Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

Содержание
  1. Запросили документы: что делать?
  2. В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации
  3. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться
  4. Запросами из полиции о предоставлении документации и информации: как грамотно выкрутиться
  5. Следственный комитет, полиция и прокуратура
  6. Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция
  7. Какую информацию нужно предоставить по запросу следователя, полиции или ФСБ
  8. На что обратить внимание, если поступил запрос полиции или других органов
  9. Запрос из полиции: как правильно отвечать?
  10. Краткосрочно:
  11. Речь идёт о следующем:
  12. Что делать, если поступил запрос УВД о предоставлении информации?
  13. Если вы установили, что запрос действительно поступил из ОЭБиПК, в этом случае необходимо:
  14. Приказ гу мвд россии по г. москве от 01 сентября 2017 г. n 336 о порядке подготовки и направления запросов в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации
  15. Необоснованный запрос МВД: исполнять или нет?

Запросили документы: что делать?

Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.

Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.

Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст.

14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.

Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки.

Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.

) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.

В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным.

То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе.

Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт.

Помимо закона «О полиции», сотрудники различных подразделений МВД РФ при направлении запроса нередко ссылаются на Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности».

Часть 1 статьи 6 в числе прочих видов оперативно-розыскных мероприятий называет наведение справок. В ходе данного ОРМ сотрудники полиции могут получать любую информацию от граждан и организаций.

Если в полученном запросе есть ссылка на данную норму, то следует рассматривать запрос о предоставлении сведений под призмой именно данного федерального закона.

При оценке законности для предоставления документов в этом случае следует прежде всего установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к которым относятся:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.

  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

    1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    2. событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

    3. лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

    4. лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

  3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

  4. Запросы других структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

  5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

  6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации

Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения.

Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере

  • от 100 до 300 рублей на граждан;
  • от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц;
  • от 3 000 руб. до 5 000 руб. на юридических лиц.

Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если Вы решили отказать сотрудникам полиции в предоставлении запрошенных документов, имейте в виду, что документы могут быть получены путём проведения иных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, в том числе с привлечением сил специального назначения.

Поэтому не следует при отсутствии на то серьезных причин отказывать сотрудникам в предоставлении документов.

В любом случае, при наличии у Вас сомнений и вопросов по поводу поступившего запроса из полиции, иного контролирующего или правоохранительного органа, звоните мне круглосуточно.

Источник: https://www.advokat-sarkisov.ru/srochnaya-yuridicheskaya-pomoshch/zaprosili-dokumenty.html

Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации.

Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения.

Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере

  • от 100 до 300 рублей на граждан;
  • от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц;
  • от 3 000 руб. до 5 000 руб. на юридических лиц.

Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Запросами из полиции о предоставлении документации и информации: как грамотно выкрутиться

Данная норма дает работникам полиции право истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности.

Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса.

Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы) почему истребуемые документы относятся (имеют связь) к проводимой проверке или уголовному делу.

Следственный комитет, полиция и прокуратура

Запросы «от силовиков» приходят в большинство организаций реже, чем от налоговиков, но тоже с завидной регулярностью.

Это может быть связано с очередными массовыми компаниями, проводимыми властями, либо с расследованием конкретных преступлений.

Так, в преддверии проведения чемпионата мира по футболу некоторые организации получили запросы о наличии в штате лиц, не являющихся гражданами России.

См. статью «Обыск помещений юридических лиц и изъятие документов» журнала № 10′ 2016

Как и в общении с налоговыми органами, игнорирование таких писем чревато серьезными последствиями. Организацию могут привлечь к административной ответственности (ст. 17.7 и ст. 19.7 КоАП РФ).

Причем в ряде случаев может быть применена даже такая серьезная мера, как дисквалификация должностного лица на срок до 1 года или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней (в частности, если документы не предоставляются умышленно и это мешает расследованию, дознанию или административным процедурам привлечения к ответственности – ст. 17.7 КоАП РФ).

