВД России от 23 марта 2005 г. N 13 административному истцу присвоено воинское звание прапорщика.

После того, как органами следствия было установлено, что Ждек Р.И.

не обучался в Копейском горно-экономическом колледже и среднее профессиональное образование в указанном учебном заведении не получал, постановлением старшего следователя-криминалиста военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Челябинскому гарнизону от 3 марта 2016 г.

по факту представления административным истцом подложного диплома проведена доследственная проверка, по результатам которой отказано в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования, то есть по нереабилитирующему основанию.

Приказом командующего войсками Уральского регионального командования внутренних войск МВД России от 11 апреля 2016 г. N 16 л/с пункт приказа командующего войсками Уральского регионального командования внутренних войск МВД России от 23 марта 2005 г. N 13, касающийся присвоения административному истцу воинского звания прапорщика, отменен.

Признавая незаконным оспариваемый приказ в указанной части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что этим приказом Ждек Р.И. фактически лишен воинского звания, что противоречит положениям ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 28 марта 1998 г.

N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), согласно которой военнослужащий может быть лишен воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Между тем в отношении Ждека Р.И.

обвинительный приговор не выносился.

Кроме того, суды указали, что полученное Ждеком Р.И. в 1998 году начальное профессиональное образование, в силу положений ст. 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», позволяло присвоить ему воинское звание прапорщика, исходя из занимаемой им должности и военно-учетной специальности.

Такие выводы судов основаны на неправильном истолковании закона.

В соответствии с ч. 1 ст.

47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воинские звания военнослужащим присваиваются: высших офицеров — Президентом Российской Федерации; до полковника или капитана 1 ранга включительно — должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее — Положение о порядке прохождения военной службы).

Согласно п. 4 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы воинские звания прапорщика (мичмана) присваивается:

военнослужащему, окончившему военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку военнослужащих по военно-учетным специальностям прапорщиков (мичманов), имеющему среднее общее образование, — по окончании указанного учебного заведения;

гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), — при назначении на соответствующую воинскую должность;

военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), — при назначении на соответствующую воинскую должность;

военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту в Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, — в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Приведенная правовая норма указывает на то, что возможность присвоения военнослужащему воинского звания прапорщика законодательство связывает с наличием у претендента определенного уровня образования.

В суде установлено, что в качестве документа, подтверждающего наличие необходимого уровня образования, позволяющего претендовать на присвоение воинского звания прапорщика, Ждек Р.И. представил копию диплома Копейского горно-экономического колледжа о наличии у него среднего профессионального образования.

В рамках доследственной проверки установлено, что Ждек Р.И. в указанном учебном заведении не обучался и диплом о среднем профессиональном образовании ему не выдавался.

Из изложенного следует, что воинское звание прапорщика административному истцу присвоено незаконно.

Данное обстоятельство, в свою очередь, свидетельствует о наличии оснований для отмены ранее изданного командующим войсками Уральского регионального командования внутренних войск МВД России приказа от 23 марта 2005 г. N 13 в части, касающейся присвоения административному истцу воинского звания прапорщика.

Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемым приказом Ждек Р.И. фактически лишен воинского звания, является ошибочным.

Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Лишение воинского звания является видом дополнительного наказания, предусмотренного п. «в» ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации, и может применяться лишь при постановлении обвинительного приговора.

При таких данных лишение воинского звания является видом уголовного наказания, которое может быть применено в отношении военнослужащего только при постановлении обвинительного приговора в рамках уголовного судопроизводства.

Между тем оспариваемый приказ направлен на устранение ранее допущенного нарушения законодательства, в связи с чем он не может расцениваться как лишение воинского звания.

Названный приказ издан надлежащим воинским должностным лицом в рамках предоставленных полномочий в области административных (военно-служебных) правоотношений.

Таким образом, приказ командующего войсками Уральского регионального командования внутренних войск МВД России от 11 апреля 2016 г. N 16 л/с в части, касающейся административного истца, является законным.

Что касается вывода судов о том, что наличие у Ждека Р.И. начального профессионального образования позволяло присвоить ему воинское звание прапорщика, исходя из занимаемой им должности и военно-учетной специальности, то он является ошибочным.

Действительно, согласно п. ч. 1 ст. 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Вместе с тем в силу ст. 111 названного Федерального закона он вступил в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением положений, для которых установлены иные (более поздние) сроки вступления их в силу.

Следовательно, к правоотношениям, возникшим до 1 сентября 2013 г., Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» применению не подлежит.

При таких данных суду следовало руководствоваться предписаниями ч. 5 ст. 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г.

N 3266-1 «Об образовании» (действовавшего на момент присвоения административному истцу воинского звания прапорщика), согласно которым к основным профессиональным программам относились программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования.

данной нормы закона указывало на то, что начальное профессиональное образование к среднему профессиональному образованию не приравнивалось.

Таким образом, Ждек Р.И., обладая начальным профессиональным образованием, несмотря на иные обстоятельства, связанные с прохождением им военной службы, не отвечал требованиям, установленным пп. «в» ст. 4 ст. 21 Положения, и не мог претендовать на присвоение воинского звания прапорщика.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов и принятию по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Челябинского гарнизонного военного суда от 24 мая 2017 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 3 августа 2017 г.

по заявлению Ждека Романа Ивановича в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Ждека Р.И. отказать.

Председательствующий

И.В.КРУПНОВ

Судьи

О.А.ДЕРБИЛОВ

С.Г.СОКЕРИН

——————————————————————

Источник: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-28062018-n-204-kg18-4/

Pravo-consut
Добавить комментарий