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

  • Сохраните и распечатайте памятку сотрудникам

Какую информацию нужно предоставить по запросу следователя, полиции или ФСБ

В запросе правоохранительных органов могут попросить предоставить любые сведения. Есть исключение: ряд документов компания передаст только по решению суда. Но, как правило, запрет касается документов как таковых, а не информации из них.

При этом коммерческая тайна или персональные данные под запрет не попадают (постановление Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского от 27.02.15 по делу № 5–7/2015). Также правоохранительные органы обладают полномочиями, чтобы потребовать оригиналы документов.

Если компании оригинал нужен для работы, можно предоставить нотариальную копию.

При подготовке ответа можно уточнить, какие именно документы нужны, если из запроса следователя или полиции это не ясно. Лучше направить промежуточный ответ с уже собранными данными и одновременно задать уточняющий вопрос.

На что обратить внимание, если поступил запрос полиции или других органов

Запрос правоохранительных органов нужно проверить на соответствие закону:

  • он должен быть мотивированным,
  • его следует передать одним из установленных способов.

Мотивированность запроса полиции или других органов проверяют так: в документе должна быть ссылки на материал проверки сообщения о преступлении или номер уголовного дела. Если ссылки или номера нет, нужно послать ответный запрос. Обращение адресуют руководителю:

  • сотрудника, от имени которого пришел запрос;
  • управления собственной безопасности органа, откуда он поступил.

К обращению добавьте копию запроса. Попросите мотивировать запрос и подтвердить, что данный сотрудник действительно работает в этом органе.

Источник: http://transcbank.ru/razdel-imushhestva/6784-zaprosy-iz-policii-kak-gramotno-vykrutitsya.html

Запрос из полиции: как правильно отвечать?

Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

Последние годы ознаменовались повышенным интересом правоохранительных органов и налоговой к малому и среднему бизнесу.

Проблемы компании гарантированы в 99% случаев, если осуществляется выездная налоговая проверка, установлены факты проведения операций с «фирмами-однодневками» или другими недобросовестными налогоплательщиками.

Любые жалобы в подобной ситуации только осложняют всё для компании. Между тем вполне вероятно, что обиженный работник может воспользоваться случаем.

Однако нередко предприниматели не понимают, с чего всё начинается. Но первый «звоночек» – это запрос информации полицией, обычно поступает он из ОЭБиПК (в прошлом – ОБЭП). Как правило, правоохранителей интересуют данные по взаимоотношениям с другими контрагентами: первичная документация, детали по поставкам и пр.

Краткосрочно:

  1. Руководителя, владельца и/или работников компании способны вызвать на допрос (или же на дачу объяснений).

    Здесь адвокатская помощь начинает приобретать принципиальное значение, Очень важно, чтобы дача показаний происходила в присутствии опытного юриста.

    Это поможет избежать серьёзных ловушек, которые иногда расставляют сотрудники правоохранительных органов. Благодаря адвокату вы не дадите показания против себя и собственного бизнеса.

  2. Правоохранительные органы способны провести обыск (а также обследование помещений или осмотр места происшествия) в вашем офисе.

    Они изымают документы, которые впоследствии используются против вас для обоснования налоговой проверки и даже для возбуждения уголовного дела.

    Также учтите, что у вас могут забрать электронные носители информации, то есть ПК и сервера, что способно парализовать работу вашей компании. Благодаря юристам вы подготовитесь к предстоящему мероприятию, что позволит вам лучше защититься.

  3. Возникают также репутационные риски. Запрос документов полицией иногда означает только начало целой череды запросов, которые также могут направляться и вашим клиентам, деловым партнёрам, поставщикам.

    Это вызывает закономерные опасения как по поводу работы с вами, так и в связи с риском привлечь нежелательное внимание правоохранительных органов. Избежать проблем можно, если обратиться к юристу.

    Опытный адвокат поможет провести переговоры с вашим клиентом или с другим важным вам лицом, убедить в том, что вести с вами дело вполне безопасно.

Речь идёт о следующем:

  1. Повышается вероятность назначения выездной налоговой проверки. Все предоставленные документы будут внимательно изучать.

    Порядок представления таких материалов установлен Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 г.

    И если по собранной информации становится понятно, что имеет место быть налоговое нарушение, то соответствующие данные попадают в ФНС. А это означает финансовые, временные и даже уголовно-правовые риски.

  2. На основании запроса из ОЭБиПК, вернее, полученного ответа сотрудники правоохранительных органов имеют право возбудить уголовное дело. Например, по статье 159 УК РФ, если будет установлено, что НДС возместили незаконно.

    И в этом случае вам угрожает наказание в виде лишения свободы до 10 лет.

    Причём только указанной статьёй всё не ограничивается, конкретика зависит от того, что покажет запрос по контрагентам (подрядчикам, поставщикам и прочим).

  3. Компания может стать банкротом. Если налоги не будут выплачены (а также пеня и штраф), ФНС РФ имеет полное право через суд потребовать признания вас банкротом. А это означает возможность привлечения учредителей, владельцев и руководителей компании к субсидиарной ответственности.

    То есть задолженность перед казной будут погашать за счёт личного имущества перечисленных лиц. Уменьшить вероятность серьёзного ущерба от подобного развития ситуации вполне реально.

    Для этого при поступлении «запроса с Шаболовки» нужно провести ряд мероприятий по защите активов предприятия и ваших личных.

Что делать, если поступил запрос УВД о предоставлении информации?

К вам поступил запрос УВД. В этой ситуации нужно сначала разобраться с самим документом:

  1. Проверить его законность. Фактически, речь идёт о документе, который должны составлять определённым образом, с указанием отправившего его органа, датой, исходящим регистрационным номером.

    Обязательно в документе идут ссылки на нормативно-правовые акты, позволяющие сотруднику правоохранительных органов его направить. Чаще всего это отсылка на пункт 1 часть 1 статьи 13 закона «О полиции».

    Иногда законность запроса из ОЭБ и ПК обосновывается ещё указанием на закон о противодействии «отмывания денег».

  2. Посмотреть, насколько запрос обоснован. В документе должен быть указан номер конкретного уголовного дела. Если его ещё не возбудили, то может идти ссылка на данные о преступлении, которое только планируется или совершается в настоящем.

    В таком случае в документе указывают номер записи соответствующего сообщения в книге учёта сообщений о преступлениях. Плюс в подобной ситуации сотрудники правоохранительных органов обычно пишут, что они проводят административное расследование.

    В его рамках они тоже имеют право запросить документы.

  3. Убедиться в том, что обращение именно к вам аргументировано. Важно разобраться, имеют ли запрашиваемые документы какое-то отношение к расследуемому преступлению, о котором идёт речь. Аналогично в адрес поступившего сообщения о готовящемся преступлении.

  4. Проверить, указаны ли в запросе УЭБ и ПК о предоставлении информации данные того лица, от которого он поступил. То есть должно быть обозначено конкретное должностное лицо. Также важно, чтобы стояла его подпись.

Если вы установили, что запрос действительно поступил из ОЭБиПК, в этом случае необходимо:

  1. Нужно грамотно ответить на запрос. Игнорировать его не стоит, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 13 закона «О полиции» требования, которые содержатся в таком документы, нужно обязательно удовлетворить. Причём ориентироваться следует на указанные в запросе сроки.

    Но отвечать в любом случае стоит никак не позднее одного месяца с момента поступления документа. Одним словом, реагировать нужно, другое дело – как.

    Разобраться в том, какие конкретно документы необходимо предоставлять, а какие – необязательно и даже нежелательно, способны адвокаты, прекрасно умеющие взаимодействовать с МВД РФ.

  2. Можно предъявить ОЭБиПК собственный запрос, в котором вы имеете право попросить разъяснить мотив проявленного к компании интереса. Такой вариант подходит для случаев, когда характер запроса – откровенно сомнителен. Сослаться при этом можно на часть 2 статьи 24 Конституции РФ, дающей каждому гражданину право на ознакомление с материалами, которые касаются его свобод и прав.

Вне зависимости от того, насколько вы уверены в себе и в своей компании, сразу же, как только к вам поступил запрос из ОЭБиПК, обратитесь к нашим адвокатам. Мы поможем разобраться в возникшей ситуации и избежать серьёзных рисков.

Проконсультируйтесь по запросам из полиции у наших адвокатов.
Первичная консультация абсолютно бесплатна.

Источник: https://skpgroup.ru/yuridicheskie-uslugi/zashchita-biznesa-pri-proverkakh/zashchita-pri-proverkakh-mvd/zapros-politsii/

Приказ гу мвд россии по г. москве от 01 сентября 2017 г. n 336 о порядке подготовки и направления запросов в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации

Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

М В Д  Р о с с и и

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

(ГУ МВД России по г.Москве)

ПРИКАЗ

от 01 сентября 2017 г. N 336

О порядке подготовки и направления запросов в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации

В целях установления единых требований к подготовке и направлению запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации при реализации прав и исполнении обязанностей, возложенных на полицию, в системе ГУ МВД России по г. Москве —

П Р И К А З Ы В А Ю :

1.

Утвердить прилагаемый Регламент подготовки и направления запросов в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации.

2. Руководителям (начальникам) подразделений ГУ МВД России по г. Москве, УВД по АО, УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве, Четвертого управления МВД России, отделов МВД России по районам г. Москвы, межмуниципальных отделов (отделений) МВД России обеспечить изучение и исполнение Регламента, утвержденного настоящим приказом.

3. Внести в приказ ГУ МВД России по г.

Москве от 21 ноября 2014 года N 510 «О подготовке и направлении документов» (в редакции приказов  от 5 декабря 2014 года N 530, от 7 апреля 2015 года N 165, от 31 июля 2015 года N 392, от 17 сентября 2015 года N 517, от 24 ноября 2015 года N 613, от 16 июня 2016 года N 245, от 11 октября 2016 года N 427, от 18 мая 2017 года N 181, от 5 июня 2017 года N 210, от 25 августа 2017 года N 318) изменение, дополнив его пунктом 3 следующего содержания:

«3.

Установить, что действие настоящего приказа не распространяется на  запросы о предоставлении сведений, справок, документов (их копий), иной необходимой информации в связи с расследуемыми уголовными делами; в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях; в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, направляемые уполномоченными должностными лицами системы ГУ МВД России по г. Москве в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в порядке, установленном отдельным правовым актом ГУ МВД России по г. Москве.».

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей начальника ГУ МВД России по г. Москве, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Начальник

генерал-майор полиции

О.А. Баранов

Приложение

к приказу ГУ МВД России по г.Москве

от 01.09.2017 N  336

РЕГЛАМЕНТ

подготовки и направления запросов в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации

I. Общие положения

1.

Настоящий Регламент разработан в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, федеральных законов от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции и определяет порядок подготовки, подписания и направления должностными лицами системы ГУ МВД России по г. Москве запросов в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации о предоставлении сведений, справок, документов (их копий), иной необходимой информации:

———————————

Далее также — «органы (организации)».

в связи с расследуемыми уголовными делами;

в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях;

в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности .

———————————

Далее — «запросы».

2. Настоящий Регламент не распространяется:

на случаи, когда федеральным законом, нормативным правовым актом МВД России или межведомственным соглашением установлен специальный порядок получения информации;

на межведомственные запросы в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

на запросы, направляемые в иные органы и подразделения системы МВД России;

на запросы в консульские и дипломатические учреждения и международные (межправительственные) организации.

II. Общие требования к оформлению запросов

3. Запросы оформляются в соответствии с правилами делопроизводства на бланках соответствующего органа (подразделения) с установленными реквизитами. В тексте запроса в обязательном порядке указывается его мотивировка, номер дела (материала) и норма законодательного акта, предусматривающая право на получение соответствующей информации.

4. При подготовке запросов в органы (организации) следует по возможности использовать адресование документа без указания конкретного должностного лица, например: «Отдел ЗАГС по Н-скому району г. Москвы», «Нагатинский межрайонный суд г. Москвы», «Замоскворецкий телефонный узел ОАО МГТС», «Управляющая компания «Алые Паруса».

5. При адресовании запроса конкретному должностному лицу документ подготавливается на имя того лица, в чью компетенцию входит разрешение запроса по существу или в чьем распоряжении находится запрашиваемая информация.

Не допускается подготовка запроса на имя руководителя органа (организации), если информация может быть получена от структурных подразделений (управлений, отделов, филиалов и т.д.) данного органа (организации) или его нижестоящих территориальных органов.

6. В реквизите подписи указывается сокращенное наименование должности лица, подписывающего запрос (наименование органа (подразделения) не приводится). Подпись должностного лица удостоверяется соответствующей печатью .

———————————

Мастичная (металлическая) номерная печать, печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, печать с воспроизведением эмблемы органов внутренних дел.

III. Право подписи запросов

7. Право подписи запросов в связи с расследуемыми уголовными делами имеют:

руководитель следственной группы (группы дознавателей) — по уголовным делам, находящимся в его производстве;

следователи (всех наименований) — по уголовным делам, находящимся в их производстве;

дознаватели (всех наименований) — по уголовным делам, находящимся в их производстве;

руководитель следственного органа (его заместитель) — по уголовным делам, находящимся в производстве подчиненных следователей или нижестоящих следственных органов;

начальник подразделения дознания (его заместитель) — по уголовным делам, находящимся в производстве подчиненных дознавателей;

начальник оперативного подразделения органа внутренних дел (его заместитель), начальник ОРЧ (его заместитель) — по уголовным делам, по которым осуществляется оперативное сопровождение, или в рамках исполнения отдельных поручений следователя (дознавателя);

начальник органа дознания — по уголовным делам, находящимся в производстве подчиненных дознавателей или по которым осуществляется оперативное сопровождение.

———————————

В соответствии со статьями 5 и 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под начальником органа дознания понимается руководитель органа внутренних дел, отдела (отделения, пункта) полиции и его заместитель, заместитель начальника полиции, а также руководитель подразделения ГУ МВД России по г. Москве, наделенный в соответствии с правовыми актами ГУ МВД России по г. Москве полномочиями по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях.

8. Право подписи запросов в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях имеют:

должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении;

должностные лица, перечисленные в пунктах 1, 9, 11, 12 части 2 статьи 23.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, — по делам, находящимся в их производстве или производстве подчиненных им должностных лиц, а также в рамках исполнения поручений и запросов в порядке статьи 26.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;

заместители начальника полиции — по делам, находящимся в производстве подчиненных им должностных лиц, а также в рамках исполнения поручений и запросов в порядке статьи 26.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;

начальники структурных подразделений ГУ МВД России по г. Москве и их заместители — по делам, находящимся в производстве подчиненных им должностных лиц, а также в рамках исполнения поручений и запросов в порядке статьи 26.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

9. Право подписи запросов в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях имеют:

следователи (всех наименований) — по материалам, находящимся в их производстве;

дознаватели (всех наименований) — по материалам, находящимся в их производстве;

руководитель следственного органа (его заместитель)  — по материалам, находящимся в производстве подчиненных следователей или нижестоящих следственных органов;

начальник подразделения дознания (его заместитель) — по материалам, находящимся в производстве подчиненных дознавателей;

начальник оперативного подразделения органа внутренних дел (его заместитель) — по материалам, находящимся в производстве подчиненных должностных лиц органа дознания, или в рамках исполнения отдельных поручений следователя (дознавателя);

начальник органа дознания — по материалам, находящимся в производстве подчиненных должностных лиц органа дознания, или в рамках исполнения отдельных поручений следователя (дознавателя);

ответственный от руководящего состава органа внутренних дел — в неотложных случаях в ночное время, в выходные и праздничные дни.

10. Право подписи запросов в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности имеют:

начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе;

начальники подразделений уголовного розыска, по контролю за оборотом наркотиков, экономической безопасности и противодействия коррупции, собственной безопасности, оперативно-разыскной информации, по противодействию экстремизму, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, бюро специальных технических мероприятий, оперативно-поискового бюро;

заместители начальников УУР, УНК, УЭБиПК, ЦОРИ, ЦПЭ, ЦГЗ, БСТМ, ОПБ ГУ МВД России по г. Москве;

начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на районном уровне и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

IV. Особенности подписания отдельных видов запросов

11. Запросы в персональный адрес руководителей государственных и муниципальных органов:

районного и межрайонного уровня подписываются должностными лицами не ниже заместителя начальника территориального органа МВД России на районном уровне, заместителя начальника структурного подразделения             ГУ МВД России по г. Москве;

уровня административного округа г. Москвы — должностными лицами не ниже заместителя начальника УВД по АО, УВД на ММ, Четвертого управления МВД России , заместителя начальника структурного подразделения ГУ МВД России по г. Москве;

———————————

Далее — «УВД».

городского и межрегионального уровня — должностными лицами не ниже начальника УВД, заместителя начальника полиции ГУ МВД России по г. Москве, заместителя начальника ГСУ ГУ МВД России по г. Москве.

12. Запросы в персональный адрес руководителей:

организаций, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы (кроме образовательных и медицинских организаций), подписываются должностными лицами не ниже заместителя начальника территориального органа МВД России на районном уровне, заместителя начальника структурного подразделения ГУ МВД России по г. Москве;

организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, — должностными лицами не ниже заместителя начальника УВД, не ниже заместителя начальника ГСУ ГУ МВД России по г. Москве, начальника иного структурного подразделения ГУ МВД России по г. Москве;

публичных акционерных обществ с преобладающим государственным участием, государственных корпораций, всероссийских общественных объединений и организаций — должностными лицами не ниже заместителя начальника ГУ МВД России по г. Москве.

13. Во всех случаях подписывающее запрос лицо определяется с учетом уровня запрашиваемого органа (организации) в системе государственного управления и должностного положения лица, которому адресован запрос, а также исходя из сложившейся практики и характера запрашиваемой информации.

14. Исполнитель запроса несет персональную ответственность за соблюдение служебной иерархии и компетенции должностного лица, за подписью которого направляется запрос.

Источник: https://xn--80ad1bj.xn--j1adp.xn--b1aew.xn--p1ai/Dlja_Grazhdan/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B-%D0%B3%D1%83-%D0%BC%D0%B2%D0%B4-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%B3.-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5/item/12436373

Необоснованный запрос МВД: исполнять или нет?

Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

В ходе проведения оперативно-следственных мероприятий правоохранительные органы вправе направлять организациям запросы «О предоставлении документации». Получение такого запроса само по себе еще не говорит о реальной угрозе, нависшей над бизнесом, однако может явиться ее первой весточкой.

Запрос от органов МВД РФ может быть связан с расследованием преступлений или находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также с проведением доследственной проверки заявления о совершении преступления, административного правонарушения, происшествия.

В рамках расследования дела или проведения доследственной проверки сотрудники полиции вправе получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. Такое право установлено п.4 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

Запрос должен быть исполнен в обязательном порядке в срок, который указывается непосредственно в нем, а при отсутствии указания в срок, не превышающий один месяц. Ответственность за неисполнение запроса в срок установлена ст. 19.

7 КОАП РФ и выражается в предупреждении или наложении административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Тем не менее, перед исполнением запроса следует внимательно его изучить.

Запрос полиции, как и любой правоприменительный акт, должен быть законным и обоснованным. Соответственно, в запросе должно быть указано в рамках какого дела или проверки он направляется, а также фактические обстоятельства, из которых следует, что запрашиваемая информация и документы действительно необходимы для следствия.

Запрос может называться по-разному, в том числе «требование» или «предписание», он также может быть сформулирован в письме подразделения МВД. Наличие печати на запросе необязательно, поскольку это не предусмотрено Инструкцией по делопроизводству в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 20.06.2012 N 615.

Суды подтверждают такой вывод.

На практике запрос редко содержит в себе полное обоснование, как правило, мотивировочная часть ограничивается указанием номера принятого заявления по КУСП и указанием правого основания п.4 ч.1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и ст. 6 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статьей 6 ФЗ «Об ОРД» предусмотрен такой вид оперативно-розыскной деятельности, как «наведение справок». Именно на него ссылаются сотрудники полиции при направлении запросов компаниям.

Между тем, «наведение справок» не предусматривает получение копий документов, а кроме того ст.

7 ФЗ «Об ОРД» также предусматривает в качестве оснований для проведения ОРД наличие возбужденного уголовного дела или поступление сведений о готовящемся/совершаемом или совершенном преступлении.

Понятие «мотивированный запрос» не определяется законодательно, в связи с чем, зачастую суды признают законность направления запроса, основываясь на формальном подходе.

Тем не менее, при отсутствии в запросе подробной мотивировки – в частности указания, в рамках какого мероприятия направляется запрос, а также как с этим мероприятия связана компания, в которую он направлен, все эти сведения можно и нужно уточнить в ответе на него. И только после уточнения предоставлять запрашиваемую информацию.

Если полиция откажется предоставить мотивировку запроса, его можно обжаловать в суд. Редко, но исключения в практике все же встречаются:

«Истребование письменным запросом руководителя оперативного подразделения системы МВД России, правомочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность, учредительных, бухгалтерских и финансовых документов организации не отнесено законодателем к оперативно-розыскным мероприятиям, исчерпывающий перечень которых предусмотрен указанной нормой Закона. (Определение Красноярского краевого суда от 21 августа 2014 г. по делу N 4г-1647/2014)
В указанном определении речь идет о направлении запроса на основании ст. 6 ФЗ «Об ОРД».

Истребование документов, содержащих коммерческую тайну

В отличие от ФЗ «О полиции» Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» раскрывает понятие «мотивированного требования», в частности оно должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать цель и правовое основание затребования информации (ч.1 ст.6).

Соответственно, если цель затребования информации не указана в запросе, компания может не предоставлять сведения, составляющие коммерческую тайну. В этом случае такая информация может быть запрошена правоохранительным органом в судебном порядке.

Важно: сослаться на нормы ФЗ «О коммерческой тайне можно будет только в том случае, если компания предпринимает меры к охране такой информации и содержащей ее документов. Т.е. внутренними документами компании должны быть приняты следующие меры:

  • определен перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничен доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • произведен учет лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • урегулированы отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • урегулирован порядок нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

При наличии указанных мер отказ от предоставления таких документов без судебного разрешения будет правомерным и не образует состав правонарушения ст. 19.7 КоАП РФ. Однако при их отсутствии отказ на основании охраны сведений, составляющих коммерческую тайну, будет признан несостоятельным, а компания — привлечена к ответственности за неисполнение запроса.

Подводя итог, можно отметить, что судебная практика в основном исходит из того, что запрос полиции о предоставлении информации и документов даже без надлежащей мотивировки должен исполняться в обязательном порядке. Тем не менее, закон не содержит запрет на уточнение мотивов запроса лицом, его получившим. При наличии сомнений в законности и обоснованности предъявленных требований запрос следует обжаловать в суд.

Хотим обратить внимание, что авторы статьи придерживаются исключительно законных методов решения проблем.

Авторы не принимают сторону кого бы то ни было, не призывают к каким либо действиям и не дают политическую окраску материала статьи.

Настоящая статья носит исключительно информационный характер и направлена на поддержку позиции, которую Вы вправе избрать по своему усмотрению, руководствуясь личными мотивами. И помните, выбор за Вами, но только в правовом поле!

Если вас заинтересовал материал статьи и Вы решили что Вам необходима квалифицированная юридическая помощь, Вы можете обратится в ООО «ЮСБ «СПЕКТО» на pravobox.ru или напрямую в ООО «ЮСБ» СПЕКТО» www.specto.ru

Статья подготовлена нашим Генеральным партнером ООО «ЮСБ «СПЕКТО», по заказу ООО «Экспрессюрист», оператора портала PRAVOBOX.RU (Портал профессиональных юридических услуг)

Копирование статьи как целиком так и в части, возможно с разрешения правообладателя ООО «ЮСБ «СПЕКТО».

Источник: https://pravobox.ru/info/soviets/neobosnovannyy_zapros_mvd_ispolnyat_ili_net/

Pravo-consut
Добавить комментарий